ОСНОВНОЙ БОЕВОЙ ТАНК 'ТИП 90' ПОСЛУЖИТ ЕЩЕ НЕМАЛО ЛЕТ

Управление национальной обороны (УНО) Японии объявило о прекращении производства в течение двух-трех лет самого дорогого в мире танка тип 90 (стоимость каждого 800 млн. иен, примерно около 8 млн. долл.) с целью направления средств на систему ПРО. В перспективе военное ведомство предполагает принять на вооружение менее затратную бронированную машину

«Военно-промышленный курьер» № 44.2004г.

САМЫЙ ДОРОГОЙ В МИРЕ

ОСНОВНОЙ БОЕВОЙ ТАНК "ТИП 90" ПОСЛУЖИТ ЕЩЕ НЕМАЛО ЛЕТ

Сергей НИКОЛАЕВ

Управление национальной обороны (УНО) Японии объявило о прекращении производства в течение двух-трех лет самого дорогого в мире танка тип 90 (стоимость каждого 800 млн. иен, примерно около 8 млн. долл.) с целью направления средств на систему ПРО. В перспективе военное ведомство предполагает принять на вооружение менее затратную бронированную машину

Так что же из себя представляет основной боевой танк (ОБТ) тип 90?

Исследовательские работы и создание нового японского ОБТ начались в 1976 г. в Управлении технических исследований УНО Японии под обозначением STC (впоследствии - TK-X). Разработка дизельного двигателя, вооружения, боеприпасов и системы управления огнем (СУО) финансировались с 1977 бюджетного года, а подвески и новой брони - со следующего. Основным производителем танка "Тип 90" является компания Mitsubishi Heavy Industries, которая также выпускала все японские танки после Второй мировой войны, включая тип 74 и тип 61. За исключением 120-мм гладкоствольной пушки, которая изготавливается в Стране восходящего солнца по лицензии немецкой компании Rheinmetall, у всех агрегатов и систем ОБТ тип 90 японское происхождение.

Основные требования к танку тип 90 были окончательно сформулированы в 1980 г. В период с 1982 до 1984 г. на обширные испытания, которые продолжались до 1986 г., представили два опытных образца, вооруженных японскими 120-мм пушками, в которых применялись отечественные боеприпасы. Вторую партию из четырех опытных образцов выпустили между 1986 и 1988 гг. Эти машины имели изменения, внесенные в результате испытаний первых двух танков, и уже оснащались вышеупомянутой 120-мм западногерманской пушкой (такой же, как на "Леопарде 2" и M1A1/M1A2 "Абрамс"). Опытные ОБТ использовались для дальнейшей разработки и испытаний, которые завершились к 1989 г.

Тип 90 был принят на вооружение в 1991 г., а к концу 1999 г. в Силах самообороны Японии насчитывалось 172 таких танка. Их производство продолжалось с темпом приблизительно по 17 единиц в год. Экспорт как ОБТ тип 90, так и машин на его базе не предполагался.

В броневой сварной конструкции танка широко использована комбинированная броневая защита корпуса и башни в лобовых проекциях. За разработку брони отвечали компании Mitsubishi Steel Works и Kyoto Ceramic Company.

Компоновка ОБТ тип 90 классическая с отделением управления спереди, башней по центру и моторно-трансмиссионным отделением сзади. Водитель размещен в передней части машины слева и имеет собственный люк, в крышке которого установлены три призменных прибора наблюдения, обеспечивающие обзор вперед. Центральный из них может быть заменен пассивным прибором ночного видения. Справа от водителя находится часть боекомплекта к пушке.

Башня японского танка очень похожа на башню немецкого "Леопарда 2" с вертикальным расположением листов спереди, с боков, сзади и с сильно развитой нишей над моторным отделением. Командир ОБТ находится в башне справа, наводчик - слева. Тип 90 является одним из первых танков иностранного производства, имеющим автомат заряжания пушки (компания Mitsubishi Heavy Industries), который установлен в нише башни. В нем размещаются 16 готовых к боевому применению 120-мм выстрелов. Боекомплект в автомат заряжания может загружаться изнутри танка или через люк в крыше башни. Используются выстрелы с бронебойно-подкалиберными (APFSDS-T) или кумулятивными (HEAT-MP) снарядами. Боеприпасы снабжены частично сгорающей гильзой - после выстрела остается ее поддон. В крыше ниши башни смонтированы вышибные панели для предотвращения поражения экипажа и всей машины в случае детонации или возгорания боекомплекта. При выстреле ствол пушки возвращается на угол 00, где производится автоматическое заряжание, после чего орудие автоматически возвращается на угол стрельбы. Возможно ручное дублирование автомата заряжания.

120-мм гладкоствольная пушка оснащена теплоизоляционным кожухом, эжектором для удаления дыма и системой контроля кривизны ствола. Ствол и казенник идентичны немецкому 120-мм орудию, но противооткатные устройства и люлька были разработаны в Японии. Пушка японского ОБТ имеет максимальные углы возвышения +150 и склонения -100. Они достигаются за счет подъема или опускания передней или задней части корпуса машины благодаря работе гидропневмоподвески. Приводы башни и орудия - электрические с ручным дублированием в аварийном режиме.

7,62-мм спаренный пулемет установлен слева от пушки, а 12,7-мм зенитный пулемет - на крыше башни, в ее передней части, чтобы из него могли вести огонь командир или наводчик. С обеих сторон башни размещены блоки из трех дымовых гранатометов с электроспуском, стреляющих вперед.

Система управления огнем (СУО) танка тип 90 включает перископический прицел наводчика со стабилизированной линией визирования по горизонту, перископический прицел командира с сектором наблюдения 1800 и стабилизацией поля зрения в двух плоскостях, а также цифровой баллистический вычислитель.

Прицел наводчика имеет дневной оптический канал, тепловизионный канал и лазерный дальномер с лазером, выполненным на неодиме с гранатом алюминиево-иттриевым. Прицел наводчика поставляется компанией Nikon Corporation, а командира - Fuji.

СУО обеспечивает современную возможность автосопровождения целей, основывающуюся на работе тепловизора. ОБТ тип 90 способен вести огонь с места или с ходу как по движущимся, так и по неподвижным наземным объектам благодаря автомату сопровождения целей. Без его включения наводчик или командир сопровождают цели вручную. Чтобы использовать автомат, командир или наводчик должен нажать на кнопку "Захват", как только он обнаружил цель, и она попала в пределы створа "Захват" в прицеле. Если объект временно исчезает, например, за укрытиями, прицел продолжает слежение с той же скоростью, чтобы после нового появления цели наводчик смог опять быстро поставить ее "на захват".

Стабилизация в двух плоскостях поля зрения командирского прицела, который имеет только дневной канал, не только позволяет обнаруживать и поражать цели непосредственно, но и обеспечивает так называемую функцию "убийцы танков". Нажимая кнопку на своем пульте управления, командир способен "передать" объект, который он обнаружил, наводчику, после чего может заниматься обнаружением новых целей, в то время как наводчик поражает первую.

От тепловизионного канала прицела наводчика сигнал поступает на два монитора. Один из них установлен на месте наводчика, а другой - на командирском рабочем месте.

Цифровой баллистический вычислитель (БВ) - "сердце" СУО. При поражении неподвижных и движущихся целей БВ определяет поправки на дальность, ветер (данные берутся от датчика на нише башни), температуру, изгиб ствола пушки и угол наклона оси ее цапф.

Подвеска у ОБТ тип 90 комбинированная - торсионная для двух центральных катков и гидропневматическая на первых двух и на последних двух катках, с шестью сдвоенными обрезиненными катками на сторону, с ведущим колесом сзади, направляющим колесом спереди. Верх ходовой части прикрыт легкими бортовыми экранами. Подвеска позволяет танку изменять положение только в продольном направлении, например, на обратных скатах. В отличие от предшественника - танка тип 74, который также имел гидропневмоподвеску, на ОБТ тип 90 она не способна компенсировать поперечные наклоны.

На танке установлен двухтактный дизель Mitsubishi 10ZG жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском, с турбонагнетателем и теплообменником. Он развивает максимальную мощность 1500 л.с. при 2400 оборотах в минуту.

Двигатель соединен с автоматической трансмиссией, которая объединяет конвертор крутящего момента с автоматической блокировкой, последовательной четырехскоростной планетарной коробкой передач. Коробка передач имеет две передачи для движения задним ходом, обеспечивая при этом скорость до 42 км/час. Кроме того, в трансмиссию объединены гидростатический дифференциальный механизм поворота и многодисковые тормоза, работающие в масле.

Три радиатора охлаждения двигателя установлены над трансмиссией и используются вместе с тремя вентиляторами. Привод вентиляторов - от гидравлических двигателей, которые обеспечивают переменную скорость вращения в зависимости от температуры двигателя и трансмиссии. Воздухоочистители расположены с обеих сторон трансмиссии.

На передней части крыши башни установлен датчик лазерного излучения, который обеспечивает звуковой сигнал, а также индикацию направления на рабочее место командира. Эта система может использоваться для автоматического отстрела дымовых гранат, чтобы противодействовать ракетам с наведением по ИК лучу.

Имеется в танке система защиты от ОМП. При необходимости спереди машины может быть установлен бульдозер или катковый минный трал с магнитными излучателями для подрыва магнитных мин.

На базе танка была создана БРЭМ тип 90. Машина имеет новую надстройку корпуса с подъемным краном, установленным спереди справа, бульдозер спереди корпуса и гидравлическую лебедку. Выпускалось по две таких машины в год.

Кроме БРЭМ, шасси ОБТ послужило для разработки танкового мостоукладчика тип 91. Он имеет мост грузоподъемность 60 т типа ножниц, который выкладывается впереди машины и может перекрывать препятствия шириной до 20 м.

Вот вкратце главные подробности конструкции и оснащения основного боевого танка тип 90. Что придет ему на замену, пока неизвестно, и, видимо, в ближайшие 15-20 лет он еще послужит Силам самообороны Японии.

0x01 graphic Основной боевой танк "Тип 90"

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБТ ТИП 90

Экипаж, чел. - 3

Боевая масса - 50000 кг

Удельная мощность - 30 л.с./т

Удельное давление на грунт - 0,89 кг/см2

Длина:

-с пушкой вперед - 9,755 м

-по корпусу . 7,5 м

Ширина:

-по бортовым экранам - 3,43 м

- по гусеницам - 3,33 м

Высота:

-полная - 3,045 м

-по крыше корпуса - 2,335 м

Клиренс -0,45 м (переменная от 0,2 до 0,6 м спереди и сзади)

Колея - 2,71 м

Длина опорной поверхности гусениц - 4,55 м

Ширина гусеницы - 600 мм

Максимальная скорость:

-вперед - 70 км/ч

-назад - 42 км/ч

Емкость топливных баков - 1100 л

Запас хода - 400 км

Глубина брода - 2 м

Угол подъема - 60%

Угол крена - 40%

Высота стенки - 1 м

Ширина рва - 2,7 м

Тип двигателя - Mitsubishi 10ZG

с жидкостным охлаждением, 10-цилиндровый дизель

Мощность двигателя - 1500 л.с. при 2400 об/мин

Трансмиссия - автоматическая

Подвеска - комбинированная торсионная и ГПП

Вооружение:

-основное - 1 x 120-мм гладкоствольная пушка

-спаренный пулемет - 1 x 7,62-мм

-зенитный пулемет - 1 x 12,7-мм

Количество дымовых гранатометов - 2х3

СУО:

-приводы наведения - электрический/ручные

-возможность ведения огня с места командира - есть

Стабилизатор вооружения - в двух плоскостях

Дальномер - лазерный

Система защиты от ОМП - есть

Оборудование ночного видения - есть


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации