ОБЛИК ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ В XXI ВЕКЕ

17-19 ноября в Министерстве обороны состоялось совещание руководящего состава Вооруженных Сил РФ. В нем приняли участие около 500 военачальников, в том числе генералы и адмиралы из центрального аппарата МО, Генштаба, главнокомандующие видами ВС и командующие родами войск, войсками военных округов и флотов. В первый день мероприятия на Арбатскую площадь прибыли главы законодательной и исполнительной

Военно-промышленный курьер № 45.2004г.

ПЕРСПЕКТИВА - 2016 ГОД

ОБЛИК ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ В XXI ВЕКЕ

Олег ФАЛИЧЕВ

17-19 ноября в Министерстве обороны состоялось совещание руководящего состава Вооруженных Сил РФ. В нем приняли участие около 500 военачальников, в том числе генералы и адмиралы из центрального аппарата МО, Генштаба, главнокомандующие видами ВС и командующие родами войск, войсками военных округов и флотов. В первый день мероприятия на Арбатскую площадь прибыли главы законодательной и исполнительной ветвей власти, силовых ведомств РФ. Конечно, в центре внимания всех присутствующих оказались выступления президента России Владимира Путина и министра обороны РФ Сергея Иванова, посвященные итогам военного строительства в 2004 г. и основным направлениям развития Вооруженных Сил до 2016 г. На чем в первую очередь сделали акцент Верховный главнокомандующий и руководитель МО?

После окончания холодной войны военно-политическая обстановка в мире стала спокойнее. Но начались иные тревожные процессы. Идет дальнейшее углубление глобализации, всесторонней экономической и политической интеграции, что наряду с очевидным прогрессом несет в себе определенные негативные моменты и риски, в том числе для нашей страны.

Серьезные опасения вызывает развитие ситуации на южном направлении. Прежде всего, это связано с сохраняющимися очагами напряженности в Закавказье и Центральной Азии.

И все же наибольшую угрозу, с которой нам всем пришлось столкнуться, представляет международный терроризм. Размах и формы его действий можно оценивать как настоящую войну против России. Например, анализ поступающей информации дает полное основание полагать, что в зоне контртеррористической операции в Чечне орудовали боевики из более чем 50 государств. Даже сегодня там, по оперативным данным, находятся от 150 до 200 иностранных наемников.

Поэтому повышенные требования, предъявляемые к деятельности силовых структур, в том числе Вооруженных Сил, подкреплены особым вниманием и всесторонней поддержкой со стороны военно-политического руководства страны, а также ритмичным и полным финансированием в рамках утвержденного бюджета.

За так называемый "отчетный период" в ВС было организовано и проведено значительное количество мероприятий, затрагивающих самые различные аспекты функционирования военного организма государства.

Так, в соответствии с Указом президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", осуществляется серьезный процесс реорганизации центральных военных органов в целях повышения их оперативности в принятии стратегических решений и достижения нового качества управления войсками. В рамках этой работы разработано и 16 августа 2004 г. введено в действие Указом президента новое Положение о Министерстве обороны.

Активно идет процесс реализации Федеральной целевой программы "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей" на 2004-2007 гг. Одним из результатов этой деятельности должно стать создание предпосылок для сокращения с 2008 г. срока военной службы по призыву до одного года. Что должно положительно сказаться на накоплении в запасе Вооруженных Сил военно-обученных мобилизационных людских ресурсов.

В рамках реализации данной программы уже к концу нынешнего года будет полностью завершен перевод 42-й мотострелковой дивизии, дислоцированной в Чечне, на контрактный способ комплектования. Эта дивизия станет вторым соединением, после 76-й вдд, личный состав которой будет пополняться исключительно военнослужащими-контрактниками.

В результате, Минобороны полностью отказывается от практики направления в Чечню военнослужащих, проходящих службу по призыву. Это, без сомнения, повысит эффективность действий войсковых частей и подразделений в регионе, а также позволит снизить потери среди личного состава, участвующего в ликвидации бандитских групп и формирований. Для этого есть объективные основания. После окончания активной фазы контртеррористической операции на Северном Кавказе число погибших в 2001 г. составило 499 военнослужащих, в 2002 и 2003 гг. эта цифра сократилась до 480 и 291 соответственно. За десять месяцев этого года Вооруженные Силы потеряли в ЧР 148 человек.

Конечно, это все равно недопустимо много, так как любая человеческая жизнь бесценна. Но приведенная скорбная статистика свидетельствует, тем не менее, о тенденции к снижению числа погибших. И одной из причин этого, без сомнения, является тот факт, что для выполнения боевых задач все меньше привлекаются солдаты срочной службы, а основной упор командиры делают на подготовленных профессионалов, осознанно выбравших для себя военную службу.

"Мы в ответе за жизнь подчиненных, поэтому каждая потеря должна восприниматься как личная боль, - подчеркнул министр обороны в докладе. - И для недопущения этого необходимо принимать все меры".

Разумеется, очень многое зависит от того, как в армии и на флоте налажен учебный процесс, в частности, боевая подготовка. Отмечено, что тенденция к повышению ее интенсивности сохранилась и в этом году. Количество командно-штабных учений на 3% превысило показатель прошлого года, а тактических учений - на 8%. Это усредненные данные по всем Вооруженным Силам, но наибольший рост произошел в ВВС, войсках Московского и Дальневосточного военных округов.

В ВМФ серьезной подвижкой стало проведение целого ряда крупномасштабных военно-морских учений, в том числе во взаимодействии с военно-морскими силами стран-членов НАТО. Например, российско-итальянское учение в Ионическом море с участием отряда кораблей Черноморского флота во главе с гвардейским ракетным крейсером "Москва"; российско-французское учение в Северной Атлантике; российско-американские маневры "Северный орел-2004", в которых с российской стороны участвовали большие противолодочные корабли "Североморск" и "Адмирал Левченко". Наконец-то, образно говоря, ожил и наш авианесущий крейсер "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", а стратегические ракетные подводные лодки осуществили 10 пусков межконтинентальных баллистических ракет.

Интенсивная боевая подготовка велась в 2004 г. и в других видах и родах войск Вооруженных Сил. Осуществлен целый ряд крупномасштабных мероприятий. Таких, например, как оперативно-тактическое учение "Мобильность-2004", в ходе которого отрабатывались вопросы переброски подразделений и частей постоянной готовности из Европейской части страны в Дальневосточный регион для решения задач обеспечения военной безопасности России. Можно назвать также тактико-специальное учение "Авария-2004", которое совместно с Федеральным агентством по атомной энергии было проведено на одном из объектов Минобороны, расположенном в Мурманской области. Его основной целью являлась практическая отработка вопросов организации защиты ядерных боеприпасов от попыток несанкционированного доступа, а также ликвидации возможных последствий аварии в случае совершения террористических актов. Были задействованы 2 тыс. военнослужащих и более 500 единиц специальной техники.

Среди других знаковых событий текущего года нельзя не вспомнить совместное учение по противодействию терроризму "Рубеж-2004" с постоянно действующими рабочими органами Организации Договора о коллективной безопасности и вооруженными силами государств-членов ОДКБ, командно-штабную тренировку с органами управления и дежурными силами Объединенной системы ПВО СНГ, ряд других.

Но все ли идет так гладко, как хотелось бы? За последние годы в ВС приобретен богатый опыт проведения различных расформирований и переформирований, а вот от практической деятельности, направленной на повышение боевого потенциала частей и соединений, многие руководители, видимо, уже отвыкли. На сегодняшний день силы общего назначения, например, по-прежнему способны привести себя в боеготовое состояние только при условии заблаговременного проведения комплекса мер, направленных на повышение их боевой и мобилизационной готовности.

Или взять такой факт. Части постоянной готовности - основа и опора ВС. Однако в 2004 г. так и не удалось в полной мере качественно улучшить их состояние, повысить боевой потенциал до уровня, обеспечивающего создание в короткие сроки на любом угрожаемом стратегическом направлении мобильной и самодостаточной группировки войск. То есть, такой, которая могла бы эффективно решать задачи в целях обеспечения военной безопасности государства, в том числе была бы способна локализовать вооруженные конфликты и действовать в условиях чрезвычайных ситуаций. Предъявляемым требованиям сегодня полностью соответствуют только 64% частей постоянной готовности (в 2003 г. - 62%).

Многие проблемы армии и флота, конечно, носят комплексный характер и их решение возможно только совместными усилиями руководства страны и Вооруженных Сил, органов исполнительной и законодательной власти. Впрочем, некоторые подвижки тут уже есть. Положительная динамика прослеживается, например, в вопросах оснащения вооружением, военной техникой. В этом году в войска во все более значительном количестве стали поступать как новые, так и модернизированные образцы ВВТ.

Однако еще большие ожидания, по словам Сергея Иванова, у него связаны у него со следующим годом. Ведь в проекте бюджета на 2005 г. по статье "Национальная оборона" предусмотрено выделение 62,8 млрд. руб. на НИОКР по созданию перспективных вооружений, 112,3 млрд. руб. на закупку новых и модернизированных образцов ВВТ, 11,8 млрд. руб. на проведение ремонта вооружения и военной техники.

Наряду с поддержанием на достаточном уровне сил ядерного сдерживания и космической группировки в 2005 г. из общего объема выделяемых на закупки и ремонт с модернизацией ВВТ средств 40 млрд. руб. направляются по линии вооружения Сухопутных войск, по 20 млрд. руб. по линии вооружения ВВС и ВМФ.

Остальная часть закупочных средств в размере 15,4 млрд. руб. предназначается на решение межвидовых задач (разведывательная деятельность, техника РЭБ, медицинская и тыловая техника, топогеодезическое обеспечение и ядерная безопасность, изделия электронной техники). Всего на оснащение армии и флота в 2005 г. планируется израсходовать 186,9 млрд. руб. Много это или мало? Для сравнения: в 2004 г. выделялось 148, в 2003 г. - 113, а в 2002 г. - всего 80 млрд. руб.

Конечно, для того, чтобы, например, взять и обновить в течение года весь танковый парк ВС, не хватит всего государственного бюджета. Но в этом и нет необходимости. Россия идет по тому пути, который давно избрал весь мир: постепенное обновление всего арсенала, и не в последнюю очередь - за счет модернизации имеющегося. Ассигнуемые на следующий год средства наверняка позволят выполнить все предусмотренные Государственной программой вооружения на 2001-2010 гг. мероприятия по оснащению армии и флота современными образцами ВВТ.

Если говорить более конкретно, то в следующем году ВС смогут получить 4 ракеты стратегического назначения, 9 космических аппаратов, 5 ракет-носителей. В Сухопутные войска поступят 2 пусковые установки ракетного комплекса "Искандер-М", 17 танков Т-90 и 3 батальонных комплекта бронетранспортеров (92 БТР-80). В состав Военно-морского флота будут введены 2 новых корабля. ВВС получат 1 новый и 1 отремонтированный стратегический бомбардировщик Ту-160, 7 модернизированных фронтовых истребителей Су-27СМ, новые высокоточные ракеты "воздух-земля".

Планируется также завершить значительное количество научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и подготовить к принятию на вооружение около трехсот новых и модернизированных образцов ВВТ.

Для воплощения всего этого в жизнь в Минобороны создаются и необходимые организационные предпосылки. В частности, начинается формирование единого органа заказов вооружения и военной техники.

Органы оперативного управления войсками сосредоточивают усилия на планировании и обеспечении поддержания в боеготовом состоянии имеющегося парка вооружения и военной техники, а единый орган заказов концентрируется на планировании и обеспечении разработок и поставок новых и модернизированных вооружений. Таким образом, система управления заказами будет централизована и выведена из сферы деятельности командований видов и родов войск.

Министр обороны уверен: это должно, в свою очередь, позволить практически реализовывать единую военно-техническую и ценовую политику, сократить типажи разрабатываемых ВВТ, проводить объединенные конкурсы и создать условия для перехода на единую систему технического обеспечения Вооруженных Сил и других войск.

И последнее. В настоящее время идет разработка концептуальных документов долгосрочного планирования. Это - "Концепция строительства Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2021 г.", "Замысел строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2016 г.", "Государственная программа вооружения на период до 2015 г.", "Федеральная государственная программа оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны страны на период до 2025 г.". Следовательно, все четче вырисовывается облик Вооруженных Сил России ХХI в. Они, убежден Сергей Иванов, станут, в конечном итоге, рациональными по структуре, составу и численности, будут обладать высоким уровнем профессионализма личного состава и самым современным вооружением и военной техникой.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации