ОДНОЙ ХРАБРОСТЬЮ ПОБЕДЫ НЕ ДОБЬЕШЬСЯ

ВКО №4 (23) 2005

ОДНОЙ ХРАБРОСТЬЮ ПОБЕДЫ НЕ ДОБЬЕШЬСЯОДНОЙ ХРАБРОСТЬЮ ПОБЕДЫ НЕ ДОБЬЕШЬСЯ

Анатолий СЕРГИЕВСКИЙ

Эту аксиому вновь подтвердили 30 лет назад воздушные схватки над Сирией

"ВКО" уже несколько раз публиковал материалы о боевых действиях в небе над Суэцким каналом (№№3 и 5 за 2004 г., №1 за 2005 г.). На этот раз журнал обращается к событиям, происходившим на другом фронте арабо-израильского вооруженного противостояния - сирийском. Данная статья рассказывает о схватках летчиков ВВС двух фактически воевавших друг с другом государств (несмотря на прекращение огня после шестидневной кампании 1967 г.) в сентябре 1972-го - январе 1973 г.

ОДНОЙ ХРАБРОСТЬЮ ПОБЕДЫ НЕ ДОБЬЕШЬСЯСледует отметить, что израильская авиация наносила удары по Сирии и ранее. Однако интенсивность ее налетов резко возросла в последней трети 1972 г. Официальный Тель-Авив заявил, что это - ответ на участившиеся акции палестинских партизан против еврейского государства. ВВС Израиля, первоначально и в самом деле совершали рейды против баз Палестинского движения сопротивления. Хотя не могли не понимать, что Вооруженные Силы Сирийской Арабской Республики не будут безучастно наблюдать за атаками объектов на своей территории и никак на них не отреагируют. В результате в воздушном пространстве над САР и Израилем вспыхнули ожесточенные бои.

ПОДАВЛЕНИЕ, ДЕМОРАЛИЗАЦИЯ, УНИЧТОЖЕНИЕ

Итак, как уже говорилось выше, израильская авиация вначале занялась палестинскими партизанскими базами, но вскоре ей пришлось сражаться с ПВО и ВВС Сирии. Израильтяне, как правило, направляли на САР от 50 до 150 самолетов, производивших за день в целом до 150-600 вылетов.

В начале января 1973 г. израильские самолеты совершили ряд массированных налетов на позиции сирийских радиотехнических постов и зенитной артиллерии, дабы снизить боевые возможности противовоздушной обороны САР. В отличие от ноября-декабря 1972 г., авиация Израиля действовала с нарастающей интенсивностью, на широком фронте. Объекты ПВО одновременно с разных направлений и высот атаковывали три-четыре группы самолетов по 4-16 машин в каждой. Они осуществляли полет преимущественно на малых высотах под прикрытием горных хребтов, вне видимости сирийских РЛС. Первая группа подавляла огневые средства прикрытия объектов, выпуская с пологого пикирования по позициям ЗА и РЛС буквально тучу неуправляемых ракет. Последующие группы после выхода на цель резко набирали высоту 3-4 тыс. м и одиночно или парами производили бомбометание по отдельным элементам позиций, пикируя под углом 50-60 градусов, с несколькими заходами.

Выше ударных групп (1-2 тыс. м) находились группы прикрытия, образуя эллипс, вытянутый в сторону вероятного появления сирийских истребителей. Кроме того, израильтяне использовали на широком фронте демонстративные и отвлекающие группы.

Отмечались случаи кратковременных (продолжительностью до 2-3 мин) постановок активных помех слабой интенсивности средствам УКВ радиосвязи, РЛС обнаружения и наведения, СНР в период пролетов израильских машин в зонах работы дежурных радаров. Применялись и пассивные помехи: они ставились с территории Израиля за 1-1,5 часа до нанесения ударов, а в районе боевых действий удерживались до 3-х часов. Однако это не оказывало существенного влияния на засечку воздушных целей и управление авиацией.

Израильские самолеты в зону обстрела сирийских ЗРВ не входили и наибольшую активность проявляли в периоды отсутствия в районе боевых действий сирийских истребителей. В ряде случаев пилоты ВВС Израиля производили провокационные полеты над территорией САР, чтобы вынудить сирийских летчиков вступить в бой в невыгодных для них условиях. Причем, как показал опыт, израильские истребители в основном старались проводить воздушные бои по заранее разработанному плану. В случае же его нарушения или неблагоприятной для себя обстановки стремились уклониться от схватки даже в момент завязки боя.

Если он считался весьма вероятным, боевой порядок отправляющихся на задание израильских самолетов был следующим. Впереди следовали демонстративные группы (в каждой по 4-8 машин), а ниже и сзади, вне видимости наземных РЛС САР, - ударные (по 16-20 машин) в плотном или вытянутом в глубину построении. Когда бой начинался, израильтяне быстро усиливали ударные группы истребителей, создавая преимущество (до 5:1) в свою пользу. Обеспечение многократного численного превосходства, помимо прочего, должно было способствовать деморализации сирийских летчиков.

Наиболее характерные тактические приемы, которые применяла израильская авиация в ходе налетов на САР:

а) скрытие состава групп самолетов от обнаружения РЛС ПВО Сирии. С этой целью значительная часть машин выполняла полет на малых высотах в плотных боевых порядках, которые в предвидении воздушного боя быстро размыкались в соответствии с обстановкой;

б) быстрое наращивание сил при завязке воздушного боя за счет ударных групп, выполняющих полет на малой высоте в общем боевом порядке, а также из зон дежурства на малых высотах вне видимости сирийских РЛС (в зоне радиолокационных теней, создаваемых горными хребтами);

в) сосредоточение превосходящих сил истребителей против отдельных элементов общего боевого порядка сирийских самолетов, следующих в район воздушного боя или для нанесения бомбового удара по объектам Израиля;

г) одновременное групповое применение неуправляемых ракет (до 6-20) на встречных курсах. Взрывы НУР близ боевых порядков сирийских самолетов хотя и не наносили им ущерба, однако нередко приводили к расчленению групп на пары и одиночные машины.

ОСЕНЬ 1972 ГОДА

Сирийская авиация в сентябре 1972 г. - январе 1973 г. провела 14 воздушных боев, в которых было сбито 6 самолетов ВВС Израиля (один "Мираж" и пять "Фантомов"). Урон ВВС САР - 20 машин. 13 из них сирийцы потеряли в воздушных схватках (12 МиГ-21 и один Су-7Б), два Су-7Б поразили ракеты класса "земля-воздух". Летчики четырех истребителей МиГ-21 катапультировались вследствие выработки топлива. Еще один пилот МиГ-21 покинул свой самолет после остановки двигателя. Погибли восемь сирийских авиаторов (пятеро летали на МиГ-21 и трое - на Су-7Б).

О характере боев в воздушном пространстве над линией сирийско-израильского противостояния можно получить представление по нижеприведенным описаниям.

9.9.1972 г. В 13.24 дежурными РЛС ПВО Сирии были обнаружены израильские самолеты, следовавшие в направлении Шейх-Мескин для атаки позиций сирийских Сухопутных войск. Ударная группа (шесть "Фантомов") выполняла полет, буквально прижимаясь к земле (в 100-150 м от поверхности). Впереди нее на высоте 3-5 тыс. м летела демонстративная группа (четыре "Миража").

Для отражения налета сирийцы подняли 24 истребителя (16 МиГ-21 и 8 МиГ-17). Одно звено МиГ-21 было наведено на самолеты противника на встречных курсах с превышением 1 тыс. м - на высоте 6 тыс. м.

Командир звена, увидев цель (четыре "Миража"), вместе со своими подчиненными выполнил энергичный разворот влево и вышел в заднюю полусферу группы противника. В этот момент он обнаружил ниже себя справа шесть "Фантомов" (ударная группа) и, прервав атаку на "Миражи", довернул со своим ведомым вправо, чтобы напасть на вторую группу. Однако "Фантомы", не приняв боя и не сбрасывая бомб, ушли в сторону Иордании.

Между тем ведущий второй пары МиГ-21 сблизился с одним из "Миражей", произвел пуск двух ракет Р-ЗС с дистанции в 2,5 км и сбил израильскую машину.

В этот же день две группы сирийских самолетов (по четыре Су-7Б в каждой) в ответ на израильский налет нанесли бомбовые удары по опорным пунктам противника на плато Голан. "Сушки" прикрывали четыре звена МиГ-21, барражировавшие над территорией САР на высоте 2 тыс. м. Сирийские истребители-бомбардировщики несли по четыре ОФАБ-250 и летели парами (расстояние между ними 800-1000 м, диапазон высот 30-100 м).

Удар по целям, расположенным в 4 км от линии прекращения огня, был произведен с пикирования со сбросом бомб с высоты 800 м. Однако затем первая четверка Су-7Б в процессе разворота на свою территорию с набором высоты внезапно подверглась обстрелу ЗУР "Хок", после чего ее атаковало звено "Миражей". В результате три сирийских самолета были сбиты (два - ракетами "Хок", один - "Миражами") и один поврежден. Три летчика погибли.

Вторая группа Су-7Б успешно выполнила задачу и без потерь возвратилась на свой аэродром.

9.11.1972 г. В течение примерно часа (между 16.13 - 17.12) восемь самолетов ВВС Израиля наносили ракетно-бомбовые удары по группировке Сухопутных войск и позициям ЗРВ Сирии, расположенным в непосредственной близости от линии прекращения огня.

В воздух поднялись 60 сирийских истребителей (38 МиГ-21 и 22 МиГ-17). Однако непосредственно на израильские машины было наведено только одно звено МиГ-21, которое летело строем фронта на высоте 4 тыс. м. При подходе к району бомбардировки ведущий второй пары внезапно обнаружил сзади два "Миража", заходившие для атаки, о чем сообщил по радио и выполнил резкий разворот на их отсечение. Но в этот момент его ведомый увидел впереди еще два "Миража" и стал их преследовать, бросив ведущего, но тут был сбит идущей сзади парой "Фантомов".

Командир сирийского звена также совершил разворот и вышел на встречный курс первой паре "Миражей". В процессе сближения на встречных курсах израильские самолеты и МиГ-21 командира звена произвели обоюдный пуск ракет друг по другу, после чего начался бой на виражах.

Командир звена выполнил разворот на 180°, в процессе которого потерял самолеты противника. В этот момент его ведомого сбила еще одна пара оказавшихся сзади "Фантомов".

Таким образом, 9 ноября 1972 г. сирийские ВВС лишились двух МиГ-21 (к счастью, оба летчика благополучно катапультировались). Израильтяне потерь не понесли.

21.11.1972 г. Авиация Израиля в течение дня нанесла семь ударов по объектам САР. В налетах в общей сложности было задействовано до 200 самолетов типа "Фантом", "Мираж" и "Скайхок". Сирийские ВВС совершили 358 самолето-вылетов (180 - МиГ-21, 104 - МиГ-17, 74 - Су-7). При этом произошло два воздушных боя, в которых участвовало 24 сирийских летчика. Израильтяне потеряли два "Фантома", авиация САР - семь МиГ-21, однако только три из них были сбиты противником (четыре машины летчики покинули из-за полной выработки горючего).

В первом бою звено в составе трех МиГ-21 (на четвертом не запустился двигатель) по командам с КП было выведено на высоте 6 тыс. м в район действия израильских самолетов, которые атаковали огневые позиции сирийской артиллерии. Командир звена, обнаружив на встречном курсе на высоте 2-2,5 тыс. м два "Миража", подал команду на выполнение переворота и, выпустив тормоза, совершил его с перегрузкой 5-6. Ведомый повторил этот маневр на форсаже с малой перегрузкой, что привело к значительной потере высоты и отрыву от группы. Летчик был вынужден выйти из боя и вернулся на свой аэродром.

Командир звена и оставшийся пилот после выполнения переворота вышли в заднюю полусферу "Миражам", но в момент прицеливания были сбиты внезапно появившейся парой "Фантомов". Оба летчика благополучно катапультировались.

Второй воздушный бой произошел при следующих обстоятельствах. Шестнадцать МиГ-21 в боевом порядке "колонна звеньев" направлялись для нанесения бомбового удара по израильским объектам на плато Голан. Машины ведущих пар двух первых звеньев несли по две бомбы ОФАБ-250.

К моменту подхода к территории противника дежурные сирийские РЛС выявили две группы израильских самолетов (в каждой - по 8 машин), которые снизу заходили для атаки МиГ-21. Сирийским летчикам была дана команда на сброс бомб и подготовку к воздушному бою. Командир первого звена МиГ-21 обнаружил на встречном курсе два "Миража", которые произвели безрезультатный пуск ракет. Энергичным разворотом в сторону противника командир звена со своим ведомым пытался зайти в заднюю полусферу "Миражей". Последние, однако, тут же разомкнулись, и ведущий сирийской пары продолжал разворот в горизонтальной плоскости, а ведомый - с набором высоты. Пилоты начали преследование. Но на командира звена во время сближения с "его" "Миражом" внезапно напала пара "Фантомов". МиГ-21 был сбит. А ведомый летчик, продолжая погоню за вторым "Миражом" на форсаже, выработал горючее и после остановки двигателя катапультировался.

Вторая сирийская пара в ходе маневра командира звена потеряла его из виду. Она выполнила разворот со снижением и увидела впереди себя два "Фантома". После сближения с ними ведущий с дистанции 200-300 м огнем из пушки сбил один израильский истребитель-бомбардировщик. К сожалению, для возвращения на свой аэродром обоим МиГ-21 не хватило горючего, вследствие чего летчики покинули машины.

Командир второго сирийского звена, обнаружив атакующие его сзади "Фантомы", выполнил резкий разворот вправо, и один из самолетов противника на большой скорости проскочил вперед. Воспользовавшись этим, командирский МиГ-21 зашел в хвост израильской машине и с расстояния 400-600 м сбил ее огнем из пушки, израсходовав весь боекомплект. Остальные экипажи второго звена на развороте потеряли друг друга и в бою не участвовали.

Третье и четвертое звенья также распались на одиночные самолеты, пары в беспорядке ретировались. Причем и здесь один сирийский летчик после остановки двигателя из-за полной выработки горючего катапультировался.

Итак, в данном бою израильтяне сумели быстро нарастить силы, добиться соотношения 2:1 в свою пользу и принудить сирийских авиаторов к оборонительным действиям.

ТРИ ЗИМНИХ БОЯ

30.12.1972 г. В 23.30 дежурные РЛС сирийской ПВО обнаружили три группы самолетов противника. До дюжины израильских машин приближались с разных направлений к объекту на территории САР. Для отражения налета поднялись 12 истребителей МиГ-21. Пять из них были выведены в район, где "работала" неприятельская авиация. Все МиГи после боя вернулись на свои базы, был сбит один "Фантом".

Ниже изложены действия сирийских летчиков в этой схватке.

Старший лейтенант Серафи визуально обнаружил один из самолетов противника, а также до 10-12 факелов светящихся авиабомб. Пуск одной ракеты произвел по факелу САБ.

Старший лейтенант Хабаль с помощью РП-21 засек цель на встречных курсах на дальности порядка 5 км. Сделал попытку произвести пуск ракеты по приближающейся вражеской машине, когда радиолокационный прицел работал в режиме "Обзор". Однако УР осталась на подвеске. В данном случае имели место сразу две ошибки: попытка выпустить ракету на встречном курсе, кратковременное нажатие на боевую кнопку, что привело к сгоранию порохового аккумулятора давления.

Между тем израильский самолет произвел резкий маневр для атаки МиГ-21 в хвост. Штурман наведения предупредил старшего лейтенанта Хабаля о том, что противник сзади на удалении 4 км. Чтобы сорвать эту атаку, сирийский летчик выполнил боевой разворот с большой перегрузкой, заметив при этом две выпущенные по нему ракеты, которые прошли правее и выше. Завершив маневр, Хабаль вышел в заднюю полусферу неприятельской машины и обнаружил ее при помощи радиолокационного прицела на дальности 2 км. Захвата цели не производил. При нажатии на боевую кнопку УР с пилона не сошла, поскольку офицер-авиатор вновь допустил ошибку: не переключил переключатель на другую ракету, что было необходимо сделать, поскольку у первой УР был сожжен ПАД.

Старший лейтенант Тага с помощью РП-21 "увидел" цель на высоте 4,5 тыс. м. Противник был на дальности 5 км и несколько ниже сирийского истребителя. Тага сблизился с вражеской машиной и в режиме обзора произвел пуск одной ракеты, но промахнулся.

При выходе из атаки пилот вдруг заметил, что по его МиГу сзади выпущены четыре УР двумя парными сериями, которые прошли выше и левее. В этот момент штурман наведения сообщил старшему лейтенанту о том, что противник находится сзади. Тага совершил резкий разворот влево с выходом в заднюю полусферу вражеской машины, которую обнаружил на дальности 2,5 км, и одной ракетой, пущенной в режиме обзора, сбил "Фантом". Падение горящего самолета сирийский летчик сопровождал до высоты 200 м, а затем благополучно вернулся на свой аэродром.

Старшие лейтенанты Ляхам и Хамиди вышли в район действия израильской авиации на высоте 4 тыс. м в боевом порядке "радиолокационная цепочка". Ведущий сумел заметить пуск по нему до шести ракет с летевших навстречу самолетов противника. Энергичными отворотами на 40-60° сирийские пилоты избежали поражения УР. В свою ОДНОЙ ХРАБРОСТЬЮ ПОБЕДЫ НЕ ДОБЬЕШЬСЯочередь старший лейтенант Ляхам на встречных курсах выпустил две ракеты по вражеской машине, обнаруженной при помощи радиолокационного прицела на дальности 5 км. Р-ЗС прошли мимо цели, которая была потеряна после выполнения двух виражей. Ляхам и Хамиди благополучно возвратились на базу.

2.01.1973 г. В 10.36 расчеты дежурных РЛС сирийской ПВО сообщили, что приближается группа самолетов противника. В 10.45 она нарушила воздушное пространство САР и в дальнейшем выполняла полет на высоте 14 тыс. м в северном направлении над территорией Сирии вдоль границы с Ливаном. На перехват израильских машин поднялись 20 МиГ-21 и 8 МиГ-17. В бой с врагом вступили два звена "двадцать первых".

Первое было выведено в район целей по командам с КП на высоте 11 тыс. м. Командир звена визуально на дальности 10-12 км обнаружил до 8-10 самолетов противника, летевших на встречных курсах (Н=12-13 тыс. м). В процессе сближения от каждой неприятельской четверки отделилось по паре "Фантомов". Выполнив переворот, они ушли вниз (это заметил командир звена). Одновременно от наземных сирийских РЛС поступила срочная информация о подходе еще 16 самолетов противника. Эта группа на большой скорости шла в направлении звена МиГ-21 на меньшей по сравнению с ними высоте.

По команде штурмана наведения звено МиГ-21 выполнило резкий разворот влево со снижением. В процессе этого маневра ведущий второй сирийской пары обнаружил сзади на дальности 3-4 км два "Фантома", подал команду на стремительный уход влево и вместе с ведомым осуществил этот так называемый "брэк" с выходом на высоту 5 тыс. м при скорости, соответствующей 1,4 М.

Между тем командир звена вышел из боя и со своим ведомым вернулся на базу. Там он позже доложил, что не услышал команды ведущего своей второй пары. Последний же в процессе разворота на 180° сначала увидел на встречных курсах четыре "Фантома", которые прошли с набором высоты, а затем еще два "Призрака", направляющихся в его сторону.

МиГ-21 также устремились на самолеты противника по крутой восходящей спирали с углом набора 50-60° и креном до 60°. Сирийской паре удалось зайти в хвост израильским машинам. Летящие со скоростью 320-340 км/ч и выпущенными закрылками МиГи очутились на расстоянии 300-400 м от "Фантомов". Ведомый "Призрак" переворотом ушел вниз, а по его ведущему открыл огонь из пушки старший летчик сирийской пары.

"Фантом" полупереворотом в сторону МиГ-21 выполнил пикирование с углом до 80°, увеличил скорость, после чего резко перешел в набор высоты. Сирийцы, повторяя его маневр, продолжали преследование. При переходе в набор высоты ведомый летчик МиГ-21 выпустил одну Р-ЗС, но цель не поразил (предположительная причина промаха - пуск ракеты с недопустимой перегрузкой). Зато ведущий сирийской пары с дистанции порядка 300 м сбил "Фантом" огнем из пушки, израсходовав весь боекомплект. Однако в этот момент у МиГа остановился двигатель. После одной неудачной попытки запуска летчик на малой высоте благополучно катапультировался. Beдомый произвел посадку на своем аэродроме. Нельзя не отметить, что в процессе этого боя израильские летчики открытым текстом просили об оказании помощи.

Второе звено сирийских самолетов по командам с КП было выведено в район воздушной цели над территорией Ливана на высоте 7 тыс. м. Командир этой четверки МиГов обнаружил ниже себя на 2000 м следовавшую на встречных курсах пару "Фантомов". Он со своим напарником выполнил полупереворот на форсаже с выходом на высоту 2500 м при скорости 1700 км/ч (начальная скорость 1300 км/ч) и: потерял цель. Выйдя из боя, "двадцать первые" вернулись на свой аэродром.

Ведомая пара тоже выполнила полупереворот, но с опозданием и меньшим углом наклона траектории. В конце маневра сирийские летчики увидели два "Фантома". Но при довороте на цель ведомый потерял ведущего и отправился "домой". Старший же летчик довернул на цель и начал сближаться с ней, но тут был внезапно сбит идущей сзади парой "Призраков".

8.01.1973 г. С 9.00 до 17.00 израильская авиация, действовавшая эшелонированно группами по 4-16 машин и на широком фронте, наносила бомбовые и ракетно-бомбовые удары по сирийским Сухопутным войскам и радиолокационным постам. На территорию САР в течение дня было совершено в общей сложности до 600 самолето-вылетов. Наибольшая интенсивность отмечалась перед наступлением темноты, между 16.25 и 17.00, когда ВВС Израиля произвели до 150 самолето-вылетов.

Для отражения налетов и действий по объектам противника в течение дня поднималось до 400 сирийских самолетов всех типов. На перехват воздушных целей были направлены три звена МиГ-21.

Первое вылетело с аэродрома Сигаль и следовало строем фронта на высоте 5 тыс. м. Но едва командир четверки с помощью РП обнаружил неприятеля на дальности 7-10 км, последовало указание от штурмана наведения КП: "Командиру звена парой преследовать впереди идущую цель, второй паре выполнить левый разворот и атаковать цель, находящуюся сзади звена".

В ходе разворота ведомый второй пары визуально обнаружил два звена "Фантомов", заходившие для атаки сирийских самолетов (одно - снизу справа, второе - слева снизу). Летчик крикнул: "Брэк!", и звено начало энергичный разворот. В процессе выполнения этого маневра (двух виражей) противник был потерян. Командир звена открытым текстом дал команду о возвращении на аэродром. После этого связь с четверкой МиГ-21 прервалась. Все машины были сбиты.

Второе звено вылетело с аэродрома Дмейр. Полет выполнялся на высоте 5 тыс. м в боевом порядке "колонна пар" (дистанция между парами 5-6 км).

Командир звена обнаружил при помощи РП два "Фантома" на расстоянии 8-9 км, а затем визуально - в 6-7 км и выпустил одну Р-ЗС, но она прошла ниже цели (причина промаха - пуск ракеты произведен с большой дальности). Затем сирийский пилот со снижением увеличил скорость до 1200-1300 км/ч и, переведя свой самолет в набор высоты, сблизился с противником. С дистанции 3,5-4 км была запущена вторая ракета, поразившая израильскую машину (на пленке ПАУ-473 цель на нулевом азимуте с меткой "верх низ" дальность 3,5-4 км, скорость сближения 300-350 км/ч).

Вслед за этим ведомый командира звена увидел слева и справа по одному "Миражу", которые заходили для атаки МиГа ведущего. Но во время разворота вправо летчик потерял из виду командирскую машину, вышел из боя и совершил посадку на аэродром Даули. Ведущий второй пары также заметил справа от себя на дистанции 100-150 м "Мираж", который шел с отставанием. Но после разворота в сторону израильского самолета с набором высоты этот сирийский пилот уже не обнаружил противника и, долетев до аэродрома Блей, там приземлился.

Ведомый второй пары после резкого разворота ведущего потерял его и был подбит при неизвестных обстоятельствах. МиГ-21 упал близ аэродрома Блей, летчик погиб. Кроме того, сбили и отставшего от группы ведомого командира третьего звена.

Продолжение следует.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации