ДАМАСКУ ПРИДЕТСЯ ИДТИ НА УСТУПКИ

«ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР» №1.2006 Г.

ДАМАСКУ ПРИДЕТСЯ ИДТИ НА УСТУПКИ

Валентин ЮРЧЕНКО

эксперт Института Ближнего Востока

СИРИЙСКИЕ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ВО МНОГОМ НАПОМИНАЮТ АРМИЮ САДДАМА ПЕРЕД ВОЙНОЙ 2003 ГОДА

Убийство 14 февраля 2005 г. в Бейруте бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири стало поводом для раскручивания Соединенными Штатами очередного витка давления на Сирийскую Арабскую Республику. Надо сказать, что и до этого американо-сирийские отношения отнюдь не отличались доброжелательностью, а после войны в Ираке в 2003 г. они постоянно ухудшались.

Под давлением США, Франции и их союзников на Западе и в регионе президент Башар Асад в апреле 2005 г. вывел из Ливана свои войска (находились там с 1976 г.) и представительства спецслужб. Однако этот шаг Дамаска не привел к прекращению американского прессинга на САР. Из Вашингтона продолжают раздаваться обвинения в сирийский адрес в попустительстве проникновению иностранных боевиков с территории Сирии в Ирак, поддержке палестинских экстремистских организаций, продолжении вмешательства в ливанские дела, осуществлении программ создания ОМП и ракетного оружия.

ОБЪЕКТИВНА ЛИ КОМИССИЯ МЕХЛИСА?

Осенью 2005 г. американское давление на САР заметно усилилось. Одним из поводов для этого стал доклад комиссии ООН по расследованию убийства Р. Харири, которую возглавлял немецкий следователь Д. Мехлис. В этом документе Дамаск обвиняют в "неполном сотрудничестве" с комиссией, а главное - выдвинуты обвинения в причастности ряда высокопоставленных чиновников сирийских спецслужб и военных к убийству ливанского экс-премьера. По инициативе США, Франции и Великобритании 31 октября Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1636, которая обязывает Сирию безусловно и в полном объеме сотрудничать с комиссией Мехлиса. В случае, если Дамаск откажется от реального сотрудничества, Совет Безопасности может предпринять "дальнейшие действия", которые в резолюции конкретно не указаны. По настоянию России из проекта резолюции был исключен призыв к Сирии отказаться "от всех видов террористической деятельности и любой помощи террористам", а также убрано упоминание о возможности введения международных санкций в отношении САР. Мандат комиссии продлили до 15 декабря 2005 г., и, видимо, скоро она предоставит СБ ООН очередной доклад.

В Дамаске негативно восприняли резолюцию 1636, но заявили о готовности сотрудничать со следствием "на строго профессиональной основе и при максимально возможной прозрачности". Причем сирийцы требуют предоставления им не "голословных утверждений", а конкретных доказательств причастности тех или иных лиц к преступлению. В целом же в Дамаске считают, что комиссия Мехлиса была заранее запрограммирована Вашингтоном на выдачу негативного для Сирии итога работы.

Как известно, к числу подозреваемых в причастности к убийству Р. Харири следователи ООН отнесли младшего брата президента САР Махера Асада (командует элитной дивизией Республиканской гвардии) и мужа его сестры Асефа Шауката (начальника сирийской военной разведки). Если комиссия выявит конкретные факты причастности к убийству Харири высокопоставленных сирийских деятелей, включая родственников Б. Асада, то это может самым негативным образом сказаться на положении правящего в Дамаске режима.

В целом ситуация вокруг расследования убийства Р. Харири усложняется. Причем в Вашингтоне считают, что если президент Башар Асад не сумеет зарекомендовать себя в глазах США "бескомпромиссным борцом с мировым злом", то "всегда найдется повод для того, чтобы обвинить его в будущем".

ПОЛИТИКА ИЗОЛЯЦИИ И ДАВЛЕНИЯ

В чем же причина столь последовательно жесткой линии США в отношении Дамаска? Главное, как видится, заключается в том, что в лице Сирии Соединенные Штаты, стремящиеся переделать политическую карту Ближнего Востока по своему усмотрению, встретили наиболее сильное в арабском мире нежелание беспрекословно следовать американским указаниям. При сохранении у власти в САР нынешнего правительства данная позиция вряд ли претерпит коренные изменения. Исходя из этого, США продолжат политику изоляции и оказания разнопланового давления на Дамаск. И хотя в Вашингтоне пока открыто не говорят о необходимости свержения нынешнего сирийского режима, но фактически ведут дело именно к этому.

Какие же шаги могут предпринять США для оказания давления на режим Башара Асада? Прежде всего, усиление международной изоляции Дамаска, включая применение экономических и политических санкций. Не исключается и замораживание членства Сирии в различных международных организациях. По всей видимости, усилится работа американцев с сирийской оппозицией. Здесь особо подчеркнем, что светские противники баасистского режима в лице либералов, левых, националистов и др. представляют собой разрозненные группы, не пользующиеся заметным влиянием. Остаются "Братья мусульмане", имеющие разветвленное подполье и способные в условиях усиления религиозности населения страны привлечь на свою сторону значительное число людей. Вопрос: устраивает ли американскую администрацию приход к власти в Сирии исламских фундаменталистов? Ответить трудно. Но очевидно одно - установление в самом центре арабского мира радикального исламистского режима, безусловно, приведет к дестабилизации положения в регионе, будет способствовать росту экстремизма в других мусульманских странах и тех государствах, где имеются крупные мусульманские общины. И Россия здесь не составит исключения. США также поддерживают деятельность курдской оппозиции в САР, что может серьезно обострить и без того сложные отношения между арабами и курдами.

И еще один аспект, о котором почему-то открыто не говорится, - урегулирование сирийско-израильских отношений. Прежде всего речь идет о судьбе оккупированных Израилем в 1967 г. сирийских Голанских высот. Предположим, что в Дамаске пришел к власти режим, дружественный Вашингтону. Но в этом случае несомненно одно - он потребует возврата Голан. Другого здесь просто не дано. Ведь в противном случае этот режим либо будет свергнут, либо вынужден будет отказаться от проамериканской ориентации. Израиль же, как известно, не собирается расставаться с Голанскими высотами. Хотелось бы знать, что думают по этому поводу в Вашингтоне.

На сегодняшний день вопрос о прямом силовом давлении на Сирию, а тем более проведении масштабной военной операции напрямую не стоит. Тем не менее разговоры о возможном американском военном вторжении ведутся, а данная тема постоянно муссируется в арабских и западных СМИ.

ТЕХНИКА УСТАРЕЛА

Рассмотрим военные возможности Сирии и состояние ее армии. В количественном ее отношении Вооруженные Силы выглядят довольно внушительно. Они насчитывают 296,8 тыс. человек (резервный компонент - 354 тыс. чел.). В их боевом составе имеется 12 дивизий, в том числе 8 танковых, а на вооружении состоит 26 ПУ оперативно-тактических (ОТР) и 36 ПУ тактических (ТР) ракет, 4500 танков, около 440 боевых самолетов, 61 боевой вертолет, 680 ПУ ЗУР, 28 боевых кораблей и катеров.

Однако при более внимательном изучении вопроса картина становится не столь радужной.

Начнем с Сухопутных войск (200 тыс. чел.). Их основная группировка развернута на юге страны, вблизи линии развода войск с Израилем. В зоне, прилегающей к Голанским высотам, сосредоточены четыре дивизии (мд - 2, тд - 2) и две отдельные пехотные бригады. Несколько дивизий дислоцируются в районе Дамаска, часть сил находится в центральных районах страны.

Сирийские дивизии трудно управляемы и имеют громоздкую организацию, не отвечающую современным требованиям. Так, механизированная дивизия (штатная численность 16 тыс. чел., реально - до 11 тыс. чел.) имеет две механизированные и две танковые бригады, артиллерийский полк. На вооружении состоит 300 танков, 140 артиллерийских орудий, 350 ББМ. Танковая дивизия (штатная численность 15 тыс. чел., реально - до 8 тыс. чел.) имеет три танковые и механизированную бригаду, артиллерийский полк. На вооружении состоит 350 танков, 140 артиллерийских орудий, 300 ББМ.

Отдельно остановимся на войсках спецназа ("командос"), насчитывающих до 30 тыс. человек (около 10% от общей численности ВС). Они состоят из дивизии спецвойск (3 полка) и 10 отдельных полков. Части "командос" хорошо обучены, оснащены большим количеством противотанковых средств и другим оружием. Особое внимание в подготовке спецвойск уделяется ведению боевых действий в тылу противника, в первую очередь борьбе с его резервами, выдвигающимися из глубины.

Большинство сирийских ОТР и ТР поступили на вооружение в 70-80-е годы. В связи с этим у зарубежных экспертов имеются сомнения в высокой технической готовности ракетного арсенала САР. Запас ракет у сирийцев, по информации иностранных источников, составляет: Р-17э - 190, "Скад-В" - 115, "Луна-М" - 90, "Точка" - 210.

Танковый парк представлен главным образом устаревшими Т-55 и Т-62 (3000 ед.), а 1500 более современных Т-72 произведены в конце 70-х - начале 80-х гг. При содействии итальянских специалистов к 2003 г. модернизированы 122 Т-72: на них установили новую систему управления огнем и усилили бронирование. Ранее украинские специалисты модернизировали 200 Т-55. В целом же у сирийцев пока нет перспектив обновления или серьезной модернизации танкового парка. Значительная часть танков (1200) используется в качестве стационарных огневых точек или находится на хранении.

Артиллерия на 80% представлена устаревшими орудиями, минометами и РСЗО, в войсках мало САУ. Отсутствуют современные системы управления огнем и артиллерийской разведки. Основу противотанковых средств составляют ПТРК "Малютка", "Милан" и "Фагот", которые не в состоянии успешно бороться с современными танками. Поступление на вооружение в конце 1990-х гг. российских ПТРК "Корнет-Э" и "Метис" повысило противотанковые возможности сирийцев, но в целом ситуация в этом виде вооружений остается трудной.

Войсковая ПВО вооружена преимущественно ЗРК, ПЗРК и зенитными орудиями устаревших типов, что, несмотря на их большое количество, не позволяет надежно прикрывать войска от действий воздушного противника, в том числе на малых высотах.

Подготовка личного состава Сухопутных войск не отличается высоким качеством. По оценке зарубежных экспертов, многие тактические учения проводятся нединамично, мало совместных учений с участием различных родов войск и видов ВС. Слабо подготовлены и оснащены техникой резервные соединения и части. Система призыва по мобилизации личного состава запаса организована хорошо, но в войсках (по опыту войны 1982 г.) не могут надлежащим образом использовать приписной состав. Недостаточно развита ремонтная база, не хватает запчастей. Не всегда на должном уровне производится техническое обслуживание вооружения.

В целом Сухопутные войска САР поддерживаются в боеспособном состоянии, но их техническое оснащение требует коренного улучшения путем замены или серьезной модернизации значительного числа боевой техники.

АВИАЦИЯ - СЛАБОЕ МЕСТО

Военно-воздушные силы и Войска ПВО представляют единый вид ВС. На вооружении ВВС (35 тыс. чел.) состоят устаревшие типы самолетов и вертолетов, полученные двадцать-тридцать лет назад. Они в значительной степени выработали установленные сроки эксплуатации, физически и морально устарели, их технические и тактические возможности не отвечают современным требованиям. В первую очередь это относится к наиболее многочисленному типу истребителей МиГ-21 (166 ед.). Наиболее современные истребители МиГ-29 и фронтовые бомбардировщики Су-24 (по 20 ед. каждого типа) также требуют доработок. Слабым местом остается воздушная разведка.

Так что и авиатехника сирийских ВВС нуждается в серьезной модернизации либо замене имеющихся самолетов и вертолетов на более современные образцы. Имеющие место в западных СМИ сообщения о поставках из России в 90-е годы истребителей МиГ-29 и Су-27 не соответствуют действительности, а на сегодняшний день перспективы обновления самолетного и вертолетного парка весьма туманны.

В любом случае сирийские ВВС не обладают большой ударной мощью, что не позволяет им оказывать надежную поддержку Сухопутным войскам и ВМС, наносить эффективные удары по целям в глубине территории противника. Недостаточно отработано взаимодействие между ВВС и другими видами Вооруженных Сил, между истребительной авиацией и наземными средствами ПВО.

Военная авиация базируется на 21 аэродроме, большинство из них расположены в южных и центральных районах страны, имеют капитальное покрытие ВПП. На всех аэродромах базирования боевой авиации сооружены железобетонные укрытия для самолетов.

Не очень высоким остается уровень подготовки летного и инженерно-технического состава. Ощущается нехватка тренажеров и другого учебного оборудования. Значительные трудности имеются в обслуживании и ремонте авиатехники, не хватает запчастей. Это негативно сказывается на качестве подготовки летного состава. По информации иностранных источников, средний годовой налет сирийских летчиков составляет всего около 30 часов.

Имеющиеся электронное оборудование, наземные и бортовые средства РЭБ устарели и не в состоянии эффективно противодействовать радиоэлектронным средствам США и их союзников. ВВС САР не имеют самолетов ДРЛО, управления и РЭБ.

В целом же сирийские ВВС поддерживаются, хотя и со значительными трудностями, в боеспособном состоянии.

На вооружении частей ПВО (54,2 тыс. чел.) состоят преимущественно устаревшие ЗРК С-75, С-125, С-200, "Квадрат" (на последних проведены частичные модернизационные работы). Средства управления, разведки и наведения также устарели. ЗРК и радиотехнические средства не обладают надежной помехозащищенностью. Большинство ЗРК являются стационарными, что делает их легко уязвимыми от поражения противником. Число мобильных ЗРК "Оса" невелико - до 60 ед. Имеются проблемы с подготовкой личного состава.

Сирийцы, учитывая решающую роль авиации в войнах в Ираке и Югославии, уделяют особое внимание укреплению сил и средств ПВО, поддержанию их в боеспособном состоянии. Однако национальные возможности по модернизации вооружения очень ограничены. По оценке американских экспертов, модернизация системы ПВО САР с заменой большей части ЗРК, РЛС и системы управления может занять (в случае поставки из-за рубежа необходимого количества новой техники) от трех до пяти лет.

Таким образом, состояние сил ПВО САР, несмотря на их многочисленность, не позволяет им успешно противостоять современным средствам воздушного нападения, особенно в случае их массированного применения.

Военно-морские силы насчитывают 7,6 тыс. человек. Корабли и катера физически изношены и морально устарели, требуют ремонта или замены на новые. Боевые возможности флота оцениваются как очень ограниченные.

ОМП. В докладе ЦРУ (2002 г.) ядерная программа САР характеризовалась как "исследовательская и направленная на мирные цели". По информации иностранных источников, в начале 90-х годов в САР было развернуто производство иприта и фосфорорганических ОВ нервно-паралитического действия на основе собственного сырья и основных полупродуктов. Сообщается, что производство боевых ОВ и их компонентов сконцентрировано в горном районе вблизи Дамаска, в Хомсе (VX), Хама (зарин, табун, VX) и Алеппо. Носителями ХО являются боеголовки ракет и авиационные бомбы. Имеется информация о возможном наличии у сирийцев артиллерийских снарядов с химической начинкой. Согласно сирийской военной доктрине, химическое оружие является оборонительным и будет применено только в случае широкомасштабной агрессии Израиля против САР.

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

В настоящее время военно-технические связи Сирии с зарубежными странами носят ограниченный характер. Дамаск прилагает усилия по расширению ВТС с Россией. Ведь до 90% оружия сирийской армии - советского производства. Основными направлениями российско-сирийских ВТС являются командирование в Сирию наших военных советников и специалистов; оказание помощи в подготовке кадров для ВС САР; оказание помощи в создании в САР объектов военного назначения; ремонт сирийского вооружения на предприятиях РФ; организация лицензионного производства вооружения в САР.

В порту Тартус с 1988 г. расположен пункт материально-технического облуживания (ПМТО) российского ВМФ (плавмастерская из состава ЧФ и береговые объекты), причем сирийская сторона не берет денег за стоянку российских кораблей. В настоящее время это единственный объект передового базирования ВМФ РФ в Средиземном море.

Сирия высказывала желание приобрести в России танки Т-90, истребители Су-27 и МиГ-29СМТ, ЗРС С-300ПМУ, ЗРК "Бук М-1" и "Тор М-1", другую технику, а также произвести комплексную модернизацию танков Т-55 и Т-72, истребителей МиГ-21 и МиГ-23, приобрести право лицензионного производства некоторых видов оружия. Однако в силу целого ряда причин российские военные поставки в САР носят ограниченный характер.

Значительное негативное воздействие на российско-сирийские военные связи оказывает давление со стороны США и Израиля, выступающих против передачи современного российского оружия Сирии. В целом перспектив заметного расширения ВТС Сирии с зарубежными странами в условиях усиливающегося давления на Дамаск со стороны Вашингтона и его союзников не имеется.

Сирийская армия переживает сейчас не лучшие времена: стареют и изнашиваются вооружение и военная техника, а войска не получают новых образцов, из-за финансовых трудностей сократилось число проводимых учений. Руководство САР и командование ВС знают о недостатках в деле военного строительства, технического оснащения армии, подготовки военных кадров. Однако в условиях невозможности приобретения за рубежом современных вооружений, систем управления войсками, другой техники они мало что могут сделать для радикального изменения к лучшему положения дел в военной сфере. К тому же при решении многих армейских вопросов сказываются инертность мышления, отсутствие поиска новых решений, бюрократизм, да и просто нежелание серьезно и добросовестно заниматься решением сложных и трудных проблем военного строительства.

ВС САР в своем нынешнем состоянии слабо адаптированы к новым веяниям в военном деле и военном искусстве, к новейшим технологиям и оружию. Командование видит пути развития и совершенствования военной организации государства преимущественно в рамках стереотипов прошлых лет, не пытается активно искать нестандартные решения вывода военного строительства из состояния стагнации. В результате сирийские Вооруженные Силы во многом напоминают армию саддамовского Ирака перед войной 2003 г.

К ДИАЛОГУ ГОТОВА

На обозримую перспективу радикальные перемены в деле военного строительства в Сирии не просматриваются. Альтернативного бывшему СССР источника военной помощи нет, и в силу причин политического и финансового порядка сирийцы не смогут найти других надежных партнеров в сфере ВТС. Поэтому в сложившихся условиях руководство страны вряд ли сможет сделать для армии что-то большее, чем отдельные косметические изменения.

Очевидная слабость военных возможностей, отсутствие реальных союзников и надежных внешнеполитических партнеров неизбежно ведут к ухудшению внешнеполитических позиций Сирии. Дамаск, желает он того или нет, будет вынужден в интересах сохранения существующего в стране режима под давлением более сильных государств идти на уступки политического характера. Вместе с тем сирийцы постараются действовать гибко, отстаивать по мере возможностей свои позиции. Несомненно, что важное значение будет иметь умение сирийских лидеров лавировать на сложных перекрестках ближневосточной и мировой политики.

В заключение подчеркнем, что Сирия не ищет конфронтации и готова к диалогу с США. Режим Б. Асада вполне прагматичен. И, как представляется, Вашингтон вместо того, чтобы всячески демонизировать сирийский режим, при наличии доброй воли вполне мог бы договориться с Дамаском о взаимоприемлемых взаимоотношениях, не унижающих национальное достоинство сирийцев и не роняющих престиж США. При этом американским политикам следует помнить, что попытки решить "сирийскую проблему" силовым путем могут в конечном итоге обернуться против самих Соединенных Штатов, которые получат "второе издание" нынешнего иракского варианта.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации