ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ A320NG

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 37

ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ A320NG

Владимир КАРНОЗОВ

ФРАНЦУЗСКИЕ И РОССИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ОТРАБАТЫВАЮТ ЭЛЕМЕНТЫ АВИАМОТОРА СЛЕДУЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Французская моторостроительная фирма Snecma, входящая в группу компаний Safran, и российский Государственный научный центр "Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова" (ЦИАМ) достигли соглашения по испытаниям в РФ элементов перспективной силовой установки для пассажирских и грузовых самолетов будущего. Соответствующая программа носит название VITAL.

0x01 graphic

Фирма Snecma и ЦИАМ работают над новыми технологиями вентиляторов.

Фото Владимира КАРНОЗОВА

"Вместе с ЦИАМ мы работаем над новыми технологиями вентиляторов, которые могут затем найти применение в перспективных силовых установках магистральных самолетов", - рассказал корреспонденту "ВПК" руководитель отделения двигателей для гражданской авиации Жан-Пьер Кожан (Jean-Pierre Cojan). Он сообщил о завершении теоретической части исследований по "новой аэродинамической формуле вентилятора".

Испытания в ЦИАМ должны опытным путем подтвердить результаты теоретических исследований. Главным образом это касается новой "формулы" вентилятора для перспективных двухконтурных турбореактивных двигателей. Snecma рассматривает различные "продвинутые" конфигурации, которые должны - при сохранении аэродинамической эффективности - существенно понизить уровень шума. Она предполагает наличие двух ступеней. Они, установленные на одной оси в "кольце" воздухозаборника, вращаются в противоположных направлениях. "При проведении этих исследований мы получаем помощь от ЦИАМ, используем его передовые технологии и установки для проведения испытаний, - продолжает собеседник "ВПК". - Наши партнеры имеют оборудование для проведения испытаний, аналогов которому нет в мире".

Модель перспективного двигателя на основе технологий VITAL демонстрировалась на авиасалоне "МАКС-2005". Она напоминала очертания российского мотора НК-93. К настоящему времени Snecma определилась с размером экспериментального вентилятора, который поступит на испытания в ЦИАМ. "На первом этапе мы испытаем только вентилятор, причем уменьшенный в размерах по сравнению с тем, что может впоследствии быть установлен на реальном двигателе, - подчеркнул Жан-Пьер Кожан. - На этом этапе главное - удостовериться в правильности выбранного пути". По его словам, вентилятор, создаваемый в рамках программы VITAL, из-за своих конструктивных особенностей не может быть установлен на существующей модели мотора. "Двигатель должен изначально разрабатываться под такой вентилятор", - детализирует руководитель отделения двигателей для гражданской авиации.

Скорее всего, такой двигатель сможет найти первое применение на перспективных ближне-среднемагистральных самолетах (БСМС), проекты которых разрабатываются в США, Европе и России. Со временем они заменят выпускаемые сегодня Boeing 737NG, Airbus A320 и Ту-204. В нашем отечестве тема известна под обозначением МС-21, которую ведет "триумвират" - ОКБ им. А.С. Яковлева, С.В. Ильюшина и А.Н. Туполева. Уже больше года ведутся консультации с EADS/Airbus о возможности объединения усилий по БСМС. В высказываниях высокопоставленных чиновников, в частности руководителя Федерального агентства по промышленности Бориса Алешина, данная тема иногда проходит как "A320NG" (суффикс "NG" - Next Generation, по аналогии с Boeing 737NG). Недавнее приобретение 5% пакета EADS "Внешторгбанком" (ВТБ) увеличивает шансы "проекта A320NG".

Ключевым вопросом создания новой машины является силовая установка. "У нас уже накоплена критическая масса новых технологий, позволяющая запустить проект полностью нового мотора. Однако мы не сделаем этого без команды от самолетостроительных фирм. Они должны сказать нам, когда им понадобится такой двигатель - в 2012, 2014 или 2016 году? Дело в том, что от выбора года зависит уровень технологий и стоимости нашего продукта", - полагает Жан-Пьер Кожан.

Пока же ни Airbus, ни Boeing не торопятся с принятием решения. Собеседник "ВПК" объясняет это состоянием рынка пассажирских самолетов для линий малой и средней протяженности. "Обе серийные модели - и А320, и 737NG - к настоящему времени превысили первоначальные планы по количеству продаж. И спрос на них продолжает расти. В ближайшие пару-тройку лет и европейский, и американский производители готовятся побить прежние рекорды по количеству годовых поставок", - уверен Жан-Пьер Кожан.

Темп производства A320 и 737NG превысит пятьдесят машин в месяц. Пока Airbus и Boeing почивают на лаврах успеха и не помышляют о выводе на рынок продукта нового поколения в данном сегменте, у России есть шанс опередить их с конкурентоспособным предложением по МС-21. В этой связи совместная работа отечественных моторостроителей с именитым французским производителем позволяет России развивать технологическую базу для прорыва в области силовых установок для перспективных пассажирских самолетов.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации