'ПОДСОЛНЕЧНЫЙ' БЕРЕГ

«ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР» №49. 2005 Г.

"ПОДСОЛНЕЧНЫЙ" БЕРЕГ

Илья КЕДРОВ

Лангкави-Москва

РОССИЯ ПРЕДЛАГАЕТ КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ВОД

Азиатско-Тихоокеанский регион становится крупнейшим в мире рынком военно-морской техники - большинство стран вынашивают или уже приступают к реализации планов модернизации своих ВМС. Всего в ближайшие 5-6 лет государства АТР намерены приобретать около 40 новых кораблей различных классов ежегодно, в том числе около 60 подводных лодок в период до 2014 г.

По оценкам экспертов, общие затраты государств этого региона на приобретение морских вооружений в ближайшие 10 лет будут составлять по 7-14 млрд. долларов ежегодно. Безусловно, больше всего потратятся такие лидеры АТР, как Китай, Индия и Япония, но и расходы других стран в этой области будут немалыми. К примеру, ВМС Таиланда собираются обзавестись подводными лодками, фрегатами, патрульными катерами нового поколения, новыми ПКР, корабельными системами ПВО. Королевскому флоту Малайзии для обеспечения вновь образованной береговой охраны необходимы 26 кораблей средней и дальней морской зоны. Корветы требуются ВМС Индонезии.

Наибольшим спросом на рынке АТР, и особенно в государствах Юго-Восточной Азии, несущих огромные убытки от действий современных пиратов, будут пользоваться корветы и патрульные катера, предназначенные для операций в пределах эксклюзивной экономической зоны и на линиях морских коммуникаций. У российских судостроителей есть здесь неплохие перспективы. В военно-морском разделе экспозиции выставки LIMA 2005, прошедшей на острове Лангкави, был представлен ряд образцов серийно строящейся и перспективной техники, которая на равных может конкурировать с продукцией ведущих мировых судостроительных компаний. По мнению директора "Концерна средне- и малотоннажного кораблестроения" Михаила Хейфица, наиболее привлекательными для государств региона образцами продукции КСМК являются патрульные и сторожевые катера проектов 12150 "Мангуст" и 14310 "Мираж", на которые, по его словам, в ближайшее время ожидаются крупные заказы. Что касается более крупных ракетных катеров, то КСМК, по словам его директора, готов предложить модернизированный вариант катера "Молния" проекта 12421 с ракетным комплексом "Уран-Э", а также перспективный ракетно-артиллерийский катер проекта 12300 "Скорпион", на который уже поступил ряд заказов из стран Юго-Восточной Азии.

В этой линейке катеров "Скорпион" является наиболее современным образцом военно-морского вооружения. Этот корабль четвертого поколения (по западной классификации относящийся к классу малый корвет) создан с использованием технологии снижения радиолокационной и тепловой заметности. По мнению главного конструктора ЦМКБ "Алмаз" Юрия Арсеньева, развитие ракетных катеров велось по двум основным направлениям - усиление вооружения и улучшение мореходных качеств. На сегодняшний день "Скорпион" - вершина эволюции в этом типе кораблей. Он вооружен противокорабельной ракетой "Яхонт" вертикального старта. Ее основным достоинством является сверхзвуковая скорость полета, делающая ракету малоуязвимой для средств ПВО противника. "Яхонт" имеет дальность стрельбы 300 км, массу боевой части - 200 кг.

Что касается корпуса, то он у "Скорпиона", по словам Юрия Арсеньева, очень экономичный. Если дальность плавания ракетного катера предыдущего поколения "Молния", имеющего на борту запас топлива 104 тонны, составляет 2200 миль, то "Скорпион" с 64 тоннами топлива имеет запас хода 2500 миль при движении с экономической скоростью 12 узлов. Кроме того, корпусу катера придана возможность самостабилизироваться на волне, он оснащен кормовыми интерцепторами, которые являются успокоителями качки. В результате уровень бортовой качки катера уменьшается в 5 раз.

Катер имеет комбинированную силовую установку, состоящую из двух дизельных двигателей для маршевых режимов плавания и газовой турбины ГТУ-12, предназначенную для выхода на скорость перехвата. ГТУ-12 приводит в движение вентилируемый водомет, разработанный в ЦМКБ "Алмаз". Он состоит из обечайки, в которой на больших оборотах работает полупогруженный винт.

Артиллерийское вооружение "Скорпиона" состоит из установки калибра 100 мм А-190-5П-10. Для воздушной обороны на ближнем рубеже, то есть на дальности 5-6 километров, служит зенитный ракетно-артиллерийский комплекс "Каштан-1". Корабль оснащен активной трехкоординатной РЛС общего обнаружения надводных и воздушных целей "Позитив-МЭ1". Она может обнаруживать на дальности до 150 км и сопровождать одновременно до 50 целей, обеспечивает их классификацию и выдачу целеуказания сопряженным системам управления огнем.

Управление ракетной стрельбой осуществляется РЛС "Гарпун-Б" 3Ц-25Э. Активный канал этой станции использует сложный модулированный сигнал, который имеет способность, работая в приводном слое, огибать поверхность земли. Тем самым дальность обнаружения в зависимости от условий радионаблюдаемости составляет до 250 км, а в ходе испытаний в Индийском океане, как рассказал Юрий Арсеньев, была получена дальность 400 км. Таким образом, "Скорпион" имеет возможность загоризонтного целеуказания прямо на борту, без привлечения каких-то внешних систем.

Для обеспечения кораблями береговой охраны Малайзии может быть использован еще один современный корабль, разработанный ЦМКБ "Алмаз", - корвет проекта 20382 "Тигр" (для ВМФ РФ он строится под обозначением 20380). Как отметил Юрий Арсеньев, в ходе создания этого корабля был выполнен большой объем работ по гидродинамике, призванных повысить его мореходные качества, а также по созданию экономичной энергетической установки. Традиционным поставщиком двигателей для кораблей, разработанных в ЦМКБ "Алмаз", являлось петербургское предприятие "Звезда". Однако недостаточная надежность дизелей "Звезды", отчасти обусловленная небольшим по сравнению с советскими временами объемом заказов, вынудила конструкторов "Алмаза" искать других поставщиков. В случае с патрульными катерами "Мангуст" проекта 12150, строящимися по заказу Пограничной службы ФСБ РФ, был выбран двигатель фирмы MTU, а для корветов "Тигр" - двигатель ОАО "Коломенский завод". Каждый из двух гребных валов корвета приводят в движение два спаренных дизеля серии Д-49 (ЧН26/26). Однако полностью отказаться от услуг "Звезды" "Алмазу" все-таки не удалось. "Звезда" выиграла конкурс на создание реверс-редукторной передачи для энергетической установки нового корвета. Реверс-редукторная передача объединяет два дизельных двигателя для работы на один винт, при этом двигатели в нем могут работать как вместе, так и по отдельности. В результате энергетическая установка корвета обеспечивает ему максимальную скорость хода 25-26 узлов.

Также как и "Скорпион", "Тигр" создавался с использованием технологий "стелс". В частности, по словам Юрия Арсеньева, корабль имеет пластмассовую надстройку, которая имеет свойство гасить и рассеивать радиолокационное излучение. Все антенные устройства корабля спрятаны в радиопрозрачную мачту-башню. В целом, по оценке главного конструктора ЦМКБ "Алмаз", "Тигр" представляет собой универсальный корабль, который имеет оружие для отражения воздушных атак, для борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, включающее в себя 8 ракет комплекса "Уран-Э" или CLUB, 100-мм артиллерийскую установку, зенитный ракетно-артиллерийский комплекс "Каштан-Э", противолодочный вертолет. Для обнаружения подводных лодок корабль оснащен гидроакустической станцией с антенной в носовом обтекателе и буксируемой станцией с ФАР, которая "видит" субмарины противника на дальности до 50 км.

Новейшие российские корабли по соотношению цена-качество - весьма удачный вариант для обновления ВМС стран ЮВА, одна из важнейших задач которых, как мы уже отмечали, противодействие пиратам. Однако опыт показывает, что даже современным летательным аппаратам и кораблям не всегда удается эффективно и своевременно противодействовать пиратскому быстроходному "москитному флоту".

В ходе выставки LIMA 2005 наш госпосредник - "Рособоронэкспорт" - предложил государствам Юго-Восточной Азии еще один путь решения проблемы контроля территориальных вод. Ее можно решить за счет создания системы мониторинга и контроля прибрежной зоны путем интеграции в ее состав широко используемых средств общего применения, например систем управления движением судов (СУДС) со специализированными средствами, разворачиваемыми в интересах ВМФ, береговой охраны, таможенной и спасательной служб, а также других заинтересованных ведомств. Подобный подход к построению систем контроля прибрежной зоны привлекателен возможностью финансирования работ из различных бюджетов. При этом суммарные затраты на создание и эксплуатацию системы могут быть снижены по меньшей мере на 20-50%.

Интегрированная система контроля прибрежной зоны (ИСКПЗ), головным разработчиком которой является группа компаний "Транзас", должна включать в себя как военную, так и гражданскую компоненты. Каждая из них, а также некоторые их составляющие при необходимости могут разворачиваться и функционировать независимо друг от друга. В ИСКПЗ можно выделить такие основные составляющие части: информационная подсистема, подсистема управления и связи, исполнительная подсистема - досмотровые суда, летательные аппараты и ударные средства различного базирования, а также опциональная подсистема экологического контроля. Для максимальной унификации элементов ИСКПЗ российские специалисты предлагают применять в ее структуре промышленные персональные компьютеры, программную среду общего пользования, унифицированные сетевые и коммуникационные средства, а также использовать общепринятый протокол обмена данными TCP/IP. При формировании информационной подсистемы одним из первых шагов должно стать оснащение судов современными средствами коммуникации: транспондерами автоматической идентификационной системы (АИС), датчиками сигналов бедствия, современной навигационной аппаратурой с использованием цифровых электронных карт. Перечисленные средства имеют относительно низкую стоимость, а их внедрение позволит внести заметный вклад в обеспечение безопасности судоходства.

Для мониторинга акватории за пределами прямой видимости обычных береговых средств наблюдения обычно используют патрульные катера и самолеты, однако их закупка и эксплуатация требуют немалых затрат. Россия предлагает использовать в этих целях береговые загоризонтные РЛС "Подсолнух-Э", разработанные концерном "Радиотехнические и информационные системы". Эта станция позволяет круглосуточно, независимо от погодных условий и оптической видимости вести наблюдение за морскими и воздушными судами на удалении 300 км и более. Ее применение позволяет в 3-5 раз снизить затраты на приобретение и эксплуатацию средств контроля прибрежной акватории. По данным российских специалистов, один "Подсолнух-Э" может заменить 2-3 патрульных самолета, или 80 БЛА, или 20 катеров. К примеру, две загоризонтных РЛС этого типа способны обеспечить контроль за основной частью Малаккского пролива, а для контроля всех территориальных прибрежных вод Малайзии потребуется не более 10 "Подсолнухов-Э". Дальность обнаружения малотоннажных пиратских судов составит не менее 50-70 км, что в несколько раз больше, чем у обычных береговых радаров.

Понятно, что даже своевременное обнаружение пиратского судна не гарантирует его задержание. Для этого силы безопасности должны располагать скоростными средствами перехвата, передвигающимися со скоростью не менее 200-250 км/час. Это требование, в частности, удовлетворяют многофункциональные вертолеты типа российского Ми-171Ш. Для перехвата пиратских катеров можно использовать также и экранопланы, в разработке и строительстве которых Россия, как известно, имеет довольно богатый опыт.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации