ОСТРОТА ВОСПРИЯТИЯ ВОЗДУШНОЙ ОБСТАНОВКИ

ВКО №3 (22) 2005

ОСТРОТА ВОСПРИЯТИЯ ВОЗДУШНОЙ ОБСТАНОВКИОСТРОТА ВОСПРИЯТИЯ ВОЗДУШНОЙ ОБСТАНОВКИ

Государственная принадлежность самолета Матиаса Руста определялась недопустимо долго

Этот документ был составлен почти сразу после нарушения государственной границы 28 мая 1987 г. В некоторых деталях он незначительно расходится с материалами, опубликованными выше. Тем не менее, сухие строки краткого донесения могут рассказать иногда больше, чем самый эмоциональный рассказ. Надо заметить, что к расчету КП 14-й д ПВО (г. Таллин) отношение в тексте более, чем суровое.

В 14.29 28.5.87 г. дежурная РЛС П-15 922-й орлр (Локса) 4-й ртбр (Таллин) 14-й д ПВО (Таллин) обнаружила воздушную цель на высоте 600 м в территориальных водах СССР, идущую курсом на береговую черту. Цель следовала по международной трассе в направлении коридора №1, информация о цели была выдана на КП ртб (Тапа), 4-й ртбр и РИЦ 14-й д ПВО. Фактически информация о цели была отображена на экранах АРМ дежурного сокращенного боевого расчета КП 14-й д ПВО с 14.31.

ОСТРОТА ВОСПРИЯТИЯ ВОЗДУШНОЙ ОБСТАНОВКИОперативный дежурный КП ртбр майор Криницкий Я.И. цель нарушителем государственной границы СССР не объявил и продолжал уточнение характеристик и принадлежность вплоть до выхода ее из зон видимости РЛС бригады.

Заместитель ОД КП 14-й д ПВО по РИЦ майор Черных действовал безответственно. Имея реальную обстановку и зная, что цель идет со стороны Финского залива к береговой черте, он определил ее и присвоил ей номер только с 14.37.

Оперативный дежурный КП дивизии подполковник Карпец И.В. не потребовал четких докладов, уточнения типа и характера цели, нарушив тем самым требования о немедленной выдаче цели на оповещение и докладе на вышестоящий КП, и принятии решения на подъем дежурных экипажей для опознавания цели.

На КП 6-й отдельной армии ПВО по его команде цель была выдана только в 14.45, таким образом по вине КП 14-й д ПВО было потеряно 16 минут времени, а главное, исчезла острота восприятия воздушной обстановки КП армии, исходя из того, что цель шла со стороны Финского залива и вошла в границы СССР.

Более того, ОД КП 656-го иап (Тапа) лейтенант Филатов А.В., имея данные о цели с 14.31, в 14.33 привел в готовность №1 дежурные истребители, неоднократно запрашивал разрешение на подъем истребителей, однако подполковник Карпец И.В. подъем их разрешил только в 14.47.

Такие, ничем не объяснимые, кроме как полной безответственностью, граничащей с преступлением, действия оперативного дежурного КП дивизии, привели к тому, что было потеряно время, цель фактически уже проходила зону сплошного дежурного радиолокационного поля на малых высотах и зоны поражения дежурных зрдн.

Прибывшему на КП в 14.53 командиру 14-й дивизии ПВО было доложено, что истребитель был поднят для уточнения типа цели в районе коридора №1 трассы Хельсинки-Москва. О том, что цель была обнаружена над Финским заливом, в вблизи госграницы, 14.29., командиру дивизии доложено не было. ОД КП 6-й ОА ПВО полковник Воронков, получив информацию о цели, в 14.46 привел в готовность №1 дежурные силы 54-го К ПВО и разрешил подъем истребителей 656-го иап в воздух.

В 14.51 на КП 6-й ОА ПВО прибыл командующий армией, который в дальнейшем руководил действиями дежурных сил. Поднятый в воздух дежурный экипаж МиГ-23 (старший лейтенант Пучнин) в 14.51 был выведен в зону, в которой находился до 15.00, т.к. начальник смены РЦ ЕС УВД Ленинградской зоны полковник Тимошин дал разрешение на вход истребителей в зону ответственности ВВС ЛенВО только в 15.00 на высоте 2100 м (разрешение с КП 14-й д ПВО было запрошено в 14.48 и только в 15.23 уже при управлении с ПН 54-го К ПВО (Керстово) летчик был подведен к цели для ее опознавания.

Наведение в район цели осуществлялось первоначально на высоте 2000 м, цель при этом следовала на высоте 600 м. Фактически истребитель шел в условиях 10-балльной облачности (нижняя кромка 500-600 м, верхняя - 2500-2900 м). Не обнаружив цель при первом заходе, при повторном наведении в 15.28 на высоте 600 м летчик визуально ниже себя на 30-50 м обнаружил цель и передал на ПН ее характеристику: "Легкомоторный самолет белого цвета типа Як-12".

Никакой конкретной задачи, кроме опознавания, летчику не давалось, несмотря на наличие по маршруту полета достаточного количества аэродромов, пригодных для посадки истребителя, по остатку топлива он был возвращен на аэродром вылета Тапа.

Дальнейшие действия КП 6-й ОА ПВО и 54-го К ПВО были безграмотными. О типе цели было доложено на КП 6 ОА ПВО, однако никакого решения КП по тому докладу принято не было. Было дано разрешение на увод истребителя от цели, хотя остаток топлива обеспечивал еще один заход для более полного опознавания цели, а, самое главное, определения ее госпринадлежности. Сигнал "Ковер" объявлен не был.

В 15.31 был поднят второй истребитель с аэродрома Тапа. Повторился прежний порядок наведения. Только в 15.40 от центра ЕС УВД было получено разрешение на вход истребителя в зону ответственности ВВС ЛенВО. В 15.58 на высоте 1500 м летчик был выведен в район цели. Бортовой прицел не включался, визуально летчик цель не обнаружил.

Отсутствие четкого взаимодействия с центром ЕС УВД, безграмотные действия КП 6-й ОА ПВО по наведению истребителей, неумение четко и грамотно поставить задачу экипажам, а так же центру ЕС УВД об освобождении воздушного пространства для выполнения боевой задачи истребителями привело к неоправданной потере времени и, в конечном счете, к невыполнению боевой задачи.

Радиотехнические войска армии не выполнили своей задачи по устойчивой проводке цели, хотя сил и средств было достаточно, а возможности их обеспечивали ее проводку.

Дальнейшие подъемы истребителей в 15.54 и 16.25 с аэродрома Лодейное поле были осуществлены по ложной цели - метеообразованиям и были бесполезны, т.к. цель в это время находилась в другом районе.

В 16.30 командующий 6-й ОА ПВО лично информировал ОД КП МО ПВО об обстановке. По этой информации в 16.32 были включены РЛС 2266-го ртб (Старая Русса), переведены в готовность №1 дежурные экипажи на аэродромах Андреаполь и Хотилово.

Подъем двух истребителей МО ПВО к обнаружению цели не привел, так как их вывод осуществлялся в район ложной цели, предположительно, метеообразованиям.

16.16 самолет-нарушитель был обнаружен дежурной РЛС 1074-й орлр (Ямник) 3-й ртбр (Ржев) 2-го К ПВО (Ржев) и данные по нему до 16.47 выдавались автоматизировано на КП ртб.

Непосредственно на КП 2-го К ПВО на аппаратуре "Протон-2" имелись данные проводки самолета-нарушителя с 16.18 до 16.28, однако из-за низкой подготовленности расчетов эта информация не использовалась.

В период с 17.36 до 17.45 находившийся на КП заместитель командующего МО ПВО генерал-лейтенант Бражников Ю.Т. поставил задачу на приведение в готовность №1 дежурных сил ЗРВ 2-го К ПВО и на поиск цели РПЦ ЗРК С-200. Самолет-нарушитель обнаружен не был, так как к этому времени прошел границу ответственности 2-го К ПВО. Задачи 1-й А ПВО ОН не ставились.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации