УПРАВЛЕНИЕ ВОЙСКАМИ (СИЛАМИ)

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 11/2011, стр. 54-61

УПРАВЛЕНИЕ ВОЙСКАМИ (СИЛАМИ)

О построении комплексов средств автоматизации в АСУ войсками (силами) для ведения сетецентрических действий

Полковник запаса В. Р. ЛЯ ПИН, доктор технических наук

Полковник запаса В.Н. ЗИМИН, доктор военных наук

Генерал-лейтенант запаса В.В. БАРВИНЕНКО, доктор военных наук

УПРАВЛЕНИЕ ВОЙСКАМИ (СИЛАМИ)

ЛЯПИН Владислав Русланович родился в 1961 году в городе Великие Луки Псковской области. Окончил Пушкинское высшее училище радиоэлектроники ПВО (1982). Службу проходил на командных должностях в Московском округе ПВО. После окончания в 1991 году Военной академии ПВО имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова - на научной и преподавательской работе в ВА ВКО. С 2002 года (после увольнения в запас) занимал руководящие должности на предприятиях военно-промышленного комплекса. В настоящее время - генеральный директор ОАО «НПО РусБИТех».

УПРАВЛЕНИЕ ВОЙСКАМИ (СИЛАМИ)ЗИМИН Владимир Николаевич родился в 1954 году в городе Северодвинске Архангельской области. Окончил Пушкинское высшее училище радиоэлектроники ПВО (1976).Службу проходил на инженерных должностях в Московском округе ПВО. После окончания в 1981 году Военной инженерной радиотехнической академии ПВО имени Маршала Советского Союза Л.А. Говорова - на научно-исследовательской и преподавательской работе в ВА ВКО. С 2005 года (после увольнения в запас) занимал научные должности на предприятиях военно-промышленного комплекса. В настоящее время - профессор ВА ВКО, заместитель генерального директора, главный конструктор информационно-моделирующей среды ОАО «НПО РусБИТех». Профессор.

УПРАВЛЕНИЕ ВОЙСКАМИ (СИЛАМИ)

БАРВИНЕНКО Владимир Васильевич родился в 1947 году в городе Зенькове Полтавской области. Окончил Энгельсское радиотехническое училище (1967), Военную командную академию ПВО имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова (1976). Службу проходил в Московском округе ПВО, Дальневосточном и Забайкальском ВО на штабных должностях. С 1982 года на преподавательской и научно-исследовательской работе, заместитель начальника ВА ВКО по учебной и научной работе. С 2007 года (после увольнения в запас) - профессор ВА ВКО, советник генерального директора ОАО «НПО РусБИТех». Заслуженный деятель науки РФ.

АННОТАЦИЯ. Излагается точка зрения на содержание, планирование сетецентрических действий и построение комплексов средств автоматизации в автоматизированной системе управления войсками (силами).

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сетецентрические действия и операции, разведывательно-управляющая сеть, информационно-моделирующая среда, моделирующая система, информационно-расчетные задачи, решение внезапно возникающих задач.

SUMMARY. It is given the view on content, planning of network-centric operations and building of automation systems in the automated control system of troops (forces).

KEYWORDS: network-centric activities and operations, reconnaissance-and-control network, information-modeling environment, modeling system, information-and-computational tasks, solution of suddenly emerging challenges.

В РЯДЕ трудов содержание сетецентрических действий определяется как последовательное решение частных задач по поражению различными силами и средствами обнаруживаемых объектов противника. Вооруженные силы стран НАТО и прежде всего США демонстрировали такие действия начиная с войны с Ираком в 1991 году.

Анализ показывает, что решение возникающих задач в сетецентрических действиях не спонтанный процесс, как его иногда представляют. Они четко направлены на достижение конкретных целей. Объекты для поражения выбираются исходя из поставленных задач. Например, в операции против Ирака «Буря в пустыне» (1991) многонациональные силы последовательно решали частные задачи по поражению обнаруживаемых пусковых установок баллистических ракет, подавлению средств ПВО и других объектов Ирака. В операции НАТО на Балканах (1999) «Союзническая сила» четко обозначилась тенденция первоочередного поражения средств массовой информации и ПВО.

Но последовательное поражение обнаруживаемых объектов - это второй этап сетецентрических действий. Первым этапом всех локальных войн было выполнение спланированных операций по поражению заранее разведанных объектов. В дальнейшем выбирались объекты для поражения исходя из требуемой последовательности решения задач военных действий. Например, в операции «Союзническая сила» последовательно уничтожались средства ПВО, затем мосты, предприятия военно-промышленного комплекса, позже нефтеперерабатывающие заводы, объекты энергетической системы.

Сетецентрические действия должны тщательно готовиться, так же как и традиционные операции, иначе было бы невозможно обеспечить их высокую активность (в операции «Буря в пустыне» в течение 35 суток обеспечивалось 400-850 боевых вылетов в сутки). Для их подготовки, так же как и для операций, обязательно должен разрабатываться общий план. В содержание такого плана должны включаться традиционные элементы: цель и задачи; общие способы решения задач и привлекаемые для этого войска (силы); ресурс боевых и материальных средств; вопросы управления, взаимодействия и всестороннего обеспечения. Сетецентрическая операция адаптивна к условиям обстановки, а ее план должен быть приспособлен к возможным вариантам начала и развития операции. Кроме того, в плане этой операции необходимо предусмотреть меры, обеспечивающие возможность целенаправленных действий воинских формирований и боевых систем различного назначения по решению возникающих частных задач.

Теория управления определяет, что наиболее эффективные действия можно организовать только при централизованном управлении всеми силами и средствами из одного пункта. Поэтому для управления сетецентрическими действиями группировок войск (сил) система пунктов управления, входящих в группировку воинских формирований и боевых систем, должна быть иерархической, с передачей функций управления верхнему звену. Это возможно при выполнении следующих условий. Во-первых, наличие на пункте управления достоверной информации о составе, местоположении, состоянии, обеспеченности и действиях противника и своих войск (сил). Во-вторых, возможность с помощью КСА верхнего звена формировать эффективные способы действий каждым боевым формированием и средством и доводить до них боевые задачи. В-третьих, возможность реализовать цикл управления, меньший, чем у противника.

НАТО и прежде всего США уже давно имеют глобальные разведывательно-управляющие сети и центры управления с КСА, оснащенными моделирующими системами, которые отвечают данным условиям. Например, в войнах против Ирака в 1991, 1998 и 2003 годах, Афганистана в 2001 году управление авиацией США и их союзников осуществлялось с центра управления воздушными операциями, расположенного в городе Эль-Хардж (Саудовская Аравия). На этот центр поступала информация от всех сил и средств разведки в районе военных действий. Его вычислительные возможности позволяли осуществлять моделирование и выдачу до 1500 полетных заданий при интенсивности полетов авиации до 3000 самолетовылетов в сутки. В войне против Югославии в 1999 году более 90 % наземных целей были назначены для поражения их авиацией и крылатыми ракетами органами управления ВВС, находящимися на континентальной части США.

Имеющиеся в ВС РФ «командно-сигнальные» КСА с частными информационно-расчетными задачами (ИРЗ) требуемым условиям не отвечают. Частные ИРЗ этих КСА позволяют получать только частные показатели некоторых возможностей и результатов применения однородных войск (сил) и средств. Они не приспособлены для формирования рациональных способов действий разнородных группировок войск, сил и средств и не обеспечивают адекватную оценку их ожидаемых результатов. Главный недостаток КСА, построенных на частных ИРЗ, состоит в том, что они не позволяют в реальном масштабе времени в ходе боевых действий производить автоматизированную коррекцию ранее сформированных способов действий и обеспечивать их разработку для решения внезапно возникающих задач.

Для устранения указанных недостатков оперативным и стратегическим органам управления необходимы принципиально новые КСА, оснащенные общевойсковыми моделирующими комплексами. Предпосылкой для их создания является информационно-моделирующая среда, разработанная ОАО «Научно-производственное объединение Русские базовые информационные технологии.

Информационно-моделирующая среда (ИМС) - совокупность моделирующей системы и решаемых на ее основе информационно-расчетных задач, связанных с одной базой данных и обеспечивающих формирование военной обстановки любого масштаба, проведение расчетов, разработку способов действий для всех сил и средств вооруженной борьбы и моделирование военных и других действий во всех их проявлениях.

Моделирующая система - ядро (программная основа) ИМС, представляет собой совокупность имитационных и аналитических моделей сил (средств) и среды вооруженной борьбы. Основными из них являются модели: вооружения и военной техники, воинских формирований, систем управления и связи, геоинформационной системы (физико-географических условий) и инфраструктуры, способов военных действий, отображения обстановки. Моделирующая система позволяет создавать и отображать на средствах индивидуального и коллективного пользования в двух- и трехмерном (на тактическом уровне) виде адекватные модели любых условий боевых действий, любого состава и размещения сил и средств вооруженной борьбы. Для них возможно формирование любых способов действий в любых формах и получение на основе моделирования по выбранным показателям результатов действий, близких к ожидаемым реальным.

Информационно-расчетные задачи ИМС включают комплексы организации планирования, оценки обстановки, разработки способов действий противника и своих войск (сил), автоматизированной разработки вопросов управления, всех видов обеспечения и управления. ИРЗ ИМС в отличие от ИРЗ существующих КСА не автономны, а связаны с моделирующей системой, что позволяет получить два существенных преимущества.

Первое преимущество: большая часть исходных данных для ИРЗ, описывающих условия обстановки, автоматически формируется моделирующей системой в ходе моделирования развития обстановки. Это позволяет, например, автоматически формировать маршруты полета авиации к объектам удара с учетом ожидаемой динамики изменения в ходе операции радиолокационного поля и зон зенитного ракетного огня противника.

Второе преимущество: часть полученных при решении ИРЗ данных автоматически используется в моделирующей системе при моделировании. Например, после решения задач по формированию порядка огневого поражения противника ракетными войсками и артиллерией, авиацией и силами флота можно сразу запускать моделирование для определения его ожидаемых результатов. '

Связь ИРЗ с моделирующей системой снимает проблему ручного ввода большого количества исходных данных, описывающих свойства анализируемых объектов и параметров условий обстановки, что существенно упрощает и сокращает время автоматизированного формирования способов действий, в том числе и при возникновении новых задач.

В ИМС также входят средства сопряжения с вышестоящими, соседними и нижестоящими КСА, средствами разведки, а для тактического уровня - и средствами вооруженной борьбы. Это позволит использовать КСА, на которых развернута ИМС, в качестве узлов информационно-управляющей сети группировки войск (сил).

Показанные специфические свойства составных частей ИМС обеспечивают реализацию ряда новых функций, необходимых в перспективных КСА для управления сетецентрическими операциями. Возможность получения из информационно-управляющей сети и формирования вариантов любой обстановки с любым количеством и любым размещением сил и средств позволит автоматизированно формировать и отображать текущую реальную обстановку, складывающуюся в районе военных действий соответствующей группировки войск (сил). Решение ИРЗ для оценки обстановки, разработка способов и моделирование действий войск (сил) позволят поддерживать разработку и принятие решений на операции. А решение ИРЗ для разработки вопросов организации управления и обеспечения операции позволит обеспечивать планирование операций.

Разработанные с помощью ИМС действия будут представлять собой электронные модели соответствующих решений и планов, которые значительно удобнее статических «бумажных» решений и планов. Это определяется.

Во-первых, сложность разработки решений и планов операций (боевых действий) традиционными (ручными) методами позволяет формировать только два, а в исключительных случаях три варианта действий войск (сил) с детальной проработкой только одного из них. Для адаптивных сетецентрических действий возможных вариантов начала и развития военных действий в ряде случаев должно быть предусмотрено значительно больше. ИМС позволяет их сформировать. Такая возможность обеспечивается тем, что разработка элементов решений и планов с помощью ИМС производится автоматизированно. Изменяя исходные данные, можно сразу формировать несколько вариантов развития операции и соответственно вариантов решения и плана.

Во-вторых, ручными методами для каждого варианта операции возможно сформировать, отобразить на карте и описать только два, в исключительных случаях три планируемые состояния группировок войск. Для адаптации действий войск (сил) к условиям обстановки в сетецентрической операции необходимо значительно чаще сравнивать планируемое и реальное ее развитие. В электронных решениях и планах можно разработать и зафиксировать ожидаемую обстановку на любое количество задаваемых моментов времени операции. Затруднений в отображении обстановки не возникнет, так как воспроизводить ее можно последовательно или одновременно на нескольких мониторах. Более того, наиболее активные фазы операции, например, огневое поражение объектов и войск противника, авиационные удары, высадка десанта или прорыв обороны в электронном плане могут быть воспроизведены с помощью моделирования в реальной динамике их развития. Именно эти возможности позволяют динамично управлять ходом операции. На основе сравнения развития реальных и планируемых действий возможно разрабатывать и оперативно ставить задачи на поражение разведанных объектов противника, на перенацеливание авиации на обнаруженные более важные цели, на усиление формирований и т. п. При использовании «бумажных» планов решение таких задач принципиально невозможно.

Указанные свойства ИМС и разработанных с ее помощью электронных решений и планов позволяют создать принципиально новые КСА для реализации сетецентрических действий. В состав нового КСА, построенного на основе ИМС, должны входить модули: сбора и обработки информации, программный информационный, боевого управления, планирования, формирования и доведения донесений и команд боевого управления, - а также автоматизированные рабочие места (АРМ) должностных лиц органа управления (рисунок).

Функционирование такого КСА и его элементов должно осуществляться следующим образом. На всех этапах функционирования КСА модуль сбора и обработки информации обеспечивает получение из разведывательно-управляющей сети данных о составе, состоянии и действиях группировок войск (сил) сторон, об условиях обстановки, а также директив, распоряжений от вышестоящего органа управления и донесений от нижестоящих органов управления. Собранная и обработанная должностными лицами органа управления с помощью АРМ информация поступает через программный информационный модуль и отображается в модулях планирования и боевого управления. Модули боевого управления и планирования реализованы на отдельных моделирующих системах ИМС и работают независимо. Модуль боевого управления постоянно находится в режиме мониторинга текущей обстановки. Модуль планирования от текущей обстановки может отключаться и использоваться для поддержки принятия решения на операцию и обеспечения ее планирования, а также для разработки способов решения внезапно возникающих задач по обстановке, сложившейся на момент отключения от реальной.

Общий порядок работы органа управления по планированию операции группировки войск (сил) соответствует традиционному порядку работы органов управления с добавлением процедур использования ИМС. При поступлении оперативной директивы на основе ее изучения осуществляется автоматизированная разработка документов для организации работы должностных лиц по подготовке операции (расчет времени, разработка графика работы должностных лиц и т. д.). Решаются ИРЗ для оценки обстановки и выработки замысла операции: рассчитываются боевой и численный состав группировок войск, соотношения сил сторон и плотностей их построения, зоны досягаемости, поражения и разведки различных средств и группировок. Вводятся основные данные по вариантам действий противника и своих войск в штабную модель ИМС, рассчитываются и оцениваются ожидаемые результаты действий войск сторон по каждому варианту. Далее проводится детальная разработка способов действий противника и способов применения войск в операции, их моделирование и анализ результатов по критериям эффективности и «цены», то есть ожидаемых потерь сил и средств, выбираются варианты действий войск (сил) для принятия решения на операцию, которое представляется по сети в вышестоящий орган управления для утверждения.

УПРАВЛЕНИЕ ВОЙСКАМИ (СИЛАМИ)

Рис. Структура КСА для управления группировками войск (сил) в сетецентрической операции

После утверждения решения подчиненным воинским формированиям ставятся боевые задачи (через модуль формирования и доведения донесений и командной информации), которые представляют собой физические модели разработанных вариантов способов их действий. Например, при разработке плана-графика огневого поражения противника для каждого ударного самолета с помощью ИМС формируются объекты удара, боевая загрузка (боекомплект), а также маршрут полета, которые могут быть переданы непосредственно для ввода в бортовую ЭВМ.

Далее с помощью ИРЗ разрабатываются вопросы организации связи, управления и видов обеспечения операции, заполняются недостающие данные в электронном плане операции, который будет представлять собой варианты ожидаемой обстановки и действий группировок войск (сил) сторон.

Использование электронного плана для управления войсками (силами) в ходе сетецентрической операции может осуществляться следующим образом. С началом операции запускается отображение выбранного варианта ее плана. Должностные лица органа управления сопоставляют спланированные действия сторон с реально складывающейся обстановкой и выявляют их рассогласование. При появлении существенных рассогласований, например, в случаях обнаружения средствами разведки новых объектов или возникновения непредвиденного очага сопротивления войск (сил) противника осуществляется коррекция плана или разработка способов решения внезапно возникших задач: нанесения внеплановых ракетных, артиллерийских или авиационных ударов, подавления очагов сопротивления сухопутных войск и т. п. Для их выполнения привлекаются временно свободные или выполняющие менее важные задачи силы и средства (от подразделений сухопутных войск до самолетов и высокоточных ракет). Задачи им ставятся с помощью модуля доведения донесений и команд боевого управления. При наличии в модуле планирования нескольких моделирующих систем параллельно могут разрабатываться несколько способов решения внезапно возникающих задач.

Использование КСА, включенного в разведывательно-управляющую сеть, для управления войсками (силами) в сетецентрической операции позволит в разы сократить время с момента возникновения очередной задачи до ее выполнения. Для этого система материально-технического обеспечения должна обеспечивать к моменту выполнения очередной задачи готовность к применению выделенных сил и средств.

Предложенная организация управления войсками, силами и средствами в сетецентрической операции требует разделения в органе управления функций планирования и управления войсками (силами) по реализации разработанного плана. Это обусловлено тем, что должностные лица, работающие на модуле планирования, будут все время заняты планированием (коррекцией) порядка выполнения очередной задачи. Точно так же должностные лица, работающие на модуле боевого управления, будут все время заняты управлением войсками (силами) по выполнению очередного разработанного плана. Разделение функций планирования и управления войсками (силами) по реализации разработанного плана проведено в органах управления вооруженных сил США и некоторых других государств.

Функционирование КСА на основе ИМС тактического звена имеет некоторые особенности. КСА тактического звена обеспечивают управление непосредственно подразделениями и боевыми расчетами, экипажами средств вооруженной борьбы. При управлении ими план боевых действий или его часть может представлять собой автоматический или автоматизированный алгоритм формирования управляющих воздействий для различных ситуаций. Так работают КСА тактического звена управления силами и средствами ПВО. Они осуществляют автоматизированное распределение истребителей и зенитных ракетных подразделений на обнаруживаемые и сопровождаемые средствами радиолокационной разведки средства воздушного нападения. Такие же или усовершенствованные алгоритмы формирования управляющих воздействий для различных ситуаций должны закладываться и в КСА на основе ИМС. Это необходимо, во-первых, для адекватного моделирования действий сил и средств, управляемых с помощью данных КСА, и, во-вторых, для замены (в перспективе) существующих КСА новыми на основе ИМС.

Разработка новых КСА на основе ИМС наряду с развитием систем разведки и связи позволит ликвидировать имеющее место на сегодняшний день отставание от вооруженных сил развитых государств в информационном противоборстве в сфере управления.

Военное искусство в локальных войнах и вооруженных конфликтах. М.: Воениздат, 2009. С. 78.

Военная Мысль. 1992. № 4-5. С. 67-75.

Здесь и в дальнейшем под операцией следует понимать также и боевые действия и другие формы военных действий.

Зарубежное военное обозрение. 2003. № 1. С. 26-27.

Там же.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации