ДОГОВОР ПО ПРО ПОЛГОДА ДО РАЗВЯЗКИ

Воздушно-космическая оборона №3, 2001 г.

ДОГОВОР ПО ПРО: ПОЛГОДА ДО РАЗВЯЗКИ

ПРОтив кого зонтик?

О. Божьева

Итак, свершилось! Выход США из Договора 1972 года об ограничениях в развертывании ПРО де-факто произошел. В течение следующих месяцев (до выхода де-юре) будут вестись активные работы по созданию элементов национального противоракетного "зонтика".

Вообще-то уже с 80-х годов американская администрация говорила о том, что договор не отвечает современным военно-политическим реалиям. Основной аргумент - угроза ракетного удара от т.н. "стран-изгоев". Джордж Буш в своей предвыборной компании пообещал избирателям "открыть над Америкой ракетный зонтик". Это же он обещал и поддержавшему его на выборах военно-промышленному комплексу. А обещания надо выполнять.

До открытия "зонтика" счет времени пошел на месяцы, счет затраченных средств - на миллиарды долларов.

Что дальше? Многие аналитики предсказывают развитие событий по принципу "домино" - за разрушением Договора по ПРО начнут рушиться многие другие договоренности, в частности об ограничениях стратегических наступательных вооружений. А все это неизбежно приведет к реанимации гонки вооружений. Еще Чехов писал, что если на стене висит ружье, во время спектакля оно обязательно выстрелит. А жизнь очень любят сравнивать с театром (иногда - абсурда). Пессимизм? Хотелось бы...

Ясно лишь то, что будущая система НПРО будет включать не только наземные перехватчики, которая администрация Клинтона планировала развернуть на территории континентальной части США, но также и противоракеты морского, авиационного, а, возможно, и космического базирования. Пентагон планирует провести плотную программу испытаний, по результатам которых и будет окончательно формироваться облик системы.

Однако против какой угрозы формируется система противодействия? Террористические акции по сценарию 11 сентября подобная система все равно не предотвратит. "Страны-изгои" также не в состоянии нанести крупномасштабного ракетного удара. Остается риск разрастания любой "малой войны" до размеров, когда сторонами и их союзниками начнет применяться тактическое ядерное оружие. Тогда, может быть, "зонтик" окажется полезен. Хотя, наверное, целесообразнее было бы решить эту проблему политическими средствами.

Политический комментарий

Анатолий Квашнин, начальник Генштаба

С военной точки зрения, проблема выхода США из Договора по ПРО решаема Россией.

Андрей КОКОШИН

заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности, строительству и наукоемким технологиям

На ближайшую перспективу - лет семь-восемь - для нас решение США не создаст каких-то особых проблем. В свое время мы заложили в целый ряд наших систем, в том числе и системы вооружения, которыми мне приходилось заниматься будучи первым заместителем министра обороны, способность к преодолению перспективной системы ПРО.

С политической точки зрения, это решение может означать начало конца всей системы договоров по ограничению и сокращению стратегических вооружений. Оно может вызвать целую цепочку событий, которые усилят, в том числе, процесс распространения оружия массового поражения. Это не выгодно ни нам, ни Соединенным Штатам Америки, ни международному сообществу в целом.

Андрей НИКОЛАЕВ председатель Комитета Государственной Думы РФ по обороне

Решение Джорджа Буша, безусловно, нарушает всю архитектуру безопасности в мире. Договор по ПРО был фундаментом, на котором стояли договоры СНВ-1 (уже выполненный) и СНВ-2. Уже сейчас это решение позволяет сделать несколько выводов.Первый: в создании системы ПРО США подошли к такому уровню, когда минимум через полгода - именно за такой промежуток времени предусматривается официальное заявление о выходе из Договора - необходимо проведение испытаний, связанных с нарушением положений Договора.

Второй: американцы подтвердили приверженность своему главному принципу - делать так, как удобно им. Нуждались они в определенной помощи, поддержке России после событий 11 сентября, во время начала операции в Афганистане - тема ПРО отошла на второй план. Острота проблемы уменьшилась - изменились и отношения с Россией. И не только с Россией. Вашингтон не будет обращать внимания на позицию даже ближайших союзников.

История вопроса

26 мая 1972 года генсек ЦК КПСС Л.И. Брежнев и американский президент Ричард Никсон торжественно скрепили подписями в Москве Договор по ПРО. Тем самым был установлен стратегический баланс между двумя странами. СССР и США обязались не развертывать систем противоракетной обороны на своих территориях, кроме уже существовавших. Это касалось всех систем морского, воздушного, космического и мобильно-наземного базирования. СССР и США обязались к тому же не модернизировать существующие виды оружия для использования в системах противоракетной обороны. А также - не передавать компоненты ПРО другим государствам.

Главным сдерживающим принципом Договора стала неотвратимость ответного удара и обоюдного уничтожения в случае ядерного конфликта.

Однако уже с 80-х годов представители американской администрации заговорили о том, что их не устраивают ограничения по ПРО. США предприняли ряд шагов, нацеленных на фактическое разрушение Договора. По инициативе американской стороны были подписаны двустороннее совместное заявление о глобальной системе защиты (1992 г.) и согласованные заявления в связи с Договором по ПРО (1997 г.). Однако наиболее широкомасштабный характер атака на Договор по ПРО приобрела, начиная с января 1999 г., когда представители администрации Клинтона открыто выступили в поддержку развития и разворачивания системы ПРО территории США (НПРО).

Идея НПРО получила новый импульс с приходом в Белый Дом Джорджа Буша-младшего, провозгласившего создание "ракетного зонта" над Америкой главным приоритетом. Несмотря на то, что страны-участницы НАТО такое решение не поддержали, Министерство обороны США выделило 8 млрд. долларов на разработку НПРО, что полностью противоречило всем соглашениям.

В мае 2001 года Россия и США вступили в период интенсивных консультаций. Обеими сторонами был найден компромисс: США, не выходя из имеющегося Договора, частично формируют свою систему ПРО. Но Джорджу Бушу этого показалось мало. 13 декабря 2001 года он объявляет о полном выходе США из Договора по ПРО. В ответ президент России Владимир Путин выступил с заявлением, в котором выразил полную уверенность, что принятое Вашингтоном решение не создаст угрозы национальной безопасности России. Однако российское руководство не раз заявляло, что разрыв системы международных "разоруженческих" соглашений вынудит его наращивать собственные стратегические арсеналы.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации