ВОЙСКА РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ

Воздушно-космическая оборона № 5, 2004 г.

ВОЙСКА РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ

Строительство первых опытных объектов ракетно-космической обороны (РКО) начато в середине 1950-х гг. на Государственном научно-исследовательском испытательном полигоне (Приозерск, Республика Казахстан), в районах постоянной дислокации - с 1963 г.

Эти работы были обусловлены созданием иностранными государствами средств ракетно-ядерного нападения и освоением космического пространства в военных целях.

Создание войск РКО потребовало решения сложных научно-технических задач, больших материальных и физических затрат.

В условиях строгого режима секретности ковался ракетно-космический щит страны, исключавший возможность внезапного безответного ракетно-ядерного удара со стороны какого бы то ни было агрессора.

За четверть века организационно и технически была создана уникальная единая система РКО, функционирующая автоматически по единому программно- алгоритмическому обеспечению. В эти годы:

4 марта 1961 г. - впервые в мире противоракетой В-1000 в испытательных целях уничтожена головная часть баллистической ракеты Р-12;

в августе 1970 г. - по целеуказанию Центра контроля космического пространства (ЦККП) комплекс противокосмической обороны (ПКО) впервые в мире поразил запущенный аппарат-мишень;

15 февраля 1971 г. - заступили на боевое дежурство силы и средства надгоризонтного обнаружения системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН);

15 февраля 1975 г. - поставлен на боевое дежурство Центр контроля космического пространства;

15 мая 1978 г. - поставлена на боевое дежурство система противоракетной обороны (ПРО) г. Москвы;

1 июля 1979 г. - поставлен на боевое дежурство комплекс противокосмической обороны;

30 июня 1982 г. - поставлен на боевое дежурство узел загоризонтного обнаружения СПРН;

30 декабря 1982 г. - заступил на боевое дежурство космический эшелон СПРН.

Строительство и наращивание боевых возможностей систем ракетно-космической обороны постоянно находилось под контролем военно-политического руководства страны.

Выполнение работ по созданию головных объектов и формированию воинских частей ракетно-космической обороны с 1963 года было возложено на специальные управления, которые возглавили:

- по противоракетной обороне - генерал-лейтенант артиллерии И.Е. Барышполец (в 1978-1998 г.г. - отдельный корпус ПРО);

- по системам предупреждения о ракетном нападении и противокосмической обороны (в дальнейшем - управление по вводу систем РКО) - генерал-лейтенант артиллерии М.М. Коломиец.

За годы своей истории управлением по вводу систем РКО построено 55 объектов РКО и ПВО, 9 объектов в интересах других видов и родов войск Вооруженных Сил, сформировано около 80 воинских частей.

30 марта 1967 г. в составе Войск противовоздушной обороны страны начато формирование нового рода войск - Войск противоракетной и противокосмической обороны (с 1992 г. - Войска ракетно-космической обороны).

Командующим Войсками ПРО и ПКО был назначен генерал-полковник Ю.В. Вотинцев.

Дальнейшее наращивание боевых возможностей, разработка основ боевого применения сил и средств Войск ракетно-космической обороны обусловили совершенствование их структуры.

В 1977 г. в составе Войск РКО создается объединение предупреждения о ракетном нападении, в 1978 г. - отдельный корпус противоракетной обороны, в 1988 г. - отдельный корпус контроля космического пространства.

1 октября 1998 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации на базе оперативного и оперативно-тактического объединений ПРН, ПРО и соединения ККП сформировано объединение ракетно-космической обороны.

Силы и средства ракетно-космической обороны решают широкий спектр задач по вскрытию начала ракетного нападения на Российскую Федерацию и выдаче информации о нем на пункты государственного и военного управления; борьбе с баллистическими ракетами противника, атакующими обороняемый район; контролю космического пространства.

Функционально ракетно-космическая оборона состоит из систем предупреждения о ракетном нападении, противоракетной обороны, контроля космического пространства.

ВОЙСКА РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ

Системы ракетно-космической обороны функционируют по единому боевому алгоритму в автоматическом режиме.

СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ О РАКЕТНОМ НАПАДЕНИИ

На систему предупреждения о ракетном нападении возлагаются задачи:

- получения и выдачи информации предупреждения о ракетном нападении на пункты государственного и военного управления;

- формирования необходимой информации для системы противоракетной обороны;

- выдачи данных о космических объектах на систему контроля космического пространства.

В состав системы предупреждения входят:

- первый (космический) эшелон из группировки космических аппаратов, который должен обнаружить старты баллистических ракет в любом месте нашей планеты и за минимальное время выдать информацию о месте их старта;

- второй эшелон, включающий сеть наземных радиолокационных станций, которые обнаруживают баллистические ракеты в полете на дальности до 6000 километров.

Уникальная автоматизированная система обработки данных средств СПРН, информационных средств систем противоракетной обороны и контроля космического пространства позволяет своевременно, точно и достоверно установить факт ракетного нападения, государство-агрессор, степень угроз системам боевого управления и стратегическим ядерным силам.

Система предупреждения о ракетном нападении играет важнейшую роль в поддержании стратегического равновесия и предотвращении ядерной войны и обеспечивает принятие военно-политическим руководством России решения об эффективном применении Вооруженных Сил адекватно степени реализованной угрозы.

СИСТЕМА ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ

Система противоракетной обороны осуществляет обнаружение целей и поражение боевых блоков межконтинентальных баллистических ракет, атакующих обороняемый район, противоракетами с исключением детонации их зарядов.

Высокая эффективность системы достигнута применением принципиально новых технических решений по организации боевых действий и обеспечению устойчивости ее функционирования в условиях сложной ракетно-космической обстановки.

В состав системы входят:

- информационно-разведывательные средства (секторная радиолокационная станция "Дарьял-3У" и многофункциональная радиолокационная станция "Дон-2Н"), обеспечивающие обнаружение, сопровождение целей и наведение на них противоракет;

- командно-вычислительный пункт;

- шахтные пусковые установки противоракет;

- противоракеты;

- система передачи данных, связывающая все наземные средства системы в единый боевой цикл.

Система противоракетной обороны находится в постоянной боевой готовности и функционирует полностью в автоматическом режиме, включая обнаружение баллистических целей как самостоятельно, так и по целеуказаниям системы предупреждения о ракетном нападении, выделение боевых блоков на фоне тяжелых и легких ложных целей, активных и пассивных помех, а также при использовании противником других средств и способов преодоления ПРО, перехват и уничтожение боевых блоков баллистических ракет.

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Силы и средства контроля космического пространства во взаимодействии с информационными средствами систем ПРН, ПРО и другими информационными системами выполняют задачи контроля космического пространства и выдачи информации о космической обстановке на пункты управления государственного и военного руководства. Системой определяются характеристики и назначение всех космических аппаратов на высотах более 40 000 километров, состав орбитальных группировок космических систем России и иностранных государств с их распознаванием, а также признаки начала боевых действий в космосе и из космоса.

ВОЙСКА РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ

Одно из наиболее эффективных средств, входящих в систему контроля космического пространства - оптико-электронный комплекс "Окно".

Он способен автономно в автоматическом режиме решать задачи контроля космических объектов на высотах 2000-40000 км, сбора по ним информации и ее выдачи на соответствующие командные пункты. По внешним целеуказаниям комплекс обеспечивает обслуживание и низкоорбитальных космических объектов с высотами полета 120-2000 км. Возможно использование комплекса для экологического мониторинга космического пространства.

Радиооптический комплекс распознавания космических объектов "Крона" обеспечивает автономное обнаружение и определение траекторных параметров низкоорбитальных космических объектов, каталогизацию их характеристик, распознавание новых искусственных спутников Земли.

Система контроля космического пространства является уникальной. Контролировать космос имеют возможность только две державы - Россия и США. В главном каталоге системы контроля космического пространства Российской Федерации содержится информация почти о 9000 космических объектах.

Боевое дежурство в объединении ракетно-космической обороны является выполнением боевой задачи государственной важности и несется круглосуточно. Ежедневно на боевое дежурство заступают дежурные смены, костяк которых составляют офицеры.

Профессионализм, высокое чувство ответственности за порученное дело, верность традициям старших поколений лежат в основе безусловного и надежного выполнения боевой задачи личным составом дежурных смен.

ТТХ ВООРУЖЕНИЯ РКО

ВОЙСКА РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫPЛC "ДHЕПР"

Диапазон волн - метровый

по азимуту - 90

по углу места - 40

Дальность действия

(по объектам с ЭПР - 0,1-0,2 кв. м), км - 6000

Пропускная способность - более 50 космических объектов и до 4 аэродинамических помехоносителей

РЛС "ВОЛГА"

Предназначена для обнаружения баллистических ракет и космических объектов на расстояниях в несколько тысяч километров, сопровождения и измерения координат целей и их идентификации, обеспечения контроля западного направления в азимутальном секторе 120 град.

"Волга" - высокопотенциальная РЛС с фазированной антенной решеткой.

Производительность вычислительного комплекса - более 1000 коротких операций в секунду.

РЛС работает в ДМ-диапазоне длин волн, что обеспечивает высокие точностные характеристики.

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РЛС СИСТЕМЫ ПРО А-135 "ДОН-2Н"

Диапазон волн - сантиметровый

по азимуту - 5

по углу места - 48

Дальность действия, км - 4500

Пропускная способность одиночных целей - не менее 900

РАДИООПТИЧЕСКИИ КОМПЛЕКС РАСПОЗНАВАНИЯ КОСМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ "КРОНА"

Зона действия, км - 3200

Диапазон рабочих высот, км - 30.000-40.000

Поисковые возможности, кв. град./ч - 500

Световой диаметр главного зеркала телескопа, мм - 1100

КОСМИЧЕСКИЙ ЭШЕЛОН СПРН

Предназначен для непрерывного контроля ракетоопасных районов Земли с целью раннего обнаружения стартов МБР и определения характеристик их траекторий, выдачи информации на КП СПРН и другим пользователям.

ВОЙСКА РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ

Обнаружение и определение траекторий стартующих МБР производится по излучению факела двигательной установки с помощью бортовой аппаратуры обнаружения, размещаемой на КА, находящихся на геостационарных или высокоэллиптических орбитах.

Передаваемая с КА информация обрабатывается на наземном КП и выдается по каналам системы передачи данных на КП СПРН