ПРОБЛЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

«ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР» №43.2005 г.

ПРОБЛЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Виктор КОСТОМАРОВ

ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО ПОСТАВЛЯЕМЫХ ПРОДУКТОВ - ОСНОВА ПОДДЕРЖАНИЯ БОЕСПОСОБНОСТИ ВОЙСК

Недавно в Совете Федерации РФ состоялся "круглый стол" на тему "Продовольственное обеспечение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации: проблемы качества и экологической безопасности". В нем приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, руководящие работники министерств и ведомств, ведущие отечественные специалисты и ученые из различных организаций и научно-исследовательских учреждений. Было самокритично признано, что питание военнослужащих не является достаточно полноценным, оптимальным с физиологической точки зрения и токсикологически и бактериологически безопасным.

Есть проблемы и с организацией закупок продовольствия для силовых структур. К примеру, участники "круглого стола" предложили правительству в ежегодных постановлениях "О государственном оборонном заказе" определить объемы продовольственных товаров для обеспечения потребности государственных заказчиков без разбивки их по субъектам Федерации, так как выяснилось, что есть организации, расположенные в ряде областей и республик, из года в год не выполняющие гособоронзаказ для Минобороны РФ.

Со вступительным словом к участникам "круглого стола" обратился председатель Комитета СФ по обороне и безопасности Виктор Озеров, доклад сделал начальник Центрального продовольственного управления Министерства обороны РФ генерал-лейтенант Анатолий Петриченко. Они и задали тон обсуждению. Вроде прописная истина: устойчивое и полноценное продовольственное обеспечение Вооруженных Сил, высокое качество поставляемых продуктов - основа сохранения здоровья личного состава, поддержания боеспособности войск, формирования устойчивой социально-психологической обстановки в воинских частях. Не говоря уже о профилактике болезней, вызванных особенностями военно-профессиональной деятельности. Но, как ни удивительно, Россия все больше и больше попадает в продовольственную зависимость от западных стран. Более того, нам навязывают такие условия, которые далеко не всегда могут устроить нас по целому ряду позиций. Почему же мы терпим и миримся с подобным положением вещей?

Дело в том, что с 1991 г. в России начался резкий спад потребления населением основных продуктов питания. Уровень падения по базовым продуктам составил от 30 до 60%. Наибольшее падение потребления пришлось на самые ценные продукты, содержащие белок, жиры и витамины. Мяса и мясопродуктов по сравнению с 1991 г. наше население стало потреблять меньше на 32-40%, молока и молочных продуктов - на 35%, рыбы и рыбопродуктов - на 40-45%, овощей - на 35-40%. В связи с этим дефицит белка в рационе питания жителей России составляет в среднем 26-30%, витаминов - 50-52%.

СНИЖЕНА ПЛАНКА ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТИ

Главная проблема продовольственной безопасности в Российской Федерации состоит в том, что за последнее десятилетие валовое сельхозпроизводство сократилось наполовину, а россияне, с точки зрения энергетической ценности продуктов, стали питаться на треть хуже, чем в 1990 году. Сейчас Россия по уровню питания находится на 65-67 месте в мире, хотя в 1970 г. входила в первую десятку стран с высокоразвитой экономикой и соответствующим уровнем питания.

О состоянии российского агропромышленного сектора и угрожающей зависимости государства от поставок импортных продуктов питания говорит следующий факт: 45% продовольствия на внутреннем рынке было в 2004 г. импортным. Уровень государственной поддержки агропромышленного комплекса остается крайне низким и не может оказать решающего влияния на его рыночное развитие. Поддержка государства АПК в 2004 г., если сравнивать с 1985 г., сократилась в 11 раз.

Современные социально-экономические условия в стране негативно сказываются на продовольственном обеспечении Вооруженных Сил. На протяжении десятилетия не удается обеспечить полноценного и своевременного финансирования армии и флота, других силовых ведомств по продовольственным и медицинским статьям. Существенно снизилось потребление военнослужащими таких наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов, как мясо, рыба, яйцо, молоко, растительное масло, овощи, фрукты, но увеличилось потребление хлеба и картофеля. Фактически была снижена планка требовательности к ассортименту продуктов и блюд, их качеству, условиям хранения, обеспечению технологическим оборудованием, к качеству подготовки специалистов, отвечающих за организацию продовольственного обеспечения и за санитарно-эпидемиологический надзор.

Все это отражается на структуре и безопасности питания, а в конечном счете и на состоянии здоровья военнослужащих. Питание личного состава не является достаточно полноценным, оптимальным с физиологической точки зрения, а также токсикологически и бактериологически безопасным. В Вооруженных Силах болезни органов пищеварения стоят на 2 месте, они также находятся на 2 месте по ряду причин, влияющих на увольняемость с военной службы, - около 10%.

ИМПОРТ И АРМИЯ

Что же может сделать сама армия? Сейчас, в условиях начавшейся ее "профессионализации", необходимо восстановить всю инфраструктуру закупки, транспортировки, хранения продуктов, приготовления разнообразной по ассортименту и высококачественной по пищевой ценности пищи, создать надежную систему контроля за питанием в войсках не только силами медицинской и ветеринарной служб, но и со стороны командования, органов воспитательной работы, прокуратуры.

Было бы целесообразно придать пайку личного состава Вооруженных Сил лечебно-профилактический характер, за счет включения в него биологически активных добавок, содержащих антиоксиданты, в частности витамины А, В, С, бета-каротин, селен, а также вещества, стимулирующие выделение ядовитых веществ из организма. Необходимо решить проблему обогащения продуктов питания военнослужащих минорными веществами, предупреждающими развитие хронических болезней, уменьшающими риск развития сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и сахарного диабета.

Наблюдающийся на российском рынке бум импортного продовольствия и полуфабрикатов обрушился и на армейские части. Даже если они и не поступают на снабжение в конечном виде, то используются как компоненты сырья при приготовлении консервов и других продуктов питания длительного хранения. Вместе с тем известно, что большая часть импортных продуктов оставляет желать лучшего с точки зрения содержания независимых компонентов пищи, токсических химических веществ, сроков хранения, органолептических свойств. Особо важно предотвратить поступление на военный рынок генетически модифицированных продуктов, не разрешенных к реализации в России органами государственного СЭН.

Между тем низкая покупательная способность населения и недостаточное финансирование Министерства обороны РФ создают предпосылки к тому, что производители вынуждены активно использовать дешевое, но не всегда качественное сырье (как отечественного, так и зарубежного производства). Значит, система закупок продовольствия на конкурсной основе должна обязательно предполагать участие специалистов медицинской и ветеринарной служб. А система тендеров - найти научное обоснование и правовое оформление. По всей видимости, пришло время паспортизации перспективных для силовых ведомств предприятий органами СЭН этих ведомств.

Увы, в стране пока не сформирован надежный механизм продовольственного обеспечения Вооруженных Сил, отвечающий современным потребностям армии и других силовых структур. Этот механизм должен снять существенные изъяны, имеющие место в системе тендеров, предотвратить поставку некачественной продукции и угрозы экологической безопасности продуктов, включать строгий государственный контроль за качеством и безопасностью поставляемого продовольствия. В решении этих проблем большое значение имеет законодательное обеспечение продовольственных поставок.

ПОЧЕМУ НЕТ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ

В настоящее время основными нормативными правовыми актами, регулирующими организацию и проведение продовольственного обеспечения ВС РФ, являются федеральные законы "О статусе военнослужащих", "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", "О качестве и безопасности пищевых продуктов", "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", "О государственном материальном резерве", "О государственном оборонном заказе". Есть Положение о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил РФ в мирное время, введенное в действие приказом министра обороны РФ от 22 июля 2002 г. №400. Скажем также о постановлениях правительства РФ от 26 мая 1997 г. №628 "Об утверждении порядка проведения торгов (конкурса) на размещение государственного оборонного заказа на поставку продовольственных товаров для военных и приравненных к ним спецпотребителей"; от 10 июля 1992 г. №479-28 "О нормах продовольственных пайков (рационов) военнослужащих Вооруженных Сил РФ".

Но пока сложившаяся нормативно-правовая база продовольственного обеспечения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов РФ является довольно узкой, ее мониторинг выявил отсутствие в ней целостности и системности. Внутриведомственная ориентированность нормативных правовых актов в этой сфере, с одной стороны, выступает инструментом организации деятельности конкретных органов исполнительной власти, с другой - причиной фрагментарности и разрозненности правовых норм, регулирующих отношения в этой сфере. А отсутствие необходимых процедур в федеральном законодательстве позволяет обходить требования законов, препятствует их эффективному и целенаправленному исполнению. Так, с 1 января 2006 г. вступает в силу федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Однако этот закон не установил порядок размещения заказов для государственных нужд и заключения государственных контрактов.

Совершенствование законодательства о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил должно осуществляться в направлении создания единой системы правового регулирования всего спектра отношений, складывающихся в данной области. В этой связи участники "круглого стола" внесли предложение разработать проект федерального закона "О продовольственном обеспечении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации".

Есть и другие рекомендации. Федеральному Собранию РФ, например, надо ускорить принятие соответствующих законов в целях создания единого правового пространства и установления единой процедуры в области продовольственного обеспечения ВС РФ. Сюда можно отнести законопроекты "О развитии сельского хозяйства и регулировании агропродовольственного рынка", "Об экологическом агропроизводстве", "О продовольственной безопасности", "О финансировании обороны", "О Вооруженных Силах Российской Федерации".

ЧТО МОЖЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВО

Есть над чем поработать и федеральному правительству. К примеру, в ежегодных постановлениях "О государственном оборонном заказе" надо определить объемы продовольственных товаров для обеспечения потребности государственных заказчиков без разбивки их по субъектам Российской Федерации. Ведь организации, расположенные на территории ряда субъектов РФ, из года в год не выполняют гособоронзаказа для МО РФ, конкурсы на поставку продукции военным не выигрывают, а органы исполнительной власти субъектов РФ не несут ответственности за непоставку тех объемов продовольствия, которые они согласовали с Минэкономразвития России.

Сегодня значительно расширился круг поставщиков, поэтому увеличился и риск поставки недоброкачественного продовольствия в войска. Значит, необходимо выработать гарантии, обеспечивающие качественные поставки продовольствия для Вооруженных Сил. Среди этих гарантий главное место должен занимать надлежащий государственный контроль, в результате которого можно было бы применять санкции к поставщикам некачественных пищевых продуктов или не допускать их к участию в конкурсах по поставке продовольствия для государственных нужд.

Есть необходимость подумать и над целым рядом других мер, которые назрели. Уже настало время утвердить новые нормы продовольственных пайков, разработанные Тылом Вооруженных Сил РФ. Понятно, что некоторые из них требуют детальной проработки и согласования. Но все это в целом, безусловно, будет способствовать не только оздоровлению социального климата в воинских коллективах, но и повышению престижа службы.

3


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации