РОССИЙСКИЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Перспективной программой строительства подлодок данного класса для ВМФ России является ввод в боевой состав ПЛ проекта 677. Головной корабль, получивший звучное название "Санкт-Петербург", уже длительное время находится в "завершающей" стадии постройки на ФГУП "Адмиралтейские верфи". Спуск ПЛ на воду был первоначально запланирован с большой помпой в качестве одной из "изюминок" первого российского

ВПК № 29 (4-10 августа 2004 г.)

КУРС - МИРОВОЙ ОКЕАН

РОССИЙСКИЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Владимир ЩЕРБАКОВ

редактор журнала ARMS

Перспективной программой строительства подлодок данного класса для ВМФ России является ввод в боевой состав ПЛ проекта 677. Головной корабль, получивший звучное название "Санкт-Петербург", уже длительное время находится в "завершающей" стадии постройки на ФГУП "Адмиралтейские верфи". Спуск ПЛ на воду был первоначально запланирован с большой помпой в качестве одной из "изюминок" первого российского Международного военно-морского салона, проводившегося в Санкт-Петербурге в июне 2003 г., но, к сожалению, был отменен ввиду незавершенности необходимых работ.

Согласно обнародованной информации, на новых кораблях внедрено системное комплексно-автоматизированное управление всеми механизмами и системами (это позволило существенно сократить численность экипажа), они оснащены эффективными средствами обнаружения надводных и подводных целей, целеуказания ракетному оружию, совершенными средствами защиты по основным физическим полям, а также комплексом новейших средств гидроакустического противодействия.

В отличие от своих предшественниц рассматриваемые подводные лодки имеют новое энергетическое оборудование - дизель-генератор переменного (а не постоянного) тока и низкооборотный всережимный гребной электродвигатель, позволивший отказаться от установки гребного электродвигателя экономического хода.

На основе ПЛ проекта 677 и ПЛ типа "Амур" конструкторское бюро "Рубин" разработало проект неатомной подводной лодки с комбинированной пропульсивной установкой. Основным отличием последней, согласно заявлениям российских источников, должно стать наличие кроме обычной еще и воздухонезависимой энергетической установки на основе электрохимического генератора водородно-кислородного типа (установка скомпонована в отдельном отсеке-модуле, который при необходимости может быть встроен и в корабль базового проекта), что существенно повысит скрытность ПЛ за счет способности находиться в подводном положении без всплытия в течение значительно большего периода времени по сравнению с обычными дизель-электрическими подводными лодками. Хотя первыми в этом вопросе российским кораблестроителям стать не довелось. В Германии уже спущена на воду и проходит активную фазу испытаний ПЛ типа 212A (Type 212A), созданная специалистами компании HDW (Howaldtswerke-Deutsche Werft AG). Корабли этого типа оснащены комбинированной главной энергетической установкой: одной дизель-генераторной установкой с группой аккумуляторных батарей и одной воздухонезависимой установкой на базе так называемых топливных ячеек с использованием водорода и кислорода. Планируется поставить немецким ВМС четыре ПЛ этого типа, а ВМС Италии - два корабля. Кроме того, ведется строительство ПЛ другого типа - Type 214 - для ВМС Греции (4 единицы) и для ВМС Республики Корея (3 единицы). Поэтому заявления многочисленных российских руководителей и высокопоставленных военных о том, что российский аналог намного эффективней немецкого конкурента, пока что выглядят глупо. Ведь немецкий корабль уже сошел со стапеля, а российский все никак не может "родиться". Так что, как поется в популярной песне, "думайте сами, решайте сами - иметь или не иметь".

На экспорт Россия предлагает подводные лодки семейства "Амур", типов "Амур 950" и "Амур 1650", конструктивно разработанных на единой базе и различающихся по размерениям, водоизмещению, количеству торпедных аппаратов и боезапасу ракето-торпедного вооружения. Как и их предшественницы ДЭПЛ проектов 877 и 636, "Санкт-Петербург" и "Амуры" разработаны в санкт-петербургском ЦКБ МТ "Рубин" (Центральное конструкторское бюро морской техники) под руководством главного конструктора бюро академика профессора Юрия Кормилицина. Причем, по словам генерального директора строителя этих ПЛ - ФГУП "Адмиралтейские верфи" - Юрия Александрова, на подводные лодки типа "Амур" уже поступили предварительные заказы от двух государств (от каких именно, руководитель предприятия сообщить отказался).

В заключение данного раздела все же хотелось сказать несколько слов и о малых и сверхмалых подводных лодках, разработанных конструкторами также находящегося в городе Санкт-Петербург конструкторского бюро "Малахит". Впрочем, даже при очень большом желании, многого здесь не скажешь. Специалистами этого КБ было разработано несколько типов сверхмалых ПЛ, предназначенных для выполнения различных специальных задач, преимущественно разведывательно-диверсионных. Это двухместный "Тритон-1М" и шестиместный "Тритон-2", являющиеся больше не подводными лодками в привычном понимании, а "благоустроенными" буксировщиками боевых пловцов и их снаряжения, а также более крупная, но все же сверхмалая подводная лодка типа "Пиранья" (проект 865, по классификации НАТО - Losos). Всего ВМФ СССР было передано: "Тритон-1М" - 32 единицы, "Тритон-2" - 13 единиц и две ПЛ проекта 865.

"Пираньи" воплотили в себе множество уникальных инженерных решений и были способны решать весь комплекс специальных задач:

- транспортировать, высаживать и принимать на борт в подводном (на глубинах до 60 м) или надводном положении разведывательно-диверсионную группу в составе шести человек;

- осуществлять противодиверсионное обеспечение своих ВМБ, пунктов базирования (ПБ), портов и якорных стоянок кораблей;

- проникать в ВМБ, ПБ и порты противника для выполнения разведывательных или диверсионных задач, для чего подлодка имела довольно сильное собственное вооружение - две малогабаритные торпеды или восемь мин;

- выполнять различные специальные задачи в прибрежных, мелководных и сложных в навигационном отношении районах.

Данные ПЛ отличались низким уровнем физических полей, высокой маневренностью (корабли имели движительный комплекс с гребным винтом в поворотной насадке), хорошим техническим оснащением (так, например, на ПЛ установили специальное малогабаритное радиотехническое вооружение) и простотой в управлении.

К сожалению, места в реформированном российском ВМФ таким кораблям почему-то не нашлось (или его не захотели искать). Поэтому после десяти лет службы обе подлодки были выведены из боевого состава и... отправлены на утилизацию. У военно-политического руководства страны даже не нашлось желания продать их какой-либо заинтересованной стране (нет никакого сомнения, что такие имелись и в немалом количестве), хотя эти корабли и дальнейшие разработки на их базе присутствуют в каталоге предлагаемой на экспорт российским ФГУП "Рособоронэкспорт" военно-морской техники.

Принимая во внимание высокую степень секретности, окружающую силы специального назначения, пока доподлинно неизвестно, принимали ли "Пираньи" участие в каких-либо спецоперациях. Всем же, кто хочет хотя бы в общих чертах понять, что представляла из себя сверхмалая ПЛ проекта 865 и на что она была способна, следует посмотреть российскую комедию "Особенности национальной рыбалки". Впрочем, не все так мрачно в данной области в ВМФ России, как может показаться. И в боевом составе находятся ПЛ специального назначения (есть даже атомные), и у конструкторских бюро есть разработанные проекты новых ПЛ, а научно-исследовательские организации ВМФ проводят исследования, направленные на выработку облика перспективных ПЛ будущего.

НАДВОДНЫЕ СИЛЫ

К разряду кораблей основных классов в мире принято относить авианосные корабли, крейсеры, эсминцы, фрегаты и корветы (в том числе и с "волшебной" добавкой УРО на конце). В отечественном ВМФ им соответствуют авианосные корабли, крейсеры, эсминцы, большие противолодочные (БПК) и сторожевые (СКР) корабли. С определенной натяжкой к ним можно отнести и малые противолодочные корабли (МПК), часто классифицируемые на Западе как корветы.

Вопрос об авианосных (или авианесущих - кому как нравится) кораблях отечественного флота - это "больной" вопрос нашего государства на протяжении уже более чем полувека. Фактически, он превратился уже в "идефикс" и в своеобразную "козырную карту", разыгрываемую время от времени высшим командованием ВМФ и ВС России. Реально же никаких подвижек здесь в последние годы не было, нет и, скорее всего, не будет. Давайте смотреть правде в глаза - в ближайшей (а то и среднесрочной) перспективе, т. е. в период до 2009 г. как минимум, наша страна будет не в состоянии позволить себе такую роскошь, как авианосцы, даже легкие.

Во-первых, как это ни печально, не хватит средств на их проектирование и постройку. Ведь для эффективного использования таких кораблей в составе флота необходимо иметь не один авианосец, а как минимум - пять. Во-вторых, нет ясного понимания необходимости иметь корабли такого класса в боевом составе ВМФ, а значит, нет и политической воли "запустить" эту программу. И, наконец, в-третьих, реально наш Военно-морской флот в состоянии обойтись пока и единственным оставшимся в строю тяжелым авианесущим крейсером (ТАКР) "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов". Надо только нормально его эксплуатировать, а не заниматься головотяпством и показухой.

С надводными кораблями класса "крейсер" у нас тоже беда. В "живых" остались только пять представителей этого класса: три ракетных крейсера проекта 1164 (по одному на Северном, Тихоокеанском и Черноморском флотах), один БПК проекта 1134Б "Керчь" и один тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) проекта 11442 "Петр Великий", базирующийся на ГВМБ Североморск. Еще один корабль, ТАРКР "Адмирал Нахимов", можно считать "условно боевым", в то время как находящийся на Дальнем Востоке ТАРКР "Адмирал Лазарев" уже "скорее мертв, чем жив" (впрочем, как и стоящий у соседнего пирса в бухте Стрелок атомный БРЗК "Урал").

Однако, если говорить начистоту, то время таких кораблей уже безвозвратно ушло. И это понимают как у нас в стране, так и за рубежом. "Динозавры" уступили место более приспособленным к реалиям современной военно-политической обстановки и задачам войны на море эсминцам, оснащенным преимущественно ракетным оружием различного назначения (для нанесения ударов по береговым целям), а также противокорабельными, противолодочными и зенитными ракетными комплексами. Интересно, что известный британский справочник "Jane's Fighting Ships" даже классифицирует наши ТАРКРы не иначе как "линейные крейсеры" (battlecruisers).

В российском ВМФ "западным" эсминцам и эсминцам УРО соответствуют:

- собственно эсминцы - проект 956/956А (не более 10 кораблей),

- большие противолодочные корабли проекта 11551 (один корабль),

- большие противолодочные корабли проекта 1155 (9 кораблей),

- два больших противолодочных корабля проекта 61А/МП "Сметливый" и "Сдержанный", базирующиеся в Севастополе.

Эсминцы типа "Современный" (проект 956 и 956А) довольно хорошо известны российскому читателю. Это отлично зарекомендовавшие себя корабли с мощным противокорабельным и зенитным ракетным, а также артиллерийским вооружением. Последнее вообще делает наши эсминцы уникальными, поскольку в настоящее время универсальные двухорудийные башенные 130-мм АУ АК-130 - наиболее мощные представители корабельной артиллерии в мире. Что же касается противокорабельного ракетного комплекса "Москит", то на сегодня его сверхзвуковая крылатая ракета практически неуязвима для современных средств ПВО/ПРО. Ярчайший пример - неудачные попытки американских военных выработать методы борьбы с этими ракетами, используя в качестве образца воздушные мишени, созданные на базе ПКР авиационного базирования Х-31. Тезис же о якобы очень малом боекомплекте ПКРК "Москит" (на борту корабля находится только 8 ПКР) является несколько надуманным. Вариант непрерывного и безнаказанного обстрела территории или кораблей и судов противника возможен только в случае подавляющего превосходства такого мощного государства, как, например, США, над таким слабым противником, как Ирак или Ливия. На практике же, в реальных условиях современного морского боя надводный корабль класса эсминец сможет "прожить" минуты, максимум несколько десятков минут, но никак не часы. А этого времени вполне достаточно для того, чтобы как раз обнаружить и классифицировать надводные цели, определить их ЭДЦ, выработать и передать в систему управления ракетного комплекса данные целеуказания и произвести пуски нескольких ракет. Еще раз повторюсь: ракеты комплекса "Москит" способны сегодня преодолеть любую систему ПВО/ПРО надводного корабля. Поэтому залпом в десяток ракет по одной цели стрелять нет никакой необходимости (разве что по авианосцу, но его целесообразно поражать с использованием ядерной БЧ), достаточно одной-двух ПКР для гарантированного поражения цели.

Вот только одна беда - главная энергетическая установка эсминцев типа "Современный" (а точнее - медные трубки в паровых котлах) оказалась чрезвычайно чувствительной к качеству питательной воды. Результат - к началу этого года в боевом составе и в резерве ВМФ РФ осталось не более десятка эсминцев этого типа, из которых в боеспособном состоянии - и того меньше (два - на Балтийском флоте, столько же, судя по всему, на Тихоокеанском и три-четыре - на Северном флоте).

БПК проекта 11551 (головной - "Адмирал Чабаненко") должны были стать совершенно новыми, по-настоящему универсальными кораблями отечественного флота. В процессе проектирования в этом корабле был реализован весь опыт, накопленный в стране в процессе эксплуатации эсминцев проекта 956/956А и больших противолодочных кораблей проекта 1155. В результате корабль получил мощное и разнообразное вооружение: уже упомянутый ПКРК "Москит", противолодочный ракето-торпедный комплекс "Водопад-НК", одну универсальную двухорудийную 130-мм артустановку АК-130 и два вертолета (имеется не только ВПП, но и стационарные ангары). У корабля также есть эффективное гидроакустическое и радиолокационное вооружение. Однако ввиду начавшегося "смутного времени" и прекращения нормального финансирования Вооруженных Сил этот тип надводных кораблей так и остался в единственном числе. Так же, как и сторожевой корабль проекта 11540 "Неустрашимый", который к тому же так и не получил предусмотренный для него ПКРК "Уран" с ПКР Х-35.

Единственной надеждой российского Военно-морского флота, как это не может не показаться странным, пока что остаются более многочисленные БПК проекта 1155 (9 единиц, только на Северном и Тихоокеанском флотах) и СКР проекта 1135 и его модификации (до 10 кораблей на всех флотах, не считая кораблей, входящих в боевой состав морских частей Погранвойск ФСБ). Однако это корабли, в первую очередь, все же предназначенные для выполнения противолодочных задач. Бороться же на равных с такими надводными кораблями как ЭМ УРО типа Arleigh Burke или кораблями немецкого семейства МЕКО они не в состоянии.

21 декабря 2001 г. на санкт-петербургском ОАО "Северная верфь" (входит в возглавляемый Борисом Кузыком холдинг "Новые программы и концепции") в присутствии тогдашнего премьер-министра Михаила Касьянова, главнокомандующего ВМФ адмирала Владимира Куроедова и других высокопоставленных гражданских и военных лиц состоялась торжественная церемония закладки корвета "Стерегущий" - головного в серии кораблей проекта 20380. Официально в отечественных военно-морских документах он называется несколько по-иному: "сторожевой многоцелевой корабль ближней морской зоны", поскольку ВМФ России все еще не перешел на общемировую классификацию корабельного состава. Предполагается, что таких корветов, предназначенных для выполнения задач в ближней морской зоне, будет построено около двух десятков - точно никто сказать не в состоянии, т. к. все будет зависеть от размера средств, которые будут выделены под эту программу в будущем. Сдача головного корабля российскому ВМФ запланирована на 2005 год.

Проект 20380 разработан в известном санкт-петербургском ЦМКБ "Алмаз" (начальник - главный конструктор Александр Шляхтенко), которое блестяще выиграло проведенный тендер. Причем на конкурс бюро представило аж восемь вариантов будущего корабля, чем, вероятно, и сразило специальную комиссию. Благодаря высокой степени проработки предложенных вариантов, специалистам бюро не пришлось выполнять эскизное проектирование, и окончательный облик корабля был утвержден уже 14 декабря 2001 г. Конкурс же на размещение заказа по строительству серии выиграло, как можно догадаться, ОАО "Северная верфь", предложившее наиболее выгодные условия (соответствующий протокол был утвержден комиссией Управления кораблестроения ВМФ РФ 28 апреля 2001 г.).

Корвет проекта 20380 будет иметь водоизмещение около 2000 тонн, максимальную длину до 100 м и ширину 13 м. Главная ЭУ планируется дизельной с четырьмя дизельными агрегатами, каждый из которых включает в свой состав один судовой дизель 16Д49 мощностью 6000 л.с. и один дизель-генератор 22-26ДГ выходной мощностью 2000 кВт (оба производятся холдинговой компанией "Коломенский завод"). Разработка и производство реверс-редукторной передачи была поручена ОАО "Звезда". Это передача большой передаваемой мощности, имеющая общую массу 27 тонн и диаметр колеса около 160 см. Данная реверс-редукторная передача объединяет два дизельных двигателя в один дизель-дизельный агрегат для работы на один вал, причем двигатели могут работать как вместе, так и по отдельности. Предполагается, что такая ГЭУ обеспечит кораблю скорость полного хода до 30 узлов.

В конструкции корвета проекта 20380 широкое применение нашли технологии "стелс", благодаря чему корабль имеет меньшую заметность в радиолокационном, инфракрасном и видимом (оптическом) диапазонах. Для этого в корпусе и надстройках использовались многослойный стеклопластик, углеродистые волокна и композиционные материалы. Были также применены особые архитектурные решения (в частности, значительная часть систем вооружения убрана в корпус корабля или "спрятана" в его надстройках) и оптимизированы обводы корпуса для наиболее экономичных режимов эксплуатации ГЭУ. Для снижения шумности конструкторы внедрили амортизированные платформы, на которых в одном пакете с редукторами размещены дизельные двигатели, а дизель-генераторы подвешиваются ко второй палубе.

Принципиальной особенностью нового корабля является то, что разнородные радиоэлектронные средства будут интегрированы в единую систему, разрабатываемую ульяновским ФГУП "НПО "Марс". Это же предприятие разрабатывает для корвета и другую систему - для обеспечения взаимодействия тактической группы. По оценкам генерального директора НПО "Марс" Валентина Кидалова, объем государственного заказа по программе серийной постройки кораблей проекта 20380 для ВМФ РФ, выделенного возглавляемому им ФГУП и приборостроительным предприятиям ассоциации "Моринформсистема", составляет несколько миллиардов рублей и обеспечивает им стабильную загрузку вплоть до 2010 г.

Численность экипажа составляет 100 человек и максимально снижена за счет широкого использования современных систем с высокой степенью автоматизации.

Вооружение корабля проекта 20380 включает две четырехконтейнерные ПУ противокорабельного ракетного комплекса "Уран" с ПКР Х-35 (без перезарядки), одну одноорудийную универсальную 100-мм артустановку А-190 (прошла апробацию на построенных для ВМС Индии фрегатах проекта 11356), один зенитный ракетно-артиллерийский комплекс "Кортик" (экспортное обозначение "Каштан"), две проверенные годами службы в отечественном и зарубежных флотах 30-мм скорострельные артустановки ближнего боя АК-630М, два четырехтрубных торпедных аппарата, а также один вертолет палубного базирования (предусмотрены стационарный ангар и взлетно-посадочная площадка). Перспективными планами предусматривается установить на эти корветы и противокорабельный ракетный комплекс "Оникс", в случае, если его окончательно примут на вооружение. Такая возможность существует, благодаря примененному конструкторами ЦМКБ "Алмаз" модульному принципу построения корпуса и надстроек корабля. Это позволит также модернизировать другое вооружение и радиотехнические средства.

Следует отметить, что строительство серии новых кораблей проекта 20380 рассматривается руководством Министерства обороны и командованием ВМФ России в качестве комплексной программы, направленной на организацию новой системы базирования кораблей, подготовки их экипажей, а также осуществления материально-технического и продовольственного обеспечения. Чем не нравится старая, правда, не совсем понятно.

Как сложится будущее новой серии кораблей - покажет время (второй корабль, названный "Сообразительный", заложен 20 мая 2003 г. на освободившемся после сдачи сухогруза типа "Валдай" стапеле), а пока, со слов главнокомандующего ВМФ России адмирала флота Владимира Куроедова, на "Северной верфи" планируется отрабатывать технологию строительства кораблей различных классов для отечественного флота, в том числе и перспективных фрегатов, тендер на разработку и серийное строительство которых уже объявлен. "По мере развития экономики России и улучшения финансирования военно-морских программ к строительству новых надводных кораблей будут привлекаться и судостроительные верфи Дальнего Востока. Им будут передаваться технологии строительства боевых кораблей, уже отработанные на "Северной верфи", для перевооружения Тихоокеанского флота", - заявил адмирал флота Владимир Куроедов.

Окончание. Начало в "ВПК" № 28-29

БЕРЕГОВЫЕ ВОЙСКА ВМФ

В настоящее время Береговые войска ВМФ России включают морскую пехоту, береговые ракетно-артиллерийские части и части береговой обороны. За последние 10 лет структура Береговых войск особого изменения не претерпела, а вот их численность была сокращена за время реформ в 6-7 раз. Кроме того, после развала Советского Союза потерянными оказались множество баз, пунктов базирования и различных объектов инфраструктуры.

Морская пехота ВМФ России включает бригады морской пехоты на Северном, Балтийском и Черноморском флотах, дивизию морской пехоты Тихоокеанского флота, а также созданную в 2000 г. Каспийскую бригаду морской пехоты и отдельные части и подразделения центрального подчинения. Следует отметить, что командование ВМФ, проанализировав весь отечественный и зарубежный опыт предыдущих десятилетий в вопросе использования частей и соединений морской пехоты, приняло решение перейти на новую организационно-штатную структуру, полностью оправдавшую себя в ходе выполнения российскими морпехами заданий в Чечне.

Новая оргштатная структура предусматривает, что каждая рота, каждый батальон морской пехоты должны выполнять поставленные перед ними задачи самостоятельно, подчас в отрыве от основных сил. Поэтому в батальонах морской пехоты имеются своя артиллерия (САУ), свой минометный взвод, подразделение связи, что фактически превращает батальон в этакий "полк в миниатюре". По словам начальника морской пехоты ВМФ полковника Ю. В. Ермакова, иначе и нельзя, "ведь та же высадка батальона морской пехоты только при поддержке корабельной артиллерии подразумевает, что в дальнейшем, при развитии атаки, "черные береты" должны действовать только своими силами".

Упомянутая выше Каспийская бригада морской пехоты на сегодняшний день является самой большой по численности и наиболее укомплектованной вооружением и военной техникой. Ее батальоны на ротационной основе постоянно выполняют задачи в Чеченской Республике. С остальными же соединениями дела обстоят несколько сложнее, даже несмотря на то, что командование ВМФ стремится по возможности направлять в них все новейшие образцы ВВТ, принимаемые на вооружение ВС РФ. Так, например, в тихоокеанской дивизии был сокращен "за ненадобностью" танковый полк. Еще одна наболевшая проблема - отсутствие плавающей бронетехники с мощным ракетно-артиллерийским вооружением.

Фактически после снятия с вооружения морской пехоты прекрасно зарекомендовавшего себя плавающего танка ПТ-76 в бригадах остались только вооруженные крупнокалиберными пулеметами БТР-80 (даже не БТР-80А) и МТ-ЛБ - единственная легкобронированная техника ("тяжелобронированной" вообще нет), способная высаживаться с десантных кораблей на плав и вести на плаву огонь. Кажущаяся на первый взгляд незначительной, эта проблема на самом деле должна быть решена в кратчайший срок, поскольку серьезно подрывает боевой потенциал соединений морской пехоты. Ведь имеющиеся на вооружении последней танки Т-80БВ и самоходные артустановки "Гвоздика" с мощным дальнобойным вооружением способны высаживаться только на упор, то есть тогда, когда уже захвачен передовой плацдарм. Да и вместить имеющиеся сегодня у флота десантные корабли могут этих танков и САУ не слишком уж и много ввиду их сравнительно больших массы и габаритов.

Большая часть легкой бронетехники выработала свой моторесурс и чрезвычайно изношена. Так, по словам начальника Береговых войск Северного флота генерал-майора А. Н. Гордеева, отправляемые в ремонт БТР-80 обратно в подразделения уже не возвращаются - списываются в "утиль". А новая техника в войска не поступает. Даже БТР-80А, имеющий более мощное вооружение по сравнению со своим предшественником, в морской пехоте России отсутствует. Хотя даже коллеги российских морпехов из Индонезии, страны не богаче нашей, закупили эти бронетранспортеры. Впрочем, надежда все же есть - к настоящему времени московской компанией ОАО "Специальное машиностроение и металлургия" разработана и предлагается как для Российской армии, так и для зарубежных заказчиков программа модернизации танка ПТ-76.

Планируется установить на машину новую башню с размещенным в ней комплексом вооружения с 57-мм автоматической пушкой (переделка корабельной артустановки АК-725 проведена нижегородским КБ "Буревестник"), новые автоматизированную СУО и двухплоскостной стабилизатор вооружения. Комбинированный прицел, разработанный одним из белорусских оптико-механических предприятий, оснащен встроенным дальномером. Новый комплекс вооружения обеспечивает модернизированному танку ПТ-76Б трехкратное повышение огневой мощи по сравнению со своим предшественником. Так, например, при стрельбе бронебойно-трассирующим снарядом на дальности 1250 м пушка обеспечивает пробитие брони толщиной 100 мм.

Кроме того, с целью повышения подвижности нового танка на суше специалистами КБ Волгоградского тракторного завода разработана программа модернизации его силовой установки: устанавливается более мощный дизельный двигатель УТД-23 и трансмиссия, использующаяся на БМД-3, а также новые гусеничные ленты с лучшими сцепными свойствами и большим ресурсом эксплуатации.

Дополнительную возможность выживания модернизированной машины на поле боя призвана придать специальная система сканирования и обнаружения оптических устройств, которая аналогична приборам для обнаружения снайперов. Как только экипаж увидит "вооруженным глазом" какое-либо оптическое устройство, СУО танка в считанные доли секунды довернет в его сторону башню, наведет пушку и так врежет, что мало не покажется! Но пока это тоже из разряда мечтаний, тем более, что программа модернизации, опять-таки, предлагается в первую очередь почему-то на экспорт.

Что касается береговых ракетно-артиллерийских частей, то их проблемы те же: чрезмерно сокращенная численность и устаревшие техника и вооружение. Поступление в подразделения мобильных береговых ракетных комплексов (БРК) "Бал", которые сейчас проходят испытания, планируется не ранее 2005 г. Мобильные береговые артиллерийские комплексы (БАК) "Берег" уже начали поставляться в ограниченном количестве в Береговые войска ВМФ. Первым "счастливчиком" стал один из артполков береговой обороны под Туапсе. Основное предназначение этих двух систем - борьба с надводными кораблями и транспортами противника.

БРК "Бал" с противокорабельной ракетой Х-35 включает в свой состав до двух машин управления и связи, до четырех самоходных пусковых установок (на каждой - восемь ракет в транспортно-пусковых контейнерах) и транспортно-заряжающие машины (в количестве по одной на каждую самоходную ПУ). Дальность эффективной стрельбы - 120 км. Время приведения всего комплекса в боевое положение с марша - не более 10 минут. Средства обнаружения БРК "Бал" имеют помехостойкие пассивные и активные радиолокационные каналы, что позволяет эффективно обнаруживать, классифицировать и сопровождать надводные цели, а система управления обрабатывает поступающую информацию и выдает данные целеуказания на пусковые установки.

Мобильный БАК "Берег" - это уже система иного рода. Дальность стрельбы его 130-мм мобильных артустановок - всего 20 км, но при скорострельности 12-14 выстрелов в минуту они в состоянии поразить любую надводную цель (в том числе и высокоскоростную, имеющую скорость хода до 200 узлов) в течение одной-двух минут. Комплекс может также использоваться для борьбы с береговыми целями.

Кроме самоходных артустановок (до шести машин), в типовой состав БАК "Берег" входят: центральный пост с системой управления огнем (СУО) БР-136 и одна-две машины обеспечения боевого дежурства. Все они смонтированы на шасси автомобиля повышенной проходимости МАЗ-543М с колесной формулой 8х8 и оснащены автономными источниками электропитания.

Центральный пост включает РЛС обнаружения, телевизионно-оптическую систему с лазерным дальномером, визир, ЭВМ с ЖКИ для выработки данных целеуказания и отображения различной информации и др. В условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия СУО артиллерийского комплекса способна вырабатывать данные целеуказания по четырем целям, что обеспечивает артустановкам возможность ведения огня по двум из них одновременно. Кроме того, каждая САУ может вести огонь и самостоятельно с использованием своего оптико-механического прицела, лазерного дальномера и баллистического вычислителя. Заряжание - полуавтоматическое, стрельба ведется унитарными выстрелами двух типов: фугасный с ударным взрывателем и зенитный. Емкость топливных баков, находящихся в машинах обеспечения боевого дежурства, позволяет централизованно обеспечивать электроэнергией весь комплекс в течение семи суток.

В целом, оснащение Береговых войск ВМФ РФ такими новыми системами, как БРК "Бал", БАК "Берег" и перспективным БРК "Бастион" с противокорабельными ракетами "Оникс" (на экспорт предлагается под именем "Яхонт") позволит существенно повысить их боевой потенциал и повысить безопасность морского побережья России.

СИСТЕМА БАЗИРОВАНИЯ

На Северном и Тихоокеанском флотах она, в основном, сохранилась с советских времен практически без изменений. Произошло лишь сокращение численности кораблей и личного состава отдельных баз и пунктов базирования в соответствии с планами реформирования Вооруженных Сил РФ. Однако по системам базирования Балтийского и Черноморского флотов развал Советского Союза нанес серьезный удар.

Выход прибалтийских республик из состава СССР привел к потере свыше 500 км побережья. Оставшиеся же у России Калининград и Балтийск представляют в сложившихся условиях хоть и крупные, но все-таки передовые пункты базирования флота. Кроме части баз и полосы побережья, за границей осталась большая часть аэродромной сети авиации ВМФ и ВВС на Балтике, оказались существенно нарушены системы наблюдения, разведки, управления и связи, тылового обеспечения и, что также немаловажно, судоремонта.

Аналогичная ситуация сложилась и на Черноморском флоте, где были потеряны значительная часть кавказского побережья (все базы и часть корабельного состава отошла к новообразованным государствам), Крым и побережье Азовского моря (хозяином всего выступила Украина, бездарно разбазарившая почти все доставшееся ей хозяйство). Оставшаяся в совместном владении военно-морская база Севастополь уже не в состоянии выполнять роль главного места базирования российского ВМФ на Черном море. Поэтому в настоящее время ускоренными темпами идет создание в Новороссийске развитой инфраструктуры базирования, управления, связи и тыла для придания данному району статуса полноценной главной ВМБ российского Черноморского флота.

Учитывая сложившуюся ситуацию и то, что произошло катастрофическое сокращение численности кораблей, авиапарка и личного состава БФ и ЧФ, в ближайшие годы (а может быть и десятилетия?) на Балтийском и Черном морях Военно-морской флот России будет не способен решать оперативно-стратегические задачи ни в полном, ни даже, пожалуй, в ограниченном объеме. Данный факт, конечно же, не может не сказаться отрицательно на боевом потенциале ВМФ и всех Вооруженных Сил Российской Федерации в целом.

БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

В российском ВМФ она направлена на обеспечение боевой готовности отдельных кораблей, соединений и группировок разнородных сил для выполнения поставленных перед ними задач как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими родами войск и видами ВС РФ. Проводится по единому замыслу с оперативной и мобилизационной подготовками, в рамках двух учебных периодов - зимнего и летнего.

В течение первого органы управления и силы флотов отрабатывают комплексные задачи методами базовых учений соединений, сбор-походов соединений кораблей в море и двусторонних командно-штабных учений. На завершающей стадии проходят сбор-походы под руководством командующих объединениями кораблей. В течение летнего периода обучения командно-штабными учениями и сбор-походами руководят уже командующие флотами.

Для подготовки экипажей кораблей и подводных лодок широко используются специальные компьютеризованные классы и тренажеры. Например, на Северном флоте в двух крупнейших базах подводных сил, Западная Лица и Гаджиево, имеются новейшие тренажерные комплексы, позволяющие отрабатывать широкий круг задач по подготовке личного состава. Особое внимание в ВМФ России уделяется организации совместных действий подводных лодок, надводных кораблей, морской ракетоносной авиации и береговых ракетно-артиллерийских частей флота с частями и соединениями Сухопутных войск и Военно-воздушных сил страны по отражению нападения противника с моря.

По оценкам специалистов, профессиональная подготовка командиров кораблей и тактических соединений в российском ВМФ находится на очень высоком уровне и позволяет в полном объеме решать поставленные вышестоящим командованием задачи. В то же время произошедшее в последнее десятилетие значительное сокращение числа выходов НК и ПЛ в море неизбежно привело к сокращению морской практики, снижению операторских навыков при производстве расчетов и боевой эксплуатации оружия и технических средств в ходе выполнения реальных боевых упражнений. Более всего это отразилось на подготовленности командиров дивизионов, групп и боевых частей кораблей, а также вахтенных офицеров и офицеров-операторов корабельных боевых расчетов. Частично сложившаяся негативная ситуация была разрешена за счет широкого внедрения в военно-морских учебных заведениях, на флотах и флотилиях компьютерных форм обучения. Однако надо все же учитывать, что без фактических выходов в море ни один, даже самый современный тренажер не даст личному составу уверенных навыков боевого применения оружия и технических средств, не заменит огромного влияния хорошей морской практики. Только реальные действия экипажа в море позволяют улучшить умения и навыки как офицеров, так и матросов для их безошибочной и уверенной работы в условиях реального боя с современным противником.

Здесь следует, к сожалению, констатировать тот факт, что после распада Советского Союза был потерян Учебный центр подготовки подводников в Палдиски (Прибалтика), а в процессе реформирования уже само командование ВМФ сократило Учебный центр в Комсомольске-на-Амуре (Дальний Восток). И если первая утрата не вызывает вопросов (разве что выдвинуть лозунг возврата Прибалтики в состав России), то вот насчет правильности закрытия единственного центра такого рода на Тихоокеанском флоте сомнения есть. Видимо, флотское командование посчитало, что проще возить экипажи АПЛ с Дальнего Востока в оставшиеся подобные центры в Обнинске (недалеко от Москвы) и Сосновом Бору (в районе Санкт-Петербурга). Что ж, военным экономистам видней.

Подводя итог обзору современного состояния и перспектив дальнейшего развития ВМФ России, можно отметить следующее.

Во-первых, военно-политическое руководство РФ, повторяя ошибку части советского руководства, до сих пор считает нашу страну "преимущественно континентальной державой". Соответственно и упор в военном строительстве и в выработке тактики ведения операций различного уровня делается на тех силах и средствах, которые могут вести боевые действия на континентальных ТВД.

Да, конечно, площадь территории России огромна и требует наличия мощных Сухопутных войск и Военно-воздушных сил. Но вместе с тем наша страна не является государством-анклавом и имеет выходы к морю на всех направлениях: огромное по протяженности побережье на севере и востоке, выходы к отдельным морям на западе (Балтийское море) и юге (Черное и Каспийское моря). Отсутствие сильного Военно-морского флота, даже при наличии хорошо оснащенных СВ и ВВС, позволит противнику практически безнаказанно наносить удары по России с морских направлений, не ожидая при этом, что ВМФ РФ будет нарушать его морские и океанские коммуникации и в свою очередь наносить удары по его территории с моря. Неужели нужен новый Петр I или очередная "Русско-японская война", чтобы официальная Москва поняла: развитию отечественного Военно-морского флота (а не только морских СЯС) необходимо уделять такое же, если не большее, внимание, как и другим видам ВС.

Во-вторых, "смутное время" конца ХХ в. негативным образом отразилось на российском ВМФ, существенно понизило его боевой потенциал. Не является откровением тот факт, что флот требует значительных ассигнований для создания и постановки на вооружение новых современных образцов ВВТ и поддержания их в боеготовом состоянии. Причем даже применительно к такой континентальной державе, как Российская Федерация. Ведь наряду с огромными пространствами сухопутной территории государство имеет большое по протяженности побережье - до 43 тыс. км. Поэтому тот факт, что, по приблизительным оценкам, начиная с 1991 г. на протяжении почти десятилетия в России на содержание флота выделялось порядка только 14% бюджета Министерства обороны, нельзя назвать иначе как халатностью государственного масштаба. В результате большое количество надводных кораблей и подводных лодок, находившихся в строю всего лишь 5-7 лет, оказались небоеспособными, а строившиеся со степенью готовности 60-70% при отсутствии финансирования или были достроены уже по экспортным контрактам (как два ЭМ проекта 956Э на "Северной верфи" для ВМС Китая) или же превратились в непонятные постепенно ржавеющие и приходящие в негодность плавучие (стоячие) объекты, в отношении которых скоро придется принимать решение об отправке "на иголки" (ярчайший пример - сторожевой корабль "Новик" проекта 12441, строившийся на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" в качестве "корабля XXI века"). Можно сказать, что российский флот понес урон, сопоставимый с потерями в ходе серьезной войны.

В-третьих, даже несмотря на утвержденную президентом Российской Федерации Морскую доктрину, четкого понимания задач, стоящих перед ВМФ РФ, и направлений военно-морского строительства в России, похоже, не существует. Косвенным подтверждением этого являются заявления высокопоставленных представителей командования ВМФ и руководства Министерства обороны, которые порой кардинально противоречат друг другу.

В-четвертых, несмотря на все негативные последствия "времени перемен", боеготовность российского ВМФ все еще продолжает оставаться на достаточно высоком уровне. Прежде всего благодаря основанному на воинских традициях императорской России и Советского Союза патриотизму матросов и офицеров, их желанию посвятить жизнь служению своему народу, своей стране. Не последнюю роль играет и сохранившийся по сей день высокий уровень профессиональной подготовки личного состава (в том числе и вследствие отлично налаженной системы преподавания в военно-морских учебных заведениях), что показывает и успешное выполнение подразделениями морской пехоты поставленных перед ними сложнейших задач в двух чеченских войнах, и продолжающиеся, хоть и во много меньших масштабах, дальние океанские походы и учения ВМФ с участием НК и ПЛ различных классов, а также морской авиации.

И, наконец, в-пятых, в настоящее время в России осуществляется, какой бы она ни была, но все же кораблестроительная программа. Так, за последние два года ВМФ были переданы многоцелевая АПЛ "Гепард" (Северный флот), сторожевой корабль "Татарстан" (Каспийская флотилия), несколько малых кораблей и катеров различного назначения. В дополнение к этому завершились ремонт и модернизация на нескольких надводных кораблях и подводных лодках. Кроме того, в разной степени готовности на верфях России находятся несколько кораблей, в том числе и новых типов: головная ПЛАРБ "Юрий Долгорукий" (проект 955; Северное машиностроительное предприятие, г. Северодвинск), головная многоцелевая АПЛ "Северодвинск" (проект 885; также Северное машиностроительное предприятие), первые два корабля типа "Стерегущий" (проект 20380; ОАО "Северная верфь", г. Санкт-Петербург) и т. д. Реализация вышеозначенной программы позволит ВМФ РФ в некоторой степени обновить свой корабельный состав и поддерживать и далее на должном уровне боеготовность частей и соединений. Но, повторюсь, только в случае ее полной реализации. Если этого не произойдет - отечественный Военно-морской флот так и не сможет восстановить настоящую силу, стать реальным средством защиты интересов государства, а не быть дорогой и красивой игрушкой в руках политиков.

Пока же нам остается надеяться на лучшее, да с ностальгией по прошлым десятилетиям смотреть фильмы "Одиночное плавание" или "Ответный ход".


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации