'КАЖДЫЙ ТУРОК СЕРДЦЕМ СОЛДАТ'

«ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР» №38.2005 г.

"КАЖДЫЙ ТУРОК СЕРДЦЕМ СОЛДАТ"

Юрий СУМБАТЯН

доктор философских наук,

профессор РУДН

ТУРЦИЯ СЕГОДНЯ - МОЩНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ СУПЕРДЕРЖАВА С КРУПНЕЙШЕЙ В ЕВРОПЕ АРМИЕЙ

Турция - давний сосед России на южном направлении. Исторические судьбы наших стран и народов переплетены. Как и Россия, Турция в свое время была огромной многонациональной империей и распалась, как недавно могучий СССР. Но для турок худшие времена давно позади. Сегодня Турция - это держава, претендующая после распада СССР на ведущую геополитическую роль к югу от российских границ. Армия здесь всегда была предметом национальной гордости. Военнослужащие пользуются уважением у населения: даже говорят, что "каждый турок сердцем солдат". Занимая привилегированное положение в обществе, руководящие армейские круги прямо или косвенно оказывают влияние на политическую жизнь. Определенную роль в этом сыграли генералы, адмиралы и офицеры, которые после ухода в отставку вступали в различные политические партии и даже становились президентами.

Участие армии в общественной жизни особенно ярко проявилось с провозглашением 29 октября 1923 г. Турции первой президентской республикой, руководителем которой стал видный государственный деятель и военачальник Мустафа Кемаль Ататюрк. Под его руководством был проведен ряд прогрессивных для того времени реформ, а также установлены дружественные и добрососедские отношения с СССР. Задачи Вооруженных Сил, сформулированные Ататюрком, сводились к защите нации от внутренних и внешних врагов. Он же провозгласил принцип "армия вне политики", который, как правило, не выполнялся.

После смерти Ататюрка (1938) и особенно после Второй мировой войны Турция стала отходить от проводившегося им внешнеполитического курса и начала все больше сближаться с США. Так, в 1947 г. было заключено двухстороннее соглашение, предусматривавшее оказание военной помощи Соединенными Штатами, а в 1952-м Турецкая Республика стала членом НАТО. В соответствии с последующими договорами наряду с предоставлением права иметь военные базы на ее территории американской стороне разрешались строительство и модернизация военных аэродромов и других объектов.

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ

Армия Турции - самый организованный и мощный государственный институт в стране. По численности в военном блоке НАТО она занимает второе место после США. Военный бюджет составляет 8,5 млрд. долларов (2004 г.). Регулярные Вооруженные Силы насчитывают 515 тыс. человек. Из них 402 тыс. - Сухопутные войска: 4 штаба армии, I0 корпусов, 3 дивизии (2 пехотные), 48 бригад (17 бронетанковых, 15 механизированных, 11 пехотных, 5 специального назначения, из которых планируется расформировать 2 бронетанковых, механизированную и пехотную бригады), 11 полков (президентской гвардии, пехотных, 5 пограничной охраны, 4 авиационных), 26 отдельных батальонов пограничной охраны. На вооружении состоят более 4200 танков, 650 БМП, 3643 БТР, 2015 буксируемых и 868 самоходных орудий, более 2000 минометов, 60 реактивных систем залпового огня, более 1600 орудий зенитной артиллерии, 168 самолетов и около 300 вертолетов.

Численность ВВС - 60 тыс. человек. Имеется 486 боевых самолетов. В ВМС служат 53 тыс. человек, в том числе 3 тыс. - в морской пехоте. В состав флота входят 13 подводных лодок, большое количество кораблей разного класса (26 фрегатов с управляемым ракетным оружием, 21 ракетный катер, 18 патрульных катеров, 24 минно-тральных корабля, 29 малых десантных кораблей).

Комплектование Вооруженных Сил производится на основе воинской повинности. Срок военной службы в армии - 15 месяцев, а срок службы офицеров запаса - 12 месяцев. Офицерский состав комплектуется на добровольных началах. Военная служба обязательна для каждого турка. Недопустимы уклонения от нее даже по религиозным соображениям. Тех, кто пытается избежать призыва, сажают в тюрьму и подвергают пыткам. Отсрочка предоставляется учащимся высших учебных заведений и тем, кто работает за границей в течение трех лет (они должны выплатить 5200 долларов и прослужить один месяц).

Подготовка офицерских кадров ведется в военно-учебных заведениях страны и за рубежом, унтер-офицерского состава - в основном в учебных центрах и школах родов войск. Боевая подготовка подчинена главным образом решению задач, отвечающих требованиям командования НАТО, и проводится в тесной увязке с общими задачами блока. Сухопутные силы дислоцированы в соответствии с оперативными планами Североатлантического альянса. l-я полевая армия (штаб в Стамбуле) размещается в районе Черноморских проливов и Восточной Фракии (европейская часть Турции); 2-я полевая армия (штаб в Малатья) - в районе южных границ страны; 3-я полевая армия (штаб в Эрзинджане) - в районах, прилегающих к границам Армении; 4-я (Эгейская) полевая армия (штаб в Измире) - в районах побережья Эrейского и Средиземного морей. Отдельные армейские корпуса дислоцируются в Центральной Анатолии и в северной части острова Кипр.

Помимо регулярных Вооруженных Сил, в стране действуют и другие военизированные формирования. К ним, к примеру, относятся жандармские войска (3 мобильные бригады общей численностью в 218 тыс. человек, оснащенные 56 вертолетами и 535 БТР) и береговая охрана (более 2 тыс. человек). Главнокомандующий жандармскими войсками подчиняется министру внутренних дел и начальнику Генерального штаба, а в военное время переходит в распоряжение штаба Сухопутных войск.

СОТРУДНИЧЕСТВО С США

Турция стремится наладить собственное производство современных самолетов, вертолетов, танков, бронетранспортеров, различных типов ракетного оружия, электроники. Производство вооружения в стране в основном сосредоточено в государственных компаниях.

Развитие военно-промышленного производства в значительной степени осуществляется с финансовой и технико-экономической помощью стран-членов НАТО, прежде всего США. Несмотря на интенсивное развитие ВПК, оснащение Вооруженных Сил Турции оружием и военной техникой осуществляется главным образом за счет поставок извне. Ежегодный импорт вооружения достигает по своему объему сотен миллионов долларов и в несколько раз превышает стоимость экспорта.

Руководством страны в 2000 г. принята программа модернизации Вооруженных Сил, рассчитанная на 30 лет. Она предусматривает оснащение армии ударными вертолетами и новыми танками, которые Турция планирует выпускать совместно с зарубежными партнерами. В ВМС поступят 6 дизельных подводных лодок типа "Превез" и 5 фрегатов типа "Барбаросс", а также 12 патрульных катеров. Сухопутные силы будут оснащены новой системой управления огнем и обнаружения целей. Однако экономические трудности могут значительно затормозить реализацию этой программы. Во всяком случае, несколько месяцев назад военное командование объявило о замораживании 32 проектов на сумму 19,5 млрд. долларов.

Следует отметить, что на территории Турции находятся до 25 американских военных объектов, в том числе склады ядерного оружия. Идет сооружение новых складов для ядерных боеприпасов в Анатолии. Анкара выступает за создание на территории страны американской системы противоракетной обороны на ТВД. Разместить ее элементы планируется на военной базе Инджирлик.

Турция также выступала с предложением создать в Стамбуле штаб сил быстрого развертывания НАТО и включить в зону его ответственности Балканы, Кавказ и Центральную Азию. Сама она готова выделить в состав этих сил 3-й и 4-й армейские корпуса (дислоцированы соответственно в Стамбуле и Анкаре). Не без поддержки США и других стран НАТО турецкая армия регулярно проводит крупномасштабные боевые операции с целью ликвидации баз курдской оппозиции. При этом она действует не только в своей стране, но и вторгается на иракскую территорию.

ПОЛИТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА

Длительная ориентация Турции на Запад и участие в НАТО способствовали тому, что во второй половине 70-х гг. в стране резко ухудшилось социально-экономическое положение (военные расходы доходили до 20% национального бюджета). Росла дороговизна. Инфляция достигала 80%. Внешний долг составил 20 млрд. долларов. Экономический и социальный кризис привел к политическому кризису и военным переворотам. Военный переворот, совершенный в 1980 г., был третьим в истории республики (первые два произошли в 1960 г. и 1971 г.) и привел к установлению авторитарного военно-диктаторского режима в стране. Он носил чисто верхушечный характер, ибо сохранял ось привилегированного положения правящего класса (крупных бизнесменов, военной элиты). Военный переворот 1980 г. также преследовал цель ликвидировать и нейтрализовать ультралевые и ультраправые политические организации, а еще оказать давление на парламент, который не принимал серьезных мер против царивших в стране анархии, террора и сепаратизма, ставших общенациональной проблемой. Непосредственными исполнителями переворота были армия, жандармерия и национальная разведывательная организация под руководством Совета национальной безопасности во главе с начальником Генерального штаба армии генералом К. Эвреном, который обеспечил продолжение экономических, социальных и политических реформ, распустил парламент и правительство, приостановил деятельность всех политических партий.

Предпринятая в январе 1980 г. попытка начать глубокие структурные экономические преобразования столкнулась с неспособностью политических структур - правительства и парламента - обеспечить их решительное и последовательное проведение. В ноябре 1983 г. генерал К. Эврен ввел в состав нового правительства Т. Озала, который в течение многих лет возглавлял правительство, а позже стал президентом и продолжил курс на экономическую и политическую либерализацию страны в направлении перехода от военной формы правления к гражданской.

Политика экономического либерализма с опорой на частное предпринимательство и рыночный механизм при умелом направлении хода реформы со стороны государства позволили Турции в течение 80-х гг. вывести экономику из кризиса, придать ей динамизм и добиться реального роста доходов населения.

В политической сфере либерализация началась с перехода Турции на многопартийную систему. Уже в 1983 г., помимо партии Отечества (ПО), представляющей интересы крупной торговой буржуазии и банковского капитала, возникли социал-демократическая Народная партия, стоящая на позиции социал-реформизма, партия Верного пути (ПВП) - организация праволиберального толка, опирающаяся на среднюю часть крупной промышленной, торговой и сельской буржуазии. В конце 80-х гг. была создана на базе запрещенной в годы военного режима коммунистической рабочей партии Объединенная коммунистическая партия Турции.

Но при этом турецкая армия продолжала занимать привилегированное положение в обществе, а ее руководители прямо или косвенно вмешивались в политику. Президентами становились генералы. Так, из шести президентов страны за последние десятилетия пять были генералами. Стоит заметить, что за весь период независимого политического развития Турции Вооруженным Силам этой страны были присущи две тенденции. Первая - влияние армии на гражданское общество конституционным путем (для обеспечения политической стабильности и развития страны). Вторая - отказ армии поддерживать гражданское общество, захват власти путем военного переворота, применение силы для установления военного режима.

Особенно ярко из этих двух тенденций проявлялось участие армии в политической жизни. Свое влияние на политику она оказывала через Совет национальной безопасности, у которого находится вся полнота власти. Он состоит из президента, премьер-министра, начальника Генерального штаба, министров обороны, иностранных, внутренних дел и командующих видами Вооруженных Сил. При нем также создан высший военный совет, который полностью состоит из военных лиц. Состав Совета национальной безопасности и роль высшего военного командования в стране еще раз говорят о значительном влиянии "силовиков" на политическую жизнь страны, где авторитарный режим тесно соседствует со светской демократической республикой.

Президент по конституции является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами, а непосредственно ими руководит начальник Генерального штаба, который отвечает за состояние, строительство и боеготовность армии. Ему подчинены командующие видами ВС и жандармские войска. Министерство обороны ответственно за материально-техническое обеспечение всех видов ВС, призыв новобранцев, учет и переподготовку резервистов, создание мобилизационных запасов, использование административно-хозяйственных функций.

НАЦИОНАЛИЗМ И ИСЛАМСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ

Турция за последние десятилетия прошла значительный путь европейской модернизации. Но турецкие государственные деятели сегодня, в условиях гражданского общества, крайне озабочены национализмом и исламским фундаментализмом. В случае возрождения пантюркизма под угрозой может оказаться все то, что достигнуто в стране со времен Кемаля Ататюрка, заложившего основы Турецкой Республики. По мнению экспертов большая роль в политической жизни Турции в этих условиях по-прежнему будет принадлежать армии, которая, как писала газета "Миллиет", сегодня, как и во времена Османской империи, занимает ведущие позиции в обществе и как бы остается государством в государстве.

Вместе с тем перед турецкими властями, выражающими интересы консервативной национальной буржуазии, стоят большие задачи по улучшению положения в области демократических свобод. Причем не только по отношению к туркам, но и к 12 млн. этнических курдов, арабов, черкесов, греков, евреев и других национальных меньшинств. Вдобавок лидеры страны крайне обеспокоены усилением националистических настроений и позиций исламского фундаментализма. Об активизации позиций исламского фактора в Турции свидетельствует террористический акт 15 ноября 2003 г. в Стамбуле, в котором погибли 23 человека и были ранены около 300 человек. Жертвами взрывов, прогремевших вблизи двух синагог, были главным образом граждане Турции. Атаки были направлены против еврейских объектов, но внешняя охрана синагог не позволила террористам проникнуть внутрь, и жертвами преимущественно стали турки - прохожие и жители соседних домов. Еврейская община в Стамбуле насчитывает около 30 тыс. человек. 6 евреев погибли во время теракта. Ответственность за двойной теракт взяла на себя турецкая исламская организация. Власти не исключают, что это дело рук "Аль-Каиды" или "Хезболлах".

Военно-политическая обстановка в Турции, на Ближнем и Среднем Востоке в течение последних лет характеризуется как нестабильная и взрывоопасная. В этом регионе факторы, угрожающие Турции, имеют серьезное значение для обеспечения безопасности страны. К ним необходимо отнести возможность создания Курдского государства на севере Ирака, вероятность возникновения напряженности на острове Кипр, конфликт между Израилем и Палестиной, политику США в арабских странах, в частности в Ираке, возможность возникновения конфликтов в республиках Закавказья, Средней Азии и позицию России, соседство Турции с Исламской Республикой Иран, радикальные исламские государства и международный терроризм.

Турция уже многие годы незаконно оккупирует часть Кипра. По словам руководителя так называемой Турецкой Республики Северного Кипра Р. Денкташа, главная задача турецкого военного присутствия - не допустить, чтобы турецкая община на острове стала национальным меньшинством, а сам он - греческим. В настоящее время в Турецкой Республике Северного Кипра проживают 260 тыс. человек и располагается 30-тысячный контингент тypeцких войск.

Власти Турции, опираясь на армию, продолжают бескомпромиссную борьбу против боевиков курдской оппозиции, возглавляемой Курдской рабочей партией, причем как на своей территории, так и на иракской. В 1995-1996 гг. турецкие войска провели крупномасштабные операции в Северном Ираке с целью ликвидации баз боевиков этой партии, в ходе которых были уничтожены целые деревни, где находились и мирные жители. Это вызвало резкий протест со стороны не только Ирака, но и Совета Европы. Тогда было принято решение приостановить рассмотрение вопроса о приеме Турции в эту организацию.

УМЕНЬШИТСЯ ЛИ РОЛЬ АРМИИ В ПОЛИТИКЕ?

США в связи с обострением ситуации в Ираке надеются на всестороннюю, в том числе военную, помощь со стороны Североатлантического альянса как идеального прикрытия и поддержки в борьбе против террористических актов и провокаций оппозиции. Среди своих союзников в НАТО Соединенные Штаты расценивают Турцию как могучий форпост на юге, где расположены богатые нефтяные источники арабских государств.

Официальная Анкара отказалась принять участие в составе коалиционных сил в войне против Ирака. Впервые за многие десятилетия в критической ситуации руководство Генштаба, пытавшегося воздействовать на парламент и правительство, чтобы добиться прямого участия Турции в антииракской коалиции, не достигло своей цели. В этих условиях премьер-министру Т. Эрдогану трудно было скрыть разногласия с начальником Генерального штаба, и страна могла, по мнению некоторых обозревателей, оказаться на грани очередного военного переворота.

Вместе с тем с целью укрепления своих позиций в этой стране Соединенные Штаты продолжают оказывать финансовую и военно-техническую помощь Анкаре и использовать свои военные базы на территории Турции. В начале 2003 г. эта помощь (то есть накануне второй войны в Заливе) была обещана в сумме 26 млрд. долларов. Турции она показалась недостаточной, и она потребовала 30 млрд. долларов, в том числе 10 млрд. долларов в виде гранта и 20 млрд. в виде долгосрочных кредитов.

Руководство Турции, учитывая опыт недавнего прошлого, объективно оценивает роль военных кругов в политической жизни республики и предпочитает находить с ними общий язык, чтобы избежать возможных конфликтов между армией и правительством, которые могут привести к очередному военному перевороту. В настоящее время гражданские и военные руководители выступают как союзники при разрешении вопросов внутренней и внешней политики государства.

Президент А.Н. Сезер не так давно обсудил принятый парламентом "пакет реформ" по ограничению роли армии в политической жизни. Он несколько уменьшит политические полномочия весьма влиятельного в турецком обществе Совета национальной безопасности, где ключевые позиции занимают представители высшего военного руководства. Отныне этот орган будет носить в основном совещательный характер и давать правительству лишь рекомендации. Он будет назначаться премьер-министром и утверждаться главой государства. Однако Генштабу все же удалось оставить еще на один год во главе Совета национальной безопасности своего представителя. Такое решение, как было объявлено, связано с дальнейшей демократизацией авторитарного режима, которая будет способствовать более быстрому вступлению этой страны в Европейский Союз.

АНКАРА И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

В конце августа 2005 г. в Брюсселе началась работа комитета постоянных представителей Европейского Союза по вопросу принятия в сообщество Турции. В первые дни сентября эту же тему на неофициальной встрече обсудили министры иностранных дел, а на прошлой неделе начались официальные переговоры о вступлении Турции в ЕС. Понятно, что они будут длиться очень долго. К примеру, Турция официально пока не признает Республику Кипр, которая считается легитимной во всем мире. Анкара, таким образом, сохраняет свои дипломатические симпатии на стороне самопровозглашенного государства турок-киприотов в северной зоне. По сути Турции нужен "Евросоюз без Кипра". Президент Кипра назвал демарш Анкары "неприемлемым и провокационным". Переговоры Турции и Кипра, как можно предположить, находятся на начальном и трудном пути.

ТУРЕЦКИЙ ФАКТОР ДЛЯ РОССИИ

Дипломатические отношения между нашими странами были установлены давно. Советская Россия была первым государством, признавшим независимость Турции и заключившим с ней договор о дружбе и сотрудничестве. В 1992 г. был подписан договор об отношениях между Российской Федерацией и Турецкой Республикой, который стал своего рода фундаментом для их продвижения по пути партнерства в политической, экономической и культурной областях. Однако нас не могут не тревожить такие тенденции, как последовательное проникновение Турции под ширмой пантюркизма в некоторые государства СНГ, активизация турецких спецслужб на Северном Кавказе. Исламо-турецкий фактор, несомненно, сыграл свою роль в чеченских событиях. Москва испытывает беспокойство в связи с усилением турецких ВМС в Черном море при явном ослаблении Российского флота.

Весьма положительным в отношениях между Россией и Турцией является нынешний год. Так, первым зарубежным гостем президента РФ В.В. Путина в этом году стал премьер-министр Турции Р.Т. Эрдоган, который привез с собой в Москву 600 бизнесменов для расширения политических и экономических отношений. Вскоре глава Российского государства нанес ответный визит в Турцию. Впервые за всю историю отношений двух стран товарооборот за 2004 г. составил 11 млрд. долларов. По прогнозам, в 2005 г. будет 15 млрд. долларов, а в 2007 г. - уже 25 млрд. долларов. Лидеры двух стран обсудили проблему Ирака, урегулирование проблемы на Кипре, конфликт в Карабахе, даже перспективы сближения Турции с Арменией и ту роль, которую могла бы сыграть в этом Россия. Здесь, однако, В.В. Путин был осторожен и авансов не давал.

От того, как поведет себя Турция в ближайшем будущем по отношению к "горячим регионам" бывшего СССР, во многом и будет завиceть военно-политическая ситуация на южных границах России и СНГ.

5


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации