НАРОДНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ АРМИЯ КИТАЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Двадцать шесть лет назад наш великий сосед - Китай - покончил со смутой "культурной революции" и взял курс на реформы. Они проводились под руководством патриарха китайской политики модернизации Дэн Сяопина. Сегодня в печати можно встретить немало публикаций об успехах экономических реформ Китая. Однако следует иметь в виду, что одновременно в стране проводятся военные реформы и модернизация

«ВПК», №24(41), 2004 г.

ПО ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ

НАРОДНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ АРМИЯ КИТАЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Юрий СУМБАТЯН

профессор МГУ и РУДН, доктор философских наук,

действительный член Академии военных наук, полковник в отставке

Двадцать шесть лет назад наш великий сосед - Китай - покончил со смутой "культурной революции" и взял курс на реформы. Они проводились под руководством патриарха китайской политики модернизации Дэн Сяопина. Сегодня в печати можно встретить немало публикаций об успехах экономических реформ Китая. Однако следует иметь в виду, что одновременно в стране проводятся военные реформы и модернизация Вооруженных Сил Днем рождения Народно-освободительной армии Китая (НОАК) считается 1 августа 1927 г. До 40-х гг. она состояла в основном из полупартизанских формирований, на базе которых в дальнейшем были развернуты регулярные Сухопутные войска. В начале 50-х создаются ВВС и ВМС, а в следующем десятилетии началось развертывание Стратегических ракетных войск, которые в 1974 г. были выделены в самостоятельный вид Вооруженных Сил. Военное строительство КНР на протяжении многих десятилетий осуществлялось на основе концепции неотвратимости новой мировой войны и возможности развязывания широкомасштабных военных действий против Китая. Военная доктрина на первом этапе развития страны опиралась на концепцию "народной войны", предусматривающую содержание многочисленной армии, поддержку высокой мобилизационной готовности Вооруженных Сил и экономики. Это требовало колоссальных людских, материальных и финансовых ресурсов, что негативно сказывалось на социально-экономическом развитии КНР.

Поскольку до начала 60-х гг. советско-китайское военно-техническое сотрудничество, включая прямое содействие в строительстве Вооруженных Сил и оборонного потенциала, было весьма тесным, НОАК стала, по сути, копией советской военной машины. Она была не только боевым, но и производственным отрядом во внутриполитической и экономической жизни страны, проводником аграрных реформ и индустриализации. Более чем за 50 лет, прошедших после образования КНР, ее Вооруженные Силы участвовали более чем в 10 войнах, пограничных конфликтах и других крупных военных столкновениях, потеряв в них примерно 500 тыс. бойцов и командиров.

Всерьез за реформы в армии в 1986 г. взялся "архитектор реформ" председатель Военного совета ЦК КПК Дэн Сяопин. На первых порах они мало походили на западные модели. Так, вопрос о переходе на профессиональную армию даже не обсуждался, потому что при значительном избытке населения всегда был большой резерв призывников, и действовавший закон о всеобщей воинской обязанности фактически не выполнялся: в НОАК призыв осуществлялся выборочно, из той части молодежи, которая отличалась безупречными физическими и моральными качествами, прежде всего преданностью Коммунистической партии Китая, непосредственному руководителю Вооруженных Сил.

На рубеже 1988-1989 гг. резко обострилась социально-экономическая и политическая ситуация в Китае, которая отразилась в студенческих выступлениях весной и летом 1988 г. на площади Тяньаньмэнь. В условиях реализации экономических и военных реформ, инфляции, обострения отраслевых диспропорций, роста коррупции, злоупотреблений со стороны кадровых партийных работников не все военные склонны были участвовать в разгоне студенческих демонстраций. По завершении акции подавления этих демонстраций Пекинский военный округ и гарнизон подверглись серьезной чистке.

Возникла объективная необходимость в проведении модернизации Вооруженных Сил в соответствии с дальнейшим углублением экономических реформ, что было подтверждено XIV съездом КПК (октябрь 1992 г.). Тем самым был взят курс на приоритетное развитие экономики, науки, техники с целью создания мощной экономической базы для оборонного строительства и развития военно-промышленного комплекса.

Начался процесс модернизации НОАК. Ставилась задача придать Вооруженным Силам более современный вид, не затрагивая основы сложившегося военно-государственного механизма, где армии отводилась роль главного орудия государства, обеспечивающего руководству КПК укрепление власти в стране.

САМАЯ КРУПНАЯ АРМИЯ В МИРЕ

Что собой представляют Вооруженные Силы КНР в начале XXI в.? По своей численности это самая крупная армия в мире. По данным ежегодных открытых зарубежных и российских изданий и справочников, при населении около 1300 млн. человек, Вооруженные Силы насчитывают около 2350 тыс. человек. Резерв - 500-600 тыс. человек. Военизированные формирования (Народная вооруженная полиция) - 1 млн. 500 тыс. человек. Комплектование - по призыву. Срок службы - 24 месяца. Военный бюджет составляет 22 млрд. 400 млн. долл.

В состав Сухопутных войск входят 1 млн. 700 тыс. человек, 7 военных округов, 28 провинциальных военных округов, 4 командования гарнизонов, 21 общевойсковая армия (44 пехотных, 9 танковых и 7 артиллерийских дивизий, мотопехотная дивизия), 12 танковых, 13 пехотных, 22 мотопехотных и 12 артиллерийских бригад, 7 вертолетных полков, 3 воздушно-пехотные дивизии и ряд других воинских и специализированных частей и подразделений.

ВВС: 400 тыс. человек (в т. ч. 210 тыс. - в ПВО). На вооружении ВВС КНР около 4 тыс. боевых самолетов (до 500-600 единиц могут быть носителями ядерного оружия), из них более 3 тыс. истребителей, около 200 бомбардировщиков. Самолетный и вертолетный парк оснащен машинами преимущественно российских (советских) производителей - МиГ-21, Су-27,Су-30МКК, Су-30МК2, Ил-76, Ан-12, Ми-8.

ВМС: около 250 тыс. человек (в т. ч. 40 тыс. срочной службы). Оперативные флоты: Северный, Восточный, Южный. Флот - эскадры: подводных лодок (6), эскортных кораблей (7), минно-тральных кораблей (3); учебная флотилия; атомная подводная лодка с баллистическими ракетами; 5 атомных подводных лодок; 63 подводных лодок; 21 эсминец с управляемым ракетным оружием; 67 ракетных катеров и ряд других. Береговая оборона: 28 тыс. человек, 25 районов, 35 ракетных и артиллерийских полков.

Ядро Вооруженных Сил КНР составляют Стратегические ракетные войска, оснащенные ракетами с ядерными боеголовками, общее количество которых 600-650 единиц.

Управление Вооруженными Силами в КНР осуществляется Центральным военным советом (ЦВС) и Военным советом ЦК КПК. ЦВС определяет направления военного строительства, политические и стратегические цели войны, военный бюджет, решает комплекс вопросов, связанных с введением в стране военного положения, проведением всеобщей или частичной мобилизации. Председатель ЦВС является Верховным главнокомандующим Вооруженных Сил Китая. Основной орган ЦВС КНР - Генеральный штаб (ГШ), через который ведется управление Вооруженными Силами.

Что касается Министерства обороны, то в системе Государственного совета КНР оно лишь реализует установки военно-политического руководства страны по техническому обеспечению строительства Вооруженных Сил, их комплектованию, планированию, распределению и расходованию военного бюджета, координирует деятельность гражданских министерств и ведомств, выпускающих оборонную продукцию, осуществляет межгосударственные военные связи и представительские функции.

Через Главное политическое управление ЦК КПК осуществляет политическую работу в армии. Функции по организации мобилизационно-технического, финансового обеспечения Вооруженных Сил, а также руководству строительством, эксплуатации военных объектов, работой промышленных и сельскохозяйственных предприятий, ремонтных заводов, тыловых органов видов ВС возложены на Главное управление тыла.

Особое место в системе управления ВС занимает Генеральный штаб ВС. В его подчинении находятся штабы видов ВС, осуществляющие управление деятельностью войск, а также штабы больших военных округов Сухопутных войск, ВВС и штабов флотов ВМС.

Помимо регулярных компонентов в Вооруженных Силах Китая имеются и иррегулярные компоненты - Народное ополчение и Народная военная полиция. Народное ополчение выполняет свои задачи без отрыва от производства. В мирное время на ополчение может возлагаться охрана границы, общая протяженность которой составляет 7,5 тыс. км.

Народная военная полиция, которая находится в настоящее время в процессе реформирования, состоит из соединений, частей и подразделений трех родов войск: внутренней охраны, пограничной охраны и специальных войск (пожарной и лесной охраны, производственно-строительных частей). Личный состав этих подразделений руководствуется общевоинскими уставами и наставлениями, имеет одинаковые с армией права и нормы довольствия.

НОАК - основа регулярных сил - в процессе реформирования совершенствует организационно-штатную структуру, проводит техническое переоснащение войск, повышая их боеспособность. За годы военной реформы произошло резкое сокращение центрального военного аппарата и не менее чем на 30-40% численности Вооруженных Сил, проведена реорганизация военной структуры на всех уровнях.

По мнению китайских руководителей, Вооруженные Силы развивают главные традиции НОАК, признают абсолютное руководство партии, сохраняют характер народной армии, отдают все силы для укрепления обороноспособности страны и строительства социализма с китайской спецификой.

НОАК сегодня переживает революционную перестройку. Она постепенно превращается в современную, модернизированную, обладающую современным военно-техническим вооружением.

РЕФОРМА И МОДЕРНИЗАЦИЯ

Программа реформ и модернизации НОАК в последнее время приобретают конкретные очертания. Недавно в Пекине издана "Белая книга" - официальный доклад о политике КНР в области обороны. В нем отмечается, что руководство Китая исходит из предположения о том, что в ближайшей перспективе новая мировая война маловероятна. Вместе с тем оно учитывает процесс формирования полицентризма на мировой арене в связи с распадом Советского Союза, укреплением позиций США и НАТО, возрастанием опасности внутригосударственных и межгосударственных конфликтов.

В этих условиях в качестве основной задачи, определяющей внешнеполитический курс, выдвигается так называемая стратегия активной обороны, которая предусматривает повышение боеспособности НОАК при сокращении ее численного состава и одновременном оснащении новейшим оружием. Сокращение коснется главным образом Сухопутных войск. Их численность уменьшится сначала до 1,8 млн. военнослужащих, а в последующие годы еще на 30%. Вместе с тем будут несколько расширены ВВС, ВМС и СРВ, созданы мобильные силы НОАК, предназначенные для действий в локальных войнах (более 250 тыс. человек), а в перспективе в их состав планируется включить ударную авиацию ВВС и часть сил флота.

Модернизация ВВС и ПВО составляет приоритетное направление развития Вооруженных Сил КНР. Такой подход обусловлен преобладающими в мире и военном руководстве Китая взглядами на решающую роль авиационной мощи государства в прогнозируемых конфликтах и войнах. При этом КНР опирается на активный импорт в крупных масштабах наиболее современных и перспективных российских истребителей, типа Су-30МКК, Су-30МК2, на развертывание лицензионного производства самолетов Су-27 на собственных предприятиях, а также на разработку и производство собственных самолетов и новых поколений авиационного оружия.

Наряду с авиацией в КНР осуществляется модернизация всей системы ПВО и частично флота, опираясь на закупки российских зенитно-ракетных систем: С-300ПМУ1, "Тор-М1" и на создание собственных ЗРС различных классов и назначений.

Вместе с тем необходимо отметить тенденцию, связанную с повышением требований новых властей КНР к технологическому уровню закупаемых в России вооружений. При этом главными конкурентами россиян в КНР в научно-техническом сотрудничестве могут стать США, Германия и Израиль. Наиболее серьезным конкурентом может стать Германия.

Появление западных конкурентов на рынке производства военной промышленности и научно-технического сотрудничества в Китае имеет положительный эффект не только для безопасности КНР, но и для России в плане пересмотра всей нашей военно-технической политики в отношении передачи высокотехнологической продукции Китаю и ряду государств современного мира.

Министр обороны КНР, говоря о перспективах НОАК на пороге XXI в., отмечал, что в эпоху революционных изменений, которые происходят в военной сфере, китайская армия в своем развитии должна опираться на достижения науки и техники, руководствоваться стратегией - "с помощью науки и новейших технологий наращивать мощь Вооруженных Сил".

Начиная с середины 80-х гг. в КНР успешно освоен выпуск около 130 образцов военной техники. По западным оценкам, военные распоряжаются примерно 20 тыс. предприятий.

Следует отметить все более расширяющееся военно-техническое партнерство между КНР и РФ. Российский ОПК уже сегодня активно участвует в программе комплексной модернизации китайских Вооруженных Сил. Кроме того, в России получают образование, проходят переподготовку немало офицеров НОАК.

Военные реформы и модернизация НОАК коснулись качественного состава армии, особенно офицерского состава в плане их омоложения, введения новых воинских званий. Была реформирована система военного образования. Вместо 116 военно-учебных заведений появилось несколько десятков учебных заведений нового типа - Командного института Сухопутных войск, Военно-педагогического института, Военно-экономического института, Военного института международных отношений и т. д. Руководством ВС была поставлена задача - к 2000 г. все офицеры должны иметь высшее образование.

В настоящее время система военной службы сочетает обязательную и добровольную службу, нахождение в народном ополчении и службу в запасе. Срок прохождения обязательной военной службы сокращен во всех видах Вооруженных Сил до двух лет. Упразднена сверхсрочная, длившаяся раньше 8-12 лет, и введена служба по контракту на срок не менее трех лет и до 30 лет.

По данным военного ведомства, после сокращения китайской армии на 1 млн. человек в 1983 г. 120 уволенных воинов стали директорами и управляющими предприятий и фирм. Всего за это время 1,2 млн. бывших сержантов и офицеров трудоустроились на сельских и промышленных предприятиях, минуя огромные очереди желающих получить любую работу.

Особое внимание в условиях сокращения численности личного состава Вооруженных Сил, особенно Сухопутных войск, уделяется организации и проведению боевой подготовки. Выросли интенсивность и масштабы проводимых учений и маневров. Большинство учений проводится, как правило, на востоке страны, особенно в зоне Тайваньского пролива, в целях обеспечения безопасности морских границ Китая и содействия объединения с Тайванем.

В процессе проведения военных реформ по укреплению боеспособности ВС КНР большое значение имеет укрепление воинской дисциплины в армии. Недавно в НОАК был введен новый дисциплинарный устав, призванный повысить уровень армейской дисциплины и служить барьером на пути совершения преступлений военнослужащими. Свод новых нормативов и предписаний подписал председатель Центрального военного совета КНР Цзян Цзэминь.

Одной из важных составляющих программы "модернизации обороны" является задача экономического обеспечения готовности страны, создание и развитие современной базы военного производства, способной удовлетворять потребности страны в оружии и военной технике в мирное и военное время.

Военно-промышленный комплекс КНР насчитывает около 30 тыс. предприятий и 3 млн. человек персонала. Реформы и модернизация ВПК, по мнению китайских политических лидеров, должны идти по двум направлениям: во-первых, создание и совершенствование механизма оборонной промышленности, рыночной экономики; во-вторых, решение узловых технических проблем, тормозящих процесс военной науки и перевооружение армии, разработка высокотехнологичных вооружений с целью покончить с зависимостью от импорта оружия последнего поколения. Пока, по оценке специалистов, Китай достиг значительных успехов в области лазерной техники, в бронетанковой технике, артиллерии.

Рост военных расходов КНР к началу XXI в. даст возможность укрепить военный потенциал страны, обороноспособность, успешно осуществить военные реформы и модернизацию НОАК, Вооруженных Сил в целом.

Несмотря на увеличение бюджета на оборону в 2004 г. на 11,6%, или на 2,6 млрд. долл., военные ассигнования КНР значительно меньше, чем у многих стран мира. Представленный правительством на рассмотрение ВСНП военный бюджет составляет всего 1,7% ВВП страны против среднемировых ассигнований на уровне 3%. Сравнивая китайский бюджет с американским, в Пекине отмечают, что военные расходы США в расчете на душу населения составляют 300 тыс. долл., а в Китае только 10 тыс. долл.

АРМИЯ И ВЛАСТЬ

Осенью 2002 г. китайское руководство приступило к осуществлению передачи власти новому "четвертому" поколению лидеров во главе с Ху Цзиньтао. За более чем полувековую историю существования КНР в стране сменилось лишь три партийно-государственных лидера, отождествляемых с поколениями в руководстве. Первое поколение олицетворяет Мао Цзэдун, второе - Дэн Сяопин, третье - Цзян Цзэминь. Вместе с тем процесс передачи власти от 76-летнего Цзян Цзэминя к 60-летнему Ху Цзиньтао сопровождался внутренними трениями. Разногласия стали возникать как между старыми и новыми политиками, так и между различными группировками внутри нового руководства.

Особенности политической власти КНР хорошо были известны лидерам первого и второго поколения страны - Мао Цзедуну и Дэн Сяопину, которые до конца своей жизни держали "винтовку" в своих руках, являясь председателями Центрального военного совета ЦК КПК - самого могущественного органа в системе государственного управления Китая. По этому пути пошел и политический процесс смены третьего четвертым поколением китайских лидеров - Цзян Цзэминя. Ху Цзиньтао получил руководящие посты в партии и государстве, заняв также пост председателя КНР, что касается Цзян Цзэминя, то за ним сохранилось руководство Центральным военным советом ЦК КПК и Центральным военным советом (ЦВС) КНР, что было утверждено, соответственно, решением депутатов съезда и сессии ВСНП.

Новый этап политического процесса, связанный с новыми успехами развития Китая в экономической сфере, объективно требовал определенных сдвигов и в проведении политических реформ. Известный российский исследователь КНР Л. П. Делюсин отмечал, что отставание политических реформ от экономических привело к тому, что "путь к рынку оказался легче, чем путь к демократии", "не пройдя его, невозможно полностью осуществить программу модернизации".

Эпоха Мао Цзедуна, когда всю политику определяла КПК и воля одного человека, ушла в прошлое, когда под руководством патриарха китайской политики Дэн Сяопина было начато проведение реформ и модернизации в сфере экономики и социальной жизни в китайском обществе. Новая модель квазидемократического государства способствовала не только укреплению экономического могущества государства, но и его Вооруженных Сил.

В политическом механизме Китая все явственнее стала выступать на поверхность прятавшаяся до сих пор среди партийного руководства и генералитета проблема взаимоотношений между партией и армией. Традиционный подход, на который пытался опираться Цзян Цзэминь, - партия должна командовать армией, а армия должна быть верной партией - начинает давать сбои. Это было вызвано тем, что в Китае еще не отработан механизм формирования власти на основе демократического волеизъявления народа; выведение армии из-под контроля КПК и передача ее в "распоряжение" правительства и

ВСНП означали бы немедленное затухание роли партии и самой армии. Нынешнее руководство КНР ни при каких условиях не намерено этого допускать и, очевидно, еще долго будет держать "винтовку" в своих руках, без которой НОАК может стать слабым звеном в политической системе страны. С этой целью армию необходимо превратить из инструмента власти в институт власти государства.

Китай сегодня стоит перед проблемой превращения армии в инструмент государственного механизма. Эта проблема является одним из важнейших направлений политических реформ.

Рассматривая стратегию КНР, необходимо заметить, что она, исходя из идеи и теории китайского руководства, состоит из трех частей:

- стратегия национального развития;

- международная стратегическая ситуация;

- национальные интересы КНР и стратегия национальной безопасности.

Важное место в реализации стратегического курса КНР занимает российско-китайское сотрудничество. После долгих напряженных послевоенных лет они, наконец, стали конструктивными. Регулярные встречи руководителей двух стран - яркое тому подтверждение. Объем товарооборота между Россией и Китаем в 2002 г. составил около 12 млрд. долл. Самым перспективным направлением в товарообороте двух стран является военно-техническое сотрудничество (ВТС). Россия оказывает помощь Китаю в развертывании собственного производства высокотехнологичных систем вооружений и передает китайской стороне лицензии на серийное производство ряда образцов военной техники. На вооружение китайской армии стали поступать радиолокационные станции, противолодочные вертолеты, пехотные огнеметы, самоходные гаубицы, зенитные ракетные комплексы и многое другое.

Все это свидетельствует о том, что в процессе проведения военных реформ и модернизации Китай входит в третье тысячелетие первоклассной военной державой.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации