БОРОТЬСЯ НУЖНО НЕ С СИМПТОМАМИ, А С ПРИЧИНАМИ

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 40

БОРОТЬСЯ НУЖНО НЕ С СИМПТОМАМИ, А С ПРИЧИНАМИ

Владислав КРАМАР

К ТАКОМУ ВЫВОДУ ПРИШЛИ УЧАСТНИКИ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

В Москве состоялась III Международная конференция "Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма", организаторами которой выступили Комитет Государственной Думы РФ по безопасности, Всемирный антикриминальный и антитеррористический форум (ВААФ), Национальный антикриминальный и антитеррористический фонд (НААФ) и компания "Интерполитекс". В Государственной Думе российские и зарубежные эксперты выступили с докладами, а на следующий день в Культурном центре ФСБ России более 30 организаций представили образцы спецтехники.

Открывая конференцию, председатель правления ВААФ, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по безопасности генерал армии Анатолий Куликов выделил несколько тезисов, позволяющих критически оценить итоги мировых антитеррористических усилий в период после событий 11 сентября 2001 г. По мнению парламентария, цели операций в Чечне, Афганистане, Ираке и Ливане нельзя считать достигнутыми, учитывая, что жертвы среди мирного населения многократно превысили потери антитеррористических сил. Война против терроризма превратилась в войну средствами терроризма, то есть с неизбираемой целью. Кризисные явления в регионах, ставших ареной военных кампаний "против терроризма", обеспечивают социальную базу для потенциального воспроизводства террористов. Число стран, в которых растущая бедность ведет к риску проявлений терроризма и вооруженных конфликтов, за последние три года возросло с 17 до 26.

ПРАВО СИЛЫ И СИЛА ПРАВА

Как и на предыдущей конференции ВААФ, прошедшей в январе 2004 года, Анатолий Куликов вынужден был констатировать, что далеко не все государства присоединились к международным антитеррористическим конвенциям, а единое определение терроризма так и не выработано. По мнению председателя правления ВААФ, восприятие Россией характера и степени террористической угрозы коренным образом изменила трагедия в Беслане. Один из главных выводов государственной власти Российской Федерации заключается в том, что бороться нужно не с симптомами, а с причинами, порождающими эту болезнь. Поэтому в основу разработанной национальной антитеррористической стратегии положена необходимость сочетания мер по предупреждению и профилактике угроз с мерами силового характера. Устранение причин, порождающих терроризм, является долгосрочной задачей, в решении которой должны принимать участие все или, по меньшей мере, наиболее влиятельные государства мира. К числу неотложных проблем, требующих решения на международном уровне, Анатолий Куликов отнес выработку унифицированного понятийного аппарата; решение вопроса об отнесении терроризма к преступлениям против мира и безопасности человечества; урегулирование применения вооруженных сил в отношении террористических организаций и определение соотношения права силы и силы права; ликвидацию системы финансовой подпитки терроризма; выработку правовых основ борьбы с кибертерроризмом, недопущение использования Интернета в террористических целях.

"Опоздание с реагированием на изменения в мире привело к 11 сентября. Опаздываем до сих пор", - констатировал в своем выступлении заместитель министра иностранных дел России Анатолий Сафонов. В то же время он отметил улучшение работы спецслужб и налаживание взаимодействия между ними по обмену информацией и признал, что фактор умения политиков опираться на разведданные приобрел самостоятельное большое значение. По мнению замглавы внешнеполитического ведомства, насущной задачей мирового сообщества является лишение террористов приватизированного ими права толковать ислам. Важность недопущения перетекания борьбы с терроризмом в религиозную вражду и перевода радикализма на конфессиональный уровень подчеркнул в своем выступлении первый заместитель руководителя аппарата Национального антитеррористического комитета генерал-майор Евгений Ильин.

Зарубежные участники конференции расставляли несколько иные акценты. Так, член правления ВААФ, министр инфраструктуры Израиля Беньямин Бен Элизер охарактеризовал мировую террористическую угрозу как глобальный джихад, имеющий целью создание Всемирной исламской империи на Ближнем Востоке. Коснувшись последних событий в Ливане, израильский министр, ранее возглавлявший военное ведомство страны, отметил, что они служат примером недопустимости нахождения террористической организации под крышей политического движения. Член правления ВААФ, экс-министр обороны ФРГ Руперт Шольц высказал мнение, что попытки решения проблемы "Хезболлы" в Ливане с помощью международных миротворческих сил будут иметь очень ограниченный успех. Как считает Шольц, в первую очередь должны действовать ливанская армия и ливанская полиция, конечно, при условии оказания им военно-технической поддержки. Экс-министр обороны ФРГ выступил за то, чтобы каждое государство имело перед мировым сообществом обязательства, чтобы его страна не стала базой терроризма, а в случае их нарушения становилась объектом бойкота и военной интервенции со стороны международного сообщества. Эффективное противодействие международному терроризму требует ограничения классического понятия суверенитета, что, по мнению Руперта Шольца, доказывает пример борьбы с "Аль-Каидой" в Афганистане. Также он подчеркнул, что наряду с противодействием терроризму военными и полицейскими средствами нужно расширить каталог возможных санкций и ответных мер с опорой на экономические расчеты, исходя из того, что человека, которому нечего терять, сложно удержать от насилия.

Заместитель руководителя АТЦ СНГ генерал-полковник Валерий Верчагин в своем докладе, который был посвящен опыту этой организации в разработке модельного антитеррористического законодательства и проведении совместных антитеррористических учений, также акцентировал внимание собравшихся (наряду с террористической угрозой) на актуальности инспирации масштабных антиконституционных процессов, примером которых являются события в узбекском городе Андижан в мае 2005 г.

МИГРАЦИЯ И ТЕРРОРИЗМ

Особенностью III Международной конференции ВААФ стало повышенное внимание к связи преступности и терроризма с проблемой миграции. Как отметил вице-президент Апелляционного суда Парижа Жан-Луи Брюгьер, легкость проникновения на европейскую территорию выходцев из исламских стран, обусловленная отсутствием эффективной общеевропейской политики в области иммиграции, хотя не определяет характера террористической угрозы, но, несомненно, способствует ее развитию. Угрозу распространения радикальных исламистских организаций, не имеющих единого руководства и не признающих национальных границ, докладчик из Франции назвал "вирусной" и подчеркнул важность иммиграционного контроля как средства борьбы с подобными организациями. По словам Жан-Луи Брюгьера, труднее всего осуществлять контроль странам Шенгенской зоны, имеющим сухопутные или морские границы на пути в Северную Африку, в частности Испании и Италии. Нелегальная иммиграция из Алжира и Марокко в Испанию идет либо через испанские анклавы в Марокко, либо через Гибралтар, либо через порт Валенсия. Значительное число членов радикальных исламистских движений осело на Пиренейском полуострове. Итальянская территория в настоящее время используется иракскими группировками, перевозящими боевиков в Ирак, которые используют шенгенский режим на греко-турецкой границе. Другие организации также осуществляют их переправку через Италию на Балканы. Турция, не являющаяся членом Европейского союза, служит, по-видимому, перевалочным пунктом для исламских организаций, действующих в Европе, на Кавказе и Ближнем Востоке. Особый случай представляет собой Великобритания, являющаяся членом Европейского союза, но не входящая в Шенгенскую зону. Великобритания хорошо защищена в силу своего островного положения и благодаря одному из самых эффективных механизмов пограничного контроля, в то же время терпимость по отношению к исламским движениям до террористических актов в Лондоне привлекала туда многих боевиков. Лондонская организация, которой руководил Абу Курад и его соратники, обеспечивала переправку обученных бойцов в Афганистан через Пакистан, снабжая их поддельными документами, позволяющими избежать внимания британских иммиграционных служб.

Недавнее ужесточение политики контроля въезда в США, которое легло тяжелым бременем на авиационные и судоходные компании, обнаруживает ряд уязвимых мест. Так как США не в полной мере контролируют свою границу с Канадой, ряд радикальных исламских группировок из Северной Африки выбрал это направление для создания своих баз в Квебеке, которые служат перевалочными пунктами для проникновения на территорию США.

По мнению вице-президента Апелляционного суда Парижа, оборонительная политика ужесточения пограничного контроля и введения жесткого иммиграционного контроля должна сочетаться с наступательной стратегией, направленной на предупреждение террористических актов, реализация которой требует пересмотра задач всех государственных органов, участвующих в борьбе с терроризмом. В такой динамичной концепции предупреждения риска решающую роль играет оперативная информация. Оперативное взаимодействие между службами сбора информации, иммиграционными, криминальной полицией и другими компетентными органами, отвечающими за борьбу с терроризмом, позволит использовать оперативную информацию в масштабе реального времени и нейтрализовать на соответствующей правовой основе основных участников, готовящих террористические операции. Такая система была внедрена во Франции и доказала свою эффективность. Жан-Луи Брюгьер выразил уверенность в достижении европейскими странами компромисса по процедурам выдачи виз и экстрадиции, а также реализации выдвинутых на уровне Совета Европы инициатив, направленных на более эффективное пресечение подделки и фальсификации документов, в частности более широкое введение биометрических паспортов.

Адвокат Апелляционного суда Парижа Патрик Брюно подчеркнул, что заявлять априори о непосредственной связи терроризма и иммиграции из исламских стран, как это делают американцы и ряд европейских должностных лиц, недопустимо. Как считает адвокат, предоставление полномочий разрабатывать вопросы борьбы с терроризмом ограниченному кругу специалистов приводит к возникновению ложных идей, которые используются политиками для достижения успеха на выборах. А как следует из доклада директора американского Центра по изучению проблем транснациональной преступности и коррупции Луиз Шелли, США пока не удалось выработать рациональных подходов по противодействию незаконной миграции.

Согласно докладу директора ФМС России генерал-лейтенанта Константина Ромодановского, в общем объеме преступности незаконная миграция, включающая в себя незаконное пересечение границы, незаконное пребывание на территории России и незаконную трудовую деятельность, составляет пока 3%, но ежегодный рост таких преступлений составляет 5-7%. По оценке руководителя нашего миграционного ведомства, на территории РФ находится порядка 10 млн. нелегальных мигрантов, они вывозят из страны порядка 250 млрд. руб. Часть этих денежных средств поступает на финансирование терроризма. Как сообщил Константин Ромодановский, сотрудниками ФМС была пресечена деятельность фирмы, доход которой от подделки документов для мигрантов составлял 1 млрд. руб. Эта же фирма легализовала террористов, захвативших здание Театрального центра на Дубровке. Директор ФМС выразил уверенность в том, что ситуация улучшится после вступления с 15 января 2007 г. в силу двух новых законов, предусматривающих переход от разрешительной системы регистрации мигрантов к уведомительной. В то же время будет ужесточена административная ответственность работодателей - сумма штрафов будет достигать 300 тыс. руб. В 2006 г. в сфере миграции возбуждено в 3 раза больше уголовных дел, чем в 2005 г. Зафиксировано более 2,5 млн. случаев привлечения к уголовной ответственности.

В свою очередь, заместитель директора Юридического института Дальневосточного университета, директор Владивостокского центра по изучению организованной преступности Виталий Номоконов отметил, что, несмотря на реализацию отдельных мер по противодействию нелегальной миграции, целостная миграционная политика не проводится.

НА УРОВЕНЬ ОБОБЩЕНИЙ

Также выступили на конференции директор Института проблем глобализации Михаил Делягин, директор аналитического центра "Анализ и экспертиза" Сергей Непомнящий, заместитель председателя правления ВААФ, член Конвента по разработке конституции ЕС от ФРГ Юрген Майер, главный аналитик НААФ Олег Нечипоренко, заведующий отделом НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ Азалия Долгова, гендиректор Общенационального неправительственного центра по предотвращению терроризма Владимир Луков, старший аналитик Центра зарубежных военных исследований Академии Форт-Ливенворд (США) Тимоти Томас, ответственный секретарь журнала "Право и безопасность" Валерий Журавель, член правления ВААФ, директор Центра криминологических исследований Министерства юстиции Латвии Андрейс Вилкс, соучредитель прибалтийского отделения ВААФ, директор таллинского Русского института Михаил Петров, председатель Международного антикриминального и антитеррористического комитета (МААК), экс-министр внутренних дел Украины генерал-полковник Алексей Чистяков и его советник Сергей Дириза. Алексей Чистяков, в частности, сообщил, что для пропаганды идей ВААФ созданы отделения в 17 областях Украины, внесено предложение о создании Общественного совета по безопасности при президенте. Экс-министр внутренних дел Украины с удовлетворением отметил, что за 15 лет независимости от рук террористов не пролилось ни одной капли крови, хотя за год в результате общеуголовных преступлений на Украине гибнет 11 тыс. человек. Он выразил недоумение, почему борьба с терроризмом получает преимущество в финансировании по сравнению с общеуголовной преступностью. На данный тезис отреагировал глава ВААФ Анатолий Куликов, заявив о некорректности предложений о перенацеливании финансирования на борьбу с другими видами преступлений, так как терроризм посягает на власть. Другие участники дискуссии напомнили представителю Украины о жертвах среди военнослужащих украинского контингента в Ираке и боевиках УНА-УНСО, воевавших на Северном Кавказе.

Подводя итоги конференции, ветеран внешней разведки Олег Нечипоренко, возглавлявший НААФ в 2001-2005 гг., отметил, что если проведенные в 2001 и 2004 гг. первая и вторая конференции ВААФ проходили в процессе накопления знаний, то на третьей конференции состоялся переход на уровень обобщений.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации