НА ЧТО СПОСОБНА АВИАЦИЯ

ВКО №1 (20) 2005

НА ЧТО СПОСОБНА АВИАЦИЯНА ЧТО СПОСОБНА АВИАЦИЯ

Александр ВОЛКОВ

заместитель начальника кафедры оперативного искусства ВВС Военной академии Генерального штаба ВС РФ,

кандидат военных наук, доцент, генерал-майор.

Ее роль в обеспечении ВКО сегодня и завтра - решающая

Напряженная борьба за завоевание и удержание господства в воздухе и НА ЧТО СПОСОБНА АВИАЦИЯвоздушно-космическом пространстве - вот отличительная черта современных войн и вооруженных конфликтов, когда сражаются между собой государства, имеющие хорошо оснащенные технически и многочисленные армии, флоты, ВВС. Это убедительно подтверждается опытом боевых действий в Ираке, Югославии и Афганистане.

ПОМИМО переноса центра тяжести вооруженного противоборства в воздушно-космическую сферу, наиболее характерной тенденцией военных кампаний последнего десятилетия становится непрерывное возрастание доли высокоточного оружия (ВТО) в общем объеме применяемых авиационных средств поражения. Так, при проведении операции "Буря в пустыне" в 1991 г. было использовано около 300 ед. ВТО, за четверо суток операции "Лиса в пустыне" (1998 г.) - 425, а в операции "Шок и трепет" (2003 г.) - много более 1000.

Речь идет о крылатых ракетах воздушного базирования большой дальности (пуски производили самолеты стратегической авиации) и управляемых авиабомбах (их несли машины и стратегической, и тактической авиации), крылатых ракетах морского базирования (ими вооружены и надводные корабли, и подводные лодки). Предположительно, в первой операции военного конфликта обозримого будущего противник, располагающий высокоточным оружием, может применить до 20% своих средств ВТО.

Необходимо учитывать также, что ныне действия пилотируемой авиации, удары высокоточным оружием обеспечивают космические системы связи и навигации, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Следовательно, без их уничтожения или нейтрализации невозможно отразить воздушно-космическое наступление как стратегического, так и оперативного масштаба. Нельзя не принимать во внимание и тот факт, что сегодня осуществляются программы создания новых средств воздушно-космического нападения (СВКН), которые способны наносить удары с воздуха, из космоса и через космос. Усиленно разрабатываются воздушно-космические самолеты (ВКС), пилотируемые и беспилотные гиперзвуковые самолеты и крылатые ракеты, способные лететь со скоростями М=6-14 на высотах 30-120 км.

В войнах против России, возможность развязывания которых, к сожалению, полностью отрицать нельзя, осуществляя стратегическое воздушно-космическое наступление, противник будет проводить воздушные кампании и операции с целью ослабления военно-экономического потенциала нашей страны, дезорганизации ее государственного и военного управления, захвата стратегической инициативы, разгрома Вооруженных Сил РФ и подавления морально-психологического состояния населения. Для срыва этих замыслов нужна не только надежная ВКО, но и тщательно отработанные формы и способы применения войск и сил в воздушно-космическом пространстве.

Предназначение, структура и состав системы ВКО достаточно детально рассмотрены политическим и военным руководством России и широко обсуждаются в печати. Учитывая современное состояние экономики страны, ее армии и флота, задача отражения ударов СВКН и их поражения будет решаться путем комплексного применения сил и средств всех видов и родов ВС в форме стратегической воздушно-космической операции при решающей роли Военно-воздушных сил.

И ОБОРОНА, И НАСТУПЛЕНИЕ

Количественно-качественное соотношение сил и средств борьбы в воздушно-космической сфере России и самых передовых в военно-экономическом отношении государств сейчас примерно 1:3. Вот почему для достижения паритета в этой области необходимо осуществить оперативное развертывание и усиление авиационных группировок (особенно ударной авиацией) примерно в два раза за счет маневра и перебазирования соединений и частей ФА и ДА с других направлений. Вообще же при решении задач ВКО необходимы четкое планирование действий всех сил и средств, привлекаемых к операции, путем согласования и координации их действий, сосредоточение усилий на главных направлениях (объектах) и жесткое управление.

В зависимости от уровня военных действий (оперативно-стратегических, оперативных, оперативно-тактических, тактических) могут проводиться воздушные операции (боевые действия) на стратегическом направлении, операции (боевые действия) объединений (армии ВВС и ПВО), воздушные сражения и бои, авиационные удары. ВВС призваны решать одновременно наступательные и оборонительные задачи во всех трех сферах воздушно-космического пространства. Они должны обеспечить защиту административных и экономических центров страны, группировок войск и важных объектов от ударов противника с воздуха и из космоса. В составе ВВС имеются силы и средства, которые способны совместно с другими силами и средствами разведки вскрыть начало воздушно-космического нападения противника, прикрыть войска и объекты тыла от воздушной разведки и ударов из воздушно-космического пространства, ослабить массированные авиационно-ракетные удары противника и в дальнейшем завоевать господство в воздухе и удерживать его, а в перспективе - и в воздушно-космическом пространстве.

НА ЧТО СПОСОБНА АВИАЦИЯК основным наступательным (ударным) задачам ВВС следует отнести уничтожение (разрушение): подводных лодок и кораблей-носителей КРМБ; аэродромов стратегической, тактической авиации и самолетов на них; авианосцев, систем (комплексов) управления СА и ТА, корабельных соединений-носителей КРМБ; стартовых позиций ОТР и их пунктов управления; ударного эшелона крылатых ракет (КРВБ и КРМБ) в полете; самолетов ДРЛОУ и РУК.

Опыт последних военных кампаний и логика противоборства показывают, что для достижения наибольшей эффективности боевых действий требуются активные средства вооруженной борьбы, обеспечивающие упреждение противника. Такие средства есть в составе дальней и фронтовой авиации.

С началом воздушных операций противника основные усилия ВВС будут сосредоточены на отражении его массированных ракетно-авиационных ударов. В этом примет участие истребительная авиация, оснащенная самолетами МиГ-31, МиГ-29, Су-27, которые способны перехватывать сверхзвуковые воздушные цели до высот 20 км. В основном они будут действовать из зон дежурства в воздухе и заслонов, создаваемых на прогнозируемых направлениях их полета.

Дальняя авиация, имея на вооружении многорежимные стратегические ракетоносцы (Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3), является важным средством ВГК и основной ударной силой ВВС, обладает дальнобойностью, универсальностью и решает большой круг стратегических, оперативных и оперативно-тактических задач с применением ВТО и КРВБ средней и большой дальности. Высокая маневренность позволяет ей наносить удары по стационарным и подвижным объектам и переносить свои усилия по фронту на 1-2 тыс. км и в глубину до 10 тыс. км от мест своего базирования. Ряд задач ДА будет выполнять совместно с морской ракетоносной и противолодочной авиацией ВМФ.

Кроме этого, в интересах ВКО дальняя авиация способна поражать и выводить из строя такие важные объекты инфраструктуры противника, как энергетические центры, военно-промышленные комплексы по производству СВКН, базы их хранения, учебные центры по подготовке летного состава и специалистов для системы ВКН.

В ближайшей перспективе с учетом развития систем и средств воздушно-космического нападения необходимо для их уничтожения и нейтрализации вооружить дальнюю авиацию КРВБ большой дальности (5 тыс. км и более) с обычной боевой частью, а истребительную - самолетами пятого поколения и ракетами, которые смогут перехватывать гиперзвуковые летательные аппараты. Причем самолеты должны обладать предельно малой эффективной отражающей поверхностью в радиолокационном диапазоне волн. Все это позволит гарантированно отражать удары СВКН противника в ходе войны с применением обычного оружия, а также обеспечит авиационной группировке мирного времени возможность решения задач по локализации вооруженных конфликтов.

Следовательно, надо предпринять следующие первоочередные меры: финансировать производство и обеспечить оснащение ВВС новейшими авиационными истребительными комплексами и комплексами для ДА (в том числе малозаметных с КРВБ большой дальности с ОБЧ); восстановить уровень боевой подготовки летного состава объединений ВВС.

ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПРО

В связи с распространением ракетных технологий по миру все более вероятной становится ракетная атака важнейших административно-политических и военных объектов России. В связи с этим встает вопрос: какую роль в организации ПРО важнейших объектов страны может сыграть авиация.

Полагаю, следует напомнить вкратце особенности полета баллистических ракет наземного (морского) базирования, с которыми и призвана бороться будущая ПРО. Условно траекторию полета БР можно разбить на несколько этапов. Первый - активный участок или фаза разгона. Второй - свободный полет ракеты (боевой части) по баллистической траектории к объекту удара. Третий - наведение боеголовки (боевой части) на объект удара. Соотношение временных фрагментов по этапам полета БР оценивается примерно как 4:2:0,2.

При проведении исследований по перехвату ракет вероятного противника была подтверждена решающая роль первого эшелона ПРО в успешности функционирования системы противоракетной обороны в целом. Этот эшелон предназначен для уничтожения БР на активном участке траектории. Главный вывод научно-исследовательских работ и испытаний заключается в том, что ни одна система ПРО не будет эффективна без успешного перехвата ракет именно на первом этапе полета.

При старте БР образуется довольно значительный высокотемпературный факел, который достаточно надежно обнаруживается благодаря инфракрасному излучению. По этому же излучению можно наводить соответствующие средства поражения. Вместе с тем ракета-носитель (РН) в целом является более уязвимой целью, чем малогабаритная боеголовка (боевой блок), так как ее корпус вместе с двигательной установкой имеет гораздо меньшую защищенность.

Средства для поражения РН могут быть размещены как в космосе - над позиционными районами ракетных соединений и частей, - так и в воздухе - на самолетах, базирующихся вблизи этих позиционных районов. Реальны два варианта НА ЧТО СПОСОБНА АВИАЦИЯорганизации уничтожения стартующих ракет: разведка из космоса - поражение с самолетов; разведка и поражение с самолетов. Именно здесь появляется возможность общим ударом вывести из строя БР со всеми компонентами, входящими в ее боевую часть.

Для борьбы с ракетами противника в будущем понадобятся перехватчики воздушного базирования, которые в случае необходимости могут быть оперативно переброшены в районы, находящиеся как можно ближе к ракетным позициям вероятного противника. Правда, для успешного функционирования такой противоракетной системы потребуется развертывание и поддержание в боевой готовности нескольких самолетов, несущих на себе перехватчики, самолеты-заправщики, а также самолеты прикрытия - истребители для обеспечения защиты от ракет "земля-воздух" и "воздух - воздух".

Расчеты и результаты моделирования показывают, что боевое применение перехватчиков воздушного базирования окажется эффективным в том случае, если несущие их самолеты будут располагаться на удалении 300-500 км от мест базирования ракет. В пределах этой полосы необходимо иметь потенциальную возможность исследования аэродромов, пригодных для оперативного развертывания группировки самолетов-носителей перехватчиков.

На активном участке траектории ракеты могут уничтожаться с помощью лазерного или сверхвысокочастотного (СВЧ) оружия. Для перехвата БР при разгоне возможно использование лазеров воздушного базирования (ЛВБ), в частности, химических, функционирующих в инфракрасном диапазоне. Первые летные испытания этого средства борьбы с ракетами будут, по некоторым оценкам, проведены в конце первого десятилетия текущего века, а принятие на вооружение, вероятно, произойдет к 2015 г.

Однако следует иметь в виду, что лазер воздушного базирования имеет целевое назначение для перехвата ракет и даже в отдаленном будущем будет неэффективен против боеголовок ввиду их весьма высокой прочности и теплостойкости. Кроме того, до сих пор еще не определен необходимый поток лучистой энергии, который требуется для поражения ракет с помощью ЛВБ. Предполагается, его сила будет примерно такой же, как и у кинетических перехватчиков воздушного базирования.

Перехват ракет на стартовом участке траектории представляет собой сложную техническую задачу. Ведь продолжительность полета ОТР (ТР) весьма незначительна (от нескольких минут - до нескольких десятков минут), и потому надо, чтобы какой-либо перехватчик воздушного базирования постоянно находился в воздухе на таком расстоянии от ракетных позиций противника, которое позволит ему успешно атаковать БР на стартовом участке траектории. Таким перехватчиком может быть или специальный пилотируемый летательный аппарат типа истребителя, или беспилотный летательный аппарат (БЛА) с ракетами класса "воздух - воздух".

Пока же наиболее эффективный способ уничтожения БР с помощью авиации - ракетно-бомбовые удары по ПУ на СП, базам и хранилищам БР, органов управления и элементов РУК противника. Но эти способы борьбы уже разработаны в теории оперативного искусства ВВС и найдут применение в ходе операций различного масштаба - фронтовых, воздушных и на континентальных ТВД.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации