ПИРАТЫ АФРИКАНСКОГО РОГА

«ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР» №48. 2005 Г.

ПИРАТЫ АФРИКАНСКОГО РОГА

Павел БРУНТАЛЬСКИЙ

Киев - Москва

ОСВОБОЖДЕНИЕ УКРАИНСКОГО ТОРГОВОГО СУДНА У БЕРЕГОВ СОМАЛИ ПРОВЕДЕНО В ХОДЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОПЕРАЦИИ АНТИТЕРРОРА

В ночь на 27 ноября у берегов Сомали (Восточная Африка) в Индийском океане был вызволен из пиратского плена украинский балкер "Панагия" с 22 членами экипажа. Морской углевоз был захвачен пиратами за полтора месяца до этого. Корсары требовали выкуп в размере 700 тыс. долларов. Киев сразу квалифицировал захват судна как акт международного терроризма. И вот наконец ситуация благополучно разрешилась, и "Панагия" в сопровождении французского фрегата ушла из порта Мерка, находящегося в 100 километрах к юго-западу от сомалийской столицы Могадишо.

В самой полуторамесячной истории, предшествующей освобождению "Панагии" и попавших в заложники моряков, помимо МИД и Службы внешней разведки Украины, очень заметна роль международных организаций и спецслужб ряда государств. В частности, были задействованы Совет Безопасности ООН, Международная морская организация (ММО), Морское бюро, профессионалы антитеррора из Великобритании, США и Франции. Не исключался силовой метод разрешения кризисной ситуации.

СИЛА БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ

Однако, как заявил после благополучного исхода международной операции секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Анатолий Кинах, хотя "все силовые направления были готовы для того, чтобы их задействовать, мы отработали более эффективный вариант, который дал результат без использования силы". Усилия, предпринятые "всем миром", можно считать успешными: никто из заложников не был убит и даже особо не пострадал физически (им нанесен главным образом моральный ущерб), судно возвращено. Разве что не наказаны захватившие его "пираты Индийского океана". Но Киев заявил о том, что будет преследовать каждого сомалийского флибустьера, который покушался на "Панагию" и ее команду. Тем более что, если верить Кинаху, фамилии всех этих современных Джонов Сильверов (только отнюдь не одноногих и безглазых) украинским спецслужбам известны и Киев готов передать всю нужную информацию международным антитеррористическим организациям. Кроме того, Украина будет требовать, чтобы эти лица были привлечены к ответственности. Хотя очевидно, что данные требования как с учетом обстановки в Сомали, так и в силу несовершенства международного законодательства останутся лишь благими пожеланиями.

КОГО ЗАХВАТЫВАЮТ КОРСАРЫ

События же у побережья Африканского Рога развивались так. 18 октября "Панагия" под флагом Либерии выполняла рейс из ЮАР в Турцию. Балкер шел в нейтральных водах, перевозя в грузовом отсеке 32 тыс. тонн угля. В Индийском океане в 90 милях от побережья Сомали судно и подверглось нападению. 14 морских разбойников атаковали углевоз на трех быстроходных катерах. "Панагия" была обстреляна из стрелкового оружия, остановлена, захвачена, после чего ее направили к берегам самопровозглашенной на севере страны сомалийской автономии Пунтленд. То есть все случилось прямо чуть ли не как в знаменитом фильме "Пираты ХХ века".

В Киеве говорят, что за последний год было порядка 30 случаев захвата судов именно у побережья Сомали. Скажем, в октябре в этом районе также было совершено нападение на морской цементовоз, а в июне - на грузовой теплоход (к настоящему времени отпущенный), зафрахтованный ООН для перевозки гуманитарного груза пострадавшим от цунами. В предыдущие годы также случались десятки пиратских нападений. В плен к сомалийским морским разбойникам в 2004 г. попадали и четыре российских рыбака. Их траулер "Горизонт-2" простоял под дулами автоматов три месяца и был отпущен только после уплаты владельцем десятков тысяч долларов. 400 тыс. выкупных "зеленью" потребовали местные Джоны Сильверы за освобождение из неволи в 2003 г. греческого торгового судна. А эмиратский сухогруз "Амир", захваченный нынешней же осенью, сомалийские корсары обещали отпустить за 100 тыс. долларов.

Схема захвата судов всегда одна и та же: обстрел со скоростных катеров - штурм-захват - пленение команды - конвоирование в пиратскую вотчину. Благо, плененных моряков сомалийские пираты не обижают (те, как правило, остаются на своем судне и под вооруженной охраной ждут, когда хозяева транспортной компании внесут выкуп). На груз вымогатели обычно тоже не покушаются. Во всяком случае, уголь с "Панагии" не разгружали. Для сомалийских корсаров такой вид разбоя - надежный способ заработка. Механизм вымогательства круглых сумм у судовладельцев также отлажен. Скажем, греки рассчитывались в Дубае (Объединенные Арабские Эмираты). Причем в сделке в качестве посредников участвовали сомалийские дипломаты, а гарантии освобождения моряков после получения денег давали посредники из Кении.

И продолжается это в данном регионе мира вот уже более 10 лет (это примерно тот же случай, что и похищение людей в Чечне). Заявлять "официальному" Могадишо какие-то требования или "бомбить" его нотами протеста бессмысленно. Вся территория этой нищей страны раздираема вооруженной борьбой между разными группировками, а центральное сомалийское правительство официально объявило о неспособности контролировать ситуацию в своих территориальных водах и даже попросило международной помощи в патрулировании 3700-километрового побережья. Но есть очень характерная деталь: местные морские разбойники выбирают в качестве потенциальных трофеев, как правило, суда слабых или ослабленных стран (видимо, не считая в этом смысле исключением и Россию), а пиратские акции проводят в отношении не очень крупных судов. Расчета здесь два. Первый заключается в том, что в таких случаях далеко не каждый судовладелец сообщает в Комитет морской безопасности МMO о факте захвата, потому как не желает "портить имидж" компании перед фрахтовщиками. Если МMO ежегодно фиксирует в водах Мирового океана от 400 до 500 пиратских нападений и вооруженных ограблений гражданских судов, то примерно столько же, по прикидкам экспертов этой организации, остается вне официальной статистики. Второй же расчет связан с тактикой захвата: на небольшом судне пиратам не составляет особого труда контролировать плененных ими членов экипажа.

Как уже было сказано, Киев квалифицировал захват "Панагии" как акт международного терроризма, хотя по большому счету к таковым действия пиратов можно отнести лишь условно. Дело даже не в том, что в мире пока еще вообще не сформулировано приемлемое для всех определение терроризма или террористического акта как такового. А в том, что никаких политических требований сомалийские корсары Украине или какой-либо другой стране не выдвигали. Поэтому это можно расценивать как обыкновенный грабеж на большой морской дороге. Но от этого, конечно, ни команде, попавшей в плен, ни стране, которой принадлежит судно, ни его владельцам, ни фрахтовщикам не легче.

КТО ПОШЕЛ БЫ НА "ПАНАГИЮ"?

Тем не менее, как рассказал после благополучного разрешения ситуации секретарь СНБО Анатолий Кинах, силовой вариант операции рассматривался уже сразу после получения известия о захвате "Панагии". Была даже определена штурмовая группа, в состав которой вошли бойцы спецподразделений украинских Службы безопасности и СВР. Они тренировались на аналогичном балкере, стоящем на рейде в Черном море, и были готовы в любой момент вылететь в Африку. Одновременно, по словам Кинаха, были отработаны соответствующие мероприятия со спецслужбами США, которые дали предварительное согласие на свое участие в освобождении украинских моряков. И судя по сообщению секретаря СНБО, в силовом варианте операции должны были быть в первую очередь задействованы Военно-морские силы США, которые патрулируют этот регион. Других подробностей Анатолий Кинах не сообщил. Но можно предположить, что, скорее всего, роль американских ВМС заключалась бы в том, что они доставили бы украинских спецназовцев к месту проведения операции. А уж те бы там:

Надо сказать, что опыт проведения операций на захваченных судах у украинских профи антитеррора имеется. Правда, это опыт учебный (впрочем, и слава Богу, что не боевой). Летом 2003 г. в акватории Азовского моря под эгидой Антитеррористического центра СНГ проводилось трехстороннее (Казахстан, Россия, Украина) учение. И в нем первую скрипку играли именно боевые пловцы Службы безопасности Украины. Сначала они освобождали условно захваченную террористами яхту и заложников на ней. Автор этих строк видел, как это происходило: на мостике судна раздался взрыв, на мгновение отвлекший внимание "злоумышленников" от левого борта, и за эти три-пять секунд на нем, выскочив из воды, появились боевые пловцы. Еще двое, также взобравшись на судно с помощью специальных лестниц, уже неслись к рубке с кормы. И еще трое, вынырнув из морской глади по борту правому, держали всю яхту на прицеле. Через семь секунд "бандитов" выводили с закрученными назад руками.

Во втором случае - освобождение "захваченного" парома с 200 пассажирами и экипажем - были задействованы как боевые пловцы, так и сухопутные спецназовцы. Последние прыгали на палубу с вертолета. А ихтиандры с помощью канатов с тройными крюками и прочих специальных приспособлений в это же время штурмовали борта судна. На условное уничтожение и локализацию "террористов" также ушло не более 7 - 10 секунд. Кстати сказать, в августе 2005 г. на Каспийском море в казахстанском городе Актау проводились аналогичные учения "Каспий-Антитеррор". Украинские бойцы "невидимого подводного фронта" непосредственно в них не участвовали, но представители украинских спецслужб внимательно наблюдали за действиями российских и казахстанских боевых пловцов.

Так что вера Украины в успех возможной реальной спецоперации на море по освобождению попавших в беду своих граждан представляется достаточно обоснованной. Однако украинские эксперты единодушны во мнении, что для планирования и проведения операции по освобождению заложников понадобились бы колоссальные усилия по разведывательному обеспечению, связи, логистике, развертыванию базы и средств огневой поддержки и эвакуации, планированию маршрутов отхода. Обеспечить это самостоятельно Украина, конечно, была не в состоянии. Кроме того, следует принимать во внимание проблемы международно-юридического характера, которые возникают при проведении спецоперации за пределами страны. Недаром после всего случившегося Киев намерен предложить Совету безопасности ООН рассмотреть резолюцию, дающую возможность получения законных оснований для двустороннего сотрудничества с государством, которое присутствует в регионе, где произошел случай пиратского захвата судна, для использования силового варианта противодействия пиратству.

Другое дело - насколько обоснованно подвергать риску жизнь заложников. Украинские знатоки "пиратской проблемы" полагают, что любые силовые действия в подобных ситуациях не совсем уместны - особенно если речь идет о жизни не одного десятка людей. Рекомендовать же захваченному вдали от родины экипажу учинить "восстание на "Потемкине" или как-то по иному воздействовать на пленивших их людей, по мнению экспертов, тоже можно рекомендовать лишь с большой натяжкой: ибо пираты не соблюдают норм морского законодательства, а противостоять голыми руками или пожарным шлангом пулемету невозможно. Тем более если заранее известно, что подобные случаи, как правило, заканчиваются выплатой выкупа, который можно снизить в ходе переговоров.

Переговоры такие, пока спецназ готовился освобождать "Панагию", велись. Но вели их не официальные органы власти Украины (это противоречит нормам международного законодательства), а судовладелец и страховая компания.

"НЕПОКОЛЕБИМАЯ СВОБОДА"

Секретарь СНБО Анатолий Кинах не стал рассказывать о деталях контактов с пиратами и сумме выкупных (согласно международным неписаным правилам, детали таких операций и впрямь не разглашаются), он лишь отметил, что на выкуп не было потрачено ни одной копейки государственных средств. Любопытно также, что министр обороны Украины Анатолий Гриценко направил письмо министру обороны Франции Мишель Аллио-Мари с благодарностью за эффективную работу представителей ряда французских министерств и сотрудников специальных служб, которые вместе с украинскими коллегами и представителями других стран участвовали в освобождении 22 украинских моряков. Чем подсобили Киеву из Парижа, осталось не очень понятным, но операция, в которой был задействован фрегат "Ла Файетт", имела претенциозное кодовое название - "Непоколебимая свобода". Впрочем, наименовывать так операции - это в духе НАТО.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации