ЗОНТИК НАД МОРЕМ СЕГОДНЯ ЕГО ДЕРЖАТ ВВС И ПВО ВМФ

Воздушно-космическая оборона № 6, 2003 г.

ЗОНТИК НАД МОРЕМ СЕГОДНЯ ЕГО ДЕРЖАТ ВВС И ПВО ВМФ

А.Липецкий

Важнейшей составляющей российского ВМФ являются ВВС и ПВО. О проблемах этого рода сил флота, недавно интегрировавшего в себя морскую авиацию и силы противовоздушной обороны ВМФ, рассказывает начальник ВВС и ПВО Военно-Морского Флота генерал-лейтенант Юрий АНТИПОВ.

Антипов Юрий Дмитриевич Родился 5 декабря 1952 г. в Самаре. Окончил Ставропольское высшее военное авиационное училище летчиков (1974 г.), Военно-воздушную академию имени Ю.А.Гагарина (1987 г.), Военную академию Генерального штаба (1998 г.). Проходил службу на различных командных должностях в авиации Войск ПВО, затем - в ВВС. В 1992-1996 гг. - заместитель командующего по боевой подготовке ВВС Балтийского флота. В 1998 г. назначается начальником боевой подготовки авиации ВМФ, в 2000 г. - первым заместителем командующего - начальником штаба, а в 2001 г. - командующим ВВС Тихоокеанского флота. С апреля 2003 г. - начальник ВВС и ПВО Военно-морского флота. Генерал-лейтенант. Участник боевых действий в Афганистане. Военный летчик-снайпер, Заслуженный военный летчик. Освоил десять типов летательных аппаратов. Награжден двумя орденами и многими медалями.

- Юрий Дмитриевич, авиация отечественного флота, как известно, ведет свою историю от 17 июля 1916 г. Тогда летчики Балтийского флота одержали первую победу в воздушном бою над морем. А когда была заложена база для создания современных ВВС и ПВО Военно-Морского Флота?

- После Великой Отечественной войны. Полученный в ходе ее боевой опыт лег в основу разработки направлений дальнейшего развития морской авиации, принципов и способов ее применения в войне на море, что проявилось, прежде всего, в специализации создаваемых летательных аппаратов и комплексов вооружения, росте скоростей и высот полета, дальности воздействия, возрастании ударной мощи, поисковых возможностей, а также в оснащении самолетов и вертолетов радиоэлектронной аппаратурой, средствами радиоэлектронной борьбы, в автоматизации большинства процессов управления полетом и применения оружия.

В начале 50-х годов в авиационные части ВМФ начали поступать гидросамолеты дальнего действия Бе-6, предназначенные для воздушной разведки, поиска и поражения подводных лодок (впоследствии их заменили более совершенные самолеты-амфибии Бе-12), ракетные комплексы типа "Комета", затем К-10, К-16, К-11, К-10-26 на базе самолета-носителя Ту-16, К-22 - на базе сверхзвукового самолета Ту-22М. Параллельно шло и преобразование разведывательной авиации. В ВВС СФ и ТОФ поступили самолеты-разведчики с автоматизированной системой целеуказания ракетному оружию флота Ту-95РЦ, а на Черное море и Балтику - сверхзвуковые разведчики Ту-22Р с новыми аппаратурой радиотехнической разведки, фотоаппаратурой и РЛС. Это позволило морской авиации уже в 70-е годы выйти в удаленные районы Мирового океана.

В марте 1961 г. организационно оформились как рода авиации - морская ракетоносная и противолодочная авиация. Эффективность действий и в целом боеспособность противолодочной авиации возросли за счет создания самолетов и вертолетов с автоматизированными поисково-прицельными системами.

Боевые возможности морской авиации значительно расширились с вхождением в состав Военно-Морского Флота противолодочных крейсеров "Москва" и "Ленинград", основным противолодочным вооружением которых стали вертолеты.

Принципиально новое направление в развитии морской авиации обозначилось с появлением самолетов вертикального взлета и посадки Як-38, предназначенных для решения ударных задач и ПВО, и постройкой авианесущих крейсеров - "Киев", "Минск" и "Новороссийск". Первый авиационный полк на самолетах Як-38 сформирован в составе Черноморского флота в 1973 г. Авианесущие крейсера неоднократно несли боевую службу в различных районах Мирового океана.

- А когда начали формироваться корабельные истребительные части?

- К сожалению, у нас имеется один корабельный истребительный полк и один тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". С поступлением на вооружение морской авиации самолетов четвертого поколения Су-27К (Су-33) был сформирован этот полк для решения, прежде всего, задач по прикрытию группировок боевых кораблей в море.

Огромную роль в освоении нового корабельного самолета сыграл Герой России генерал-майор Тимур Автандилович Апакидзе. Он первым из строевых летчиков совершил посадку на палубу крейсера "Адмирал Кузнецов", чем открыл новую страницу в истории авиации Военно-Морского Флота.

В ходе летно-конструкторских испытаний самолета Су-27К была успешно осуществлена подготовка к полетам и действиям с палубы корабля первой лидерной группы летчиков ВВС Северного флота в составе десяти человек.

- Как проходит подготовка палубных летчиков в настоящее время?

Северный флот располагает полнокровным полком палубных истребителей, экипажи которых проходят подготовку к выполнению задач в соответствии с боевым предназначением. При этом в вопросах подготовки палубных летчиков у нас имеются проблемы. Полигон взлетно-посадочных систем "Нитка", используемый для отработки трамплинного взлета и аэрофинишерной посадки, находится на территории Украины (аэродром Саки). В 2003 году руководство Вооруженных Сил этого государства по причинам, не зависящим от нас, не допустило летчиков к выполнению тренировок.

Вторая серьезная причина заключается в том, что ТАВКР "Адмирал Кузнецов" находится в ремонте, и мы не имеем возможности тренировать подготовленных летчиков и готовить молодых с палубы корабля.

И третья проблема. Наш корабельный истребительный полк, по сути своей, элитный в составе авиации ВС РФ, не имеет требуемого налета.

- Какие перспективы у корабельной авиации?

- В планах развития ВМФ предусмотрено строительство современных авианесущих кораблей, что гарантирует будущее для корабельной авиации.

- Какова сегодня структура ВВС и ПВО отечественного флота?

- Организационно сохраняются управления ВВС и ПВО Балтийского и Тихоокеанского флотов, а также управления ВВС Северного и Черноморского флотов. Готовятся предложения по переименованию органов военного управления ВВС СФ и ЧФ, касающиеся включения в их состав сил ПВО. Удалось сформировать Центр боевого применения и переучивания летного состава МА, который уже в полной мере функционирует в интересах подготовки и переподготовки кадров для авиации флотов. Продолжается совершенствование деятельности и центрального Управления.

- Несколько слов о месте морской авиации и сил ПВО в концепции Морской доктрины:

- ВВС и ПВО в составе ВМФ осуществляют сдерживание от применения военной силы или угрозы ее применения в отношении России, защиту военными методами суверенитета РФ, распространяющегося за пределы ее сухопутной территории, для чего используются, прежде всего, корабельная истребительная авиация, морская ракетоносная авиация, противолодочная авиация дальнего действия. В настоящее время имеются планы оснащения морской авиации новыми комплексами, способными решать боевые задачи в удаленных районах Мирового океана в условиях силового и радиоэлектронного противодействия с применением высокоточного и помехозащищенного оружия. И хотя реализация их возможна лишь в перспективе, работы все же ведутся, особенно в части, касающейся создания более надежного и эффективного авиационного оборудования.

Успешно идет создание перспективных системы поиска и поражения подводных лодок, находящихся в подводном положении и системы освещения надводной обстановки и автоматического целеуказания ракетному оружию кораблей.

Рассматриваются в качестве нового патрульного самолета строящиеся в настоящее время самолеты двойного назначения с большим радиусом действия, в том числе морского (речного) базирования.

- А каково состояние техники и вооружения ВВС и ПВО?

Исправность и боевая готовность техники и вооружения поддерживается на уровне, обеспечивающем выполнение стоящих перед ВВС и ПВО ВМФ задач. В силу объективных причин, прежде всего, недостаточного финансирования, основным направлением наших усилий по поддержанию исправности авиационной техники является продление ее ресурса, что позволяет не допустить снижения боевой готовности. Кроме того, мы приступили к работе по модернизации существующего парка самолетов и вертолетов путем замены устаревшего бортового радиоэлектронного оборудования и оружия перспективными комплексами, которые находятся либо в разработке, либо в производстве. Мы видим реальную возможность установки на противолодочные самолеты и вертолеты элементов новой поисково-прицельной системы и нового оборудования для применения унифицированной противолодочной торпеды.

Другим важнейшим направлением является совершенствование корабельной авиации, в том числе и довооружение авианесущих кораблей новыми многоцелевыми вертолетами в модульном исполнении. Это будут более совершенные вертолетные комплексы с новыми типами противолодочных торпед, ракет и управляемых глубинных бомб. Есть возможность на базе этого корабельного вертолета иметь эффективное средство для автоматического целеуказания ракетным комплексам кораблей, а также аппаратуру, позволяющую выполнять функции радиолокационного дозора.

Имеются также планы дооборудования корабельного истребителя ракетами "воздух-корабль", что придаст ему функции многоцелевого палубного самолета, в котором так нуждается морская авиация. Планируется модернизация ракетоносцев с установкой на них оборудования для применения новых, более мощных и, главное, помехозащищенных крылатых ракет. Предусматривается и модернизация самолетов базовой морской штурмовой авиации с целью обеспечения возможности применения новых управляемых ракет класса "воздух-корабль", что по предварительным расчетам удвоит ее боевую эффективность.

В перспективе - вооружение морской авиации новыми разведывательными ракетными и противолодочными комплексами дальнего действия и дальнейшее развитие корабельной авиации.

- А теперь давайте поговорим о задачах и развитии сил и средств ПВО флота.

Локальные войны и вооруженные конфликты последних лет показали, что главной ударной силой в них являются средства воздушного нападения. Наибольшая угроза со стороны СВН приходится на морские и океанские направления. В связи с этим в состав ВМФ были переданы две группировки Войск ПВО: в Калининградской области и на Северо-Востоке России.

Исходя из вышесказанного, главной задачей ВМФ, как и других видов ВС РФ, в этих условиях является отражение агрессии адекватными средствами, прикрытие объектов страны, войск и сил с океанских и морских направлений, действуя не только в ближних, но и в удаленных морских районах.

В настоящее время структура войск (сил) противовоздушной обороны ВМФ включает: соединения, воинские части объектовой ПВО; соединения, воинские части и подразделения ПВО береговых войск; корабельные силы и средства ПВО; ИА корабельного и берегового базирования.

- И все же о задачах сил и средств ПВО флота и проблемах ПВО.

В результате проведенных мероприятий значительно возрос объем задач по ПВО, и увеличилась зона ответственности ВМФ в воздушном пространстве страны.

Войска (силы) ПВО ВМФ наряду с общими задачами охраны и обороны в границах зон и районов ПВО решают задачи прикрытия от ударов с воздуха пунктов базирования, районов рассредоточения сил, дислокации войск, аэродромов и других объектов флота, сил в море и в воздухе, судов на морских коммуникациях в пределах досягаемости огня ЗРВ и радиуса действия истребительной авиации.

ПВО объектов, войск и сил флота организуется двумя способами: прикрытия в общей системе обороны зоны (района) ПВО и прикрытия специально создаваемой группировкой сил и средств ПВО сил флота в море и в воздухе.

В общем случае система ПВО сил флота организуется в трех зонах: дальней зоне ПВО, ближней зоне и зоне самообороны кораблей и строится по объектовому, зональному и зонально-объектовому принципам.

Силами и средствами ПВО корабельных соединений, группировок ПВО флота и взаимодействующих сил приморских соединений ПВО ВВС формируются районы ПВО. В пунктах базирования сил флота - это береговые районы ПВО, в ближней морской зоне - морские районы ПВО, в дальней морской зоне - морские маневренные районы ПВО корабельных соединений.

В ВМФ до 1994 года практически отсутствовали зональные силы ПВО флота, за исключением корабельной ИА, кораблей РЛД, береговых подразделений войсковой ПВО. В настоящее время в составе БФ, ТОФ имеются группировки войск ПВО, имеющие части РТВ, ЗРВ, ИА. Задачи по прикрытию сил флотов в пунктах базирования и в прибрежной зоне, кроме того, возложены на приморские соединения ПВО Военно-воздушных сил.

В настоящее время потребный вклад ВВС и ПВО ВМФ в решение Военно-Морским Флотом задач ПВО составляет 60-80%, а в 2010 году его доля возрастет до 80-90%.

Имеющаяся система ПВО ВМФ показывает, что наличие объединенных единым командованием и напрямую подчиненных одному командующему разнородных группировок сил (войск) ПВО позволяет организовать единую систему управления войсками и силами, применять их по единому замыслу и плану, проводить единую политику строительства ПВО на приморских направлениях и обеспечивать поддержание установленной степени боевой готовности, а с началом военных действий - успешно отражать агрессию с воздуха. Кроме того, сочетание высоких маневренных качеств войсковой, корабельной ПВО и ИА с высокими огневыми возможностями объектовой ПВО, объединенных единой автоматизированной системой управления позволяет эффективно решать задачи по прикрытию сил и войск в районах боевого предназначения, объектов и районов территории страны и в мирное и в военное время.

Анализ современного состояния ПВО ВМФ показывает, что уровень боеспособности частей, подразделений войск и сил ПВО, состояние и подготовка береговых и корабельных средств ПВО не в полной мере соответствуют реальному уровню воздушной угрозы со стороны эвентуального противника России с морских направлений.

Опыт региональных войн и вооруженных конфликтов, боевых действий на море позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования организационных и тактических форм ПВО сил флота, привлечения для этой цели самых передовых систем оружия и военной техники. Принятие в состав флотов соединений Войск ПВО, появление, по сути, нового рода сил - ВВС и ПВО ВМФ, вызывает необходимость дальнейшего совершенствования существующей структуры органов управления как в центральном аппарате ВМФ, так и на флотах.

Необходимо в кратчайшие сроки решение следующих проблем: создание единой системы ПВО ВМФ (как составной части ВКО России), объединенной единым командованием и едиными системами информации и управления; более качественная подготовка органов управления всех уровней к управлению войсками, силами и средствами ПВО; поддержание уровня боеспособности частей, подразделений ПВО в соответствии с требованиями современной обороны от ударов с воздуха (из космоса).


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации