ПО НИСХОДЯЩЕЙ ТРАЕКТОРИИ

«ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР» №37.2005 г.

ПО НИСХОДЯЩЕЙ ТРАЕКТОРИИ

Геннадий ПУЛИН

ГОСУДАРСТВО ДОЛЖНО ВОССТАНОВИТЬ КОНТРОЛЬ НАД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ГКНПЦ им. ХРУНИЧЕВА

Ситуация, в которой находится одно из ведущих предприятий ракетно-космической отрасли России - ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева", сегодня вызывает серьезную озабоченность органов государственной власти и управления. Только за последнее время претензии в адрес ГКНПЦ им. Хруничева высказали Счетная палата РФ, Федеральная служба по оборонному заказу и Федеральное космическое агентство.

Так, в 2004 г. по сравнению с 2003 г. объем выручки ГКНПЦ им. Хруничева по сравнению с расходами сократился на 35%. Задолженность по налогам и сборам увеличилась на 81%, дебиторская задолженность - на 30%. При общем объеме товарной продукции в объеме 9 млрд. руб. кредиторская задолженность в три раза превышает объемы производства и составляет 26 млрд. руб. Это единственное предприятие отрасли, имеющее такие негативные показатели своей деятельности.

Продолжается резкое снижение общего объема товарной продукции. Если в наиболее удачный для предприятия 1999 г. общий объем продукции в абсолютных ценах составлял более 15 млрд. руб., то в 2004 г. он едва превышал 9 млрд. руб. Если сравнить эти показатели в сопоставимых ценах, то производство продукции снизилось на предприятии за этот период в 4 раза.

Одной из основных причин такого положения дел является отсутствие какого-либо стратегического планирования руководством предприятия долгосрочных финансовых вложений. На сегодняшний день Центр им. М.В. Хруничева участвует в 18 коммерческих, 6 зарубежных и 9 некоммерческих организациях. Общая сумма долей Центра в коммерческих организациях составляет более 24 млн. руб. 4 коммерческие организации в настоящее время ликвидированы, осуществляется процедура ликвидации еще 2-х зарубежных организаций. Ориентировочные потери в связи с этим составляют более 33 млн. руб. Тем самым Российской Федерации нанесен ущерб - как собственнику имущества предприятия, так и в качестве не поступления в бюджет государства соответствующей доли прибыли.

ГКНПЦ им. Хруничева в 2005 г. был заключен крайне невыгодный для российской стороны контракт с одной из посреднических австрийских фирм на приобретение трубогибочного комплекса. При реальной стоимости оборудования в 387 тыс. евро сумма контракта была превышена примерно на 152 тыс. евро. С какой целью была завышена сумма контракта? Вопрос, как говорится, риторический:

Какие еще претензии выдвинуты в адрес ГКНПЦ им. Хруничева? Это грубейшие нарушения действующего законодательства и нормативно-правовых актов в области финансово-хозяйственной деятельности, а также выстраивание независимой системы хозяйствования в обход федеральных органов исполнительной власти. Систематическое невыполнение соответствующих руководящих документов, непредставление установленных докладов, отчетов, нежелание согласовывать определенные законодательством документы с федеральными органами исполнительной власти стали осмысленной и целенаправленной системой работы руководства предприятия. Цель подобных действий со стороны генерального директора ГКНПЦ им. Хруничева Александра Медведева, как представляется, состоит в том, чтобы выйти из-под контроля государства и бесконтрольно распоряжаться государственным имуществом и денежными средствами.

Совершение невыгодных для государства сделок, стремление любым путем заключить контракт с превышением своей компетенции и возможностей предприятия, получить как можно больше кредитов без учета возможностей их реального погашения стало нормой деятельности руководства ГКНПЦ им. Хруничева и приводит к срыву взятых на себя обязательств, как перед нашим государством и российскими предприятиями, так и перед зарубежными партнерами, и может привести к банкротству.

Так, несмотря на представление Счетной палаты Российской Федерации от 17 ноября 2004 г. по результатам ее работы в ГКНПЦ им. Хруничева, требования, изложенные в представлении, руководством указанного предприятия проигнорированы и до настоящего времени не выполнены, указания Роскосмоса по этим вопросам оставлены без внимания. До настоящего времени не приведен в соответствие с требованиями законодательства устав ГКНПЦ им. Хруничева в части порядка учета и распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности.

В нарушение действующего законодательства до сих пор на большинство зданий, сооружений и земельных участков, закрепленных за предприятием и стоящих на его бухгалтерском балансе, свидетельства о государственной регистрации права и паспорта БТИ отсутствуют. Отсутствуют также и правоустанавливающие документы на земельные участки под жилыми домами предприятия в г. Москве, Московской, Владимирской, Архангельской областях. Ежегодные сведения о закрепленных за предприятием земельных участках в Роскосмос не представляются, соответствующие запросы по этому вопросу попросту игнорируются.

В 2001 г. предприятие передало в собственность покупателя 45 строений детского оздоровительного лагеря за 16620250 руб. По заключенному с покупателем договору эти средства предназначались для реконструкции недвижимого государственного имущества. Однако полученные предприятием средства на эти цели до сих пор не направлены и растрачены на другие, скрытые от всех цели.

По инвестиционному контракту с правительством г. Москвы предприятие обязалось провести реконструкцию и строительство жилищного комплекса по адресу ул. Большая Филевская, вл.14-16 на собственные денежные средства, полученные от хозяйственной деятельности. Затраты предприятия за весь период строительства составили более 900 млн. руб.

В 2003 г. Центр им. М.В. Хруничева в нарушение действующего законодательства без согласования с федеральным собственником в лице Росавиакосмоса уступает свои права по инвестиционному контракту ОАО "Промтехэнергомаш" за 31 млн. долл. и обязуется приобрести жилье для очередников предприятия на 20 млн. долл. В настоящее время для приобретения жилья направлено чуть более 60 тыс. долл. Куда делись остальные средства?

В 2003 г. из состава федерального имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, были проданы за 81 млн. руб. 6 объектов недвижимости без согласования с Росавиакосмосом под прикрытием недействительных инвестиционных договоров с различными коммерческими организациями, которые и стали в последствии вместо инвесторов покупателями этих объектов недвижимости. В нарушение распоряжения правительства РФ предприятием до сих пор не переданы государству имеющиеся у него акции кредитных организаций на сумму порядка 50 млн. руб.

В 2003 г. предприятие по итогам 2002 г. получило по этим акциям дивиденды в размере 1,272 млн. руб. В нарушение Бюджетного кодекса Российской Федерации эти денежные средства в федеральный бюджет переданы не были, а использовались руководством предприятия по своему усмотрению. По итогам деятельности предприятия за 2002 г. в соответствии с постановлением правительства РФ Центру им. М.В.Хруничева был установлен размер платежа в бюджет государства от прибыли, полученной от использования государственного имущества, в сумме 10,5 млн. руб. Однако в 2003 г. предприятием было направлено в государственный бюджет только 2 млн. руб., а 8,5 млн. руб. в бюджет государства так и не поступило. Давать какие-то разъяснения по этому вопросу федеральным органам исполнительной власти Александр Медведев считает необязательным.

В нарушение действующего законодательства без согласования с федеральными органами исполнительной власти предприятие заключает контракты и берет на себя обязательства, превышающие его полномочия и возможности. Это в свою очередь приводит к срыву взятых на себя обязательств и падению престижа государства в сфере космической деятельности.

Одним из характерных примеров является контракт по корейской системе запуска. В январе 2005 г. без согласования с правительством РФ, Роскосмосом и основными соисполнителями работ ГКНПЦ им. Хруничева был заключен контракт с корейским аэрокосмическим институтом на общую сумму 198 млн. долл. Из этой суммы заказчик выплатил в качестве аванса 28 млн. долларов. В результате до настоящего времени контракт не вступил в законную силу в связи с отсутствием постановления правительства РФ. Реализация контракта не осуществляется, подорвано доверие корейской стороны к нашему государству.

Таким же образом, не согласовав свои действия с правительством РФ и Роскосмосом, Центр им. М.В. Хруничева поставил под угрозу срыва межправительственное соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией по космическому аппарату КАЗСАТ и созданию РКК "Байтерек". Это привело к тому, что руководство Казахстана было вынуждено обратиться в правительство Российской Федерации за разъяснениями.

Стремление любой ценой получить как можно больше денежных средств, нежелание заниматься реальным производством, привело к запуску практически неработоспособного КА "Монитор-Э". Летные испытания по вине руководства ГКНПЦ им. Хруничева фактически сорваны. Впустую потрачено около 2 млрд. руб. государственных средств.

Бьет тревогу и Федеральная служба по оборонному заказу. В своем обращении к руководителю Роскосмоса в сентябре 2005 г. директор службы Андрей Бельянинов высказывает крайнюю обеспокоенность действиями руководства Центра им. М.В.Хруничева. В частности, на предприятии отсутствует согласование с Министерством экономического развития и торговли возможности размещения государственного оборонного заказа по заключенным контрактам. Поручения федеральных органов исполнительной власти по вопросам стандартизации не выполнены, грубо нарушается порядок работы с нормативными документами по стандартизации оборонной продукции.

С начала действия государственного контракта работы по производству РКН "Рокот" до сих пор не ведутся, специальная конструкторская документация на изготовление РКН "Рокот" отсутствует, контракты с поставщиками комплектующих изделий (более 150 предприятий) до настоящего времени не заключены. Любые указания и требования Роскосмоса по устранению этих недостатков руководством ГКНПЦ им. Хруничева игнорируются.

Почему все перечисленные нарушения стали возможными? Причина, похоже, одна: только в отношении одного-единственного федерального государственного унитарного предприятия России, а именно ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, действует особый порядок назначения на должность и освобождения от должности генерального директора этого предприятия лично президентом РФ. Этот особый порядок был в свое время определен распоряжением Бориса Ельцина от 7 июня 1993 г. № 421-рп по ходатайству его дочери Татьяны Дьяченко, которая на тот момент работала в КБ "Салют", вошедшим в состав Центра им. М.В.Хруничева в соответствии с указанным распоряжением. Несмотря на то, что этот порядок абсолютно не соответствует требованиям Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ и постановлению правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739, он продолжает действовать до настоящего времени (хотя Ельцин давным-давно на пенсии) и обеспечивает Александру Медведеву полную бесконтрольность от федеральных органов исполнительной власти.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации