БОИ НА СУЭЦКОМ КАНАЛЕ

Воздушно-космическая оборона № 3, 2004 г.

БОИ НА СУЭЦКОМ КАНАЛЕ

В.Ткачевполковник, старший преподаватель кафедры ВВС Военной академии Генерального штаба ВС РФ

БОИ НА СУЭЦКОМ КАНАЛЕ

В противовоздушных сражениях 1969-1970 гг. ЗРВ Египта сыграли решающую роль

В 1969 г. на Ближнем Востоке израильская авиация возобновила активные боевые действия и нанесла внезапные сосредоточенные удары по группировкам средств ПВО Египта в зоне Суэцкого канала. За господство в воздухе над ним развернулась ожесточенная борьба, основной вклад в которую в 1970 г. внесли зенитные ракетные войска.

Имея незначительную численность населения, Израиль сделал основную ставку на использование ВВС как главной ударной силы при разгроме авиационных и сухопутных группировок противостоящих арабских стран. В конце 1960-х гг. Тель-Авив приобрел во Франции несколько типов самолетов: легкие реактивные бомбардировщики "Вотур", истребители "Мистер IVA" и "Супер Мистер IVB2", а затем и сверхзвуковые "Мираж IIIC", учебно-тренировочные машины МД-450 "Ураган" и СМ-170 "Мажистер" (эти УТС использовались также в качестве истребителей-бомбардировщиков). В США были закуплены истребители-бомбардировщики А-4 "Скайхок", F-4 "Фантом II". "Мираж IIIC" в основном применялся в качестве истребителя ПВО. Вооружение его состояло из двух 30-мм пушек, НУР, бомб различного назначения и УР (французские "Матра" с радиолокационной или инфракрасной ГСН и американские "Сайдвиндер-1A" с инфракрасной ГСН).

К моменту возобновления боевых действий в ВВС Израиля насчитывалось более 350 боевых самолетов, из них свыше 170 самых современных в то время "Фантомов", "Миражей" и "Скайхоков". Авиационные части были полностью укомплектованы личным составом. На каждую машину приходилось 1,5-2 экипажа, что позволяло значительно увеличить количество вылетов. Пилоты имели хорошую подготовку для ведения боевых действий в различных условиях.

Для базирования своих ВВС Израиль располагал 19 аэродромами, в том числе 9 - с капитальными ВПП длиной 1800 м и более. Их оперативная емкость составляла 225 самолетов (из расчета по 25 машин на аэродром). Для рассредоточения тактической авиации израильское командование использовало еще четыре аэродрома с ВПП длиной 1200-1800 м. Кроме того, после захвата в июне 1967 г. Синайского полуострова израильтяне получили в свое распоряжение еще несколько аэродромов (Мелес, Эль-Сирр, Эль-Ариш, Бир-эль-Темада, Эль-Тор), в результате чего возможности для рассредоточенного базирования и аэродромного маневра еще более расширились. С учетом небольшого удаления израильских авиабаз от основных объектов ударов на территориях арабских стран самолеты могли совершать по четыре (и более) боевых вылета в сутки.

ТАКТИКА ВВС ИЗРАИЛЯ

В тактике действий авиации Израиля широко использовался опыт ВВС США во Вьетнаме применительно к местному ТВД, а также с учетом имеющихся средств ПВО и характера объектов Египта.

При этом командование военно-воздушных сил Израиля стремилось изыскивать возможности для проведения операций без потерь: тщательно выбирались объекты поражения, определялись последовательность ударов и тактические приемы. Как правило, атакам с воздуха подвергались и прикрывающие средства ПВО.

Каждый налет всесторонне подготавливался. В этих целях активно велась разведка объекта удара, изучались прилегающая местность, скрытые подходы к нему и система противовоздушной стороны. Летчики осваивали маршруты полета и способы действий по целям с использованием макета местности.

Тактика израильской авиации отличалась большой гибкостью и отсутствием шаблонности. Даже в тех случаях, когда успех достигался ценой хотя бы незначительных потерь, немедленно в способах и приемах боевого применения ВВС появлялось что-то новое.

Характерные особенности действий ВВС Израиля в тот период:как правило, полеты парами самолетов на малых и предельно малых высотах (30-50 м) вне видимости РЛС и с использованием маскирующих свойств рельефа местности, чтобы внезапно появиться в зонах поражения огневых средств ПВО Египта;

использование противоракетного маневра с перегрузками до 6-8 ед. с увеличением скорости полета до 400-450 м/с с одновременным изменением курса и пикированием под нижнюю границу зоны поражения ЗРК;

сбрасывание целей-ловушек с истребителей-бомбардировщиков F-4 за 3-5 км до зоны поражения ЗРК (одновременно с разворотом самолета на 180° выбрасывалось до 5 отражателей).

БОИ НА СУЭЦКОМ КАНАЛЕ

Наибольшее разнообразие тактических приемов отмечалось при нанесении ударов по позициям зрдн. В большинстве случаев подход к стартовой позиции дивизиона осуществлялся на предельно малых высотах (30-50 м), за 3-5 км от СП производился набор высоты для преодоления огня средств зенитно-артиллерийского прикрытия и визуального прицеливания, затем самолет пикированием с высоты 1,5-2 тыс. м поражал вооружение и военную технику и уходил на малой высоте. Часто удары по стартовым позициям дивизионов наносились с двух-трех направлений, одновременно группы самолетов или отдельные машины совершали отвлекающие маневры.

Израильские самолеты американского производства были оснащены аппаратурой предупреждения об облучении СНР зенитных ракетных комплексов СА-75МК и С-125, СРЦ, о пуске и выходе ЗУР на траекторию наведения и др. Это позволило с еще большей эффективностью осуществлять противоракетный маневр и избегать зачастую поражения зенитными управляемыми ракетами.

Противоракетный маневр, совершаемый израильскими летчиками, в основном был аналогичен маневру, применяемому американскими пилотами во Вьетнаме. Но при этом были и некоторые особенности. Например, вывод самолета из зоны поражения ЗРК за время полета ракеты производился разворотом на 90-180° с увеличением скорости (с 250 до 450 м/с) за счет включения форсажа (перегрузки достигали 8 ед.). При этом резко уменьшалась высота полета.

Особенно характерен был противоракетный маневр с большими перегрузками для самолетов "огневой" разведки. В состав этих групп выделялись скоростные машины, бомбовая нагрузка которых снижалась до минимума, а пилоты имели высокую выучку и были подготовлены для совершения маневра в зонах поражения ЗРВ. Группы "огневой" разведки входили в зону действия зенитных ракетных частей на средних высотах, вызывали огонь зрдн на себя и после обнаружения СП дивизионов производили энергичный противоракетный маневр с выходом из зоны поражения. После этого они наводили на зрдн ударные группы, действовавшие на малых высотах, а при благоприятных условиях - поражали стартовые позиции сами.

Для примера можно привести налет на группировку египетских ЗРВ 3 августа1970 г., когда израильские самолеты действовали именно таким образом. Аналогичную тактику израильские летчики использовали и в других налетах на зрдн. В период с 30 июля по 3 августа 1970 г. было произведено 45% налетов с участием групп "огневой" разведки, в которых участвовало 32% общего количества самолетов. Все стрельбы зенитных ракетных войск, проведенные по целям, совершающим резкий маневр с перегрузками до 8 ед., оказались безрезультатными.

При нанесении ударов по объектам, ведении воздушных боев и воздушной разведки ВВС Израиля интенсивно применяли активные шумовые помехи. Они ставились в широком диапазоне частот радиолокационным станциям П-30, П-35, П-12, П-15, СНР-75 и СОН-9. В качестве постановщиков помех использовались вертолеты, транспортные поршневые самолеты, легкие реактивные бомбардировщики типа "Вотур", которые находились в зонах барражирования в 20-40 км восточнее Суэцкого канала на высоте 3-5 тыс. м. Барражирование, как правило, осуществлялось на маршрутах, параллельных каналу (на участке Порт-Саид-Суэц). Кроме того, помехи создавались наземным постановщиком, расположенным в 35 км от канала (на высоте порядка 600 м над уровнем моря). С появлением на вооружении ВВС Израиля самолетов типа "Фантом" постановка помех производилась этими истребителями-бомбардировщиками из состава ударных групп. Зачастую при этом одновременно помехи ставили машины из зон барражирования, что существенно затрудняло работу РЛС.

Всего с июля 1969 г. по август 1970 г. авиация Израиля совершила более 10 тыс. вылетов: для нанесения ударов - 86,8%, на воздушную разведку - 11,5%, для ведения воздушных боев - 1,7%.

РАЗГРОМ ГРУППИРОВКИ ЗРВ ПВО ЕГИПТА В ИЮЛЕ 1969 г.

Основу противовоздушной обороны Египта к 1969 г. фактически составляли зенитные ракетные войска. Первоначально на вооружении частей ЗРВ ОАР (Объединенной Арабской Республики - так тогда назывался Египет) находились ЗРК СА-75МК "Двина", а с середины 1970 г. - также комплексы С-75 "Десна" и С-125 "Печора". Зенитная ракетная бригада ПВО ОАР состояла из четырех-восьми зенитных ракетных и одного-двух технических дивизионов. Организационно зрбр входили в состав дивизий ПВО.

В 1969 г. на Суэцком канале для прикрытия сухопутных войск и военных объектов в районах городов Порт-Саид, Исмаилия и Суэц были развернуты две зенитные ракетные бригады СА-75М (7 дивизионов). С июля 1969 по март 1970 г. зенитные ракетные дивизионы провели 36 стрельб и сбили 8 израильских самолетов (эффективность 0,22, средний расход по 9,1 ракеты на один сбитый самолет). Стрельбы проводились отдельными дивизионами по самолетам, совершающим налеты на стартовые позиции зрдн в условиях заградительных помех. В данный период египетские ЗРВ своей задачи не выполнили. Причины этого были следующие.

Стремление прикрыть большое число объектов ограниченными силами и средствами ЗРВ привело к их распылению и не позволило организовать где-либо надежную оборону. Зенитные ракетные дивизионы в центре зональной группировки располагались с интервалом в 25-30 км, а фланговые дивизионы - на расстояниях 65-75км.

При таком построении не обеспечивалось взаимное прикрытие на малых высотах, а фланговые дивизионы вообще не имели огневого взаимодействия с центральной группой зрдн. Кроме того, у четырех южных зрдн, расположенных в гористой местности, были резко ограничены огневые возможности на малых высотах из-за больших углов закрытия.

Инженерное оборудование позиций не обеспечивало защиту боевой техники и личного состава. Зенитные ракетные дивизионы занимали СП полевого типа с обваловкой кабин и ПУ. Маскировка позиций отсутствовала.

Непосредственное прикрытие зрдн осуществлялось взводами зенитных пулеметов и только в двух дивизионах эту задачу выполняли зенитно-артиллерийские батареи, вооруженные 57-мм орудиями. Оповещение и целеуказание для зрдн осуществлялось по схеме ЦКП-КП дивизии-КП зрбр-КП зрдн. У последних прямых связей с соседними радиолокационными ротами, как правило, не было. В дивизионах свои СРЦ отсутствовали. В результате поступление информации о воздушной обстановке запаздывало. Степени боевой готовности зрдн не соответствовали подлетному времени целей на малых высотах.

Таким образом, группировка египетских ЗРВ на Суэцком канале в 1969 г. не была готова к отражению массированных ударов авиации Израиля, так как не учитывала возможность подхода самолетов противника на малых высотах с разных направлений и высокую плотность налетов. Соединения зенитных ракетных войск Египта не только не могли решить задачу прикрытия объектов, но даже оказались неспособны к самообороне. Группировка сама требовала прикрытия и, прежде всего, от атак с малых высот. Вследствие отсутствия должной маскировки и длительного пребывания дивизионов на одних и тех же позициях командованию ВВС Израиля удалось вскрыть построение зенитной ракетной обороны египтян, определить ее слабые места и затем разгромить стартовые позиции зрдн.

В течение пяти дней (с 20 по 24 июля 1969 г.) противник поразил СП шести зенитных ракетных дивизионов. После этого группировка ЗРВ Египта в зоне канала фактически была уничтожена. Зенитные пулеметные установки ЗПУ-2 и ДШК, имевшиеся в зрдн, эффективного прикрытия дивизионов не обеспечили, поскольку огонь открывался, как правило, с опозданием. Всего за период с июля 1969-го по март 1970 г. ВВС Израиля вывели из строя 18 зенитных ракетных дивизионов.

ОТВЕТНЫЕ МЕРЫ

Однако египетское командование из июльского разгрома 1969 г. все же сделало соответствующие выводы. В апреле-июне 1970 г. в ОАР была проведена реорганизация противовоздушной обороны с учетом опыта предыдущих боев, возможностей и тактики действий авиации противника.

В основу осуществленных мероприятий легли следующие принципы: ЗРВ действительно являются основой ПВО страны; для обеспечения помехозащищенности, всевысотности и живучести в состав зенитной ракетной группировки должны включаться ЗРК различных типов; группировка ЗРВ обязана иметь сплошную многослойную систему огня и обладать высокой живучестью.

Планами предусматривалось проведение перестройки организационно-штатной структуры ПВО, создание сети командных пунктов, организация войскового и среднего ремонта боевой техники, проведение доработок ЗРК, увеличение количества ЗРК, обучение и переподготовка личного состава.

В первой половине 1970 г., когда численность ЗРК еще не позволяла создать в зоне Суэцкого канала сильную зенитную ракетную группировку, зрдн здесь применялись для действий из засад. Формировались маневренные группы из трех-четырех дивизионов, которые располагались на сокращенных интервалах между собой (7-9 км), обеспечивая тем самым многослойность огня и взаимное прикрытие. Непосредственную защиту от атак зрдн с воздуха осуществляли зенитная артиллерия и ПЗРК "Стрела-2".

БОИ НА СУЭЦКОМ КАНАЛЕ

В задачу таких групп входили периодические внезапные обстрелы самолетов и вертолетов противника, вторгшихся в зону боевого поражения ЗРК, и накопление боевого опыта личным составом.

Выдвижение зрдн производилось в ночное время. При этом особое внимание обращалась на обеспечение полной скрытности и секретности подготовки засады. После занятия СП в течение ночи проводились регламентные и маскировочные работы. К рассвету дивизионы приводились в полную боевую готовность к немедленному пуску ракет. Управление зрдн осуществлялось с подвижного командного пункта (ПКП), оборудованного на автомашине. Связь между зрдн и КП была телефонная. Данные о воздушной обстановке командные пункты и дивизионы получали от близлежащих радиолокационных рот РТВ и постов визуального наблюдения.

Благодаря внезапности действий эффективность поражения целей резко возросла. В частности, только в мае-июне 1970 г. египетские ЗРВ провели 6 стрельб из засад и сбили три самолета противника. При этом потерь в материальной части и личном составе "засадные" группы не понесли.

По мере количественного и качественного роста огневых средств и средств обеспечения на прикрытии главных объектов ОАР стали создаваться крупные смешанные зенитные ракетные группировки, состоящие из ЗРК СА-75, С-75, С-125. В них обязательно включались подразделения и части зенитной артиллерии малого калибра и комплексы "Стрела-2". В ходе организации ПВО некоторых объектов использовались малоразмерные аэростаты заграждения. Кроме того, были пересмотрены рубежи удаления стартовых позиций от объектов прикрытия и интервалы между зрдн.

К вновь сформированным группировкам предъявлялись требования: успешно вести боевые действия в сложной воздушной обстановке, отражать одновременные удары воздушного противника с разных направлений и на всех высотах (плотность налета на главном направлении - до 10-12, а на второстепенных - до 6-8 самолетов в минуту).

К концу июня 1970 г. в центральной зоне Суэцкого канала располагалась группировка ЗРВ смешанного состава, включавшая 16 зрдн. Боевые порядки занимали по фронту 45 км и в глубину 25 км. Интервалы между дивизионами равнялись 6-12 км (на флангах группировки - более уплотненные боевые порядки). На каждый зрдн были подготовлены одна-две запасные позиции. Некоторые стартовые позиции оборудовались как ложные с использованием макетов и кочующих СРЦ П-12. Каждый зрдн имел средства непосредственного прикрытия (МЗА, ЗСУ-23-4). Для совместных действий с зенитными ракетными дивизионами было выделено восемь полков ЗА различного калибра, два батальона (20 взводов) ПЗРК "Стрела-2", двенадцать установок ЗСУ-23-4 "Шилка", шестнадцать зенитных пулеметных рот.

Эта группировка ЗРВ 30 июня 1970 г. провела два боя с израильской авиацией, в ходе которых последняя потеряла семь самолетов, из них пять сбили зенитные ракетные комплексы и два - ПЗРК "Стрела-2". В ЗРВ было выведено из строя два дивизиона.

В ходе боя 3 июля 1970 г. группировка ЗРВ и средства ее прикрытия уничтожили три израильских самолета, и ВВС противника не выполнили поставленную перед ними задачу. Тем самым впервые с начала боевых действий египетские зенитные ракетные войска полностью справились со своей задачей, отразив налеты вражеской авиации.

ИТОГ

Всего с 30 июня по 3 августа 1970 г. зенитными ракетными войсками и средствами их непосредственного прикрытия в зоне Суэцкого канала было сбито 25 израильских самолетов.

В июне-июле 1970 г. в составе группировки ЗРВ в зоне Суэцкого канала зрдн СА-75М провели 65 стрельб, уничтожили 11 самолетов при среднем расходе 12,9 ракеты на одну сбитую машину (эффективность 0,17). В этот же период зрдн С-125 провели 16 стрельб, уничтожили 9 самолетов при среднем расходе 3,6 ракеты на каждый (эффективность 0,56).

Достаточно высокие показатели в борьбе с современной тогда авиацией показал ЗРК С-125. В частности, с 30 июня по 3 августа 1970 г. в зоне Суэцкого канала только по маневрирующим целям зрдн С-125 провели 9 стрельб (56% от общего количества), израсходовали при этом 19 ракет и уничтожили 5 самолетов. Из четырех неудачных стрельб одна велась по цели, применяющей резкий маневр, одна - на границе зоны поражения (после пуска ракет цель за счет разворота и включения форсажа вышла из зоны поражения). Две стрельбы были проведены на границе зоны поражения в целях прикрытия соседних зрдн (после маневра цели вышли из зоны поражения, не выполнив боевой задачи).

Таким образом, решающей фазой в сражениях за господство в воздухе в 1970 г. явилось противоборство зенитных ракетных группировок Египта, выдвинутых в район Суэцкого канала, с израильской авиацией, использовавшей все имеющиеся в ее распоряжении средства, чтобы воспрепятствовать этому. В результате боев ВВС Израиля не решили стоящих перед ними задач. Политический итог "битвы на канале" был таков - в августе 1970 г. израильское военно-политическое руководство пошло на заключение перемирия. В целом в 1969-1971 гг. зенитные ракетные войска ПВО Египта выполнили 124 стрельбы, поразили 32 цели и израсходовали 264 ракеты. Средний расход на одну цель составил 8,3, а показатель эффективности стрельб - 0,26.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации