ПЯТИЛЕТКА ДЛЯ 'ОБОРОНКИ'

«ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР» №31.2005Г.

ПЯТИЛЕТКА ДЛЯ "ОБОРОНКИ"

Виктор МИХАЙЛОВ

ЗАВЕРШАЕТСЯ РАБОТА НАД ПРОГРАММОЙ РАЗВИТИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Правительство РФ завершает работу над Федеральной государственной программой развития оборонно-промышленного комплекса до 2010 г. (ФГП-2010). "ВПК" стали известны некоторые детали будущего документа. Так, проект программы сформирован на основе исходных данных Минобороны РФ, предполагаемых к включению в проект Государственной программы вооружений на 2006-2015 гг., а также, как отмечается в ряде подготовительных документов, в соответствии с согласованными с Минэкономразвития и МО РФ предложениями по замыслу программы.

Аксиома, что невозможно оснастить армию современными оружием и военной техникой, не имея мощного оборонно-промышленного комплекса, похоже, стала понятна и высшим госчиновникам. Приняв несколько лет назад Государственную программу вооружений, правительство столкнулось с тем фактом, что выполнить ее в полном объеме невозможно. И, как выясняется, прежде всего из-за технического отставания нашей промышленности. ОПК, доставшийся России в наследство от СССР, оказался не таким уж всемогущим, как на это рассчитывали.

НА ГРАНИ ПОЛНОГО ИЗНОСА

Сегодня, по данным Министерства промышленности и энергетики, в составе которого действует Департамент оборонно-промышленного комплекса, наблюдается замедление темпов экономического развития ОПК. В 2004 г. общие объемы производства "оборонки" по отношению к 2003 г. возросли только на 3,2 процента. А еще в два предыдущих года этот показатель превышал 16 процентов! Впрочем, трудно ожидать иного от отрасли, где износ активной части основных фондов составляет 70%, при этом почти половина оборудования уже достигла полного износа. Понятно, что на таких "мощностях" невозможно выпускать новые образцы вооружений. К сожалению, стареет не только оборудование. Средний возраст работников "оборонки" составляет 54 года.

Исходя из этого трудно удивляться тому, что около сорока процентов предприятий ОПК являются убыточными, а затраты на производство по отрасли в среднем составляют 97 копеек на 1 рубль. На три процента прибыли невозможно развивать производство. Поэтому эксперты констатируют (цитируем один из подготовительных документов) "все возрастающее отставание от мирового уровня в технологическом развитии научно-исследовательского, проектного и производственного секторов". Как заявили нам источники в Департаменте оборонно-промышленного комплекса, без принятия срочных мер в ближайшие годы надо ожидать снижения доходов от экспорта вооружения и военной техники (сегодня более трети продукции ОПК идет за границу) и потери некоторых рынков сбыта.

ПОВЫШЕНИЕ СТАТУСА

Справедливости ради заметим, что на проблемы ОПК руководство страны обратило внимание не сегодня. Еще в 2000 г. по решению правительства началась разработка ряда Федеральных целевых программ (ФЦП) по реформированию "оборонки". Сейчас мероприятия по развитию комплекса осуществляются в рамках нескольких ФЦП, базовые из них - это "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 гг.)", "Национальная технологическая база на 2002-2006 годы" и "Развитие гражданской авиационной техники на 2002-2010 гг. и на период до 2015 г.". Однако этого оказалось явно недостаточно. Как решили в Белом доме, для преодоления кризисных явлений в отрасли и принципиального изменения конкурентной позиции на мировом и внутреннем рынках требуется более всеобъемлющая программа. Словом, развитию ОПК решили придать государственный статус. На сегодняшний день это будет, по сути, вторая государственная программа. Первая, как известно, - это государственная программа вооружений.

Что же будет представлять из себя Федеральная государственная программа развития оборонно-промышленного комплекса? Ее целью правительство определило "создание условий для устойчивого функционирования и развития ОПК как многопрофильного сектора экономики, ориентированного на реализацию задач военно-технической политики государства по обеспечению потребности в современных видах вооружения и военной техники (ВВТ), ракетно-космической техники и другой высокотехнологичной продукции". И все это должно достигаться при достаточном уровне мобилизационной готовности и обеспечении конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках. Как отмечают собеседники "ВПК", программа по статусу, целевой ориентации, комплексу решаемых в ее рамках с соответствующей концентрацией ресурсов задач принципиально отличается от многих ФЦП. Скажем, главная ориентация Федеральной государственной программы развития ОПК, как подчеркивается в ее проекте, - обеспечение выполнения Государственной программы вооружений на 2006-2015 гг. (ГПВ-2015), включая развитие промышленных критических технологий и создание производственных мощностей для серийного производства приоритетных образцов ВВТ.

В Департаменте оборонно-промышленного комплекса нам также подчеркнули, что проект программы сформирован на основе исходных данных Минобороны России, "предполагаемых к включению в проект ГПВ-2015". А для обеспечения комплексного подхода к решению задач развития ОПК и с целью концентрации средств в ФГП-2010 планируется интегрировать ряд федеральных целевых программ. В частности, по созданию авиационно-космических материалов и спецметаллургии, развитию электронной компонентной базы, по боеприпасной отрасли. Реализацию программы развития ядерно-оружейного комплекса в силу имеющихся особенностей планируется осуществить в рамках специальной подпрограммы ФГП-2010.

Государственным заказчиком-координатором новой программы предполагается назначить Минпромэнерго РФ, а государственными заказчиками - Минобороны РФ, Роскосмос, Роспром, Рособразование и Росатом (последний по подпрограмме "Развитие ядерного оружейного комплекса Российской Федерации на 2006-2010 годы").

ЦЕЛИ ОПРЕДЕЛЕНЫ...

Как сообщили "ВПК" в Департаменте оборонно-промышленного комплекса, в ФГП-2010 определены следующие стратегические направления:

- завершение формирования системообразующих интегрированных структур и создания нового облика ОПК, повышение эффективности использования государственной собственности;

- техническое перевооружение и развитие производственных мощностей организаций ОПК для обеспечения реализации ГПВ-2015, комплексного плана военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами на 5-летний период, мобилизационного плана экономики России;

- сохранение и развитие промышленных критических технологий, необходимых для реализации ГПВ-2015 и осуществления ВТС;

- развитие базовых критических технологий, особо важных для обеспечения обороны страны и создания конкурентоспособной наукоемкой продукции.

А что касается конкретных деталей, то предполагается, в частности, формирование рационального состава оборонно-промышленного комплекса. Он будет состоять из 40-45 интегрированных структур, объединяющих около половины организаций, включенных в Сводный реестр организаций ОПК. Намечается организация серийного производства более чем 150 приоритетных образцов ВВТ почти на 453 предприятиях "оборонки". Также предусматривается проведение работ по развитию более чем тридцати критических технологий, включенных в утвержденный президентом РФ 30 марта 2002 г. перечень критических технологий России. А в целом объектами ФГП-2010 станут около трехсот промышленных критических технологий, необходимых для выполнения госпрограммы вооружений.

Генеральный директор РСК "МиГ" Алексей Федоров представляет главкому ВВС Владимиру Михайлову новейшие разработки своей фирмы. Фото Анатолия ШМЫРОВА

Обеспечить устойчивое развитие ОПК, как полагают авторы проекта, нужно и путем укрепления экспортного потенциала и государственной поддержки экспорта высокотехнологичной продукции военного и гражданского назначения, развития диверсификации производства и выпуска высокотехнологичной продукции. В частности, предусматривается развивать ОПК на основе широкой интеграции с высокотехнологичным гражданским сектором промышленности. Это, по мнению разработчиков ФГП-2010, не только повысит загрузку мощностей оборонных предприятий, но и позволит решить широкий спектр проблем в таких важнейших отраслях экономики, как транспорт, связь, ТЭК, АПК и здравоохранение.

Принципиальным в финансовом обеспечении реализации ФГП-2010, отметили нам в Департаменте оборонно-промышленного комплекса, "является то обстоятельство, что значительный объем ресурсов - до двух третей - должны составить внебюджетные средства, главным образом на кредитной основе и именно для развития производства высокотехнологичной продукции двойного и гражданского назначения, ориентированной на рыночный спрос".

А КОГДА БУДУТ ПОСТАВЛЕНЫ ЗАДАЧИ?

Как планируется, новая госпрограмма будет выполняться в два этапа. Во время первого этапа (2006-2008 гг.) предусматривается завершить реализацию основных мероприятий действующей ФЦП "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)", в том числе создание системообразующих интегрированных структур, укрепление научно-технического и производственно-технологического базиса ОПК. Это, уверены разработчики ФГП-2010, позволит обеспечить подготовку и освоение серийного производства вооружения, военной и специальной техники, предусмотренной госпрограммой вооружения.

Второй этап (2009-2010 гг.), как сказано в проекте, - это модернизация основных производственных фондов с целью обеспечения серийного выпуска новейших образцов ВВТ, устойчивый выход российского ОПК на зарубежные рынки с перспективной, конкурентоспособной высокотехнологичной продукцией.

Как стало известно "ВПК", проект ФГП-2010 уже согласован с Минобороны и Министерством образования и науки РФ, Росатомом, Роскосмосом и Роспромом. Ожидается, что правительство рассмотрит проект ФГП-2010 в октябре с.г. Однако, по мнению некоторых аналитиков из Белого дома, в условиях финансовых ограничений в период 2006-2008 гг. реализация программы развития ОПК реально начнется только с 2007 г.

3


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации