Военно-промышленный курьер 10.2005г. ПЕРСПЕКТИВЫ 'ПИРОМЕТРА'

«Военно-промышленный курьер» №10.2005г.

ПЕРСПЕКТИВЫ "ПИРОМЕТРА"

Николай АЛЕКСАНДРОВ

КРУПНЫЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ АВИОНИКИ ДИВЕРСИФИЦИРУЕТ СВОЙ БИЗНЕС

На вопросы корреспондента "Военно-промышленного курьера" отвечает генеральный директор Корпорации "Аэрокосмическое оборудование" Сергей БОДРУНОВ.

- Сергей Дмитриевич, в деловой прессе прошли сообщения о том, что проводится аукцион по продаже пакета акций Санкт-Петербургского ОАО "Пирометр", а также о завершении эмиссии акций этого завода. Не могли бы вы, как генеральный директор холдинга "Корпорация "Аэрокосмическое оборудование", в который входит ОАО "Пирометр", прокомментировать ситуацию?

- Для ответа необходимо совершить краткий экскурс в историю предприятия, тогда будет ясна и политика руководства Корпорации в отношении "Пирометра".

Завод "Пирометр" был образован в Петрограде еще в дореволюционные времена (в 1914 году) как предприятие по выпуску терморегулирующей аппаратуры. В 20-е годы прошлого века он обосновался на Петроградской стороне Ленинграда, на улице Скороходова и до 1931 года носил название "Теплоэлектроприбор", а затем "Пирометр". На заводе работали опытные специалисты, существовала высокая культура производства. Совершенствование авиационной техники требовало новых приборов - авиагоризонтов, альтиметров и др., - а потому предприятие в феврале 1937 года было передано в Наркомат тяжелой промышленности СССР, в который входила вся авиапромышленность Советского Союза. С этого момента завод стал закрытым предприятием под № 218. В его цехах развернули производство пилотажных и навигационных приборов для оснащения боевых самолетов ВВС РККА.

Перед Великой Отечественной войной завод № 218 был передан в ведение 5-го Главного управления (приборного) Наркомата авиационной промышленности. На нем осваивался выпуск первых автоматических радиокомпасов для дальнебомбардировочной авиации.

В начале войны завод выпускал изделия основной номенклатуры, параллельно вел ремонт приборов и в больших количествах изготовлял мины для защитников города. В условиях блокадного Ленинграда вести производство прецизионных изделий было крайне затруднительно, но фронтовой авиации требовались во все больших количествах приборы, а потому в 1942 году основная масса работников и часть станочного парка были эвакуированы в подмосковный город Раменское, где был создан филиал завода и возобновлен серийный выпуск. На новом месте завод наращивал мощности, набирал и обучал местные кадры. После возвращения костяка филиала - ленинградцев - в родной город был реорганизован, дав начало Раменскому приборостроительному заводу и широко известному ныне (и даже активному конкуренту "Пирометра"!) - Раменскому приборостроительному КБ.

После войны в соответствии со знаменитым постановлением от 13 мая 1946 года, предусматривавшим качественный рост приборостроения в СССР, завод № 218 освоил новые гироскопические приборы, автопилоты и другую продукцию, сегодня относимую к так называемой высокотехнологичной.

С течением времени предприятие, вернувшее себе в 1966 году историческое название, смогло войти, учитывая его системообразующее место в авиаприборостроении страны, помимо самолетной, и в ракетно-космическую кооперацию. Начался выпуск систем управления для ракет комплексов ПВО, а в 1980-х "Пирометр" приступил к серийному выпуску сложнейших электронных агрегатов для системы управления зенитных ракет основной в те годы системы ПВО С-300ПМУ-1. На долгие годы эта продукция стала ведущей в номенклатуре завода наряду с выполнением заказов на приборное оснащение истребителей МиГ-21 и МиГ-29, космических кораблей серии "Союз", флагманов отечественной гражданской авиации Ил-62 и Ту-154, а также других летательных аппаратов.

В постперестроечный период произошло обвальное сокращение государственного оборонного заказа и потребовалось много энергии, труда и инициативы, чтобы загрузить оплачиваемой работой высококвалифицированный коллектив "Пирометра". В 1992 году "Пирометр" был акционирован, а с 1998 года стал базой для формирования "Корпорации "Аэрокосмическое оборудование", созданной по постановлению правительства РФ. Завод работает ритмично и прибыльно, сейчас его основная продукция - навигационное оборудование и системы управления для современных модификаций самолетов Су-27, Су-30, МиГ-29, ряда ракетных комплексов. Немало выпускается и продукции невоенного назначения, в числе которой - продаваемые многие годы в США микродвигатели для авиамодельного спорта (там завод даже имеет дилерскую сеть). В целом продажи этого акционерного общества в 2004 году получились на уровне 100 млн. долларов США.

Однако время не стоит на месте. Себестоимость продукции, особенно в сфере ПВО (те же С-300), сильно растет год от года. Да и Санкт-Петербург развивается по новым канонам. Земля в центре города все время возрастает в цене, ужесточаются экологические требования, усложняется транспортная обстановка.

В любом случае продолжать производство на основных площадках завода в центре Питера (улицы Большая Монетная и Съезжинская) будет все более сложно по двум причинам. Во-первых, в этом районе Санкт-Петербурга согласно решению городских властей будет развиваться пешеходная зона и деловой центр. О каком грузовом транспортном обеспечении завода в таких условиях может идти речь? Во-вторых, во всех мировых столицах давным-давно из центральной части городов выведены все крупные производственные предприятия машиностроительного и перерабатывающего профиля. Так диктует логика развития мегаполисов. Это объективно, да и, скажем прямо, хотя и требует хлопот и вложений, но в перспективе не бесприбыльно для таких предприятий.

- Куда будет перенесено производство?

- В такой ситуации выгоднее производство перенести на окраину Санкт-Петербурга. Это, конечно, не означает, что там можно чадить трубами. Наоборот, на новой площадке, которую мы выбрали в Кировском районе на территории завода "ТЭМП" (также приобретенного нашей Корпорацией), на новых принципах сейчас создаем более компактное и экологически чистое производство, которое будет гораздо рентабельнее как в силу использования более современного оборудования и технологий, так и за счет не столь высокой платы за землю.

- А что же будет на старых площадках?

- Принадлежащие ныне ОАО "Пирометр" территория и весьма приличный комплекс зданий (всего три площадки: кроме упоминавшихся, есть еще одна в перспективном районе города Коломягах) будут использованы в качестве коммерческой недвижимости. Планируется создать три офисных центра класса А и Б, две гостиницы уровня 4 и 5 звезд, а также современный торговый центр. Все это необходимо для развития города (и в этом мы полностью поддерживаем нашего губернатора В.И. Матвиенко). Естественно, для этого нужны инвестиции, и они уже частично получены в результате прошлогодней эмиссии акций - ОАО выручило за небольшой пакет более 11 млн. долларов США. О привлекательности проекта в глазах инвесторов говорит и тот факт, что цена акций возросла более чем вдвое и продолжает резко расти. Однако ОАО и на перенос производства, и на реконструкцию площадок не планирует привлечь все необходимые средства - а потребность составляет примерно 80 млн. долларов США - только за счет дополнительной эмиссии. Корпорацией для ОАО "Пирометр" разработана стратегия и план привлечения не только портфельных, но и целевых инвестиций в объеме, необходимом для реализации проекта. Очевидно, что в центре такого города, как Санкт-Петербург, риелторский бизнес гораздо выгоднее производства даже высокотехнологичной продукции, и от этого отмахиваться неразумно.

- У Корпорации уже есть партнеры в этих проектах? Кто они?

- Пока раскрывать бренды, имена и названия, как мне представляется, не стоит - в ряде случае мы еще не завершили переговоры, да и кое с кем из наших контрагентов у нас есть договоренности о неразглашении деталей. Во всяком случае, могу заверить, что основными финансовыми партнерами завода "Пирометр" в освоении его площадок будут структуры Корпорации, а основными операторами и соинвесторами - весьма известные в России и достойные компании. Будут обязательно и иностранные инвестиции, конечно, с учетом имеющихся ограничений по профилю производственной деятельности завода.

- То есть ОАО "Пирометр" не планирует прекратить выпуск оборонной продукции?

- Нет. Мы сохраним и будем наращивать выпуск на "Пирометре" рентабельной профильной продукции, не зря ведь мы "тащим" "Пирометр" фактически на одну территорию с нашими партнерами - "ТЭМПом" и КБ "Электроавтоматика", объединяя их в типичный технопарк. А ту продукцию, что влечет в перспективе дальнейший рост затратности, будем постепенно выводить. Например, сейчас с предприятия по согласованию с Концерном ПВО "Алмаз-Антей" и Министерством обороны снимается гособоронзаказ по одной из систем ПВО и передается на Арзамасский приборостроительный завод. Что вполне логично. Здесь мы идем навстречу Концерну, т. к. он может вести такое производство в райцентре, где зарплаты и иные издержки втрое ниже, и добиваться конкурентной себестоимости системы в целях экспорта. Мы даже помогаем им кое-что осваивать из нашей номенклатуры. Это нормально и в целом выгодно всем - "Пирометру", "Концерну ПВО "Алмаз-Антей", наконец, государству.

- Не приведет ли это к тому, что завод "Пирометр" трансформируется в преимущественно непроизводственную компанию?

- Конечно, нет! Надо различать собственно завод "Пирометр" и ОАО "Пирометр", куда он входит. Мы ведь действуем в соответствии с "Программой развития ОАО "Корпорация "Аэрокосмическое оборудование", утвержденной Советом директоров Корпорации, которая подконтрольна государству, является стратегическим холдингом и управление которой ее Совет директоров осуществляет в первую очередь исходя из приоритетов государства. Поэтому, безусловно, завод как производственная часть бизнеса акционерного общества "Пирометр" останется важным элементом оборонно-промышленного комплекса России, но в целом бизнес этого ОАО подвергнется серьезной диверсификации, что придаст ему дополнительную финансовую устойчивость и прибыльность, а это, в конечном счете, важно и для "оборонки".


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации