СЛОВО ЮБИЛЯРАМ
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 9/2011, стр. 3-12
СЛОВО ЮБИЛЯРАМ
Ярославское высшее зенитное ракетное училище ПВО: история и современность
Генерал-майор В.М. МАРТЫНОВ,
кандидат технических наук
Мартынов Владимир Михайлович родился 6 марта 1958 года в городе Лида Белорусской ССР.
Окончил Минское Высшее инженерное зенитное ракетное училище войск ПВО страны (1980), Военную Краснознаменную академию ПВО имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова (1995) с отличием.
С 1980 по 2005 год проходил службу в войсках ПВО страны в должностях от начальника отделения радиотехнической батареи зенитного ракетного дивизиона до начальника штаба соединения ВВС.
С 2005 года по настоящее время - начальник Ярославского высшего зенитного ракетного училища ПВО, филиала ВУНЦ ВВС.
Кандидат технических наук, доцент. Заслуженный военный специалист, автор более 20 научных трудов.
АННОТАЦИЯ. Поэтапно показана история Ярославского высшего зенитного ракетного училища ПВО от момента его образования и до сегодняшних дней, раскрыто его значение в подготовке квалифицированных офицерских кадров для войск противовоздушной обороны. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: противовоздушная оборона, кадетский корпус, преподавательский состав, военно-учебное заведение, система военного образования, научная работа, духовно-нравственное воспитание. SUMMARY. The article shows step by step the history of the Yaroslavl Higher Antiaircraft Missile School of Air Defence from its inception until today, reveals its importance in training of qualified officers for air defence troops. KEYWORDS: air defence, cadet school, instructional staff, military educational institution, system of military education, scientific research, spiritual-and-moral education. |
ЯРОСЛАВСКОЕ высшее зенитное ракетное училище противовоздушной обороны (ЯВЗРУ ПВО) 15 октября 2011 года отмечает свое шестидесятилетие.
Выбор места дислокации училища не был, на наш взгляд, случайным. Ярославская земля всегда была щедрой на военные таланты. Здесь родились великие русские полководцы Александр Невский и адмирал Федор Ушаков. Она дала армии одного из лучших военных инженеров XIX века генерал-лейтенанта А.З. Теляковского. В Ярославле получал военное образование легендарный командарм Гражданской войны М.С. Матиясевич. Ярославцами являются маршалы Советского Союза В.К. Блюхер, Ф.И. Толбухин, командармы Великой Отечественной войны генерал армии П.И. Батов, генерал-полковники В.И. Виноградов, Ф.И. Труфанов, М.Н. Шарохин, генерал-лейтенанты С.Н. Красильников, К.Ф. Николаев, Ф.М. Харитонов, конструкторы знаменитого танка Т-34 М.И. Кошкин и минометного вооружения Б.И. Шавырин и многие другие. Именно в Ярославском стрелковом полку еще в 1923 году начинал свою командирскую службу прославленный военачальник и герой Великой Отечественной войны генерал-майор И.В. Панфилов.
С момента своего основания ЯВЗРУ ПВО располагается в старинных исторических зданиях архитектурного ансамбля Ярославского кадетского корпуса, построенного по указу императрицы Екатерины II. На протяжении более 200 лет здесь размещались воинские части и учреждения в основном образовательного характера. В дореволюционный период - батальоны кантонистов, пребразованные в училища Военного ведомства, затем сменившие их военные прогимназии и военные школы, а в предреволюционный период - Ярославский кадетский корпус. Следует отметить, что из стен корпуса вышли немало талантливых и известнейших людей, прославивших наше Отечество. Среди них выдающийся писатель и ученый России Леонид Павлович Сабанеев, начальник Морских Сил РККА Михаил Владимирович Викторов.
В послереволюционные годы, вплоть до образования училища, в зданиях кадетского корпуса последовательно размещались: подразделения 52-го Ярославского стрелкового полка; Новгород-Волынское военно-пехотное училище, которое впоследствии было переименовано в Ярославское военно-пехотное училище; дважды Краснознаменное военно-политическое училище, передислоцированное из Москвы. Выпускники этих училищ вписали немало ярких страниц в историю защиты Отечества, особенно в годы Великой Отечественной войны.
В послевоенные годы во всем мире особенно быстро совершенствуются средства ведения вооруженной борьбы, в том числе средства воздушного нападения. Все более широкое применение находит сверхзвуковая реактивная авиация. Сдерживать вероятного противника были призваны Войска противовоздушной обороны, которые начали интенсивно оснащаться новым видом вооружения - зенитными ракетными комплексами (ЗРК). Перед подразделениями и частями войск ПВО встала задача по их освоению и при необходимости эффективному применению. Для решения этой задачи потребовались соответствующие специалисты.
В августе 1951 года согласно директиве Генерального штаба ВС СССР от 30 июня 1951 года на базе расформированного военно-политического училища под условным наименованием войсковой части создается Ярославское военно-техническое училище войск ПВО страны. 14 октября 1951 года состоялось торжественное собрание, посвященное открытию училища, а 15 октября - первый учебный день. Эта дата и стала ежегодным праздником - Днем училища.
В развитии училища можно выделить три этапа:
1951-1971 годы - среднее военно-учебное заведение со сроком обучения 3 года;
1971-1993 годы - высшее военно-учебное заведение со сроком обучения 4 года;
с 1993 года по настоящее время - высшее военно-учебное заведение со сроком обучения 5 лет.
На первом этапе развития училищем последовательно командовали полковник Л.Н. Меднов (1951), генерал-майоры Н.Я. Грабовский (1952-1954), В.Д. Годун (1954-1958), В.Т. Рачковский (1958-1961), М.А. Фоминский (1958-1970). Все они, участники Великой Отечественной войны, имели богатый войсковой опыт.
Согласно первому штату в структуру училища входили отделы, службы и учебные циклы, задачами которых были организация жизнедеятельности учебного заведения и проведение учебной, методической, научно-исследовательской и воспитательной работы.
Преподавательский состав набирался из войск, других учебных заведений войск ПВО страны. Основу преподавательского коллектива составляли офицеры - участники Великой Отечественной войны, имевшие боевой опыт и опыт службы в войсках, однако не изучавшие совершенно новую в то время зенитную ракетную технику. Положение дел осложнялось тем, что перед училищем была поставлена задача в кратчайшие сроки приступить к подготовке офицеров-техников по наземному стартовому и бортовому оборудованию зенитных управляемых ракет (ЗУР) ЗРК С-25 «Беркут». Для решения данной задачи предстояло в короткие сроки разработать и создать необходимую учебно-материальной базу (УМБ) - специализированные классы, лаборатории, наглядные пособия, карты, схемы и лабораторные установки. При этом было немало трудностей: даже техника, предназначавшаяся для изучения курсантами, была получена лишь спустя несколько месяцев после начала занятий.
Набор курсантов осуществлялся из числа гражданской молодежи со сроком обучения три года и из числа военнослужащих, проходивших службу в Вооруженных Силах Советского Союза, со сроком обучения девять и одиннадцать месяцев - по ускоренной программе.
16 марта 1952 года в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1951 года училищу было вручено Боевое Знамя «...как символ воинской чести, доблести и славы, как напоминание каждому из бойцов и командиров об их священном долге - преданно служить Родине, защищать ее мужественно и умело, отстаивать от врага каждую пядь родной земли, не щадя своей крови и самой жизни» (так записано в сопроводительной грамоте).
С 1953 года наряду с подготовкой курсантов в училище организуются сборы офицеров и сверхсрочнослужащих со сдачей ими экзаменов за полный курс обучения. Введение системы экстерната в обучение позволило многим офицерам и сверхсрочнослужащим, имеющим опыт работы на технике, повысить уровень своего образования без отрыва от службы.
1954 год - особая веха в жизни училища: состоялся первый выпуск молодых офицеров-ракетчиков, прошедших полный трехгодичный курс обучения. Всем выпускникам приказом министра обороны присвоено воинское звание «техник-лейтенант» по двум специальностям - «техник по материальной части снаряда, двигательных установок и наземному оборудованию» и «техник по приборам управления». Это был первый выпуск офицеров-ракетчиков, изучавших ЗРК «Беркут».
В училище постепенно складывался квалифицированный преподавательский и командный состав. Сложность его становления заключалась в частой модернизации изучавшейся техники. Более того, в 1953 году наряду с созданием стационарного ЗРК С-25 началась разработка подвижного ЗРК, получившего впоследствии наименование С-75 «Двина». На училище была возложена новая задача по подготовке офицеров-специалистов этого профиля.
Командование училища, особенно в период становления, уделяло большое внимание налаживанию связей с войсками, и в первую очередь с частями и подразделениями Московского округа противовоздушной обороны. На базе училища для офицеров частей и подразделений войск ПВО страны были организованы краткосрочные курсы по изучению материальной части ракет и стартового оборудования. Преподавательский состав принимал участие в тактических учениях с подразделениями зенитных ракетных войск (ЗРВ), выезжал в войска для изучения опыта боевой подготовки подразделений и частей, эксплуатации вооружения и военной техники.
В 1956 году состоялся первый выпуск офицеров - специалистов по системе «Двина». О высоком качестве подготовки выпускников свидетельствует опыт боевого применения зенитной ракетной системы «Двина» и ее модификаций по самолетам-нарушителям воздушных границ нашей страны и Китайской Народной Республики в 1959-1960 годах, а также в боевых действиях против авиации США в Демократической Республике Вьетнам и на Ближнем Востоке. В этих военных конфликтах выпускники училища проявили себя как профессионалы, многие из них были награждены высокими правительственными наградами. Личный состав училища особо чтит память о выпускнике училища 1968 года лейтенанте П.С. Сумине, геройски погибшем в 1970 году во время арабо-израильского конфликта и посмертно награжденном орденом Красного Знамени и египетской Звездой воинской чести.
Одновременно с проведением учебных занятий преподавательский состав привлекался к разработке документов, составлявших основу боевой подготовки ЗРВ Войск ПВО страны. Первые документы представляли собой модификацию документов зенитной артиллерии применительно к новой технике. В соответствии с приказом Главнокомандующего войсками ПВО страны в 1959 году началась работа по созданию наставлений, курсов стрельб, инструкций, учебных пособий для изучения и боевого применения новой техники. Разработанные и изданные с участием преподавателей училища боевые документы поступили в войска, в кратчайшие сроки внедрялись в учебный процесс и стали основой для эксплуатации и боевого применения зенитного ракетного вооружения.
В1961 году был принят на вооружение маловысотный ЗРК С-125 «Нева». Подготовка специалистов по наземному и бортовому оборудованию ЗРК «Нева» была поручена нашему училищу, и долгие годы училище специализировалось на подготовке профессионалов именно этого профиля.
В октябре 1965 года училище было переименовано в Ярославское радиотехническое училище войск ПВО страны. В это же время училище принимало курсантов из Одесского зенитного артиллерийского училища Войск ПВО страны, обучавшихся там по командно-техническому профилю ЗРК «Десна». Естественно, расширилась номенклатура специальностей, по которым осуществлялась подготовка курсантов. Так, в 1966 году наряду с существующими были открыты новые специальности - по боевому применению и эксплуатации радиотехнических средств управления для зенитных ракетных комплексов малой и средней дальности.
В апреле 1968 года училище переименовано в Ярославское зенитно-ракетное училище ПВО страны. К концу 60-х годов училище сформировалось как полноценное военно-учебное заведение с высоким уровнем учебно-воспитательного процесса. Не случайно в эти годы в рамках интернациональной помощи училищу была доверена подготовка национальных военных кадров для народной армии Кубы и Войска Польского.
Второй этап развития училища связан с переходом на подготовку специалистов с высшим военно-специальным образованием. Это было обусловлено складывающейся к тому времени внешнеполитической обстановкой. Продолжающаяся эскалация агрессии США во Вьетнаме, военные действия на Ближнем Востоке наглядно демонстрировали широкое применение авиацией различных средств и приемов для преодоления ПВО, прежде всего для снижения эффективности действий ЗРВ. Опыт боевых действий неуклонно требовал повышения уровня инженерно-технической подготовки офицерских кадров.
Приказом министра обороны и директивой Генерального штаба Вооруженных Сил от 9 июля 1971 года Ярославское зенитно-ракетное училище ПВО было переведено в разряд высших военно-учебных заведений и переименовано в Ярославское высшее зенитное ракетное командное училище ПВО со сроком обучения четыре года и уровнем военного образования для выпускников «высшее военно-специальное».
Коллективом училища на этом этапе руководили генерал-лейтенант Е.П. Орел (1970-1980), генерал-майоры Г.Ф. Рылеев (1980-1985), Л.И. Климов (1985-1987), В.Н. Хозяинов (1987-1991). Все они имели богатый войсковой опыт, занимали до прибытия в училище командные должности оперативно-тактического уровня, а генерал-лейтенант Е.П. Орел и генерал-майор Г.Ф. Рылеев были участниками Великой Отечественной войны. Особо хотелось бы отметить заслуги генерал-лейтенанта Е.П. Орла и руководимого им коллектива в становлении училища как высшего военно-учебного заведения.
Плодотворная работа коллектива училища в этот период была по достоинству оценена руководством страны: в 1972 году за высокие показатели в подготовке офицерских кадров, достигнутые успехи в соревновании в ознаменование 50-летия образования нашего государства училище награждено Юбилейным Почетным Знаком, а приказом министра обороны Союза ССР от 4 ноября 1977 года за успехи в обучении курсантов и в ознаменование 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции Ярославскому высшему зенитному ракетному командному училищу ПВО присвоено имя «60-летия Великого Октября».
Перевод училища в разряд высших учебных заведений потребовал пересмотра программ обучения в сторону фундаментальной естественнонаучной и общепрофессиональной подготовки, коренной модернизации учебно-материальной базы. В связи с этим были преобразованы циклы и созданы 12 кафедр, являвшихся учебно-научными подразделениями. На должности начальников кафедр были назначены офицеры, имевшие опыт научной и педагогической работы, в том числе в высших военно-учебных заведениях.
В эти годы велась серьезная работа по комплектованию кафедр преподавателями, а дивизиона обеспечения учебного процесса и лабораторий - офицерским составом. На преподавательские должности и должности командиров подразделений курсантов были отобраны, а затем и назначены офицеры, имевшие отличную общеобразовательную подготовку, опыт в эксплуатации и боевом применении зенитного ракетного вооружения.
Всесторонне изучался и учитывался положительный опыт работы ведущих высших военно-учебных заведений ПВО страны. С этой целью группы офицеров-преподавателей были командированы в Военно-инженерную радиотехническую академию ПВО имени Маршала Советского Союза Л.А. Говорова, Военную командную академию ПВО имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, Военно-политическую академию имени В.И. Ленина, Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище ПВО. Необходимо отметить, что Военно-инженерная радиотехническая академия ПВО оказала неоценимую помощь училищу в комплектовании преподавательских должностей офицерами, в том числе имеющими ученые степени кандидатов технических наук.
Была проведена огромная работа по развитию и совершенствованию учебно-материальной базы училища. На общеобразовательных кафедрах своими силами создавались и разворачивались в кратчайшие сроки лаборатории электро- и радиотехники, автоматики и вычислительной техники, радиолокации и радиоэлектронной борьбы. Кафедры материальной части основное внимание уделяли созданию специализированных классов с развернутыми в них элементами зенитного ракетного вооружения. Активизировалась работа по совершенствованию полевой базы на учебном полигоне. Были оборудованы не только городки для общевоенной подготовки курсантов, но и позиции для развертывания боевой техники. Проведенный комплекс инженерно-строительных мероприятий, размещение вооружения и военной техники на учебном полигоне позволили повысить качество тактической и полевой выучки курсантов.
Деятельность училища в усилении практической направленности подготовки будущих офицеров этим не ограничилась. Высшей формой полевой выучки курсантов являются тактические учения, позволяющие практически готовить будущих офицеров-ракетчиков к ведению современного противовоздушного боя, поэтому в 1989 году было принято решение об участии курсантов выпускного курса в тактических учениях с боевой стрельбой на государственном полигоне. Однако с 1991 года и в течение ряда лет, в силу известных обстоятельств, тактические учения с боевой стрельбой не проводились.
Третий этап развития училища совпал по времени с коренным переустройством политической системы государства, что повлекло за собой в начале 90-х годов прошлого столетия существенные перемены в жизни училища. На этом этапе училище возглавил генерал-майор А.К. Кротов, прибывший с должности командира соединения ПВО. Командованию приходилось организовывать жизнедеятельность училища в условиях постоянного недофинансирования и серьезнейших перемен в системе военного образования. Достаточно сказать, что с 1993 года училище повысило свой статус и перешло на подготовку специалистов с пятилетним сроком обучения. Переход на новые сроки обучения курсантов и уточнение перечня специальностей и специализаций их подготовки сопровождались изменениями в структуре училища: устанавливается факультетская система организации образовательного процесса, для выпускников вводится квалификационная работа в форме дипломного проекта или дипломной работы.
В период с 1990по 1998 год в училище приняты для дальнейшего обучения курсанты расформированных Орджоникидзевского ВЗРКУ ПВО (1990), Энгельсского ВЗРКУ ПВО (1994) и Нижегородского ВЗРКУ ПВО (1998). С этого времени училище становится единственным вузом, готовящим специалистов для ЗРВ ПВО. С 1994/95 учебного года училище приступило к подготовке специалистов для ЗРВ по профилю многоканальных зенитных ракетных систем С-300 различных модификаций. Потребовались колоссальные усилия командования, преподавательского состава, отделов и служб в совершенствовании учебного процесса, так как ЗРС С-300 по принципам построения и элементной базе существенно отличается от ранее изучавшихся ЗРК. С 1996 года в училище начата подготовка специалистов по АСУ ЗРВ, для чего в штат училища вводится кафедра автоматизированных систем управления. Все это требовало нового подхода к планированию и организации образовательного процесса, дополнительных усилий по обустройству жизни и быта вновь принятых курсантов, их адаптации к особенностям образовательного процесса.
Одной из важнейших задач в проводимом реформировании образовательного процесса в училище считалось сохранение и укрепление его научно-педагогического и научного потенциала. В 1997 году училище получило лицензию на право ведения дополнительного послевузовского профессионального образования в рамках очной адъюнктуры по специальности «Военная электроника, системы и средства опознавания, аппаратура комплексов военного назначения». С этого времени появилась возможность готовить научно-педагогические кадры собственными силами. Подготовку в адъюнктуре прошли более 50 офицеров, большинство из которых защитили по ее окончании диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. С этого времени уровень укомплектованности преподавательского состава училища лицами с учеными степенями и (или) званиями неуклонно повышается.
В августе 1998 года постановлением Правительства РФ училище было преобразовано в Ярославский зенитный ракетный институт ПВО.
С апреля 2000 года институт возобновил тактические учения курсантов-выпускников с боевой стрельбой. По сравнению с боевыми стрельбами прошлых лет условия их проведения значительно усложнились. Новые ракеты-мишени более адекватно имитировали полет средств воздушного нападения вероятного противника, вплоть до траекторий полета оперативно-тактических ракет. Для успешного выполнения учебно-боевых задач потребовалось повысить эффективность предварительной подготовки: отбор боевых расчетов командного пункта (КП) полка, КП группы дивизионов и зенитных ракетных дивизионов стал проводиться на конкурсной основе.
Продолжалась работа по укреплению научного потенциала кафедр. В декабре 2000 года была успешно завершена работа по созданию при училище регионального диссертационного совета с участием представителей Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова и Института микроэлектроники и информатики Российской академии наук. Приказом министра образования РФ был утвержден состав совета и разрешено проведение защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата технических наук по двум научным специальностям: «Военная электроника. Аппаратура комплексов военного назначения» и «Радиотехника, в том числе системы и устройства радионавигации, радиолокации и телевидения». Это событие повлияло на эффективность работы адъюнктуры - в этом же году состоялись первые защиты диссертаций в совете.
В 2002 году Правительство России приняло Федеральную программу «Реформирование системы военного образования в РФ на период до 2010 года», предусматривающую постоянное совершенствование профессиональных знаний и мастерства офицеров в условиях модернизации Вооруженных Сил РФ. В соответствии с требованиями этой Федеральной программы главными задачами училища стали: качественное выполнение кадрового заказа на подготовку офицеров ЗРВ с высшим военно-профессиональным образованием, с уровнем обученности, соответствующим государственным образовательным стандартам, квалификационным требованиям к выпускникам и требованиям войск; обеспечение необходимых условий организации образовательного процесса с учетом нового облика Вооруженных Сил РФ.
С этого времени военно-учебные заведения осуществляют подготовку курсантов в рамках соответствующей «гражданской» специальности и проходят процедуру лицензирования, аттестации и аккредитации на общих для всех высших учебных заведений условиях. Первый раз такую процедуру институт успешно выдержал в 2004 году.
С 9 июля 2004 года по распоряжению Правительства РФ название учебного заведения вновь изменилось: оно стало называться Ярославское высшее зенитное ракетное училище ПВО (военный институт). В 2005 году к исполнению обязанностей начальника училища приступил генерал-майор В.М. Мартынов.
Перед коллективом училища встала первоочередная задача: в кратчайшие сроки повысить профессиональный уровень выпускников, привести его в соответствие требованиям сегодняшнего дня. Акцент был сделан на повышении личной ответственности курсантов, командиров курсантских подразделений, а также преподавательского состава за качество своего труда. Структурными подразделениями стали руководить исключительно профессионалы, имевшие за плечами богатый армейский опыт. Все это помогло училищу получить в 2008 году высокую оценку со стороны экспертной комиссии по лицензированию и государственной аккредитации Министерства образования РФ, положительные выводы последовали в этом же году и со стороны комиссии Главного управления кадров Вооруженных Сил Российской Федерации.
Таким образом, за свою 60-летнюю историю училище осуществляло подготовку специалистов практически по всем зенитным ракетным системам различных модификаций и автоматизированным системам управления, находившимся на вооружении зенитных ракетных войск ПВО страны.
Сегодня Ярославское высшее зенитное ракетное училище ПВО является базовым военно-учебным заведением Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющим подготовку для противовоздушной обороны ВВС и ВМФ специалистов по эксплуатации и боевому применению зенитной ракетной системы С-300 различных модификаций и систем управления оперативно-тактического звена ЗРВ и родов авиации ВВС. Организационно оно входит в качестве филиала в состав Военного учебно-научного центра ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» - системообразующего центра военного образования и науки родов войск ВВС.
Образовательная деятельность в училище строится на основе федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, а также квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников. Подготовка дипломированных специалистов с высшим профессиональным образованием для Вооруженных Сил РФ и других ведомств, а также военнослужащих стран ближнего и дальнего зарубежья осуществляется в рамках трех гражданских специальностей: «Радиоэлектронные системы», «Автоматизированные системы обработки информации и управления», «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети». Кроме того, в училище реализуются профессиональная переподготовка по программе «Преподаватель высшей школы» и переподготовка военнослужащих, увольняемых в запас, по гражданским специальностям по профилю училища.
Как и раньше, основные усилия коллектива училища направлены на обеспечение высокого уровня практической подготовки выпускников. Первые шаги в организации курсантских боевых стрельб, сделанные в 1989-1991 годах и продолженные с 2000 года, стали сегодня обязательным этапом в подготовке офицеров. Ежегодно пятикурсники приобретают навыки реального уничтожения целей на государственных полигонах в ходе тактических учений с боевой стрельбой, в условиях, максимально приближенных к боевым.
Для успешного решения этой задачи изысканы резервы учебного времени, разработаны новые методики по доведению курсантских боевых расчетов до соответствующего уровня подготовленности и слаженности. Боевые стрельбы - своего рода испытание на профессионализм профессорско-преподавательского и инженерно-технического состава училища. Одно дело - учить теории противовоздушного боя, а другое - научить уверенно выполнять обязанности в составе боевого расчета. Причем критерием усвоения изученного выступает не абстрактная оценка «хорошо» или «отлично», а конкретный результат - поражение реальной цели. Вот уже одиннадцать лет подряд боевые стрельбы учебных полков курсантов училища проводились без пропуска мишеней. Именно так оценивали действия курсантов присутствовавшие на учениях высшие должностные лица ВВС и представители подразделений контроля и анализа стрельб полигона.
Анализируя проводившиеся курсантские боевые стрельбы, особо следует отметить тот факт, что они в значительной степени активизируют учебную деятельность выпускников на заключительном этапе пребывания в училище, положительно влияют на ее мотивацион-ную составляющую: у большинства из курсантов происходят позитивные изменения в отношении к учебе, к дисциплине, к службе в целом. У участников учений также повышается качество выпускных квалификационных работ. Эти работы отличаются большей обоснованностью, лучшей связью с войсковой практикой. Наиболее важным результатом участия выпускников в полигонной практике является сокращение сроков их становления на первичных офицерских должностях. Все перечисленные положительные моменты заставляют руководство училища изыскивать возможности для привлечения к учениям всех без исключения пятикурсников.
И наконец, коллективный характер задач, выполняемых боевыми расчетами, способствует тому, что курсанты стремятся не только образцово исполнить непосредственно свои обязанности, но и проявить инициативу, взаимовыручку в достижении общей цели. Это положительно влияет на сплочение курсантских коллективов, повышение личной ответственности курсантов за выполнение поставленной учебно-боевой задачи. Уже в стенах училища они понимают, что такое боевое товарищество, на практике осваивают коллективный характер воинского труда.
Основную нагрузку в ходе подготовки и проведения тактических учений несут кафедры специализации. Не отстают от них и естественно-научные и общеобразовательные кафедры училища, активно внедряя в образовательный процесс новые методики и передовые педагогические технологии. Особое внимание уделяется информационно-методическому обеспечению образовательного процесса, основанному на современных информационных технологиях. Созданная на базе новейших технических решений единая информационно-образовательная среда училища не только стала унифицированным средством доступа обучающихся и профессорско-преподавательского состава к учебным и методическим ресурсам, но и обеспечивает автоматизированное управление образовательным процессом и повседневной деятельностью.
Неотъемлемым элементом образовательного процесса является научная работа училища в области совершенствования вооружения и военной техники, а также методов их эксплуатации и боевого применения. Усилиями докторов технических наук профессоров А.В. Зюзина и В.Е. Турова и их учеников созданы и развиваются научные школы, в рамках которых разрабатываются и исследуются новые эффективные направления получения и обработки радиолокационной информации. Приоритетным направлением исследований является разработка оптимальных и квазиоптимальных алгоритмов формирования зондирующих, приема и обработки отраженных сигналов сложных целей в современных и перспективных РЛС. По результатам исследований только за последние пять лет представителями этих двух научных школ опубликовано пять монографий, свыше ста научных статей, материалы исследований реализованы в девяти отчетах о НИР и двух ОКР, получено более 30 патентов на изобретения и полезные модели.
Результаты научных исследований находят отражение в диссертациях сотрудников училища, большинство из которых защищаются в объединенном докторском совете при ВУНЦе, работающем в Ярославском ВЗРУ ПВО. В настоящее время научный потенциал училища насчитывает 15 докторов наук и более 90 кандидатов наук, что составляет более 60 % к общему количеству преподавателей.
Мы гордимся тем, что на рубеже тысячелетий, несмотря на экономические и политические трудности, училище «вытянуло» такой серьезный проект, как Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы разработки и внедрения информационных технологий двойного применения». Благодаря усилиям администрации Ярославской области и командования училища эта конференция стала заглавной и ежегодной в рамках Форума «Интеллектуальные ресурсы регионов России».
За последние пять лет серьезно изменилась учебно-материальная база кафедр и научных подразделений училища, при определении основных направлений ее совершенствования учитывались тенденции развития зенитного ракетного вооружения. Сегодня основные усилия коллектива училища сосредоточены на разработке и внедрении в учебный процесс тренажно-имитационных и моделирующих комплексов по обще-профессиональным и специальным дисциплинам, а также на создании многофункциональных лабораторных комплексов на базе программно-аппаратных платформ и пакетов моделирования и проектирования. Такой подход позволяет в максимальной степени унифицировать лабораторную базу большинства кафедр, придать лабораторным работам исследовательский характер, привить курсантам навыки в использовании современных информационных технологий.
Достигнутые успехи в развитии учебно-материальной базы были бы невозможны без тесной связи училища с концерном «Алмаз-Антей» и другими предприятиями оборонного комплекса страны. Мы благодарны руководству и ведущим специалистам этих организаций за внимание и помощь в решении насущных для нас задач.
Хочется отметить, что училище является одним из центров военно-патриотического воспитания молодежи в городе и области. Не только коллектив училища, но и все жители Ярославской области гордятся тем, что личному составу училища предоставлена высокая честь участвовать в параде войск на Красной площади, посвященном Дню Победы.
В целях духовно-нравственного воспитания на территории училища воссоздан силами личного состава Храм святого благоверного великого князя Александра Невского. 12 сентября 2010 года, в день празднования тысячелетия города Ярославля, домовой храм при Ярославском ВЗРУ ПВО освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Многие из выпускников Ярославского ВЗРУ ПВО добились весомых результатов в своей профессиональной деятельности. Среди них 27 генералов, в том числе выпускник 1962 года первый заместитель главнокомандующего войсками ПВО доктор военных наук, профессор генерал-полковник В.Ф. Мирук.
Оценивая пройденный училищем 60-летний путь и заглядывая в будущее, командование, профессорско-преподавательский состав, офицеры и гражданский персонал училища как никогда осознают свою ответственность за подготовку офицеров-ракетчиков и приложат все силы для того, чтобы наш вуз всегда занимал достойное место среди военных учебных заведений России. Мы уверены в том, что новые отряды выпускников своим самоотверженным служением Родине продолжат славную летопись училища.