НОВОЕ-СТАРОЕ СРЕДСТВО ПВО

ВКО №2 (21) 2005

НОВОЕ-СТАРОЕ СРЕДСТВО ПВОНОВОЕ-СТАРОЕ СРЕДСТВО ПВО

Константин ШИПАЧЕВ,

старший преподаватель кафедры оперативного искусства ВВС ВА ГШ,

полковник

Виктор ТКАЧЕВ

старший преподаватель кафедры оперативного искусства ВВС ВА ГШ,

полковник

Необходимо расширить круг боевых задач ударных вертолетов

В последнее время проблемы воздушно-космической обороны постоянно находятся в центре внимания НОВОЕ-СТАРОЕ СРЕДСТВО ПВОруководителей Российского государства и его Вооруженных Сил. И это вполне понятно: опыт военных кампаний в Югославии, Афганистане, Ираке наглядно свидетельствует о почти решающем влиянии на ход и исход вооруженной борьбы средств как воздушного нападения, так и защиты от их ударов.

ОДНАКО что чаще всего рассматривается (например, на страницах журнала "ВКО"), когда речь заходит о первых? Конечно же, самолеты стратегической и тактической авиации, различные образцы ракетного вооружения. A о вторых? Разумеется - зенитные ракетные комплексы (системы), находящиеся на вооружении частей, соединений и объединений СВ и ВВС, истребители-перехватчики. Реже - ПЗРК и ЗАК. Между тем в ходе и широкомасштабной войны, и локального конфликта поистине страшным воздушным противником, действующим на предельно малых высотах, способен оказаться в первую очередь ударный вертолет типа "Апач-Лонгбоу". Значит, отнюдь не праздным будет вопрос: что мы можем ему противопоставить?

СВОЕВРЕМЕННОЕ ОБНАРУЖЕНИЕ И ТОЧНОЕ ЦЕЛЕУКАЗАНИЕ

Вот от чего зависит в большей степени эффективность борьбы с вертолетами огневой поддержки.

Разведка должна своевременно засечь винтокрылые машины противника - и при взлете с посадочных площадок или площадок засад, и в воздухе - на значительном расстоянии. Это даст возможность поставить задачи зенитным средствам и открыть огонь на предельных дальностях.

Однако будут ли здесь надежными помощниками РЛС? К сожалению, далеко не всегда, а потому появление боевых вертолетов противника над полем боя может оказаться крайне неприятной неожиданностью. Дело в том, что их обнаружение радарами затруднено. Причины? Предельно малые высоты полета, трудность выделения на экранах РЛС отметки на фоне отражений от местных предметов (ведь вертолет может находиться в воздухе и в неподвижном состоянии, на висении), сравнительно небольшая эффективная отражающая поверхность, малое время нахождения в зоне видимости средств радиолокационной разведки (см. таблицу 1).

НОВОЕ-СТАРОЕ СРЕДСТВО ПВО

Вдобавок дальности, указанные в таблице, уменьшатся пропорционально интенсивности радиоэлектронных помех, которые противник применит почти наверняка. Более того, постоянная работа радаров на излучение маловероятна из-за опасности их поражения противорадиолокационными ракетами.

Естественно, нельзя забывать о том, что во всех общевойсковых подразделениях и подразделениях ПВО назначаются посты воздушного наблюдения, оснащенные различными оптическими приборами, а также об оптических и телевизионно-оптических (ТОВ) средствах обнаружения, входящих в состав зенитных комплексов. Однако возможности визуальной разведки находятся в прямой зависимости от степени прозрачности атмосферы и определяются метеорологическими условиями, временем года и суток, задымлением и запылением воздуха над полем боя, фоновыми и другими условиями (см. таблицу 2). Сегодня с проблемой обнаружения вертолетов, действующих на высотах до 50 м, особенно в условиях интенсивного применения радиоэлектронных помех и ПРР, позволят справиться (правда, частично) такие существующие и перспективные средства разведки, как АК РЛДН A-50 с РЛК "Шмель", Ан-71 "Квант" с РЛК "Скорпион", вертолеты РЛД Ка-27 "Око-2", воздушные аэростатические многофункциональные платформы, аэростаты и дирижабли, на которых установлены различные типы РЛС.

НОВОЕ-СТАРОЕ СРЕДСТВО ПВО

Однако обнаружить вертолеты недостаточно - их еще надо уничтожить. Выполнение этой задачи возлагается, в первую очередь, на средства ПВО полкового и дивизионного комплектов (см. таблицу 3).

НОВОЕ-СТАРОЕ СРЕДСТВО ПВО

Сравнивая максимальную дальность полета ПТУР "Хеллфайр" (это основное вооружение ударных вертолетов) - 8 км - с наибольшими дистанциями поражения зенитных средств, с учетом их удаления от переднего края, мы придем к крайне тревожному выводу: вертолеты огневой поддержки могут наносить эффективные удары, не входя в зоны огня ПВО полкового звена.

Вместе с тем отметим следующее: так называемое "работное время" (включает в себя время на набор высоты 30-50 м, поиск и обнаружение цели, прицеливание и пуск ПТУР, наведение ПТУР, снижение) для ударных вертолетов типа АН-64А составляет 44-58 с, а для AH-64D - всего 10-15 с. Ведь последние "Апачи" вооружены ПТУР "Хеллфайр" третьего поколения с активной радиолокационной ГСН (применяются по принципу "выстрелил-забыл"), а наличие в составе бортового оборудования машин РЛС "Лонгбоу" позволяет осуществлять классификацию обнаруженных целей, выделять 16 наиболее опасных и осуществлять пуск ракет (см. таблицу 4).

НОВОЕ-СТАРОЕ СРЕДСТВО ПВО

Данные таблицы 4 свидетельствуют: вертолеты типа "Апач-НОВОЕ-СТАРОЕ СРЕДСТВО ПВОЛонгбоу" можно успеть обстрелять комплексами "Тор-М1", "Тунгуска", "Стрела-10", "Игла". Но анализ цифр из таблиц 3 и 4 говорит о том, что размеры зоны поражения и время реакции позволяют бороться с АН-64D только ЗРС "Тор-М1" при условии нахождения стартовой позиции БМ на удалении до 4 км от переднего края. Причем "Апач-Лонгбоу" оснащен радиочастотным интерферометром, который фиксирует излучающие объекты (РЛС системы ПВО) и автоматически выбирает наиболее опасные цели, которые выводятся на дисплей системы управления огнем. Наличие же в боекомплекте каждого такого вертолета, кроме 16 ПТУР "Хеллфайр", двух противорадиолокационных ракет "Сайдарм" с дальностью стрельбы до 10 км резко снижает живучесть БМ "Тор-М1" при работе РЛС системы на излучение, значительно уменьшает возможности ЗРК по борьбе с самыми современными винтокрылыми машинами.

А что истребительная авиация? Из положения дежурства на аэродроме она не в состоянии своевременно отразить удар боевых вертолетов, а ее применение из положения дежурства в воздухе по винтокрылым машинам, действующим на предельно малых высотах из положения висения, малоэффективно.

Расчеты, проведенные американскими специалистами, показывают, что живучесть "Апачей-Лонгбоу" в четыре раза выше, чем у "Апачей" более ранних модификаций. И все же средство против АН-64D есть. Это - наши боевые вертолеты.

ВИНТОКРЫЛЫЕ ИСТРЕБИТЕЛИ

В свое время, после посадки Руста вблизи Красной площади, одному из авторов этой статьи довелось неоднократно нести дежурство на боевом вертолете в общей системе ПВО страны по перехвату целей на предельно малых высотах.

На воздушные объекты винтокрылые машины направлялись пунктами наведения истребительной авиации. Правда, в основном приходилось заниматься нашими летательными аппаратами, нарушившими правила полетов, - Ми-2, Ан-2, Л-410 (они незамедлительно принуждались к посадке на аэродроме). Хотя в приграничных районах не раз вертолеты выводились на шары-разведчики, на других нарушителей воздушного пространства CCCР, летевших у самой земли. К сожалению, тогда мы не могли уничтожать цели ночью из-за отсутствия в ту пору на Ми-24 РЛС и ИК ПНО.

В настоящее время появились новые возможности для организации ПВО с помощью боевых вертолетов и в мирное, и в военное время.

В боевые полки поступает модернизированный МИ-24ПН. Это - вертолет Ми-24П, на котором установлены комплекс бортового радиоэлектронного оборудования БРЭО-24 и тепловизионная обзорно-прицельная система "Зарево". Дооснащение дневной обзорно-прицельной системы "Радуга-Ш" тепловизионной прицельной системой для круглосуточного применения позволяет теперь экипажу винтокрылой машины использовать штатные управляемые и неуправляемые средства поражения ночью, повышает их боевую эффективность, а также безопасность выполнения ночных полетов на предельно малых высотах. Еще более укрепится противовоздушная оборона на тех же высотах после поступления в войска вертолетов Ми-28Н, решение о производстве которых недавно принято.

Ми-28Н имеет встроенный комплект БРЭО-28Н с системой управления оружием, расположенной в середине локатора "Кинжал-В" миллиметрового диапазона. В качестве варианта БРЭО может применяться БРЛС "Арбалет". Кроме этого, на машине установлена оптико-электронная система ГОЭС-321 для ночной навигации и целеуказания. Оба летчика экипируются нашлемной ночной системой визирования, их кабины оборудованы цветными ЖК-дисплеями. Ми-28Н оснащен приемником системы оповещения о радиолокационном облучении "Пастель", инфракрасным приемником системы оповещения "Мак", лазерным приемником системы оповещения "Отклик", ИК станцией активного подавления ГСН УР и автоматом сбрасывания ИК-ловушек.

Основным оружием Ми-28Н является пушка калибра 30 мм, ПТУР "Атака" (до 16 ракет), УР воздух-воздух "Игла" или "Р-73". Располагая таким арсеналом, машина способна сбивать на предельно малых и малых высотах и вертолеты, и БПЛА, и самолеты. Причем в дуэльной ситуации вертолет-самолет, при равных условиях ввода в бой, первый имеет преимущество в применении ракет с ИК ГСН, так как инфракрасная заметность излучения двигателей самолета в 3-5 раз выше.

Таким образом, на основании всего изложенного выше мы предлагаем в мирное время восстановить дежурство боевых вертолетов по противовоздушной обороне, поставив перед ними задачу ведения борьбы с низколетящими малоскоростными целями (в первую очередь - с авиационными террористами).

В военное время считаем целесообразным включить боевые вертолеты в систему истребительного авиационного прикрытия общевойскового оперативно-стратегического объединения в операциях и назвать ее системой авиационного прикрытия (по аналогии с авиационной поддержкой).

Следовательно, теперь под системой авиационного (истребительного авиационного) прикрытия придется понимать совокупность группировки истребительной авиации и группировки боевых вертолетов и полосы (районы) боевых действий истребительных авиационных полков и отдельных вертолетных полков (обвп, овп БУ) для выполнения задач по прикрытию группировок войск и объектов от ударов воздушного противника.

Под группировкой боевых вертолетов следует понимать сведенные в систему и развернутые на местности на основных и запасных аэродромах (посадочных площадках) в полосе ответственности оперативно-стратегического объединения отдельные вертолетные полки (обвп, овп ВУ).

Под полосой (районом) боевых действий отдельных вертолетных полков (обвп, овп БУ) понимается территория и воздушное пространство, в пределах которых (обвп, овп БУ) выполняют боевую задачу по прикрытию войск. Она назначается с целью более четкой организации взаимодействия с частями истребительной авиации, войсками противовоздушной НОВОЕ-СТАРОЕ СРЕДСТВО ПВОобороны, частями (подразделениями) РЭБ для рационального размещения средств разведки и управления, а также разграничения ответственности за выполнение задачи прикрытия войск.

Полосы (районы) боевых действий отдельных вертолетных полков (обвп, овп БУ), в зависимости от их количества в составе объединенной группировки авиации и войск (сил) ПВО, могут назначаться заместителем командующего войсками оперативно-стратегического объединения по авиации и ПВО в разграничительных линиях общевойсковых объединений. При выделении в оперативное подчинение общевойскового объединения нескольких отдельных вертолетных полков (обвп, овп БУ) полосы (районы) боевых действий им могут назначаться командующим общевойсковым объединением в разграничительных линиях полос общевойсковых соединений первого эшелона.

В полосах (районах) боевых действий вертолетных полков (обвп, овп БУ) должны определяться зона (зоны) дежурства боевых вертолетов в воздухе, район (районы) самостоятельного поиска (свободной охоты), площадка (площадки) дежурства на земле, а также организовываться засада (засады) на земле и в воздухе.

Ввод в бой вертолетов-истребителей, исходя из малого работного времени их самых опасных противников типа "Апач-Лонгбоу" (10-15 с), должен осуществляться из положения дежурства в воздухе. Вывод вертолетов в зоны дежурства в воздухе в ходе операции понадобится при наличии у противника ударных вертолетов и угрозе их применения. Количество зон дежурства вертолетов в воздухе будет определяться оперативной обстановкой и размерами зон поражения бортового оружия при стрельбе по воздушным целям. Исходя из этого и ширины полос обороны и наступления общевойсковых соединений, необходимо иметь зоны дежурства вертолетов в воздухе в полосе дивизий (бригад) первого эшелона. Это позволит ставить задачи вертолетам на прикрытие от ударов с воздуха конкретных объектов (мсд, тд, мсбр).

Управление вертолетами в воздухе в данном случае наиболее целесообразно осуществлять с пункта наведения и целеуказания, расположенного на КП зрп прикрываемого общевойскового соединения.

Безопасность полетов вертолетов в зоне поражения средств ПВО прикрываемых соединений и взаимодействие с ними будут осуществляться через пункт управления противовоздушной обороны общевойскового соединения. Взаимодействие со средствами ПВО общевойскового объединения и безопасность полетов в их зонах поражения будут осуществляться через совмещенный командный пункт противовоздушной обороны и авиации общевойскового объединения.

Количество вертолетов в зонах дежурства в воздухе должно зависеть от складывающейся обстановки, наличия боевых вертолетов у противника и своих войск и может составить пара-звено.

Время нахождения вертолетов в зонах дежурства в воздухе необходимо определять, исходя из условий обстановки и наличия топлива на борту (в среднем до полутора часов).

Удаление зон дежурства в воздухе от переднего края будет зависеть от максимальной дальности поражения ПТУР вертолетов противника, дальности поражения УР "воздух-воздух" своих вертолетов, удаления от переднего края и дальности поражения средств ПВО противника. Расчеты показывают, что при применении противником УР "Хеллфайр" (дальность стрельбы, напомним еще раз, до 8 км) и наличии в боекомплекте наших машин УР "воздух-воздух" типа "Игла" (дальность - до 5 км) зоны дежурства вертолетов в воздухе должны находиться над территорией противника. Это, однако, приведет к их быстрому уничтожению средствами неприятельской ПВО. Но после оснащения наших вертолетов УР "воздух-воздух" Р-73 с дальностью поражения до 15 км удаление зон дежурства в воздухе от переднего края может составлять до 7 км, что позволяет на предельно малых высотах находиться вне зон поражения средств ПВО противника. В любом случае для повышения живучести вертолетов на поле боя их необходимо вооружать не менее чем двумя противорадиолокационными ракетами для борьбы с вражеской противовоздушной обороной.

Наличие в боекомплекте вертолетов УР "воздух-воздух" с дальностью пуска до 15 км позволяет поражать винтокрылые машины противника из зон дежурства в воздухе, барражируя на предельно малых высотах, находясь при этом за пределами досягаемости средств ПВО противника. Однако "Апач-Лонгбоу" несет УР "воздух-воздух" "Сайдвиндер" AIМ-9L, М с дальностью пуска до 20 км, что дает ему абсолютное преимущество в воздушном бою на дистанциях 15-20 км. Отсюда совершенно очевидна необходимость оснащения наших боевых вертолетов УР " воздух-воздух" с дальностью пуска более 20 км.

Благодаря тому, что в боекомплекте вертолетов, кроме УР "воздух-воздух", есть УР "воздух-земля", имеется возможность нанесения ударов из зон дежурства в воздухе и по вновь разведанным наземным целям в реальном масштабе времени.

Планирование применения вертолетов в системе авиационного (истребительного авиационного) прикрытия должно осуществляться объединенным командованием авиации и войск ПВО общевойскового оперативно-стратегического объединения и отражаться в плане боевого применения авиации и войск (сил) ПВО в операции. Кроме того, вопросы применения вертолетов в системе авиационного (истребительного авиационного) прикрытия надо отражать в плане боевого применения авиации, планах противовоздушной обороны общевойскового оперативно-стратегического объединения, оперативных объединений первого эшелона, общевойсковых соединений первого эшелона.

Применение вертолетов в системе авиационного прикрытия (истребительного авиационного прикрытия) войск позволит компенсировать недостатки систем зенитного ракетно-артиллерийского, истребительного авиационного прикрытия в борьбе, в первую очередь, со специализированными ударными вертолетами типа "Апач-Лонгбоу" и другими низколетящими воздушными целями.

Расчеты, проведенные с использованием различных методик, показывают, что применение боевых вертолетов в системе авиационного (истребительного авиационного) прикрытия войск из положения дежурства в воздухе позволяют повысить эффективность ПВО, существенно снизить потери наших частей и соединений на поле боя и тем самым повысить устойчивость обороны или темпы наступления.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации