РАЗДЕЛ ЗОН ВЛИЯНИЯ

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 48

РАЗДЕЛ ЗОН ВЛИЯНИЯ

Алексей МАТВЕЕВ

СЕРГЕЙ ИВАНОВ СЧИТАЕТ ВОЗМОЖНЫМ ДОГОВОРИТЬСЯ С БРЮССЕЛЕМ О РАЗГРАНИЧЕНИИ СФЕР ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОДКБ И НАТО

В Москве 1-4 декабря прошел первый за всю постсоветскую историю Форум национальных средств массовой информации стран СНГ и Балтии. В нем участвовали руководители СМИ всего постсоветского пространства. И вполне закономерным было на этом форуме услышать мнение российских руководителей о новых направлениях политики Москвы на постсоветском пространстве. О том, как РФ видит свои дальнейшие шаги во взаимоотношениях с НАТО, другими странами в сфере безопасности, а также со своими соседями, рассказал на форуме заместитель председателя правительства России - министр обороны Сергей Иванов.

0x01 graphic

НАТО должно остановиться у Бреста.

Фото Леонида ЯКУТИНА

Открывая первое заседание саммита СМИ СНГ и Балтии, вице-премьер Сергей Иванов назвал его беспрецедентным событием. "Влияние средств массовой информации на нашу жизнь очень трудно переоценить, - сказал он. - Именно ваша профессиональная деятельность формирует общественное мнение и политический климат в каждом из государств. Поэтому особенно важно, чтобы она была созидательной и объединяющей". Далее Сергей Иванов акцентировал внимание на том, что "сам по себе факт присутствия на форуме главных редакторов и ведущих журналистов из стран СНГ и Балтии свидетельствует: период, когда государства, возникшие на постсоветском пространстве, старались в той или иной мере дистанцироваться друг от друга, подошел к концу. Мы начали всерьез задумываться о том, как дальше строить наши взаимоотношения". Можно по-разному оценивать советское прошлое, продолжал заместитель председателя правительства, "однако хотим мы того или нет, нас по-прежнему связывают тысячи различных нитей: культурных, исторических, экономических и просто родственных - и просто так обрывать эти нити было бы неверно".

Касаясь вопросов международной политики, Сергей Иванов рассказал о своем видении организации коллективной безопасности в мире и на территории СНГ. Эта организация, по его словам, исходит из состояния новых угроз, которые стоят перед международным сообществом. В частности, вице-премьер отметил, что "порой невозможно разделить эти угрозы на национальные, региональные, общемировые. Криминальные структуры объединяются очень легко в интернациональные сообщества, а терроризм уже давно вышел на международный уровень". "Противостоять этим напастям мы можем только объединившись, - отметил он. - Транснациональные угрозы требуют создания транснациональных механизмов противодействия".

В связи с этим, заострил внимание присутствующих вице-премьер, Россия выступает за самое тесное конструктивное сотрудничество в формате Совета РФ-НАТО. Такие слова многого стоят, если учесть, каким нелицеприятным был для нашей страны состоявшийся в конце ноября саммит альянса в Риге. Можно было даже посчитать, что Сергей Иванов как бы не заметил антироссийской риторики на саммите и говорил только о позитивных моментах возможного сотрудничества с Североатлантическим союзом в обеспечении международной безопасности.

"Дальнейшим логическим шагом по пути укрепления международной безопасности могла бы стать разработка механизма взаимодействия между НАТО и ОДКБ с последующим четким разграничением сфер ответственности, - предложил выступающий. - Такой подход в перспективе позволит иметь достаточно надежные и эффективные рычаги взаимодействия на кризисные ситуации в различных регионах мира". По мнению Сергея Иванова, для этого есть все предпосылки: "Надо лишь забыть о двойных стандартах и строить наше сотрудничество, опираясь на принцип равноправия и взаимной выгоды в отношениях".

Подобного рода заявления делаются впервые. Но время для них, думается, подобрано своевременно. В Риге, как известно, обсуждались и важные для Москвы проблемы безопасности, в том числе и в странах СНГ. Кроме того, исполняется 15 лет, как распался СССР. И, собрав руководителей СМИ бывших советских республик, из которых страны Балтии уже члены НАТО, российские руководители, видимо, захотели донести до них свои новые взгляды и позиции.

Даже более того, из слов Сергея Иванова видно, что Москва решила не ввязываться в спор, затеянный в Риге американским сенатором Ричардом Лугаром, "о возможности энергетического шантажа" Россией стран Запада. "Увязывать этот вопрос (энергетическую политику РФ. - Прим. А.М.) с каким-то давлением и тем более угрозами я считаю неактуальным и необъективным, - прокомментировал российский вице-премьер. - Сенатор Лугар - представитель законодательного, а не исполнительного органа власти. На исполнительном уровне мы таких разговоров (то есть от представителей США) не слышали. Могу вам сказать со всей определенностью: в рамках Совета Россия-НАТО, где мы активно работаем и обсуждаем темы, представляющие взаимный интерес, проблема энергетической безопасности не обсуждалась ни разу. Это я могу сказать с полной ответственностью".

Заместитель председателя правительства России далее напомнил, что "энергетическая политика имеет свою специфику - контракты и сама система поставок должны быть понятными и прозрачными как минимум на 20-30 лет вперед...". "Только такой долгосрочный характер энергетической политики позволяет поднимать с рынка огромные финансовые ресурсы для строительства газопроводов, нефтепроводов и тому подобное. Мы активно ведем диалог с Евросоюзом с учетом взаимных интересов и поставщика, и покупателя", - подытожил эту тему Сергей Иванов.

Еще раз подчеркнем, что Москва как бы не замечает конфронтационных ноток, возникших во взаимоотношениях с НАТО. И в то же время она фактически предлагает Североатлантическому альянсу новые правила игры на постсоветском пространстве. Хотя, скажем прямо, у НАТО здесь свои интересы. Предложение разделить сферы влияния ОДКБ и Североатлантического блока, решать совместно вопросы укрепления безопасности - это новые шаги России по укреплению системы безопасности в СНГ и мире. И здесь, заметим, руководство РФ не забывает о национальных интересах. В том числе и в вопросах возможного расширения альянса на Восток.

"Право каждого государства - самому определять, в какой военно-политический блок ему вступать. Это не может даже обсуждаться, каждый принимает решение самостоятельно", - убежден Сергей Иванов. Но в то же время, не скрывает он, "расширение военной инфраструктуры НАТО и приближение ее к границам России не может не вызывать беспокойства". Да, НАТО остается военно-политическим блоком, а не политико-военным. Исходя из этого Москва и намеревается строить свою внешнеполитическую деятельность - парировать возможные угрозы и, принимая новые партнерские принципы взаимоотношений РФ-НАТО, совместно отвечать на возможные глобальные вызовы.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации