ПРЕВЕНТИВНАЯ ПОЛИТИКА И ВОЕННАЯ СИЛА

«ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР» №49. 2005 Г.

ПРЕВЕНТИВНАЯ ПОЛИТИКА И ВОЕННАЯ СИЛА

Василий БЕЛОЗЁРОВ

полковник,

кандидат политических наук

ГОСУДАРСТВУ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ УГРОЗ НЕОБХОДИМЫ ДЕЙСТВИЯ УПРЕЖДАЮЩЕГО ХАРАКТЕРА

Военные доктрины многих государств не исключают превентивных ударов. Как заявил в ноябре 2005 г. глава российского военного ведомства Сергей Иванов, "Минобороны выступает за реализацию принципа превентивности в деятельности по обеспечению обороны и безопасности страны". При этом было подчеркнуто, что превентивность включает в себя "не только нанесение ударов по бандформированиям и группировкам террористов, но и другие действия упреждающего характера, имеющие целью предотвращение возникновения различных угроз до того, как возникнет необходимость в принятии крайних мер для их нейтрализации".

К сожалению, как таковая полемика о превентивности в политике вообще и о превентивных ударах в частности отсутствует. Реально обсуждаются лишь военно-технические аспекты проблемы (с точки зрения оценки возможностей отечественного вооружения). Между тем, как представляется, первичной в проблеме превентивности является именно политическая сторона, поскольку речь идет о готовности и способности субъектов политики действовать упреждающе, да и прерогатива принятия решения о применении военной силы принадлежит власти.

Вместе с тем заслуживающих внимания источников по данной проблематике насчитывается не так уж и много, а беглого ознакомления с источниковой базой достаточно для уяснения факта, что в изучении проблемы превентивности преобладают исследования зарубежных авторов.

Рассмотрение действий субъектов политики по предотвращению, заблаговременной нейтрализации угроз требует определения пределов легитимных действий, чтобы безудержное стремление обеспечить собственную безопасность не превратилось в эгоистичную реализацию собственных интересов за счет других. То есть решение проблемы превентивности в немалой степени определяется балансом легитимности и легальности. Вообще следует разобраться, что такое превентивная политика и как превентивность может быть реализована посредством использования военной силы.

НЕ ДОХОДИТЬ ДО КРАЙНИХ МЕР

Анализ военно-доктринальных документов ряда государств, документов международных организаций, лексикона ученых и политических деятелей показывает, что когда говорят о превентивности, то речь чаще всего идет о действиях комплексного характера, так или иначе направленных на предотвращение войн, политических конфликтов и кризисов.

Вопрос о том, как следует предотвращать и избегать войн и крупномасштабных вооруженных конфликтов, традиционно относится к центральным проблемам политики и политической науки. Несомненно, наличие сильной и боеспособной армии является важным (а порой и решающим, хотя и не единственным) сдерживающим фактором, позволяющим предотвратить политический шантаж и развязывание агрессии. Вместе с тем взгляды на применение военной силы, ее роль в обороне и предотвращении войны за последние годы претерпели значительную эволюцию. Впрочем, реалии заставили подвергнуть серьезной трансформации и само понятие обороны.

Так, в ФРГ закреплено самое широкое видение обороны. Авторы "Директивы по оборонной политике" вполне резонно утверждают, что современная оборона не может быть сведена лишь к отпору вооруженных сил агрессора по периметру границ страны или блока НАТО, оборона же "включает в себя предотвращение конфликтов и кризисов, преодоление кризисов совместными международными усилиями". При этом оборона должна обеспечивать адекватное отражение угроз, в том числе и террористического и асимметричного характера, которые могут возникнуть в любое время, в любой точке мира и могут быть направлены против каждого. Вывод в связи с этим сделан небезынтересный и весьма категоричный: безопасность Германии в современных условиях должна обеспечиваться и защищаться в любой точке планеты, в том числе и посредством применения бундесвера, и оборону неправомерно стеснять какими-либо географическими ограничениями.

Э. Картер и У. Перри, стоявшие ранее во главе оборонного ведомства США, в книге "Превентивная оборона" утверждают, что "превентивная оборона - это оборонная стратегия Соединенных Штатов в двадцать первом веке, ориентированная на опасности, которые при недостаточном внимании к ним могут перерасти в реальные угрозы выживанию США. Эти опасности пока не являются угрозами, которые нужно сдерживать или с которыми нужно бороться; пока эти опасности могут быть предотвращены". При этом превентивность, отмечается в этой работе, достигается за счет предотвращения появления опасных тенденций "прежде, чем возникнет необходимость в крайних мерах. Эта стратегия рассматривает факторы, представляющие угрозу безопасности США, и возможность их предотвращения". Такой подход к предотвращению опасностей предусматривает использование для решения задач превентивной обороны как собственно политических, так и экономических и военных средств.

"НЕБЛАГОДАРНОЕ ЗАНЯТИЕ"

Защита территории постепенно утрачивает для Запада приоритет среди спектра задач обороны, все более сосредоточивающейся на защите иных величин, материальная природа которых выражена в меньшей степени. То есть в процессе организации обороны при определении баланса между материальной и духовной субстанциями предпочтение все в большей степени отдается в пользу последней.

Если же проанализировать все более утверждающиеся сегодня за рубежом взгляды на функциональное предназначение вооруженных сил, то также нельзя не увидеть выраженную тенденцию тяготения к ценностной сфере. По крайней мере именно продвижение идей демократии и укрепление доверия между народами определены в большинстве стран НАТО в качестве важнейшей функции вооруженных сил.

При этом вооруженные силы все активнее используются для решения проблем самого широкого спектра, нередко весьма далеких от классических функций армии. Так, в последние годы получила развитие концепция "операций невоенного типа", проводимых при самом активном участии вооруженных сил.

Цель этих операций состоит вовсе не в военной победе и физическом уничтожении противника - действия армии направлены на реализацию в конкретном регионе национальных интересов того или иного государства (или интересов коалиции государств), которые заключаются в предупреждении и локализации кризисов и конфликтов, в утверждении или сохранении своего влияния.

При этом поставленные цели достигаются преимущественно посредством формирования у конфликтующих сторон - объекта воздействия заданного алгоритма - поведения и изменения мировоззренческих установок.

Нередко высказывается мнение, что превентивность как деятельность остается неблагодарным занятием. Действительно, если такие действия увенчались успехом, это далеко не всегда может быть должным образом оценено, поскольку крайне редко можно однозначно установить прямую зависимость достигнутого результата от принятых мер, которые предотвратили эскалацию насилия. Если же превентивность не увенчалась успехом, то анализа причин неудач, как правило, не происходит. Обычно имеют место лишь выводы наиболее общего характера (вроде того, что меры были предприняты слишком поздно или были недостаточно энергичными).

Звучат и ссылки на наличие у конфликтов непознаваемой имманентной динамики протекания, что ограничивает возможности воздействия извне. В итоге превентивность с большими трудностями формируется как целостная и последовательная концепция.

Очевидно, что превентивность сама по себе не является самостоятельной сферой действий, скорее, она представляется как производная величина, образующаяся на стыке других направлений политики (внешней, оборонной, экономической, экологической, социальной и т.д.), которые должны дополнять друг друга для получения требуемого (упреждающего) результата.

Рассматривая инструменты и ресурсы превентивной политики, пытаясь понять, в какой мере можно отождествлять превентивность с применением военной силы в экстренных случаях, следует учитывать, что политический, военный и гражданский компоненты кризисного менеджмента должны идти рука об руку. Иначе говоря, для предотвращения современных конфликтов, недопущения разгорания пламени из искры требуется, говоря словами отечественного военного мыслителя А. Свечина, "интегральный полководец", способный и уполномоченный свести воедино все усилия превентивной политики.

НОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УГРОЗ

Изучение практики разрешения международных конфликтов позволяет выделить ряд условий успешной превентивной деятельности. Во-первых, превентивные меры должны предприниматься во многих сферах (а не только в военной). При этом может осуществляться давление на лиц, принимающих политические и военные решения, а также воздействие на референтные группы общества. Во-вторых, для предупреждения негативного развития событий требуются согласованные действия различных государств, международных и неправительственных организаций. В-третьих, военный компонент в урегулировании продолжает играть важную роль, и такое положение, по всей видимости, сохранится еще длительное время. При этом сложилась достаточно парадоксальная ситуация: государства и международные институты безопасности для предотвращения эскалации насилия в том или ином регионе все же предпочитают прибегать к использованию военной силы (или же демонстрируют решимость ее применить).

Все более широкое распространение получают сегодня внутригосударственные конфликты, в которых нет традиционного противостояния двух руководимых государствами армий. Происходит смешение военных и криминальных действий, размывается грань между внутренней и внешней безопасностью, при этом конфликтующие стороны предпочитают прибегать к асимметричным действиям.

Распространение оружия массового уничтожения, стремление экстремистских групп получить доступ к нему, революция в военном деле, основанная на высоких технологиях, высокая уязвимость современных обществ в своей совокупности образуют относительно новый потенциал угроз. Все эти обстоятельства размывают сложившуюся в новое время и тщательно оберегаемую государством монополию на ведение войны и применение силы. Притязание государства на использование военной силы, приводившее ранее к многочисленным войнам, все же оказало в целом стабилизирующее влияние на исторический процесс вследствие соблюдения всеобщего запрета на применение силы. Приватизация же насилия и войны, "возврат в средневековье" ведут к разрушению достигнутой стабильности, а процесс протекания войн и конфликтов становится при этом все менее прогнозируемым.

Все более многоликими становятся и причины конфликтов. Попытки добиться самоопределения преимущественно посредством применения насилия, фундаментализм, идеологический и религиозный экстремизм, терроризм, классические региональные конфликты и борьба за власть, разрушение окружающей среды и истощение ресурсов и многое другое формируют потенциал конфликтов будущего, которые рано или поздно могут вылиться в открытое применение силы. Немалые опасности таит в себе и неравномерность в развитии тех или иных регионов. Как показывает действительность, благодатную питательную почву для развития политики, способной прибегнуть к насилию, создают именно те государства, в которых власть слаба и существует масса нерешенных проблем социально-экономического характера. Нередко на их территории ведутся боевые действия, а оттуда насилие легко распространяется по всей стране и за ее пределами. По крайней мере можно с уверенностью говорить, что наибольшим конфликтным потенциалом обладают именно те регионы нашей страны, где наиболее остро стоят социально-экономические и иные проблемы. Недавние трагические события в Нальчике лишний раз подтверждают, что эксперты не зря бьют тревогу о ситуации, складывающейся в республиках Северного Кавказа, а их мрачные прогнозы, к сожалению, нередко сбываются.

КАК НЕ ДОПУСТИТЬ КОНФЛИКТОВ

Ознакомление с некоторыми источниками показывает, что сложился - по крайней мере за рубежом - ряд подходов к пониманию сущности и классификации превентивной политики применительно к недопущению и разрешению прежде всего международных конфликтов:

1. Превентивность представляет собой последовательные и заблаговременные усилия государств и их коалиций, международных институтов безопасности по предотвращению кризисов с выраженной тенденцией к эскалации насилия, а также по трансформации тех конфликтов, которые уже ведутся с применением насилия, в более мирные, менее ожесточенные формы. Существо же превентивности состоит не в избегании, а в устранении причин конфликта, в воздействии на процессы, ведущие к применению насилия и его эскалации.

2. Конкретные механизмы и инструменты превентивной политики, применяемые на различных этапах конфликта, могут существенно отличаться друг от друга. Ведь нельзя отрицать, что на этапе зарождения конфликта применяемые инструменты и способы урегулирования будут совершенно отличны от тех, которые могут быть использованы в ходе активной фазы конфликта или же в процессе налаживания мирной жизни.

3. В зависимости от глубины воздействия на причины конфликтов и быстроты получения результатов зарубежные исследователи выделяют оперативную и структурную превентивность. Под оперативной превентивностью подразумевается комплекс краткосрочных мероприятий, которые имеют целью немедленное прекращение (предотвращение) эскалации конфликта или отказ сторон от участия в нем. Для этого предусмотрены мероприятия гражданского характера (например, посредничество в урегулировании конфликта, применение санкций, стимулирование определенных действий и т.д.) или так называемого военного кризисного менеджмента, которые можно использовать на различных этапах конфликта. В свою очередь, структурная превентивность предполагает среднесрочные и длительные по времени мероприятия, направленные на глубинные причины кризисов и конфликтов. Применяемый в этом случае инструментарий отличается исключительно широким спектром мер, которые включают в себя и преодоление социально-экономической отсталости, и экологическую политику, и контроль над распространением вооружений, и содействие региональной интеграции. Сюда же могут быть отнесены использование мер по устрашению наиболее агрессивных участников конфликта, достижение баланса сил, формирование систем коллективной безопасности, обеспечение монопольного права ООН на установление порядка легитимного использования силы.

В то же время прецеденты ведения военных операций НАТО без санкции ООН (например, против Югославии), по мнению некоторых западных политологов, неизбежно ведут к "эрозии запрета на использование силы", ставшего одним из важнейших завоеваний человечества в ХХ веке.

ОПАСНЫЙ РУБЕЖ

Зарубежные исследователи отмечают, что успех превентивности в значительной степени обусловлен наличием у политического субъекта воли и стремления повлиять на ситуацию. На принятие политических решений существенное воздействие могут оказать реализация интересов тех или иных групп, результаты анализа соотношения расходов и ожидаемых результатов, а также степень поддержки обществом превентивных действий. Как утверждается, эффективность превентивности может быть стеснена суверенитетом государства, наличием запрета на вмешательство в его внутренние дела.

Вместе с тем такая позиция далеко не бесспорна и чревата самыми непредсказуемыми последствиями. Переход грани, за которой лежит нарушение сложившихся норм международного права, является весьма опасным, ведущим в конечном итоге к тому, что Гоббс назвал "войной всех против всех" - bellum omnium contra omnes.

Превентивность в ряде случаев может оказаться лишь предлогом для достижения эгоистических целей в ущерб интересам других. Наглядным примером может послужить достаточно свободное толкование приоритета принципа защиты прав человека перед, например, принципом территориальной целостности и суверенитета государства. Более того, все еще имеют место случаи сознательного поощрения национализма и сепаратизма. По крайней мере распад Югославии являет собой наглядный пример действия механизма, как особое выделение принципа самоопределения среди других принципов международных отношений, предоставляет возможность "легитимно крушить многонациональные государства". Не следует также забывать, что в современных условиях, благодаря беспрецедентным возможностям СМИ, необходимая поддержка со стороны общественного мнения может быть достигнута достаточно легко.

Важной проблемой превентивной политики - в ее структурном либо оперативном измерении - является разрыв между наличием информации о кризисных явлениях и заблаговременными действиями по их предотвращению. Вместе с тем сведения о причинах конфликта и факторах, благодаря которым конфликт перерастает в кризис, а затем, возможно, и в силовое противоборство, могут быть самыми разнообразными. В сборе же и анализе информации, предоставлении ее в том или ином виде общественности участвует самый широкий круг экспертов. Как весьма метко выразился германский исследователь Йоханнес Фарвик, "это, скорее, исключение, когда кризисы или войны "вспыхивают" внезапно". "Как правило, у них длительный период предварительного развития, который поддается анализу и реально ему подвергается, - продолжает Фарвик. - Широкая общественность (а иногда и политические группировки, не прибегающие к консультациям экспертов и отвергающие их) при наступлении кризиса или войны оказывается словно пораженной молнией, экспертов же, специализирующихся по тому или иному региону или по определенной проблематике, редко можно ошеломить".

Действительно, прогнозы многих представителей экспертного сообщества относительно кризисного развития того или иного региона отличаются высокой точностью и основаны на глубоком знании обстановки и умении делать верные выводы. Ведь не было "секретом полишинеля", что превращение Афганистана под властью талибов или Чечни в лагерь сбора для экстремистов и террористов окажет дестабилизирующее воздействие на соседние регионы. Зоны возможных конфликтов, как правило, всесторонне проанализированы специалистами, потенциал их угрозы описан достаточно подробно, однако надлежащие меры предупредительного характера предпринимаются далеко не всегда.

НЕ УПУСТИТЬ МОМЕНТ

Давно отмечена тенденция, что в процессе предотвращения и преодоления конфликтов сегодня все чаще происходит смешение традиционных ролей военнослужащих в направлении интеграции военных, полицейских и гражданских административных функций (а также функций социального работника). И если для устранения причин конфликтов востребованы в основном невоенные ресурсы, то в процессе преодоления конкретных кризисов военные средства по-прежнему играют важную роль, по-прежнему оставаясь крайним средством политики. Видимо, представлениям о возможности погасить конфликт, прибегая лишь к невоенным средствам, пока суждено оставаться иллюзией.

Важным условием эффективного применения военной силы для предотвращения кризисов выступает определение наиболее благоприятного момента ее применения. Условиями наиболее благоприятного момента для вмешательства армии в конфликт могут быть относительно невысокая затрата средств; создание - по возможности - убедительной угрозы; достижение максимального политического эффекта. При этом наиболее подходящий момент для вмешательства вооруженных сил в конфликт может не совпадать с моментом достижения наибольшей поддержки такого вмешательства общественностью. Внимание общества и власти к очагу кризиса чаще всего возникает уже после эскалации конфликта. То есть может сложиться ситуация, когда общественное мнение будет поддерживать применение вооруженных сил именно тогда, когда благоприятный момент для вмешательства уже позади.

Большинство зарубежных исследователей сходятся во мнении, что военная сила - скорее, не крайнее, а чрезвычайное средство превентивности. Аргументированное мнение о функциональном предназначении военной силы в превентивной политике высказано бывшим председателем военного комитета НАТО К. Науманном. По его мнению, роль военных средств в ходе кризисного реагирования состоит в сдерживании процесса взращивания из кризисов вооруженных конфликтов. Вместе с тем все еще требуют своего разрешения вопросы относительно того, кто принимает решения о допустимых пределах превентивного применения военной силы и на основе каких норм международного права следует ее применять.

КОГДА БИТЬ ПЕРВЫМ

Попробуем составить представление, какое место в превентивной политике и в соответствующих действиях вооруженных сил могут занимать превентивные удары. По всей видимости, возможности превентивных ударов имеют свои пределы, и круг задач, которые можно решить с их помощью, весьма конкретен и довольно ограничен.

Вместе с тем в военном деле превентивная война (также как и превентивные удары) - далеко не новация. В свое время нашим военным классиком А. Свечиным была высказана интересная мысль, что Генеральный штаб должен заблаговременно разработать различные варианты применения армии, чтобы страна была готова отреагировать на любое угрожающее развитие обстановки. Такой подход можно считать одним из способов практической реализации принципа превентивности с применением военной силы. Превентивными же войнами, по мнению Свечина, "являются войны, провоцируемые одним государством ввиду того, что усиление соседа угрожает ему в будущем войной, которую придется вести в условиях худших, чем те, которые складываются в настоящий момент". Превентивная война (от лат. praevenio - опережаю, предупреждаю) ведется для упреждения противника ввиду явной угрозы нападения с его стороны. "Термин широко используется буржуазной пропагандой для маскировки и оправдания империалистической агрессии", - считалось в советское время. За последнее время появились "исследования", в которых утверждается, что нападение Германии на Советский Союз как раз и было превентивным ударом против "большевистской опасности".

Различные аспекты превентивной войны рассматривались многими теоретиками, ее развязывание предусматривалось и предусматривается военными доктринами многих государств. В США доктрина превентивных ядерных ударов (против СССР) имела хождение в годы президентства Г. Трумэна. В наши дни там серьезно рассматривается возможность нанесения ядерных ударов по террористам. Теория превентивной войны была распространена и в нашей стране. Как известно, убежденным сторонником превентивной войны Советской России против империалистических держав был Л.Д. Троцкий.

Ряд положений, указывающих на стремление нашей страны в современных условиях к предотвращению войн и конфликтов, закреплен в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, иных документах доктринального характера. В частности, согласно Военной доктрине, наша страна "поддерживает готовность к ведению войн и участию в вооруженных конфликтах исключительно в целях предотвращения и отражения агрессии, защиты целостности и неприкосновенности своей территории, обеспечения военной безопасности Российской Федерации, а также ее союзников и в соответствии с международными договорами".

Не будет открытием заключить, что в реализации принципа превентивности в политике безопасности и обороны обращение к военной силе, предполагающее в том числе нанесение какого-либо удара (например, ракетного), является лишь крайним средством в арсенале других политических средств и может лишь подытоживать политическое и иное давление.

Многие страны сегодня заявляют о своем праве осуществлять действия упреждающего характера, в том числе используя военную силу. Под этим подразумевается и право наносить превентивные военные удары по территории других государств во имя обеспечения своей безопасности. Так, по мнению С. Караганова, "доктрина упреждающего удара - это банальный здравый смысл". "Открытое выдвижение концепции превентивного удара, - считает он, - переводит ее из средства скрытого сдерживания противника в средство его открытого сдерживания, оказания на него психологического давления".

Для нанесения ударов, как порой утверждается, не требуется объявления войны. Но обстоит ли все так просто? Будут ли такие действия действительно способствовать устранению истинных причин конфликта? В полной ли мере все будет соответствовать нормам международного права или же воцарится ничем не ограниченное право сильного карать и миловать? Не будет ли порождено ответное насилие и еще большее ожесточение? Не приобретет ли в итоге процесс применения средств военного насилия лавинообразный и необратимый характер? На эти и многие другие вопросы еще предстоит дать ответы.

НЕ ПОДМЕНЯТЬ ПОЛИТИКУ ВОЕННЫМИ УДАРАМИ

Подводя итог всему сказанному, можно сделать несколько выводов.

Превентивность следует расценивать как важнейший принцип оборонной политики. Превентивная политика заключается в предотвращении и заблаговременном устранении тех процессов, которые могут перерасти в опасность или даже в угрозу для страны. При разработке и осуществлении мер упреждающего характера в особой степени востребованы глубокий анализ обстановки и реалистичный прогноз тенденций ее развития.

Спектр средств, которые государство может применить для проведения превентивной политики, весьма широк. Военная сила в этом инструментарии занимает важное место. Вообще наличие у государства мощной и боеспособной армии способно само по себе остудить многие горячие головы. Использование военного потенциала для проведения превентивной политики требует от лиц, принимающих решения, адекватной оценки возможностей армии, знания условий и допустимых пределов ее применения. В целом же участие вооруженных сил в превентивной политике значительно содержательнее, чем просто нанесение ракетных или иных ударов.

Превентивным ударам должно быть отведено соответствующее место в общей системе превентивной политики с учетом формулирования ясных, избегающих двузначного толкования, условий их нанесения. Превентивные военные удары могут лишь завершать действия информационного, дипломатического и иного плана. Такие удары, будучи крайним и чрезвычайным средством превентивной политики, каковым и является традиционно применение военной силы, должны быть не только легитимными и целесообразными, но и легальными, абсолютно законными. По всей видимости, чтобы принцип превентивности начал воплощаться на практике, действительно должен быть реализован замысел Сергея Иванова о превращении Министерства обороны РФ в "гибкую и адаптивную структуру, в которой государственные задачи органически трансформировались бы в продуманные и взвешенные управленческие решения, нацеленные на недопущение развития каких-либо опасных тенденций в сфере обороны и безопасности".


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации