СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6/2011, стр. 63-73
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Социально-исторические предпосылки зарождения и развития профессиональной этики сотрудника пограничных органов
Полковник А. В. МЯГОТИН,
кандидат философских наук
АННОТАЦИЯ. Рассмотрены социально-исторические предпосылки появления и развития профессиональной этики в деятельности пограничных структур России. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: исторический процесс, профессиональная этика, пограничная служба. SUMMARY. The socio-historical background of emergence and development of professional ethics in the activities of border structures of Russia. KEYWORDS: historical process, professional ethics, border service. |
СУЩНОСТЬ каждого социального явления неизменно познается через исторический аспект - исследование его появления и последующего развития, - несущий на себе отпечаток всего богатства предшествующего человеческого опыта. Профессиональная этика сотрудника пограничных органов как явление духовно-нравственной сферы имеет свои предпосылки возникновения, формирования и совершенствования, в целом повторяя вехи общественно-исторического развития России, отражая в своем содержании перипетии и изгибы его течения. Причины возникновения профессиональной этики, несомненно, связаны с историей развития государства, становлением его общественных институтов, обеспечением безопасности, охраной государственной границы.
Решая научную задачу исследования исторических предпосылок зарождения и развития профессиональной этики сотрудника пограничных органов, следует обозначить ряд исходных тезисов.
Во-первых, довольно сложно выделить четкую хронологию в появлении и развитии профессиональной этики пограничников, поскольку процесс не имеет каких-либо дискретных отрезков, а един и неразрывен на протяжении всего своего течения. Генетические основы нравственности кроются в человеческой природе, формах индивидуального ее освоения, общественного производства и воспроизводства, соотносясь с процессами становления социальных отношений, появления и конституирования, например, профессии пограничника.
Во-вторых, все духовно-нравственное - идеалы, ценности, личностные качества, поступки, традиции - имеет специфику, проходя в своем развитии сложнейший путь эволюции от единичного акта человеческой деятельности через общественное признание норм и принципов, вменяемых затем к исполнению либо общественным мнением, либо силой закона. Этические постулаты складываются в течение длительного времени, фиксируясь на глубоких ментальных слоях сознания, ввиду чего обладают определенной степенью инерции и, как правило, не подвержены быстрым изменениям.
В-третьих, следует подчеркнуть специфику предмета исследования в историческом ракурсе, которая кроется в уникальности, спонтанности, спорадичности нравственных проявлений, что принципиально отличает его от предметов изучения других наук, требует применения иных подходов и методов понимания, оперирования законами исторического развития.
В-четвертых, социально-философский анализ снимает социокультурные коды морали в исторической хронологии, представляя пеструю картину идей, ценностей, взаимосвязей, стереотипов, диалектику их изменений. Это обусловлено тем, что в различные исторические периоды пограничная служба входила в состав различных государственных ведомств (Министерство финансов, армия, НКВД, ОГПУ, МГБ, МВД, КГБ), включая и период самостоятельного функционирования в системе обеспечения безопасности страны (Федеральная пограничная служба). Учитывая открытый характер профессиональной этики, следует отметить, что ее воспроизводство неизменно отражало менталитет представителей того ведомства, в состав которого входили пограничные структуры.
Государственное обустройство задается пространством и его социальными границами, играющими роль в определении статуса, суверенности, прав и свобод его граждан, неизменно находящих обоснование и отражение в сфере нравственности. Уже древняя история показывает примеры своеобразной стратификации общества по профессиональному признаку, что ранее, конечно, просматривалось неявно и не носило современных форм дифференциации.
В феодальную эпоху более или менее четко обозначились группы государственных лиц, монахов, воинов, ремесленников, что стало своеобразной предпосылкой современных подходов к классификации профессий. В своем трактате «Государство» Платон, конструируя идеальное общество, выделял в нем три класса, одним из которых являлись воины. В работе приводятся качества, которыми они должны обладать, и предлагается система их воспитания, включающая и принципы этического характера. При внимательном прочтении можно увидеть одну из центральных нравственных идей - защита Отечества как важнейшее из общественных благ.
Примечательно, что практическим действиям соответствовали и требования духовно-нравственного характера, отражающие важнейшую черту и перспективу зарождения феномена профессионализма. Подтверждением этому выступает хорошо известный, пожалуй, самый древний профессионально-этический кодекс, связанный с врачеванием, отражающий обозначенные зависимости в изложении Гиппократа. В истории существуют примеры и других специфических воинских кодексов, которые могут по хронологии сравниться с ним, например, кодекс Бусидо (кодекс чести самурая).
Вместе с тем сегодня большой интерес вызывает обращение к отечественной военной истории, в том числе к ее духовно-нравственному наследию. Актуализирует это направление и обостряющееся противоречие между моральным долженствованием и конкретно-историческими формами его реализации в различных сферах деятельности в современных условиях, порождая множественные нравственные коллизии. Историческая судьба русского духовно-нравственного наследия в военной сфере (армии, флоте, пограничных структурах) сложна и неповторима. От пронизанных верой моральных постулатов «За Веру, Царя и Отечество!» до идеологических клише типа «морального облика советского воина» и далее к современной ситуации поиска собственной идентичности профессиональной этики воинского служения - таков непростой путь эволюции морали.
Возникновение и развитие профессиональной этики пограничников объективно связаны с потребностями охраны государственной границы, появлением специальной государственной структуры, конституированием самой этой профессиональной группы в рамках профессии военнослужащего.
Зарождению знаний об охране государственной границы предшествовал опыт охраны мест стоянок кочевников, а затем и поселений от внезапного нападения грабителей, что подтверждает предположение о самом раннем происхождении данного вида действий. В древности военизированные структуры выполняли обобщенные функции как прототип современных вооруженных сил и прообраз пограничных войск. И только на последующих этапах специфика задач по охране границы, тонкости «пограничного дела» потребовали создания особых вооруженных формирований - пограничной стражи (пограничной охраны, пограничных войск, пограничных органов). Вместе с тем эта обособленность, а также порядок службы и уклад жизнедеятельности пограничников послужили предпосылками зарождения и развития особого склада (типа) воинской духовности. В зачаточных формах древнерусской воинской этики были заложены традиционные для народной культуры моральные основания ратного служения. Одной из специфических черт, как отмечал А.А. Керсновский, является то, что «в основу русской военной системы испокон веков был положен принцип ее обязательности - долг каждого защищать Русскую землю - принцип «повинности». Так, например, московская рать явилась прообразом первой национальной армии в мире, подобно тому, как петровская армия весь XVIII век была единственной национальной армией в Европе».
Предположительно начало организации охраны и защиты рубежей Древней Руси относится ко второй половине IX века, когда произошло объединение двух крупных территорий - самостоятельных полугосударств Киевского и Новгородского. Конкретно-исторические прообразы современных границ уже тогда четко выражали основополагающие принципы охраны и защиты рубежей, что требовало не только военной (вооруженной) силы, но и особого душевного настроя, духовного склада, нрава. Постоянная охрана границ этих княжеств была необходимым условием существования и одной из главных задач складывающегося государства. Это привело к возрастанию роли вооруженных структур - княжеских дружин, «пограничных сторож», ограждавших и оборонявших пределы Руси от степняков.
Нравы (нравственность) находили отражение во всех формах бытия, включая и ратное дело. В них складывались и проявлялись менталитет народа, ценностные ориентации, природа и культура общения. Например, в дружинах, постоянно участвующих в боевых походах, устанавливались моральные нормы взаимоотношений друг с другом, в отношении к простым людям, к врагу на поле брани, к плененному противнику. В отрядах, народных ополчениях, иных вооруженных структурах формировались неписанные боевые правила, нравственные нормы, ратные привычки воинства. Как следствие этого складывался духовно-нравственный идеал защитника Отечества, его обобщенный образ, наделенный исключительно положительными чертами и качествами.
Значительным социокультурным событием явилось принятие на Руси в 988 году христианства в его восточном (византийском) варианте. Сложные исторические судьбы предопределили этот выбор, ставший не только государственно-идеологической политикой в развитии страны, но и оказавший огромное влияние на всю историю, культуру, нравственность, менталитет народа. Вместе с христианством появились письменность, школы, новые законы. В последующем церковь оказывала значительное влияние на систему отношений, постепенно приобретая характер устойчивого и очень влиятельного социального института.
Говорить о профессиональной этике как относительно самостоятельном образовании на этом этапе вряд ли возможно, не могло сложиться и какой-либо теории морали такого специфического рода деятельности, как охрана рубежей государства. Первоэлементы профессиональной нравственности стражей границ вызревали в контексте общих представлений о службе, ее нормах, предназначении, базируясь на религиозных постулатах и вере. На практике это находило проявление в терпеливом перенесении всех тягот военных походов, в храбрости, мужестве воинов, их самоотверженности в суровых испытаниях и битвах.
Опыт по охране рубежей древнерусского государства уже содержал специфические нравственные нормы, в дальнейшем они были использованы и развиты в сторожевой и станичной службе Московского государства. Это находило отражение сначала в устном народном творчестве (сказаниях, былинах, песнях и др.), затем в письменных произведениях, иных формах искусства. Так, например, в одном из самых древних сохранившихся источников культуры, «Слове о полку Игореве», четко отображается нравственное содержание ратного дела, менталитет русского воина - защитника, верного товарища, храброго, мужественного человека. Примером этому служит краткое слово князя Игоря: «Братья, сего есмы искали, а потягаем». Поразительно, что Игорь ничего не сулит своим воинам и не ободряет их перспективой победы. Он только обращается к их чувству чести, к их чувству долга и мужеству. Это предопределяло и тактику боя. Известно, что в войске Игоря были не только профессиональные воины-дружинники, но и крестьянское ополчение - «черные люди». Княжеская дружина была на конях, крестьяне шли в пешем строю. Игорь приказал дружине сойти с коней, чтобы сражаться всем вместе, не опережая друг друга.
Таким образом, в недрах Древней Руси сформировалась яркая и самобытная культура, развились ремесла, определенного уровня достигли военное дело и искусство охраны рубежей государства. Все это явилось предпосылками выделения категории людей, по роду деятельности связанной с защитой границ территории существования, в этой сфере начал формироваться специфический воинский коллектив как относительно целостная совокупность нравственных представлений, ценностей, норм, отражая в целом ментальность и истинные черты русского характера.
Последующее развитие профессиональной этики пограничников неразрывно связано с государственным обустройством, которое задается пространством и его границами, в конкретном социуме создающим особую пограничную сферу, обусловливающую специфику явлений и процессов, в ней происходящих, предполагающую иной, отличный от других тип отношений, соответствующих нравственных норм и правил. Уже на первоначальном этапе развития российского государства выявляются признаки зарождения особого, «пограничного» типа отношений. Это определялось тем, что вооруженные формирования того времени выполняли комбинированные функции, включающие и охрану рубежей государства.
«Военная доктрина» того периода в целом носила оборонительный характер, имея основной целью защиту своей территории от внезапного нападения агрессивных соседей. Особенно энергичную и успешную деятельность в этом направлении развивали князья Владимир Красное Солнышко и Ярослав Мудрый. То, что задумал и осуществил князь Владимир, явилось крупной военно-пограничной реформой. По его инициативе в основу устройства воинства была положена поместная система, а главным ее видом стало «поселенное» войско. Это создавало предпосылки для зарождения традиций, правил поведения, норм взаимоотношений приграничного воинства.
Нравственные требования к пограничнику постепенно приобретали характер (статус) морально-правовых, поскольку вопросами охраны границы занимались царь, боярская дума, приказы. Предпосылки первого этического регламента пограничника просматриваются в «Приговоре о станичной и сторожевой службе» (1571), определявшем права и обязанности стражи и порядок охраны рубежей. Исторические факты говорят о том, что этот документ был написан с особой тщательностью, с учетом имеющегося исторического опыта охраны границы. С этого момента охрана границы становится законодательно оформленной функцией государства.
В «Приговоре» четко просматриваются нравственные основы, приобретшие статус морально-правовых. Например, сторожам запрещалось самовольно съезжать со сторож, не «дождався... себе перемены». Определялось и самое суровое наказание - смертная казнь, полагаемая виновным в оставлении своего поста, «если в те поры государевым украйнам учинится война». Если при проверке, произведенной головой или воеводой, окажется, что станичники или сторожа стоят «небрежно или неусторожливо и урочищ не доезжают», то, «хотя приходу воинских людей и не будет, и тех станичников и сторожей за то бити кнутом». Примечательно то, что сторожей не наказывали в случае их ошибки, создавая этим большую инициативу в действиях, формируя такие нравственные качества пограничников, как ответственность, самостоятельность, бдительность, которые в процессе службы приобрели статус профессионально-необходимых свойств.
Складывающаяся система охраны границы, образ ее защитника, духовно-нравственные качества получают развитие в дальнейших социально-исторических преобразованиях, отражая коллизии этого процесса. Исторические факты подтверждают, что во второй половине XVII века на северо-западной границе стали поселяться солдатские полки, казаки и драгуны, на которых возлагалась пограничная служба. «Царь Алексей Михайлович, - пишет И.Д. Беляев, - в 1648 году на границах Швеции в Новгородском уезде целые погосты крестьян и бобылей со всеми селами, деревнями и угодьями назначил в драгунскую службу: следовательно, думал из них составить особого рода военные поселения или границы».
Таким образом, можно говорить о формировании первых пограничных гарнизонов с присущими им ритмами жизни, спецификой отношений, традициями, укладом жизни и др. Мораль в сложной системе отношений многонациональных, разных по вере, укладу жизни поселенных групп выступала самой доступной, простой, универсальной и естественной формой их регуляции.
Создание регулярной армии как закономерный процесс стало исторической вехой, новым этапом в развитии не только собственно вооруженных сил, но и государства в целом. Неоценима роль личности Петра I как организатора коренных изменений практически во всех сферах жизни России, включая и военную. В этот период круг задач, возлагаемых на армию, казачество и ландмилицию предполагал охрану и оборону границы, борьбу с контрабандой, пресечение проникновений вражеских лазутчиков, борьбу с угрозой «морового поветрия» (карантинная служба), борьбу с бродягами и беглецами в приграничной полосе.
Проведение военной реформы обусловило необходимость системы производства в чины и порядок замещения ими различных воинских должностей. В этой связи появление офицерства - исторически обусловленное явление. Развитие в последующем института российского офицерства является самым значительным фактором в формировании профессиональной этики, героизации и романтизации службы, появлении идеалов чести, мужества, достоинства.
Впервые слово «офицер» встречается в сочинениях герцога Филиппа Киевского «Kriegsordnung» (1573), но оно еще не имело современного значения, а означало всякое лицо, занимавшее определенную государственную должность. Только к концу XVI столетия во Франции слово «офицер» приобрело современное значение, которое перешло и во все европейские страны. С конца того же столетия офицерами стали называть только представителей командного состава армии и флота. В России данный процесс имел своеобразие, связанное на начальном этапе с традиционными принципами сословности и кастовости офицерского корпуса, а в дальнейшем с развитием и более современных принципов комплектования.
В этот период находят выражение официальные взгляды церкви на характер моральных отношений в армии, нравственные качества русского солдата и офицера, идеалы служения государству и пути их упрочения. В рамках христианских постулатов получили развитие духовно-этические традиции русского воинства, вбирающие основополагающие ценности гуманности, воинского долга, доброго, достойного обращения к человеку, в том числе и к неприятелю. Не случайно это нашло отражение в понятии «русское христолюбивое воинство», собирательный образ которого актуализируется и сегодня в рамках возрождения исторических традиций.
Вопросы патриотизма, служения, добродетели, порядочности в представлениях того времени находили отражение во взглядах прогрессивных мыслителей, полководцев, писателей, чьи идеи нередко расходились с официальной позицией. Огромный вклад в развитие теории и практики духовно-нравственного воспитания воинов внесли П.А. Румянцев, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, М.И. Драгомиров и др.
Так, например, А.В. Суворов оставил заметный след не только в списке великих военных побед России, но и выступил своего рода теоретиком и практиком по многим вопросам, включая и нравственные аспекты воинской деятельности. Он считал, что «если смотреть на солдата как на артикул стреляющий, моральный дух будет дремать». В обращении к низшим чинам он часто использовал слова «ребятушки», «други», «братцы», подчеркивая этим войсковое братство, боевую солидарность, что очень высоко ценилось солдатами. Суворов был противником широко распространенной системы физических наказаний в армии. «Умеренное... наказание, - писал полководец, - смешанное с ясным и кратким истолкованием погрешностей, более тронет честолюбивого солдата, нежели жестокость, приводящая оного в отчаяние».
Общеизвестны требования А.В. Суворова и к облику офицера: «Весьма смел, но без запальчивости, скор без опрометчивости, деятелен без легкомыслия, подчинен без униженности, честолюбив без лукавства, скромен без притворства, основателен без педантства, приятен без ветренности, благонадежен без коварства, проницателен без пронырства, откровенен без простодушия, приветлив без околичностей, уступчив без корыстолюбия». Пожалуй, более точной и яркой характеристики офицера найти трудно.
Особой вехой в развитии пограничного дела стала первая четверть XIX века, когда в ходе преобразования вооруженных структур пограничная стража получает самостоятельный статус. Появляются отличные от военнослужащих других родов войск правила этикета и форма обмундирования. В проекте «Положения об устройстве пограничной таможенной стражи на европейской границе и штате оной» отмечалось, что отличительной особенностью пограничников становится зеленый цвет в форменном обмундировании (это сохранено и в настоящее время). В Положении, которое было утверждено императором, указывалось и то, что пограничная таможенная стража основывается на воинских началах и комплектуется из кавалерийских и пехотных полков за счет «людей здоровых, неувечных, трезвых и проворных и вообще хорошего поведения».
В результате реформ, проведенных с учетом изменений социально-политической ситуации, был образован Отдельный корпус пограничной стражи (ОКПС), который представлял собой самостоятельную военизированную организацию, предназначенную для осуществления пограничного надзора и обеспечения законности перемещения через границу России лиц, товаров и грузов. Такое преобразование сыграло ключевую роль в зарождении и развитии корпоративного духа пограничников, формировании чувства гордости за принадлежность к ОКПС. Однако отдельные исследователи отмечают достаточно сложный и противоречивый характер этого процесса, связанный с порядком подчиненности вновь образованной структуры гражданским чиновникам, с отсутствием четких организационных начал и особенностями комплектования пограничного корпуса.
Вместе с тем этот период развития пограничной стражи является наиболее продуктивным в плане формирования кодекса профессиональной чести. Этому способствовало введение испытаний для офицеров, поступающих в пограничную стражу, по образцу тех, которые уже стали правилом в Отдельном корпусе жандармов. Например, необходимо было неукоснительное соблюдение следующих условий: кандидат должен иметь дворянское происхождение, прослужить в войсках не менее пяти лет, не иметь долгов. И действительно, в результате проведенных мероприятий и принятых мер служба в ОКПС становится престижной.
Свое развитие профессиональная этика получала в системе подготовки военных кадров. В основу формирования нравственности юнкеров были положены: воспитание русского патриотизма, любовь к Отечеству и государю, готовность защищать их не щадя жизни, привитие норм поведения, соответствующих кодексу офицерства. Показательно то, что нравственные проявления, базируясь на традиционных основах, имели свое документальное подкрепление в уставах и наставлениях. Поведенческие нормы определялись на основании «высочайше одобренных» многочисленных сборников, кодексов, правил, наставлений.
Общественно-политические события в канун революций 1917 года, скоротечные, разрушительные и трагичные, привели к серьезной деформации духовности российского общества, его вооруженных сил, пограничной стражи. События этого времени настолько противоречивы, сложны и неоднозначны, что представляют собой поле для специальных исследований. Однако многочисленные источники и примеры показывают сложную динамику процессов, связанных с духовно-нравственными традициями пограничников. Одним из основных дестабилизирующих факторов того времени выступила кардинальная смена идеологии, поставившая вопрос о возможности дальнейшей службы перед подавляющим большинством профессионалов.
Следует учитывать и то, что офицерство представляло собой особый социальный слой, наиболее образованный, патриотически настроенный и преданный существовавшей общественно-политической системе. Поэтому сложна и трагична его судьба, а весь период становления и развития советских пограничных войск, формирования его офицерского корпуса характеризуется острым политическим, экономическим и идеологическим противоборством. В эти годы в понятие «высокое морально-политическое состояние воина-чекиста» вкладывалось следующее: человек, преданный Коммунистической партии, обладающий сильной волей, сообразительностью, общественным авторитетом, высокими моральными качествами, твердыми политическими убеждениями, настроениями и симпатиями.
Важной особенностью этого периода является то, что, несмотря на значительные социально-политические и военно-экономические изменения, характер деятельности пограничных войск не претерпел кардинальных перемен, вследствие чего сохранились основные нравственные идеи и установки их представителей. Значительную роль в этом сыграл офицерский корпус, ставший хранителем профессиональных традиций и духовно-нравственных ценностей пограничников.
Этот период формирует и специфические черты нравственности советских пограничников, складывается образ, соответствующий полномочному представителю советской власти на государственной границе, формируются стереотипы моральных качеств, норм поведения, принципов деятельности. Восстанавливаются такие морально-нравственные установки, как преданность, патриотизм, ответственность, принципиальность, неподкупность, бдительность; формируются те моральные качества, которые в силу их значимости являются профессионально необходимыми. На новой идеологической основе происходит развитие теории профессиональной морали советского воина- пограничника.
Однако следует заметить, что деятельность военизированных структур была крайне идеологизирована, что на практике нередко проявлялось в достаточно жестких действиях сотрудников в приграничных районах. Основным руководящим принципом был лозунг: «Кто не с нами, тот против нас». ГГ. Беляев отмечает, что в тот период ненависть, непримиримость к врагу являлись нравственными качествами, то есть любые средства, применяемые на практике, оправдывались некой высшей целью. В непредвзятых оценках такая постановка вопроса, чем бы она ни объяснялась, противоречила этическим постулатам и характеризовала крайне сложную социально-политическую ситуацию того времени.
Прослеживается определенная закономерность в объективной потребности документального закрепления моральных принципов бойца Красной Армии, что находило свое выражение в издаваемых в частях и соединениях «Революционных памятках», «Боевых заповедях», «Красных присягах». Особо важную роль в провозглашении принципов советской военно-этической теории сыграла первая советская «Военная присяга», утвержденная ВЦИК 22 апреля 1918 года, в которой определялся круг тех классовых, воинских и моральных обязанностей, которые брал на себя военнослужащий. Вызревал новый нравственный идеал сотрудника, который лаконично и ярко выразился в словах Ф.Э. Дзержинского: «Настоящий чекист должен иметь холодную голову, горячее сердце и чистые руки».
Социально-исторический ход событий, избранная модель построения общества, политический курс государства, его вооруженных структур определили направления развития духовно-нравственной сферы пограничных войск. Создавалась целостная система обучения и воспитания советских воинов-пограничников. Это способствовало развитию корпоративного духа пограничных войск. В ходе пограничной деятельности в чрезвычайно сложной социально-политической и военной обстановке вырабатывались профессионально-этические ценности, укреплялись старые и появлялись новые традиции.
Великая Отечественная война как социально-историческое явление глобального масштаба четко обозначила роль и место духовно-нравственных основ защитников Родины. В предисловии к книге «Традиции русского офицерства» Н. Кривицкий приводит слова генерал-майора, доктора военных наук Н. Талинского: «Война, вобравшая в себя весь многовековой опыт военного искусства, предъявила суровые требования к командному составу нашей армии... Нравственная сила, которая всегда была решающим фактором, ныне приобретает еще большее значение. Воля и мужество командира возвышаются невидимым обелиском в самом центре кипящей огнем и кровью битвы и творят победу».
В своих мемуарах один из величайших полководцев Великой Отечественной войны Г.К. Жуков писал: «Большая заслуга перед Родиной принадлежит пограничник, к Они первыми приняли удары немецких войск и сделали все, что было в их силах, для срыва гитлеровского плана молниеносной войны, согласно которому пограничные отряды должны были быть сметены за один-два часа после вторжения... Там, где дрались части и соединения пограничников, мы всегда были уверены в их успешных действиях».
Феномен героизма, неизменно присущий воинскому служению, по-особому проявляется в пограничном деле. Прежде всего это связано с его спецификой: действия пограничника носят ярко выраженный индивидуально-коллективный характер.
Пограничная служба предполагает автономные, индивидуальные или малыми группами (пограничными нарядами) действия ее субъектов, зачастую в экстремальных ситуациях, в отрыве от основных сил. В этом случае изыскиваются внутренние духовно-нравственные резервы, срабатывает личностная мотивация.
В послевоенный период патриотизм, готовность к подвигу воспитывались на культе воина-освободителя. На героических примерах выстраивалась система нравственного воспитания военнослужащих, формировались пласты профессионально-этических ценностей, обладающие убедительной силой, наглядностью, знаковостью. Однако мораль полностью отражала идеологию того времени - профессиональная этика пограничника все более приобретает характер партийной морали. В 1969 - 1970 годах по решению ЦК КПСС в пограничные войска на политработу было призвано из запаса более 1200 человек. Это привело к укреплению идеологических партийных основ в воспитании, принявших догматизированные формы.
Сложившаяся к середине 80-х годов прошлого столетия социокультурная ситуация в России - историческая веха, названная «перестройкой»,- сейчас ассоциируется с совокупностью политических, экономических, идеологических, культурно-духовных реформ. Этика в этих преобразованиях была выбрана в качестве общего ориентира гуманистической направленности, но ее выражение не нашло отражения в социальной ситуации, поскольку заданный вектор без веры, идеологической основы имел размытые границы.
События начала 1990-х годов кардинальным образом изменили ситуацию практически во всех сферах жизни страны. Наиболее значимым стали трансформационные процессы в идеологии, политике, экономике, духовной сфере. Системообразующее ядро советского государства - политическая партия (КПСС) - было упразднено. Реорганизация существовавших политорганов, а затем их полная отмена, в том числе и в пограничных войсках, предполагала введение новых структур, обеспечивающих направленность политической ориентации военнослужащих, воспитание и обучение профессиональных военных кадров. Однако ввиду целого комплекса причин сделать это не удалось.
В этот период проблемы нравственной сферы приобрели характер второстепенных, образуя своеобразный духовный вакуум. Непродуманность действий, обострение социально-политической ситуации в стране - все это привело к необратимым результатам. В последующем духовно-нравственный кризис был не только не преодолен, но и получил свою эскалацию.
Современный период развития пограничных войск, а затем пограничных органов характеризуется частыми преобразованиями, соответствующими сложному диалектическому характеру развития общества и государства, что обусловливает появление новых черт профессиональной этики сотрудников пограничных органов. Они диктуются появлением новых угроз национальной безопасности в пограничной сфере, кардинальным перестроением системы охраны государственной границы, оптимизацией общественных и профессиональных отношений, модернизацией системы подготовки профессиональных кадров.
На рубеже XX-XXI веков происходит смена парадигмы восприятия государственной границы, суть которой заключается в переходе от линейного к пространственному видению происходящих процессов и явлений. Это требует перестройки не только системы обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве, но и формирования современной структуры государственной границы, облика сотрудника пограничных органов, обновления его мышления, менталитета, воспитания толерантности, политической и религиозной корректности, тактичности, интеллигентности при сохранении традиционной бдительности, принципиальности, патриотизма.
Для России образ пограничника символичен. Он отражает многотрудный процесс образования российского государства, становления его границ, выражение его национальных интересов. Как образно и точно отмечает В.И. Боярский, «настоящий пограничник никогда не будет подвержен так называемой иллюзии неуязвимости и отсутствия опасности, присущей определенной категории людей в этой особенно трудной и чрезвычайно важной профессии - государственную границу охранять! Поэтому и не каждому дается право ходить по краешку родной земли».
Платон. Государство. М.: Мысль, 1970. Т. 3. С.212 - 217.
Великие мыслители Запада / Пер. с англ. В. Федорина. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. С. 29.
Керсновский А.А. История русской армии: Т. 1.М. 1992. С. 14.
Слово о полку Игореве. М.: Художественная литература, 1995. С. 5.
Современная терминология, в частности, термин «военная доктрина» используется для более точного пояснения сути явлений.
Пограничными делами ведал Разрядный приказ, где ежегодно составлялась подробная роспись по всем сторожам и станицам. Охрана рубежей носила приоритетный характер в государстве и рассматривалась как неотъемлемое условие обустройства, все четче определяя особый статус этого вида деятельности, формируя требования к его представителям.
Беляев И.Д. О сторожевой, станичной и полевой службе на польской украйне Московского государства до царя Алексея Михайловича. М., 1846. С. 15 - 21.
Боярский В.И. Настороже Руси стояти. М.: Граница, 1992. С. 32.
Там же. С. 32, 33.
Беляев И.Д. О сторожевой, станичной и полевой службе на польской украйне Московского государства до царя Алексея Михайловича. М., 1846. С. 35.
Ландмилиция, поселенные войска - структура впервые образованая Петром I в 1713 году для защиты от крымских татар. С 1731 года стала именоваться Украинской ландмили-цией, существовала до 1763 года, когда обратилась в обыкновенные полки.
Редигер А. Офицер // Энциклопедия военных и морских наук / Сост. под гл. ред. ген.-л-та Леера. Т. V. СПб., 1891. С. 527.
Суворов А.В. Полковое учреждение. М., 1948. С. 69.
5 августа 1827 года Николай I утверждает «Положение об устройстве пограничной таможенной стражи на европейской границе и штате оной».
Вагин В.И., Бандурин С.Г. Феномен пограничной элиты Отечества: исторический ас-пект: Монография. - М.: Пограничная академия ФСБ России, 2008. С. 64, 75, 76.
В 1893 году 15 октября по предложению министра финансов графа СЮ. Витте Александр III подписал указ Правительствующему сенату о создании Отдельного корпуса пограничной стражи.
Плеханов А.А., Плеханов A.M. Отдельный корпус пограничной стражи императорской России (1893 - 1917): исторический очерк. М.: Граница, 2003. С. 60, 61.
ЦГАСА, Ф. 40 с. Оп. 1 с, д. 5. Л. 33.
Беляев ГГ. Этические взгляды Ф.Э. Дзержинского и их роль в формировании морально-политических и боевых качеств советских воинов-пограничников. М.: ВПА., 1977. С. 165.
Кривицкий Н. Традиции русского офицерства. М., 1945. С. 3.
Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. В 3-х т. Т. 3. 7-е изд. М.: Агентство печати «Новости», 1986. С. 287.
17 Боярский В.И. Линия Зырянова. Когда граница была на замке. Страницы истории. М.: Издательский дом «Красная звезда», 2008. С. 292.