СЛУХИ О ПЕРЕЛОМЕ ЯВНО ПРЕУВЕЛИЧЕНЫ

«ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР» №39.2005 г.

СЛУХИ О ПЕРЕЛОМЕ ЯВНО ПРЕУВЕЛИЧЕНЫ

Валентин БАДРАК

директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения

Киев

УКРАИНСКОЙ АРМИИ ПОРА ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С ПРИОРИТЕТАМИ ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ

Будет ли украинская армия в фаворе? Скорее всего, слухи об этом преувеличены. Вооруженным Силам Украины определенно не везло в течение целого ряда лет. И если в 2004 г. реформу затормозила президентская предвыборная кампания, то в нынешнем году армия, как и прежде, не оказалась среди приоритетов.

Уже в феврале с.г. начальник главного финансово-экономического управления Минобороны Украины Иван Марко признался, что руководство оборонного ведомства вынуждено "пересматривать планы развития и реформирования, прописанные в Стратегическом оборонном бюллетене Украины на период до 2015 года". "Парламент и правительство изначально заложили деградацию армии вместо ее развития", - заявил в начале 2005 г. Анатолий Гриценко, получив портфель военного министра.

РЕФОРМИРОВАНИЕ КАК ИСКУССТВО ВОЗМОЖНОГО

Несмотря на факт, что украинская армия была обделена вниманием власти в течение первого полугодия, после отставки правительства президент Украины Виктор Ющенко неожиданно для многих обратил свои взоры к Вооруженным Силам. В развитие армии заложили и определенные цифры. Так, по информации начальника Генерального штаба ВС Украины генерал-полковника Cергея Кириченко, недавно утвержденная Программа развития Вооруженных Сил Украины на период до 2011 г. предусматривает суммарное финансирование на уровне 73 млрд. гривен (14,6 млрд. долл.), из которых 12 млрд. грн. (2,4 млрд. долл.) планируется выделить на переоснащение и модернизацию вооружения и военной техники, а 3 млрд. грн. - на развитие инфраструктуры ВС Украины.

Примечательно, что в рамках этой программы в ВМС Украины до 2011 г. предполагается полностью восстановить боеспособность всего корабельного состава. А уже в 2006 г. намечено провести ремонт фрегата "Гетьман Сагайдачный" на сумму до 20 млн. грн. и начать разработку и постройку нового корвета (на это планируется выделить еще около 10 млн. грн.). В Воздушных силах до 2011 г. должна пройти модернизация 50% истребительной авиации, остальным самолетам будет произведено восстановление ресурса. Почти сенсационным выглядит сообщение Генштаба о том, что в 2006-м году ежегодный налет пилотов Воздушных сил и армейской авиации Сухопутных войск будет доведен до 120 часов. Напомним, что ныне налет летчиков армейской авиации составляет около 40 часов, а в Воздушных силах приближается к 50. В Сухопутных войсках до 2011 г. должно быть модернизировано 150 танков Т-64 до уровня БМ "Булат".

Кроме того, по словам главы оборонного ведомства А. Гриценко, предусмотрено сокращение ВСУ к 2011 г. с 285 тыс. человек до 143 тыс. К этому времени украинская армия должна перейти на комплектование контрактниками. Среди прочего, Минобороны продолжит курс на интеграцию в НАТО. Что касается 2006 г., то Минобороны направило бюджетный запрос на сумму 8,7 млрд. грн. (1,72 млрд. долл.), а В. Ющенко успел пообещать, что ВСУ получат 8,8 млрд. гривен.

Появились в реформаторском активе новой власти и конкретные административные шаги. Президент Ющенко поручил правительству создать и обеспечить нормативно-правовую и нормативно-техническую базу развития Воздушных сил. В частности, согласно распоряжению главы государства "О мерах по обеспечению развития Воздушных сил Вооруженных Сил Украины" предусмотрено до конца 2005 г. обеспечить выполнение отечественными предприятиями работ по модернизации, ремонту, продлению ресурса и срока службы вооружения и военной техники иностранной разработки, находящихся на вооружении Воздушных сил. Новостью тут является готовность украинского лидера возложить задачу модернизации на национальный институт генеральных конструкторов, что на практике будет означать: в тех направлениях, где Украина не сумеет договориться с Россией, модернизация будет проводиться самостоятельно. Пока самым узким местом переговорного процесса является модернизация истребителя МиГ-29, и, принимая во внимание готовность Украины модернизировать до 10 воздушных машин ежегодно, именно эта программа станет тестом на прочность военно-технического сотрудничества двух соседних государств.

Ан-70 В ОБМЕН НА ...ЗЕМЛЮ

Несколько проще может быть решена задача модернизации ЗРС С-300 и ЗРК "Бук". Так, кабинету министров Украины уже поручено рассмотреть в течение двух месяцев вопрос о создании на базе ведущих украинских предприятий при непосредственном участии разработчиков, производителей и спецэкспортеров вооружения и в кооперации с предприятиями других государств межгосударственных структур по обслуживанию, ремонту, модернизации и утилизации вооружения и военной техники ВС Украины в целом. Ранее о наличии договоренностей по проведению модернизации средств ПВО в рамках создания международного совместного предприятия с российской стороной говорили представители "Укроборонсервиса" - одного из пяти дочерних предприятий ГК "Укрспецэкспорт", имеющего, по мнению наблюдателей, наиболее реалистичные взгляды на решение проблем модернизации украинских средств ПВО.

Среди решений украинской власти появились и довольно недвусмысленные намеки России о том, что чувствительные вопросы обороноспособности каждое государство будет решать самостоятельно. Эксперты не исключают, что такие решения появились в ответ на резкое охлаждение отношений Москвы и Киева в военно-технической сфере. В частности, в двухмесячный срок будут пересмотрены условия возмещения Россией расходов на содержание Украиной объектов СПРН (системы предупреждения о ракетном нападении).

Кроме этого, запланировано создать Государственный полигон для проведения боевых стрельб соединениями и частями видов ВС Украины, которые привлекаются к выполнению задач по противовоздушной обороне страны. После 2001 г., когда украинской зенитной ракетой системы С-200 над Черным морем был сбит Ту-154, Украина столкнулась с дилеммой проведения стрельб зенитчиков: или рисковать на собственном полигоне, или платить немалые деньги за использование российского полигона Ашулук.

Наконец В. Ющенко отдал распоряжение кабинету министров "осуществить меры по завершению испытаний военно-транспортного самолета Ан-70, принятию его на вооружение Воздушных сил и налаживанию серийного производства". Бюджетной программой "Создание и закупка самолета Ан-70" в оборонном бюджете запланировано 179 млн. грн. Правда, эти средства должны быть получены от продажи земли и военных городков Минобороны.

В АНТК им. Антонова утверждают, что Ан-70 не имеет аналогов в мире, превосходя по всем техническим показателям создаваемый в Европе аналог А400М. В то же время Ан-70 уступает А400М по стоимости и эксплуатационным затратам.

Наконец, самым колоритным сообщением последнего месяца стало заявление, что Украина может выйти на уровень готовности к выполнению Плана действий по приобретению членства в НАТО (Membership Action Plan) уже в конце текущего или в начале следующего года. Об этом, в частности, сообщил посол по особым поручениям МИД Украины Константин Морозов по завершении консультаций Украина-НАТО на высоком уровне в Брюсселе. Это говорит о том, что Североатлантический альянс держит приоткрытой дверь в НАТО для Киева, принимая, в том числе, те преобразования, которые происходят в украинской армии.

ДЕНЬГИ РЕШАЮТ ВСЕ ИЛИ ПОЧТИ ВСЕ

Не все разделяют оптимизм в оценках преобразования украинской армии. По прогнозам Центра исследований армии, конверсии и разоружения (ЦИАКР), лишь после достижения численности Вооруженных Сил в 200 тыс. человек Украина будет способна обходиться 50-60% оборонного бюджета для содержания ВСУ (вместо нынешних 80-90%), а также приступить к реальному перевооружению и переоснащению армии. Естественно, при сохранении прогнозных показателей финансирования Вооруженных Сил. Тогда же вторая половина средств может быть пропорционально поделена на боевую подготовку и закупки вооружения и военной техники и проведение опытно-конструкторских работ военного назначения. К концу 2005 г. численность ВСУ, как ожидается, будет составлять около 250 тыс., то есть выравнивание дисбаланса оборонного бюджета возможно лишь при увеличении государственных ассигнований на оборону - сверх прогнозных показателей. Что собственно и предусматривает бюджетный запрос.

На 2006 г. оборонное ведомство Украины рассчитывает получить финансирование, близкое к 2% ВВП. При ранее рассчитанных прогнозных показателях в 7,14 млрд. грн. у государства запрошено 8,7 млрд. грн., что вполне может обозначить контуры новых подходов. С оговоркой, что будет найдено взаимопонимание с Минфином, который предлагает военному ведомству ограничиться ресурсом в 5,6 млрд. грн. (при определенной законом потребности в 13,2 млрд. грн.!).

Поэтому государственные ассигнования на оборону в объеме почти 9 млрд. грн., по сравнению с нынешней ситуацией, действительно можно считать началом перелома. В том смысле, что еще в начале этого года разговор об обновлении вооружения вообще не представляется возможным. Например, при потребности ремонтных работ только в авиации на 122 самолетах и 76 вертолетах министр обороны называл задачу неразрешимой - вследствие отсутствия финансирования.

Традиционное недофинансирование армии уже привело к лавинообразному выходу из строя техники и вооружения, перманентной проблеме с организацией боевой подготовки и замораживанию целого ряда перспективных оборонных разработок. Армия сегодня истощена. По информации замминистра обороны Вячеслава Кредисова, в 2004 г. финансирование ВСУ было на уровне 1,6% ВВП, в 2005 г. - на уровне 1,69% ВВП. Если учесть, что практически во всех странах НАТО этот показатель превышает 2% ВВП, украинские евроатлантические намерения выглядят достаточно эфемерными. В соседней Польше расходы оборонного ведомства составляют 1,95% от ВВП. В России эта цифра достигает 2,7% ВВП. Еще один сосед Украины - Турция - только на закупки вооружения намерен ежегодно выделять от 3,5 до 4 млрд. долл., что в 2 раза превышает весь украинский бюджетный запрос на 2006 г. В этой связи стоит заметить, что военные расходы во всех бывших советских республиках постоянно увеличиваются: при среднем росте ВВП 7-9% в год, военные расходы ежегодно увеличиваются более чем на 30%.

Если честно, и 9 млрд. грн. украинскую армию сегодня не спасут. Слишком тяжелым было для нее прошедшее десятилетие. В следующем году ВСУ не смогут приобрести ни одного современного образца оружия, который реально повлиял бы на уровень ее боеспособности.

Причем, если раньше проблема заключалась в размытости и слишком большом перечне приоритетов, ныне военное ведомство является заложником целого ряда ранее открытых НИОКР, которые требуют погашения долгов. А также необходимости пропустить через ремонтные площадки едва ли не 90% техники, изношенной до критического состояния. О модернизации все еще можно говорить лишь условно. Хотя запланирован на модернизацию техники 361 млн. грн. в 2005 г. Но что это в реальной жизни? При стоимости усредненной версии модернизации одного истребителя МиГ-29 8-10 млн. долл. за эту сумму можно обновить 8 воздушных машин. Или закупить один дивизион зенитных ракетных систем С-300ПМУ. На оборонные разработки планируется выделить 300 млн. грн. против 30 млн. в 2005 г. При средней стоимости подготовки документации, изготовления экспериментального образца и проведения испытаний в рамках создания нового вида современного оружия 50-60 млн. грн. Украина могла бы вести 5-6 серьезных разработок или ограничиться традиционным "размазыванием" ресурса на любое количество участников. Пока государство вынуждено идти по второму пути, отказываясь от военных разработок, которые могут заметно повлиять на мощь армии.

Впрочем, и при таком раскладе не обходится без перекосов. Например, при отсутствии программ модернизации боевых вертолетов или самолетов (за исключением усовершенствования авиационно-воздушного комплекса наблюдения "Открытое небо" на базе самолета Ан-74), при отсутствии заказов за закупку высокоточного оружия и минимальных ассигнованиях разработок такого оружия вызывает сомнение необходимость закупки 31 танка Т-64Б "Булат". Бюджет пока еще ориентирован не на то, что нужно армии, а на поддержание на плаву заводов ОПК. Но попытки загрузить танкострой, авиапром (проект Ан-70) и один из кораблестроительных заводов были бы оправданы в том случае, если бы украинская армия могла хотя бы обозначить программы будущего перевооружения.

ЧЕМ ВООРУЖАТЬСЯ?

Несмотря на благоприятную обстановку в регионе, есть смысл осмотреться по сторонам. Анализ программ перевооружения армий иностранных государств говорит о том, что основное внимание сегодня уделяется закупкам (модернизации) авиационных комплексов, средствам управления и обработки информации, целеуказания, а также высокоточным средствам поражения. Прежде всего "воздух-воздух" и "земля-воздух". А также оперативно-тактическим ракетным комплексам, которые могут служить реальным оружием сдерживания.

К примеру, в ближайшие восемь лет правительство ФРГ предполагает направить 886 млн. евро на работы по созданию системы ПВО МЕАДС. Система МЕАДС предназначена для поражения самолетов и оперативно-тактических ракет с радиусом действия до 1000 км. Кроме того, Германия запланировала трехэтапные закупки современных истребителей Eurofighter: 44, 68 и еще 68 машин в течение трех лет.

Ежегодно на закупки оружия соседняя Польша тратит от 500 до 800 млн. долл. В 2005 г. эта статья ее расходов выросла до 25% бюджета и составляет 833 млн. долл. При этом львиная доля средств идет на оплату поставок и обслуживание кредита по закупке 48 самолетов американских истребителей F-16 и подготовку инфраструктуры для них.

Основная программа Чехии предусматривает оплату аренды у Швеции 14 многоцелевых истребителей JAS-39 Gripen, а также закупку американских противотанковых управляемых ракет (ПТУР) Javelin. Венгрия также приняла решение арендовать шведские самолеты Gripen, первые пять из которых будут поставлены весной 2006 г. Кроме того, планируется закупить высокоточные ракеты класса "воздух-воздух" AMRAAM и Sidewinde. Первые 5 машин будут поставлены весной 2006 г.

Приоритетами в перевооружении турецкой армии являются закупка первой партии из 30 ударных вертолетов, совместное производство танка третьего поколения, производство на турецких верфях корветов для ВМС и приобретение разведывательного спутника.

После того как мы осмотрелись по сторонам, пришла пора ответить на вопрос: а какую армию нужно строить Украине?

Во-первых, универсальный инструмент сдерживания. Для чего в первую очередь необходимо коренное переоснащение Воздушных сил, приобретение или глубокая модернизация новых самолетов и вертолетов, зенитных ракетных систем и принципиально нового авиационного вооружения. Для того чтобы у украинской армии появился разрекламированный несколько лет тому назад неядерный щит сдерживания, армии необходимы высокоточные оперативно-тактические ракеты дальностью 300-500 км, современные системы обнаружения, разведки и целеуказания. Необходимо и адекватное финансирование разведки, что включает не только приобретение технических средств, но и усиление агентурной компоненты.

Во-вторых, Украине нужна армия, способная принимать участие в локальном конфликте, для чего ВСУ понадобятся высокоточные средства поражения ближнего действия и мобильная легкая бронетехника (но отнюдь не танки).

В-третьих, армию, значительная часть подразделений которой сможет принимать участие в международных миссиях, что требует достижения взаимосовместимости с западными армиями, оснащение современными средствами связи и автоматизированными системами управления.

Исходя из этого, государство должно четко определить 3-5 приоритетных программ перевооружения на ближайшие пять лет.

АРМИЯ ПОМЕНЯЕТСЯ, ЕСЛИ...

С учетом экспортного потенциала украинских оборонных предприятий, возможности приобретения некоторых западных технологий и объективной необходимости развития боевой мощи национальной армии эксперты ЦИАКР предложили оборонному ведомству Украины зафиксировать следующий перечень приоритетов.

Во-первых, заметно увеличить ассигнование программы создания новых высокоточных средств поражения. Украинские предприятия в Киеве, Днепропетровске и Львове способны реализовывать практически весь спектр проектов: от создания крылатой ракеты до формирования всего цикла производства новейших ракет "воздух-воздух" с активной головкой самонаведения.

Во-вторых, реализация программы переоснащения ВСУ новыми цифровыми средствами связи и увеличение ассигнований на работу разведки, в том числе и с учетом развития ее агентурного компонента.

В-третьих, немедленное начало многолетних программ модернизации истребителей МиГ-29, вертолетов Ми-24 и ЗРС С-300.

Дополнительной программой с жесткой ориентацией на привлечение части корпоративных средств может стать продвижение проекта Ан-70, который уже через 2-3 года в противном случае безнадежно потеряет перспективы.

Для реализации такой стратегии перевооружения уже с 2006 г. Украине необходимо иметь оборонный бюджет в объеме не менее 11 млрд. грн. или при утверждении нынешних 8,8 млрд. грн. произвести ревизию ассигнований на разработки нового вооружения и закупки военной техники. Но, в любом случае, военно-политическое руководство должно определиться с приоритетами перевооружения, а руководство военного ведомства - объявить о четко обозначенных контурах и сроках реализации таких программ. Тогда будут основания говорить, что армия начинает качественно меняться.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации