ОБНОВЛЕННЫЕ РУБЕЖИ

«ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР» №40. 2005 г.

ОБНОВЛЕННЫЕ РУБЕЖИ

Вадим УДМАНЦЕВ

Гомельская область - Москва

СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО НЕ ЗРЯ ТРАТИТСЯ НА ДОРОГОСТОЯЩЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ БЕЛОРУССКИХ ПОГРАНИЧНИКОВ И ТАМОЖЕННИКОВ

После распада СССР технически оснащенная и надежная граница Белоруссии постепенно настолько пришла в негодность, что в одиночку новому суверенному государству трудно было бы справиться с задачей по ее оборудованию и модернизации. Поэтому по сей день создание внешних рубежей Республики Беларусь является одним из приоритетных направлений, курируемых Постоянным комитетом Союзного государства.

Протяженность белорусского участка сухопутной внешней границы Таможенного Союза Российской Федерации и Республики Беларусь составляет 2190 км. На разных участках этого рубежа, отделяющего братское славянское государство от стран Балтии, Польши и Украины, действуют 32 автомобильных и 19 железнодорожных международных пунктов таможенного оформления (пунктов пропуска). Причем восемь из них - "Каменный Лог", "Новая Гута", "Козловичи", "Варшавский мост", "Брузги", "Берестовица", "Новая Рудня", "Мокраны" - были построены или реконструированы буквально в последние годы на средства союзного бюджета в рамках совместной российско-белорусской программы первоочередного развития таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления (пунктов пропуска) на территории РБ. Только в 2002-2004 гг. для ввода этих объектов пограничного и таможенного контроля в эксплуатацию выделено и целенаправленно израсходовано свыше одного миллиарда российских рублей.

Сегодня результаты этой работы видны налицо: как российские коллеги, так и эксперты Евросоюза, посещающие Белоруссию, дают самую высокую оценку состоянию границы с Польшей, Латвией и Литвой. В "прочности" же и обустроенности белорусско-украинского участка границы корреспондент "ВПК" имел возможность убедиться лично во время поездки на пункт пропуска "Новая Гута".

"БЕРКУТ-Б" НА СРЕДСТВА СОЮЗНОГО БЮДЖЕТА

Как рассказал начальник отдела главного управления белорусского Государственного комитета Пограничных войск (ГКПВ) полковник Василий Зорин, криминальные структуры очень быстро реагируют на все изменения, происходящие в государстве. Если 5-7 лет назад основные усилия пограничников и таможенников преимущественно были направлены на охрану "зеленых" участков границы, то сейчас сотрудники этих госструктур уделяют основное внимание проверке документов и досмотру грузов в международных пунктах пропуска.

Учитывая интернациональный характер трансграничной преступности, в 2003-2004 гг. была создана Единая автоматизированная информационная система Таможенного комитета Союзного государства, благодаря которой государственные таможенные комитеты России и Белоруссии смогли адекватно реагировать на новые происки контрабандистов.

В настоящее же время зоны паспортного контроля в новых пунктах пропуска постепенно дооборудуются системами видеонаблюдения, периметровой сигнализацией, средствами автоматизированной системы паспортного контроля "Беркут-Б" - причем опять же на средства союзного бюджета. Так что на сегодняшний день, по словам полковника Зорина, одна треть данных пунктов пропуска работает в автоматизированном режиме, вторая треть также уже оснащена необходимым оборудованием, которое находится в процессе опытной эксплуатации, а где-то к 2006-2007 гг. планируется автоматизировать все пункты пропуска без исключения. И еще одна небольшая, но существенная деталь: поскольку вся вышеперечисленная техника требует надлежащего ухода и определенного багажа знаний по его эксплуатации, подразделения ГКПВ в пунктах пропуска (в отличие от погранзастав) почти на 100% укомплектованы военнослужащими по контракту.

Что Союзное государство не зря тратится на дорогостоящее оборудование, следует из сводки всего одного дня работы пограничных пунктов пропуска, озвученной тем же представителем ГУ ГКПВ: "...В ППТО "Каменный Лог" задержана гражданка Молдовы, которая следовала по поддельному паспорту Литовской Республики. На участке Полоцкого погранотряда задержан гражданин Казахстана, разыскиваемый правоохранительными органами этой страны. На ОКПП "Минск" задержан гражданин Колумбии, который находится в розыске правоохранительными органами Испании за осуществление наркотрафика, на его имя уже выписаны ордера на арест, решается вопрос об экстрадиции согласно существующим международным нормам. В Бресте задержан гражданин РФ, находящийся в розыске с 2000 года, который пытался пересечь границу с поддельными документами". Как заверил полковник Зорин, такие случаи происходят почти каждодневно. Например, за 8 месяцев 2005 года одних лишь граждан России, которых по тем или иным причинам задержали белорусские "зеленые фуражки", набралось 74 человека!

В то же время сотрудники белорусских правоохранительных структур, работающие в пограничных пунктах таможенного оформления (ППТО), не скрывают, что из-за нехватки или отсутствия некоторого лабораторного оборудования им с каждым годом все труднее становится бороться с таким видом трансграничной преступности, как наркобизнес. Речь идет, во-первых, о приборах, с помощью которых можно было проводить предварительные экспертизы - является обнаруженное вещество наркотиком или нет, - непосредственно на территориях каких-нибудь удаленных пунктов пропуска. То есть, не тратя времени и средств на "выездную" экспертизу. Во-вторых, ни на одном ППТО нет такого сканирующего прибора, который бы досматривал большегрузные автомобили и железнодорожные составы на предмет сокрытия наркотических веществ или каких-то других запрещенных предметов в полостях этих транспортных средств.

Вот какую историю поведал корреспонденту "ВПК" врио начальника управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и преступлениями в сфере нравов Главного управления криминальной милиции МВД Николай Луканов. "У нас был случай, - делился наболевшим полковник, - когда мы обладали информацией, что наркотики перевозятся в фуре, управляемой гражданином Турции. Наши пограничники досматривали фуру 14 часов, но так и не смогли их найти. В итоге информацию вынуждены были отдать польским коллегам, которые имеют такие сканирующие приборы, и они в кабине водителя, имевшей двойное дно, сумели обнаружить этот наркотик. Если бы в рамках Союзного государства были выделены деньги на такой прибор по досмотру автотранспортных средств, пропущенных нами наркотиков было бы гораздо меньше".

"НОВАЯ ГУТА"

ППТО "Новая Гута" разместился недалеко от реки Сож на трассе "М-8" Санкт-Петербург - Одесса. Сразу оговорюсь, что на этом пограничном рубеже проблема борьбы с контрабандой наркотиков не столь актуальна, нежели на пунктах пропуска в Польшу и страны Балтии. Однако поскольку Украина в последние годы столь же непредсказуема, как и последствия ураганных штормов на атлантическом побережье Америки, "Новая Гута" - хороший пример того, с какой обстоятельностью наши белорусские братья оборудуют свои пограничные пункты таможенного оформления на так называемых "менее ответственных" участках.

До 1997 г. работать персоналу "Новой Гуты" приходилось в вагончиках, хотя вдоль здешней трассы выстраивались огромные очереди, состоящие в основном из грузовых автомобилей - по словам старожилов местной таможни, "не меньше, чем на "Варшавском мосту". Поскольку ППТО тогда был способен пропускать лишь 200 автомашин в сутки, водители порой "мариновались" в своих запыленных кабинах по два-три дня. Однако в результате реализации вышеупомянутой программы Союзного государства по развитию объектов таможенной инфраструктуры Республики Беларусь территория ППТО усилиями строительных рабочих постепенно обросла собственной инфраструктурой, преобразилась, а с вводом в эксплуатацию в 2002 г. "Новая Гута" стала обладать весьма высокой ежесуточной проектной пропускной способностью всех видов автотранспорта - 1640 авто! Хотя, как рассказывают очевидцы, жизнь показала, что в будние дни через данный пункт пропуска без существенных временных задержек проезжает не менее 2000-2500 единиц транспорта, а выходные дни - в 2-2,5 раза больше.

5,5 млн. долларов - вот какова реальная цена решения "автодорожного" вопроса в данном пункте пропуска (включая строительство зданий, их оборудование для всех контролирующих структур и внедрение трехуровневой автоматизированной системы погранконтроля), чтобы обычные люди, добропорядочные и законопослушные граждане, имели возможность пересекать границу по своим частным делам без нервотрепки, не простаивая в очередях.

Конечно же, выявляют на "Новой Гуте" и поддельные документы, и контрабанду. На случай нелегального перемещения через белорусско-украинскую границу наркотиков и мигрантов держат несколько кинологов с собаками. Проводят регулярные занятия с пограничными контролерами и таможенными инспекторами - дабы вообще свести к минимуму статистику таких происшествий. Однако, как признаются сами служивые, пока в данном пункте пропуска, как правило, выявляют случаи провоза мелкой контрабанды, незадекларированных товаров. Именно поэтому кто-то из представителей белорусских СМИ, более других осведомленный о ситуации в "Новой Гуте", задал сопровождавшему офицеру-пограничнику "бытовой" вопрос: "А с какой стороны нынче в основном везут сало?" Тот посмеялся вместе с журналистской братией, но и не замедлил с ответом: "Из Белоруссии - у нас оно тут стоит гораздо дешевле".

Впрочем, если уже говорить серьезно, то обратно с Украины возят уже не сало, а... "оранжевые" идеи. Как рассказали таможенники, и в прошлом, и в этом году случались факты выявления у пассажиров поездов, шедших с территории Украины, литературы антигосударственной направленности. К примеру, в последний раз сотрудники Гомельской таможни обнаружили и изъяли у молодого человека, жителя Минска, фотографии, аудиозаписи, листовки с оскорбительными высказываниями в адрес президента Белоруссии, Союзного государства и России, которые тот вез с некой конференции. В данном случае печатная продукция, по заключению экспертов, была признана наносящей моральный ущерб государству и конфискована, а незадачливый пропагандист предстал перед судом.

Однако куда чаще в Белоруссии рассматриваются судебные дела не новоявленных "революционеров", а чиновников - по обвинению во взяточничестве и коррупции. По признанию начальника Гомельской таможни полковника Василия Гнатюка, если руководство республиканского Таможенного комитета стабильно работает на протяжении последнего десятилетия, то факты должностных преступлений лицами инспекторского состава все еще имеют место. "Мы сегодня увольняем со службы в течение года 10-15 человек, в то время как раньше увольняли за тот же промежуток времени до шестидесяти человек", - приводит обнадеживающую статистику офицер-таможенник. Почему в Белоруссии эти цифры столь смехотворны по сравнению с количеством и размахом коррупционных скандалов в России, становится сразу понятно, когда чиновник приводит свежий пример: "В одном случае пятеро сотрудников соблазнились на мешок сахара и получили от трех до семи лет!"

"ЗЕЛЕНАЯ ЗОНА"

Если 3 автодорожных и 4 железнодорожных пограничных пункта таможенного оформления Гомельского погранотряда находятся под неусыпным контролем белорусских правоохранительных органов, то так называемая приграничная "зеленая зона" на стыке трех государств - России, Белоруссии, Украины - регулярно используется международными преступными группировками. В основном это касается такого явления, как нелегальная миграция.

Большинство незаконных мигрантов, а это, как правило, выходцы из стран Азии и Африки, стремятся через территорию Союзного государства сначала проскочить на Украину, затем перейти в Польшу, а уж оттуда затем перебраться страны Европейского Союза. И нет ничего удивительного в том, что транзитные потоки нелегальных мигрантов пролегли именно через Гомельскую область. Границы между РФ и РБ фактически не существует, а на белорусско-украинском участке границы Союзного государства соблюдается более либеральный режим охраны, нежели на российско-украинском, и уж тем более не такой строгий, как на западных и северных рубежах Белоруссии, которые отделяют республику от Польши, Литвы и Латвии. Как рассказал "ВПК" заместитель начальника Гомельского погранотряда полковник Петр Прокопчук, в настоящее время трансграничная преступность, в общем-то, не привлекает к реализации своих планов соучастников из числа граждан Белоруссии, которых государство может сурово покарать в случае их привлечения к уголовной ответственности по соответствующей статье. Как правило, последние задержания выявляют только представителей организованной преступности России и Украины.

Так, в конце августа пограничники задержали 15 граждан Вьетнама, которые осуществляли переход границы не в пункте пропуска, а незаконным путем - через "зеленую границу" в сопровождении двух проводников-украинцев. К тому же пограничники установили, что оба проводника состоят на учете в психиатрическом диспансере - организаторы нелегального транзита точно рассчитали, что при наличии невменяемых фигурантов данное уголовное дело довести до конца будет почти невозможно:

Однако проведение повторной экспертизы позволило продолжить следственно-оперативные мероприятия. Сегодня представители командования Гомельского погранотряда считают, что к одному из проводников, вполне возможно, будут применены принудительные меры лечения по решению суда, а второго активного члена преступной группы все-таки привлекут к уголовной ответственности.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации