РОССИЯ ВТЯГИВАЕТСЯ В ПРОЦЕСС ГЛОБАЛИЗАЦИИ ОРУЖЕЙНОГО БИЗНЕСА

В пригороде Афин, в порту Пирей прошла 13-я международная выставка сухопутных, морских и авиационных вооружений "Defendory-2004". В этом году в экспозиции приняли участие более чем 500 фирм из 34 стран, в том числе 20 российских компаний, объединенных в национальном павильоне под эгидой "Рособоронэкспорта". В целом руководитель российской делегации Николай Димидюк назвал работу подопечных успешной

«ВПК», №40(57), 2004 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КООПЕРАТИВ

РОССИЯ ВТЯГИВАЕТСЯ В ПРОЦЕСС ГЛОБАЛИЗАЦИИ ОРУЖЕЙНОГО БИЗНЕСА

Илья КЕДРОВ

В пригороде Афин, в порту Пирей прошла 13-я международная выставка сухопутных, морских и авиационных вооружений "Defendory-2004". В этом году в экспозиции приняли участие более чем 500 фирм из 34 стран, в том числе 20 российских компаний, объединенных в национальном павильоне под эгидой "Рособоронэкспорта". В целом руководитель российской делегации Николай Димидюк назвал работу подопечных успешной: был реализован комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее продвижение российского оружия на греческом рынке и в других регионах мира. В составе делегации "Рособоронэкспорта" наиболее обширную экспозицию развернул Концерн ПВО "Алмаз-Антей". В виде макетов и плакатов здесь были представлены такие зенитные ракетные системы как "Фаворит" и "Печора-2А" разработки НПО "Алмаз" им. академика А.А. Расплетина, "Тор-М1" разработки НИИЭМИ, "Бук-М1-2" разработки НИИП им. В.В. Тихомирова. Кроме того, специалисты имели возможность получить информацию о вариантах модернизации ЗРС "Квадрат" ("Куб"), С-125, "Стрела-10", "Оса-АКМ" и усовершенствованных ствольных средствах ПВО ЗСУ-23- 4М4 "Шилка" и ЗУ-23М (М1).

Одним из основных мероприятий российской делегации на выставке стала презентация модернизированного комплекса ПВО малой дальности "Оса- АКМ", проведенная "Рособоронэкспортом" совместно с представителями Концерна ПВО "Алмаз-Антей" и Ижевского электромеханического завода "Купол".

Автономный самоходный войсковой зенитный ракетный комплекс "Оса" был экспортирован в 25 стран мира, в том числе и в Грецию. Сюда в 1998 г. поступили 20 ЗРК "Оса-АКМ" из России, кроме того, некоторое количество комплексов было получено из состава бывшей армии ГДР.

ЗРК "Оса-АКМ" показал высокую эффективность в вооруженных конфликтах, что обусловливается рядом его уникальных возможностей. Все основные элементы ЗРК - средства обнаружения, опознавания государственной принадлежности, сопровождения целей и ракет, пусковая установка с шестью ракетами, средства электроснабжения, связи и топопривязки, располагаются на одной боевой машине на базе колесного плавающего шасси.

"Оса-АКМ" обладает высокой мобильностью, автономностью и скрытностью действий, обеспечивает ведение радиолокационной разведки в движении и обстрел одной цели 1-2 ракетами с короткой остановки на дальности до 10 км при высоте полета от 25 м до 5 км.

Однако на сегодняшний день, ЗРК, принятый на вооружение Советской армии еще в 1980 г., нуждается в модернизации.

Предложенный российской стороной вариант модернизации этого ЗРК предусматривает целый комплекс работ. На боевую машину предлагается установить аппаратуру телекодовой связи с автоматизированным батарейным командирским пунктом подразделения различного типа, обеспечивающую автоматизацию и оперативность боевого управления. Вместо телевизионно-оптического визира устанавливается всесуточная оптико-электронная система. Помехоустойчивость и живучесть комплекса улучшается за счет применения автономных отвлекающих устройств, имитирующих сигналы станции обнаружения целей боевой машины для отвлечения от нее противорадиолокационных ракет типа HARM, оснащения "Осы-АКМ" комплексом оптико-электронной защиты, осуществляющей постановку аэрозольных помех оптическим системам наведения средств высокоточного оружия.

Борта боевой машины в местах размещения экипажа предлагается прикрыть легкосъемными броневыми панелями. В бортовом оборудовании предусматриваются замена блоков с устаревшей элементной базой на цифровые вычислительные средства и установка современных устройств отображения информации и органов управления. Это повышает важнейшие характеристики комплекса и сокращает время его реакции. В состав бортового оборудования модернизированной "Осы-АКМ" внедряется система государственного опознавания стандарта Mk12. В качестве шага по улучшению условий работы экипажа предусматривается установка кондиционера.

Работы по модернизации ЗУР 9М33 предполагают замену пороховых зарядов двигателя проверку и замену основных блоков ракеты. Кроме того, ЗУР оснащается новой, более эффективной боевой частью.

Предусматривается и еще один вариант использования ракет с истекшими сроками технической пригодности. После несложной доработки они превращаются в мишени "Саман", предназначенные для применения на трассах протяженностью до 16 км. В качестве пусковой установки мишени применяется та же боевая машина "Ока-АКМ".

А на следующий день после российской презентации аналогичное мероприятие провели представители польского Военного завода №2, представившие свой вариант модернизации той же "Осы". Набор мероприятий по приданию новых боевых качеств старому советскому зенитному комплексу в целом аналогичен российским предложениям. Поляки предусматривают ту же замену элементной базы на более современную цифровую, установку новых средств отображения и управления, применение современной оптико-электронной системы наведения, совмещающей тепловизионный и телевизионный каналы и позволяющей вести огонь без применения РЛС. Кроме того, польский вариант предполагает установку навигационной системы GPS. Существенным отличием польского и российского вариантов является предусмотренная специалистами Военного завода №2 возможность оснащения "Осы" самонаводящимися ракетами нового поколения. В частности, возможен вариант применения американской HUMRAAM.

Российские специалисты заявляют, что иностранные производители могут качественно выполнить лишь замену некоторых узлов и агрегатов ЗРС, в то время как комплексная модернизация, гарантирующая получение заявленных ТТХ, - прерогатива исключительно завода-производителя, то есть ижевского "Купола". Хотя эти заверения, пожалуй, вряд ли будут достаточно убедительными для заказчиков, решивших выбрать именно польский вариант модернизации. Ведь и Военный завод №2 гарантирует качественное выполнение работ и заметное повышение тактико-технических характеристик "Осы". Три модернизированных на этом предприятии машины уже поступили на вооружение Войска польского, ведутся дальнейшие работы по обновлению этих ЗРС. Кроме того, в скором времени будет готов модернизированный и адаптированный для стрельбы теми же ракетами HUMRAAM комплекс "Куб". Выбор заказчика в данном случае будет обусловлен скорее политическими и, в большей степени, экономическими мотивами: ценовой политикой, наличием офсетных программ и других условий, характерных для современных сделок в сфере ВТС.

В случае оснащения комплексов "Ока" и "Куб" ракетами HUMRAAM первоначальная отечественная конструкция будет выполнять лишь роль платформы для современного западного вооружения. Такие решения, вызывающие довольно негативную реакцию у представителей "Рособоронэкспорта" и российского ОПК, в целом, довольно распространены в последнее время. Достаточно вспомнить представленный компанией BAE systems на выставке "Фарнборо-2004" собственный вариант модернизации Ми-24, что стало поводом для резких заявлений со стороны руководства МВЗ. Тем не менее, существуют варианты международной кооперации иного рода.

Примером плодотворного международного сотрудничества можно назвать новую разработку французской компании "Panhard", дочернего предприятия оборонной направленности крупнейшего европейского концерна PSA Peugeot Citroen, представившей на выставке образец своей небезызвестной легкой бронированной машины VBL, вооруженной российскими ПТРК "Корнет-Э". Эта боевая машина, названная VBL Kvartet, стала совместным проектом фирмы "Panhard" и тульского Конструкторского бюро приборостроения, которые подписали друг с другом договор о сотрудничестве. Впервые эту модификацию французского бронеавтомобиля продемонстрировали на выставке "Евросатори-2004" в Париже. На VBL установлена разработанная в КБП башня "Квартет" с четырьмя пусковыми трубами. "Корнет-Э" может использоваться для поражения бронетехники, полевых фортификационных сооружений, зависающих вертолетов, а размещение ПТРК на легком бронированном вездеходе значительно увеличивает мобильность комплекса. Наводчик-оператор ПУТРов может вести огонь как одной ракетой, так и залпом из двух. Боекомплект VBL Kvartet составляет два "Корнета". Эту боевую машину "Panhard" предложила греческим военным. Армия Греции имеет на вооружении оба образца этих вооружений. Из России было получено около 100 ПТРК "Корнет-Э". Во Франции заказано уже 242 бронеавтомобиля VBL, которые начали поступать в Грецию с 1997 г. А в целом в соответствии с программой вооружения количество легких бронированных автомобилей в греческой армии должно превысить 2000 штук. В качестве платформы для транспортировки "Корнетов" используются "Хаммеры" в варианте M1025A2 - в 2002 г. Греция заказала 98 M1025A2 и выдала опцион еще на 98 машин. Однако VBL Kvartet может оказаться более привлекательным, поскольку по критерию "стоимость - эффективность" превосходит HMMWV.

Во-первых, VBL дешевле, а во-вторых, M1025A2 используется либо как транспортер для расчета "Корнета-Э", либо ПТРК устанавливается на нем сверху, без броневого прикрытия.

Сотрудничество подобного рода - когда западная техника используется как платформа для размещения российского высокотехнологичного оружия, пример пока еще нехарактерный. Нои, потенциал взаимодействия подобного рода довольно высок.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации