ДВЕ ДИВИЗИИ СТУДЕНТОВ

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 38

ДВЕ ДИВИЗИИ СТУДЕНТОВ

Сергей МИХАЙЛОВ

СОЛДАТЫ-КОНТРАКТНИКИ, ДОБРОСОВЕСТНО ОТСЛУЖИВШИЕ ТРИ ГОДА, ПОЛУЧАТ ПРАВО НА ХОРОШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект закона с длинным, но многообещающим названием: "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации (в части обеспечения доступности высшего профессионального образования для граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, а также в части обеспечения доступности среднего профессионального и высшего профессионального образования для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет)".

Впервые о льготах при поступлении в вузы для контрактников заговорили больше трех лет назад. "Отслужившие 3 года по контракту должны получить ряд преференций, в том числе гарантированное право на высшее образование за государственный счет", - заявил 16 мая 2003 г. в Послании Федеральному собранию президент Владимир Путин. И это вполне справедливо: данный шаг повысит привлекательность для молодежи военной службы по контракту на должностях рядового и сержантского состава, а заодно будет способствовать ускорению формирования Вооруженных Сил на контрактной основе.

Справедливости ради отметим, что преференции военнослужащим в получении высшего образования не новинка. Они были и во времена СССР, действуют и сегодня. Так, согласно закону "О статусе военнослужащих", граждане, проходившие военную службу по контракту и уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и имеющие общую продолжительность военной службы 15 лет и более, имеют право на поступление в государственные образовательные учреждения профессионального образования без вступительных экзаменов:

- на первый курс и последующие курсы государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования - имеющие незаконченное высшее или высшее военное профессиональное образование;

- на подготовительные отделения государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования - окончившие образовательные учреждения среднего (полного) общего образования или среднего профессионального образования.

Офицеры, проходящие военную службу по контракту, имеют право на обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения.

Есть аналогичные положения в законах "Об образовании" (в редакции от 13 января 1996 г. №2-ФЗ) и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в редакции от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ). Однако здесь в должной мере не регулируется предложенный президентом принцип поощрения именно солдат-контрактников, так как в названных законах содержатся нормы, устанавливающие льготы, которые могут быть отнесены как к военнослужащим-призывникам, так и к военнослужащим-контрактникам. Так что сегодня доступность высшего образования для лиц, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту на воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин, правовыми нормами действующих законов в должной мере не обеспечивается. И главное: отсутствует гарантированное и достаточное стипендиальное обеспечение на период учебы, предоставление льгот при поступлении в вуз не связано со сроком контрактной службы и предоставляется выборочно.

А ведь в соответствии с утвержденными планами модернизации армии у нас в настоящее время идет процесс формирования в Сухопутных, Воздушно-десантных войсках и в морской пехоте частей постоянной готовности на профессиональной основе. Эта работа должна быть завершена в 2007 г. Кроме того, на добровольных принципах будет основана служба во Внутренних и Пограничных войсках. При этом опережающими темпами на профессиональную основу переводится сержантский состав Вооруженных Сил, так как продолжительность службы по призыву с 2008 г. сократится до одного года. Первые полгода призывники будут осваивать военные специальности в учебных подразделениях. После этого получат возможность выбора: либо дослужить полгода в линейных частях, либо перейти на профессиональную службу.

Поэтому и решили в правительстве, что реализация преференций, предоставляемых в сфере высшего профессионального образования лицам, прослужившим определенный срок по контракту, требует отдельного законодательного оформления. "Проект федерального закона, - подчеркивается в пояснительной записке к законопроекту, - направлен на обеспечение доступности высшего образования для лиц, добросовестно отслуживших не менее трех лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных воинских формированиях на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "б", "в" и "г" пункта 1, подпунктом "а" пункта 2 и пунктом 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а также на приведение Закона Российской Федерации "Об образовании" и Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в соответствие с абзацем вторым пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

Читаем дальше: "Льготы по получению высшего профессионального образования, установленные статьей 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями по состоянию на 26 апреля 2004 г.) "О статусе военнослужащих", могут быть реализованы молодыми солдатами, матросами, сержантами, старшинами, первоначальный контракт с которыми заключается на 3 года, лишь в период службы по контракту или в случае увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, т.е. при досрочном расторжении контракта".

Как видим, необходимость появления нового закона в первую очередь объясняется тем, что подобные положения продекларированы в законе "О статусе военнослужащих", но не зафиксированы в законах "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", которые, естественно, являются приоритетными для вузов.

Председатель Комитета ГД по обороне Виктор ЗАВАРЗИН:

- Законопроект, внесенный правительством, направлен на обеспечение доступности среднего и высшего профессионального образования для лиц, добросовестно отслуживших по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации не менее трех лет.

Законопроектом для указанной категории предоставляется право:

- обучения на подготовительных отделениях вузов за счет бюджетных средств;

- поступления в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования на внеконкурсной основе при условии получения положительных оценок на вступительных испытаниях;

- обучения в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования за счет бюджетных средств;

- получения повышенной - на 50% от имеющейся в вузах - стипендии.

Особая социальная значимость законопроекта в том, что он значительно расширяет возможности граждан из малообеспеченных семей на получение среднего и высшего профессионального образования.

Комитет по обороне, безусловно, поддерживает данный законопроект и рекомендует Госдуме принять его в первом чтении.

Что же получат контрактники? Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, имеют право в порядке, определяемом правительством РФ, на обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения. При этом они пользуются правом внеконкурсного поступления в указанные образовательные учреждения при условии получения положительных оценок на вступительных экзаменах. Кроме того, законопроектом предлагается предоставить названной категории лиц право обучения на подготовительных отделениях вузов за счет бюджетных средств, определить порядок создания и функционирования таких подготовительных отделений.

В целях исключения случаев непродления военнослужащими, отслужившими 3 года, контрактов о прохождении военной службы, стипендия установлена в размере, большем на 50%, чем у студентов (сегодня это будет 900 рублей), но не превышающем средний месячный оклад денежного содержания указанной категории военнослужащих, который, по расчетам Минобороны РФ, составляет 2080,7 рубля.

Перечисленные меры социальной поддержки предполагается предоставить отслужившим установленный срок по контракту в Вооруженных Силах РФ, а также в Пограничных войсках, во Внутренних войсках МВД России, войсках Гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки, органах ФСБ, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти России, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России.

Понятно, что реализация этой идеи потребует выделения дополнительных средств из бюджета. Расходы на обеспечение вышеуказанных прав и льгот правительственными экспертами рассчитывались исходя из ежегодного контингента в 3 тыс. человек. Если основываться на действующей структуре программ высшего образования, то предполагается, что 3 тыс. человек будут ежегодно обучаться на 9-месячных подготовительных курсах, по 3 тыс. человек будут обучаться в течение четырех лет по программам бакалавриата (первой ступени высшего профессионального образования) и по 300 человек - по программам специалиста и магистра (на второй и третьей ступенях высшего профессионального образования). Как видим, преференции получат почти 16 тыс. человек.

Естественно, с каждым последующим годом реализации законопроект будет "тяжелеть" и в расходах. Если первый год правительственные эксперты их оценивают в 66,1 млн., то второй год - уже в 81,9 млн., третий - в 97,7 млн. рублей. А в целом законопроект стоит 751,8 млн. рублей. Естественно, в сегодняшних ценах.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации