НВП - ВОЗРОДИТЬ, ВОЕННЫЕ КАФЕДРЫ - СОКРАТИТЬ

«ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР» №32.2005Г.

НВП - ВОЗРОДИТЬ, ВОЕННЫЕ КАФЕДРЫ - СОКРАТИТЬ

Виталий СТРУГОВЕЦ

В НОВОМ УЧЕБНОМ ГОДУ В ВОЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ ПРОИЗОЙДУТ СЕРЬЕЗНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Начинается новый учебный год. Для школьников, студентов и курсантов он во многом будет знаковым. Во-первых, на законодательном уровне принято решение об обязательной начальной военной подготовке, но одновременно значительно сокращен набор на военные кафедры вузов. А во-вторых, ожидается и серьезная реорганизация военных училищ, институтов и академий. О том, почему принимается то или иное решение по военному образованию, "ВПК" рассказывает председатель подкомитета по вопросам военной службы и воинской обязанности Комитета Госдумы по обороне генерал-майор авиации Николай БЕЗБОРОДОВ.

- Николай Максимович, почему все же было принято решение о возрождении НВП - начальной военной подготовки?

- Не хотелось бы использовать пафосную терминологию, но по-другому, похоже, не скажешь: начинающийся учебный год будет если не переломным, то весьма значимым. Давайте начнем с первого этапа - школы.

В июле Государственная Дума сразу во втором и третьем чтениях приняла законопроект о внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и закон РФ "Об образовании". В СМИ этот законопроект назвали законом о возрождении начальной военной подготовки. Хотя с юридической точки зрения (а закон можно рассматривать только так!) перед нами задачи по введению нового самостоятельного предмета "Основы военной службы" или "Начальная военная подготовка" и не ставилось. Законопроект был направлен только на устранение противоречия между двумя законами - "О воинской обязанности и военной службе" и "Об образовании".

- В чем же заключалось противоречие?

- По закону "О воинской обязанности и военной службе" (статьи 12 и 13) подготовка граждан по основам военной службы в государственных, муниципальных или негосударственных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования - проще говоря, школах; образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, то есть в профессиональных училищах и колледжах (техникумах) обязательна. На это в соответствии с Положением о финансировании расходов, связанных с реализацией закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденным постановлением правительства РФ №157 от 3 марта 2001 г., из федерального бюджета даже выделялись средства.

А вот пункт 7 статьи 14 закона "Об образовании" гласил, что военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе, с согласия обучающихся и (или) их родителей и только за счет средств и силами заинтересованного ведомства.

Вот эти противоречия и устранял законопроект, одним из соавторов которого был и я. За основу, безусловно, был взят закон "О воинской обязанности и военной службе", как основополагающий в этой сфере. К тому же обязательная подготовка к военной службе является одним из элементов воинской обязанности граждан.

Кстати, за восстановление этой практики ратовали не только депутаты. В Основах государственной политики по военному строительству на период до 2010 г., утвержденных президентом РФ в августе 2002 г., четко указывается на необходимость восстановления до 2005 г. практики военно-патриотического воспитания граждан и их подготовки к военной службе в образовательных учреждениях. А Главное контрольное управление президента РФ, проверяя выполнение органами исполнительной власти закона "О воинской обязанности и военной службе", еще в мае 2000 г. обратило внимание председателя правительства России на отсутствие самостоятельной дисциплины для подготовки граждан по основам военной службы.

Отмечу, что этот законопроект поддержали 84% субъектов Российской Федерации. И еще одна деталь: учитывая, что с 2008 г. планируется сокращение срока военной службы по призыву до одного года, времени солдату на "акклиматизацию" в воинской части останется совсем немного. Соответственно, проблема психологической, физической и профессиональной готовности граждан к военной службе приобретает особую актуальность.

- Тогда давайте уточним само понятие подготовки к военной службе..

- Обязательная подготовка граждан к военной службе в образовательных учреждениях в соответствии с законом "О воинской обязанности и военной службе" предусматривает получение начальных знаний в области обороны и подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в образовательных учреждениях общественных объединений. В настоящее время государственные образовательные стандарты среднего (полного) общего образования предусматривают изучение интегрированного курса "Основы безопасности жизнедеятельности", включающего раздел "Основы военной службы". Общее время, выделяемое на подготовку обучающихся к военной службе, составляет около 100 часов. Плюс пятидневные учебные сборы (40 учебных часов), проводимые, как правило, на базе воинских частей.

Замечу, что до принятия нашего закона эти сборы могли проводиться и в выпускном классе. Но сейчас мы законодательно зафиксировали проведение сборов в конце учебного года в предвыпускном классе, чтобы не нарушать подготовку выпускников к экзаменам.

Что касается подготовки по военно-учетным специальностям, то это происходит в образовательных учреждениях общественных объединений, в частности РОСТО (ДОСААФ), более чем по тридцати специальностям.

- Перед 1 сентября не обойти и более сложную тему - реформирование системы профессионального военного образования... Нам представляется, что некоторые военные вузы придется сократить. Это так?

- Тема не новая. Достаточно сказать, что Федеральная целевая программа "Реформирование системы военного образования" была принята более трех лет назад. Но остроты проблемы она не сняла. Если коротко, то моя позиция такова: не реформировать систему военного образования нельзя. Вот только цифровое подтверждение такой позиции: в 1992 г. численность Вооруженных Сил России составляла 2 млн. 750 тыс. человек, сегодня их численность 1 млн. 130 тыс. То есть сокращение в 2,3 раза. А сеть военно-учебных заведений сокращена за тот же период едва на треть. Нужно ли для сегодняшней миллионной армии почти восемьдесят военных вузов?

Однако при этом подчеркну: все без исключения военные вузы имеют хорошие традиции и славную историю, сложившиеся научные и педагогические школы. Достаточно сказать, что сегодня в вузах Минобороны работает около 2 тыс. докторов наук и более 18 тыс. кандидатов наук и доцентов.

- В чем же, на ваш взгляд, главные проблемы военных вузов?

- Прежде всего нужно сказать о том, что многие из них стали малоемкими. Например, в Военной академии радиационной, химической и биологической защиты сегодня обучается 300 человек. И такое же количество постоянного состава. Примерно аналогичная ситуация в Военно-инженерной академии, в Военном институте физической культуры... Менее чем по шестьсот человек обучаются в Тюменском и Нижегородском военных инженерных институтах. Это при пятигодичном обучении.

Произошло моральное и физическое старение учебно-материальной базы большинства вузов, весьма высок процент отчисления курсантов... Что ждет военные вузы? Напомню, что Федеральная программа "Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 г.", решение о финансировании которой через бюджет принимаем мы, депутаты, не предусматривает коренной ломки сложившейся системы. Программа направлена на модернизацию этой системы с учетом новых реалий, в первую очередь новой структуры и задач Вооруженных Сил.

Программа выполняется в два этапа. В ходе первого, завершающегося в текущем году, удалось провести полную инвентаризацию военно-учебных заведений и детально проработать многие вопросы военного образования. Например, сегодня уже есть паспорт каждого военного вуза. В ходе первого этапа были сделаны и первые практические шаги по реформированию системы военного образования. В частности, все филиалы вузов преобразованы в самостоятельные учебные заведения, большинству военных университетов возвращено прежнее наименование "военная академия", а военным институтам - "высшее военное училище". На базе гражданских вузов начат эксперимент по подготовке кадровых - подчеркиваю, кадровых - офицеров из числа студентов. По окончании учебы эти выпускники будут поступать на военную службу по контракту на срок не менее пяти лет. В эксперименте участвуют пока четыре вуза. В текущем году должно завершиться подключение всех военных вузов к Интернету, до конца года планируется поставить в них почти 270 полностью оснащенных компьютерных классов.

Удалось остановить падение престижа труда военных педагогов. В последние три года в Минобороны с удовлетворением констатируют рост укомплектованности педагогических коллективов лицами с учеными степенями и званиями в среднем на два процента в год. Как следствие, сегодня почти две трети военных педагогов имеют ученую степень или звание.

- А какие решения впереди?

- На втором этапе, как проинформировал недавно думский комитет по обороне начальник Службы кадровой и воспитательной работы Минобороны РФ генерал армии Николай Панков, планируется решить три следующих основных задачи: оптимизировать систему военно-учебных заведений, модернизировать их материально-техническую базу и организовать подготовку кадровых офицеров в гражданских вузах. К 2010 г. в Минобороны планируется иметь 61 вуз: 15 академий, 3 университета и 43 высших военных училища. Таким образом, в течение пяти лет планируется сократить 17 военных вузов. В том числе одну академию, один университет, девять институтов, шесть военных училищ и один самостоятельный факультет.

Но сократить вузы - это не значит полностью прекратить подготовку будущих офицеров по данным специальностям. Например, подготовку курсантов 11 из 17 сокращаемых военных учебных заведений предполагается передать в родственные вузы того же вида или рода войск. Например, на базе двух учебных заведений будет создано одно. Другой подход: подготовка специалистов на базе гражданских вузов. Сегодня Военно-ветеринарный институт выпускает 25 человек в год. Повторяю, 25 человек в год. Надо ли для этого содержать целый вуз? Давайте создадим военный факультет при гражданской Ветеринарной академии. Замечу, что такая практика действовала достаточно успешно во времена СССР. По подсчетам экспертов Минобороны, реализация этого плана позволит ежегодно экономить порядка 2 млрд. рублей.

Кстати, если говорить о финансах, то сегодня, по информации из Минобороны, до половины всех средств, выделяемых на систему военного образования, тратится на содержание инфраструктуры: учебных зданий, казарм, столовых...

- А что будет со всей этой инфраструктурой?

- Как заверяют в Минобороны, растащено ничего не будет. И мы в комитете по обороне проконтролируем этот вопрос.

- Экономия от реформы, как вы сказали, составит 2 млрд. рублей. А каковы затраты на саму реформу?

- Уточню, мы называем цифры, представленные экспертами Минобороны. Затраты же на реформирование, по данным военного ведомства, до 2010 г. составят 10,5 млрд. рублей. Сумма значительная, но сегодня, как уверяют в Минобороны, на содержание той же инфраструктуры тратится в два раза больше.

- И все-таки наиболее обсуждаемая сегодня в СМИ проблема: военные кафедры гражданских вузов... Уже известно, что их ждет существенное сокращение. Это оправданное решение?

- Система подготовки офицеров запаса в гражданских вузах действует в нашей стране с 1926 г. Создание военных кафедр полностью соответствовало существовавшим тогда и много позже взглядам на будущую войну, как войну массовых армий. На время распада СССР на военных кафедрах гражданских вузов ежегодно готовили до 140 тыс. человек. В России сегодня на 229 военных кафедрах проходит обучение 170 тыс. человек. Как следствие, по всем военно-учетным специальностям мы подготовили уже далеко не один мобилизационный комплект. А по некоторым - от 10 до 17 комплектов. Сегодня при миллионной армии мы имеем 3,5 млн. офицеров запаса.

Руководство Минобороны уже сообщило, что из 229 военных кафедр будет оставлено порядка тридцати. Прежде всего, это будут кафедры по наукоемким военно-учетным специальностям, где сложились свои школы. Не буду бежать впереди Минобороны - это его прерогатива назвать точно, в каких вузах остаются кафедры, но, на мой взгляд, это должны быть вузы типа технического университета имени Баумана, Московского авиационного института... То есть вузы, которые и сегодня дают достаточное количество офицеров для Вооруженных Сил. Но, убежден, нельзя отдавать подготовку командиров на военные кафедры гражданских вузов. Будущий командир должен почувствовать, что такое казарма, походить в наряды, в караулы.

Как планируется, студент, изъявивший желание проходить обучение на военной кафедре, заключит контракт с Минобороны и возьмет обязательство прослужить после выпуска не менее трех лет по контракту. При этом, уточню, рассматривается вопрос, что начинать офицерскую службу выпускники гражданских вузов не сразу станут в воинских частях. А сначала пройдут через учебные центры, чтобы узнать армейскую службу изнутри. Все остальные выпускники вузов пойдут в армию рядовыми солдатами. И уже после службы им будет присваиваться офицерское звание.

- Что будет с теми, кто уже учится на военных кафедрах?

- Они доучатся.

- Но не кажется ли вам, что есть определенный парадокс в складывающейся ситуации: расширяем военную подготовку в школах, но значительно сокращаем ее в вузах?

- Я не вижу здесь никакого парадокса. Школы дают основы военной службы, а вузы должны давать профессиональную военную подготовку. К сожалению, на военных кафедрах гражданских вузов уровень полученных знаний далеко не всегда соответствовал понятию профессионализма.

3


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации