Профессиональное становление военнослужащих-женщин

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 10/2011, стр. 62-70

Профессиональное становление военнослужащих-женщин

Майор Ю.О. ЗОЛОТУХИНА

Профессиональное становление военнослужащих-женщин

ЗОЛОТУХИНА Юлия Олеговна родилась 19 августа 1980 года. В Вооруженных Силах с 1997 года. Окончила Военную академию Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого (2002). Проходила военную службу в органах военного управления.

С 2011 года - преподаватель кафедры военной акмеологии и кибернетики Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается проблема профессионального становления военнослужащих-женщин, акцентируется внимание на присущих им особенностях.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: военнослужащие-женщины, профессиональный психологический отбор, воспитание военнослужащих-женщин, адаптация, мотивация, образовательный процесс в высших военно-учебных заведениях.

SUMMARY. The author considers the problem of professional development of military women, focusing on their inherent characteristics.

KEYWORDS: military women, professional psychological selection, training of military women, adaptation, motivation, educational process in higher military educational institutions.

КАК ПОКАЗЫВАЕТ проведенный исторический анализ, участие женщин в воинских формированиях обусловлено их социально-экономическим статусом и развитием уровня военного дела в определенном обществе. Основной причиной расширения возможности интеграции женского воинского контингента в Вооруженные Силы Российской Федерации (ВС РФ) является интеллектуализация всех сфер воинской деятельности в условиях модернизации и повышения технической оснащенности, что ведет к дифференциации труда и изменению роли женщин. Также определенное влияние оказывают снижение престижа военных профессий и осложнение демографической ситуации. В условиях увольнения из армии все большего количества офицеров и уклонения от службы призывной молодежи женщины как субъект воинской деятельности расширяют сферу своей военно-профессиональной деятельности. Считается, что без ущерба для боевой готовности ВС РФ численность женщин в них может составлять порядка 10-12%.

В соответствии п. 3 ст. 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» определены воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими-женщинами. Анализ этого перечня должностей позволяет сделать вывод, что степень предполагаемого участия женщин в жизни и деятельности ВС РФ существенно ограничена - замещаться военнослужащими-женщинами согласно их нынешнему официально-правовому статусу может только 66 % всех имеющихся в ВС РФ должностей офицеров и около 18 % рядового (сержантского) состава (с учетом военно-учетной специальности) (для примера, на начало 2011 года военнослужащим-женщинам в ВС США разрешено проходить подготовку по 92 % номенклатуры военных специальностей, военнослужащие-женщины составляют 14 % численности регулярных сил и 17 % - организованного резерва; среди них более 100 генералов, 55 тыс. офицеров и 280 тыс. солдат и сержантов).

В настоящее время военнослужащие-женщины ВС РФ могут выполнять обязанности военной службы по 112 воинским специальностям - это психологи, военные юристы и переводчики, офицеры воспитательных органов, связисты, медицинские работники, преподаватели и научные сотрудники военно-учебных заведений, операторы компьютерных систем и др.

В Министерстве обороны (МО) РФ на начало 2002 года военную службу проходили более 90 тыс. военнослужащих-женщин, в том числе 2,5 тыс. женщин-офицеров (из них 24 полковника, 167 подполковников и 542 майора, а 34 занимали командные должности; в высших военно-учебных заведениях проходили службу более 100 женщин-офицеров и обучались около 150 курсантов-девушек; 23 % всех военнослужащих-женщин - представители семей (жены, дочери) кадровых военных). Согласно выступлению статс-секретаря - заместителя министра обороны РФ в 2007 году службу в ВС РФ проходили около 5,8 тыс. женщин, имеющих офицерские звания, в том числе около 1,1 тыс. человек из них - выпускники военно-учебных заведений МО РФ. К началу 2011 года в звании полковника служили 14 женщин, 75 - в звании подполковника, более 300 - майоры. Наибольшее число военнослужащих-женщин - в Сухопутных войсках, Военно-воздушных силах и РВСН.

В 90-х годах XX века наборы граждан женского пола для зачисления на учебу курсантами осуществлялись в Военном университете (Москва), Военной академии РВСН имени Петра Великого (Москва) и в Новочеркасском высшем военном командном училище связи по специальности «Проводная связь». В 2007 году на основании решения министра обороны РФ в порядке эксперимента прием женщин на учебу был осуществлен в шести высших военно-учебных заведениях, а в 2008 году - уже в восемнадцати.

XXI век характеризуется формированием глобального информационного пространства, что создает предпосылки для интенсивного использования информационной сферы при разрешении межгосударственных противоречий. В этих условиях одной из главнейших задач становится обеспечение информационной безопасности (ИБ) личности, общества, государства в целом, поэтому необходимо развивать систему подготовки специалистов в этой области. Практически все передовые государства в составе ВС имеют структуры, отвечающие за проведение психологических операций и обеспечение ИБ своих информационных ресурсов. Так, например, курс основ психологических операций введен в большинстве военно-учебных заведений США, начиная с сержантских школ и кончая командно-штабными колледжами видов ВС. При этом 15 % личного состава 4-й группы психологических операций - военнослужащие-женщины. К сожалению, система И Б ВС РФ в сегодняшнем виде не отвечает вызовам времени, так как отсутствуют ее правовые и организационные основы, соответствующие службы не в достаточной мере обеспечены требуемыми средствами и подготовленными военными кадрами для обеспечения И Б на уровне войсковых частей. В этой связи защитой от информационных (информационно-психологических) воздействий должны заниматься не только специально предназначенные для этого органы, но и все офицеры.

Участие женщин в ратном труде, как свидетельствуют исторические документы, не является феноменом XXI столетия. К числу стран с давними традициями несения военной службы женщинами относятся Англия, Дания, Норвегия, Польша, Турция, Франция. Примерами успешной реализации женщинами своего права на воинскую службу являются также армии Канады, Австралии, США и Израиля. Исторический анализ литературных источников свидетельствует о том, что еще в Древнем Китае отрады представительниц прекрасного пола охраняли императора, а в IV веке до н. э. отмечено наличие женщин в войсках таких древнегреческих городов-государств, как Афины и Спарта.

Статус штатных военнослужащих женщины впервые приобрели в европейских армиях в период «военной революции» 1560-1650 годов. Родиной же феминизированной армии является Англия - именно здесь в 1653 году появились первые женские военные госпитали, состоящие из жен солдат и рассчитанные на несколько сотен раненых. А в 1917-1919 годах в составе британских вооруженных сил были сформированы Женские королевские военно-воздушные силы, Королевский вспомогательный корпус ВМФ и Женский легион секции автотранспорта численностью 100 тыс. человек.

Впервые в мире женщины наравне с мужчинами без профессиональных ограничений встали в строй как полноправные военнослужащие с соответствующим статусом в Канаде в 1895 году. Именно в это время их стали принимать на военную службу в мирное время не только в различные структуры обеспечения, но и в боевые части как полноценных солдат. Эти традиции в армии Канады поддерживаются до сих пор - из 33 офицерских специальностей женщины представлены в 29.

В России образ женщины-воина имеет глубокую историческую традицию. Николай Карамзин в «Предании веков» отмечает, что уже в 626 году древние византийские летописцы свидетельствовали, что при осаде Константинополя греки находили между убитыми воинами-русичами женщин в доспехах. Княгиня Ольга, которую в «Книге Степенной царского родословия...» называли «праматерью всех князей русских», имела в Киеве свою дружину и успешно осуществляла военные походы против непокорных соседей. Первый документ, касающийся пребывания женщин в армии, зафиксирован в петровскую эпоху. Именно в это время Устав воинский 1716 года (глава 34) позволял женщинам трудиться в военных госпиталях. Однако до середины XIX века российские женщины в основном не принимали активного участия в боевых действиях армейских подразделений и не носили оружия. Впервые женщины вошли в состав российской армии в качестве сестер милосердия только в 1854 году, во время Крымской войны. А вот весной 1917 года на волне демократических преобразований именно в России создается первое женское пехотное формирование - ударный батальон смерти.

В советское время проблема необходимости воинской службы для женщин активно дискутировалась. Перед Великой Отечественной войной более 250 женщин закончили военные академии - химической защиты, механизации и моторизации, военно-политическую, военно-морскую, военно-воздушную, имени М.В. Фрунзе, электротехническую инженерную, артиллерийскую. Большой приток женщин в армию наблюдался в годы войны - с учетом чрезвычайных обстоятельств было принято решение о массовом наборе женщин в Красную армию. Для фронта было подготовлено по 300 тыс. медсестер и санитарок, 222 тыс. снайперов, связисток и других специалистов. Всего за годы войны за образцовое выполнение своих обязанностей, проявленные мужество и героизм 86 женщин были удостоены звания Героя Советского Союза, 150 тыс. награждены боевыми орденами и медалями, более 200 стали кавалерами орденов Славы 2-й и 3-й степеней, а четыре - полными кавалерами ордена Славы.

Роль женщин в армии необходимо оценивать исходя из учета их преимуществ - ответственности, внутреннего интеллекта, внимательности, усидчивости, педантичности, аккуратности, дисциплинированности, хозяйственности. Психологи, работающие в военной среде, отмечают, что присутствие в военном коллективе женщин значительно смягчает морально-психологическую обстановку, принуждает командиров и начальников быть более корректными, значительно повышается культура взаимоотношений между военнослужащими в самом коллективе, а также стимулируется в благоприятном направлении социальная и служебная активность мужчин.

Анализ ряда тендерных исследований позволяет утверждать, что существуют лишь незначительные различия между мужчинами и женщинами, которые могли бы влиять на выполняемые ими работы. Так, например, не отмечено различий в способности к решению проблем, аналитических навыках, соревновательности, мотивации, лидерства, общительности, так же как и в способности к обучению; женщина более склонна к конформности по отношению к власти, а мужчина более агрессивен и склонен к большему ожиданию успеха; отсутствуют различия в продуктивности мужского и женского труда; выявлено, что при профессиональной адаптации у женщин на первый план выступает социально-психологический аспект, а у мужчин - профессионально-деятельностный. Установлено, что мужчина и женщина одной профессии имеют не одинаковый взгляд на нее и на ее выполнение, различаются стили ее осуществления. Кроме того, женщины в большей степени, чем мужчины, заинтересованы в санитарно-гигиенических условиях труда, в улучшении организации работы. Женщины в стрессовых ситуациях ведут себя иначе, чем мужчины: не впадают в апатию или агрессию, а ищут выход из стресса в общении и заботе о близких людях. В экстремальных условиях профессиональной деятельности состояние «фрустрации-безысходности» наиболее характерны для 37 % женщин, находящихся на этапе профессиональной адаптации, а «фрустрации-агрессии» - для 42 % женщин, находящихся на этапе профессионального становления и самоутверждения. Более опытные военнослужащие-женщины (стаж военной службы свыше 10 лет) ориентируются в сложной обстановке более осознанно и спокойно.

Профессиональное становление (ПС) военных специалистов можно рассматривать как целенаправленный процесс овладения ими избранным видом профессиональной деятельности до уровня ее продуктивного осуществления. Основными противоречиями, присущими процессу ПС военных кадров, являются противоречия между стремлением военного специалиста к овладению профессией и необходимостью преодолевать значительные трудности; теоретической и практической подготовкой; усвоенными военно-профессиональными знаниями и неумением применять их в повседневной деятельности; растущими требованиями к военно-профессиональной деятельности (ВПД) и уровнем подготовки в военном вузе; увеличением объема новой информации и ограниченным временем на ее усвоение и др.

Исследование динамики процесса ПС у военных кадров показывает, что ему присущ ряд этапов, выделение которых основывается на достижении ими определенных (более высоких) уровней овладения ВПД. При поступлении в военные вузы абитуриенты проходят профессиональный психологический отбор (ППО) в целях определения их пригодности к овладению соответствующим видом ВПД и ее продуктивному осуществлению.

Для лиц, рассматриваемых в качестве кандидатов для обучения в военно-учебных заведениях и прохождения службы в частях и подразделениях ВС РФ, ППО состоит из социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования кандидатов. Однако руководящие документы по ППО представляют нормативные данные только для мужчин, без учета тендерных особенностей женщин. В связи с этим специалистами было проведено исследование, которое состояло в разработке нормативных показателей для женщин-кандидатов при поступлении на военную службу по контракту. Социально-психологическое изучение которых предполагает анализ социальных характеристик и основных мотивов, побуждающих к военной службе (социальные, материальные и личностные), изучение общей военно-профессиональной направленности, а также оценку индивидуально-психологических характеристик личности, необходимых для успешной ВПД. По результатам ППО определяется одна из четырех категорий профессиональной пригодности. С женщинами, которые по результатам ППО были отнесены к третей категории, разрешается заключать контракт только при наличии вакантных мест, а женщин, которые показали результаты четвертой категории ППО, призывать на военную службу вообще не рекомендуется.

Проведенный тендерный анализ процесса профессионализации военнослужащих-женщин показал, что их сознание и поведение значительно меняется под воздействием военной службы. Это проявляется в следующем:

в убеждении в необходимости обладать свойствами, которые традиционно составляли монополию мужчин, чтобы быть с ними на равных в военно-профессиональной сфере (быть умной, самодостаточной, целеустремленной, способной идти на риск);

в формировании более жесткого стиля поведения в социальной среде, основанного на подсознательном копировании правил воинской субординации и мужских «правил игры» в принятии решений и реализации их в жизнь;

в ограничении сферы профессиональных притязаний и профессионально-личностной самореализации в связи с выраженной военно-профессиональной сегрегацией в воинском социуме;

в занижении самооценки и негативной направленности рефлексии одиноких и разведенных женщин и матерей-одиночек из-за снижения социальной защищенности военнослужащих в целом и ограничения контуров личностной самореализации женщин и усиления проблем сексуальных домогательств к ним со стороны командиров и коллег-мужчин;

в «приобретении» целого комплекса профессиональных болезней, обусловленных экстремальным характером и специфическими условиями военной службы, отсутствием адресного тендерного медицинского обслуживания в воинских гарнизонах;

в росте количества семейно-ориентированных женщин в военно-социальной среде (72 %) вследствие целенаправленного отторжения военнослужащих-женщин в низкооплачиваемые ниши военных профессий и отсутствия работы в гарнизонах по имеющимся гражданским специальностям, а также в снижении способности к стрессоустойчивости из-за постоянного переутомления, острой жилищной проблемы, отсутствия возможности провести отпуск вместе с мужем (12% опрошенных) и несправедливым распределением санаторно-курортных путевок (отметили 68 %);

в отсутствии возможности в полной мере реализовать функцию материнства в вопросах желаемого количества детей, их полноценного воспитания (на нехватку времени на воспитание обратили внимание 62 % опрошенных), калорийного питания, обеспечения детскими дошкольными учреждениями и возможностью поступления в престижные вузы;

в определенной деформации сексуальной культуры и полноценной сексуальной жизни у жен подводников, ракетчиков, пограничников и др., обусловленной длительным цикличным отсутствием дома мужей и возникновением у женщин в связи с этим физиологических расстройств и дисгармонии половой жизни и др.

Мотивации военнослужащей-женщины развиваются в соответствии с этапами ее профессионального становления. Вследствие этого постепенно трансформируются иерархия профессиональных мотивов и формирование устойчивой профессиональной направленности. Выявлена зависимость эффективности профессиональной деятельности военнослужащей-женщины от типа профессиональной мотивации. Проведенный анализ профессионализации военнослужащих-женщин ВС РФ позволил выявить типологию их основных групп:

Первая группа - военнослужащие-женщины «инновационного» типа, основная часть которых самореализовала свой личностный потенциал одновременно в профессиональной и семейно-бытовой сферах. Эта группа самая малочисленная - 1,2 %. К ней относится большинство женщин-офицеров в воинском звании майор и выше, а также проходящие военную службу на самых высокооплачиваемых должностях в нише воинской профессионализации. Личностям этого типа свойственны высокая степень удовлетворенности своими деловыми качествами, высокая военно-профессиональная самооценка, оптимальная согласованность воинских и семейных обязанностей и выраженная половая идентификация брачного (сексуального) партнера.

Вторая группа-профессионально-ориентированные военнослужащие-женщины. Основной движущий мотив в группе - признание в профессиональной среде их достижений и творческая самореализация (иногда в ущерб семейно-бытовым отношениям). Численность представителей также относительно невелика - всего 6 %. Военнослужащие-женщины этой группы отличаются тем, что в структуре направленности личности содержательная сторона их профессиональной деятельности превалирует над вещественно-материальной (важен не результат, а сам процесс работы, межличностные контакты в профессиональной среде как фактор личностной самореализации). В основном профессионально ориентированные военнослужащие-женщины представлены в феминизированных сферах воинской деятельности - подразделениях связи, штабной, медицинской и тыловой службах.

Третью группу составляют военнослужащие-женщины, работающие по необходимости. Как правило, это матери-одиночки, разведенные и женщины материально неблагополучных мужей. Это самая большая группа военнослужащих-женщин - около 67 %. Такие женщины работают не ради самореализации, а по принципу: выбирать не приходится. Эффективность работы военнослужащих-женщин данной группы в плане инициативы достаточно низка, так как материальное стимулирование практически отсутствует, а денежное содержание не зависит от объема выполненной работы. Личностная же ориентация направлена в основном на межличностное общение в женской профессиональной среде.

Четвертая группа - семейно ориентированные военнослужащие-женщины. К этой группе относится менее половины незамужних женщин и треть замужних, предпочитающих основное время своей жизни посвящать семейным вопросам. Женщины этой группы не отличаются высокими результатами профессиональной деятельности, так как один из главных мотивов их жизни - желание создать благополучную семью. В отличие от них замужние женщины со стажем работы 10 лет и более, как правило, стремятся к повышению своей профессиональной квалификации и своего профессионального статуса. Но они чаще всего трудно адаптируются к новым условиям работы и находятся в уязвимом положении в семье.

Принимая во внимание то, что военно-профессиональное воспитание женщин имеет выраженную прикладную направленность в отношении воинской деятельности, технологии педагогического влияния определяются как общими задачами военной службы, так и спецификой воинской специализации конкретной типологической группы военнослужащих-женщин. При таком определении технологий педагогического влияния на профессиональное сознание военнослужащих-женщин учитываются специфика их мышления, направленность ценностных ориентации, особенность самопрезентационных моделей в межличностном общении с мужчинами. Изучение практики воспитательной работы с военнослужащими-женщинами показало, что педагогическое взаимодействие с ними характеризуется следующими особенностями:

использование преимущественно методов военно-профессиональной ориентации в военной среде и метода убеждения при формировании профессионального сознания;

определение методов воспитания исходя из условий и направленности воинской деятельности военнослужащих-женщин и их принадлежности к определенной военно-профессиональной группе;

учет негативного воздействия на психику женщин неблагоприятных факторов военно-профессиональной среды (неудобный для одиноких и многодетных матерей режим работы, низкий уровень профессиональной мобильности и т. д.);

оптимальное сочетание методов педагогической поддержки военнослужащих-женщин из «группы риска» (одинокие матери, разведенные женщины, многодетные семьи, семьи с больными детьми, профессионально проблемные женщины и т. д.) с методами педагогической коррекции и педагогической ориентации.

Определение форм, методов и средств профессионального воспитания военнослужащих-женщин детерминировано следующими положениями:

учет в профессиональном воспитании индивидуально-психологических, физиологических, физических, соматических и других особенностей военнослужащих-женщин;

особое терпение, такт и индивидуальный стиль общения, максимально учитывающий индивидуальные особенности, семейное положение, личностные проблемы, особенности физиологического состояния на момент общения;

тесная взаимосвязь процесса воинской профессионализации женщин с социально-экономическими, правовыми, социокультурными и иными факторами военно-социальной среды;

исследование особенностей профессионального воспитания военнослужащих-женщин в ходе различных видов военно-профессиональной деятельности и форм их личностной и профессиональной самореализации, а также выявление тех видов деятельности, которые обеспечивают максимально эффективное формирование и развитие профессионально важных качеств и психических свойств военнослужащих-женщин, позволяющих продуктивно решать задачи служебной деятельности.

Как известно, к основным формам профессионального воспитания относятся: профессиональная ориентация, профессиональное просвещение, профессиональная самодиагностика, профессиональное консультирование и др.

Приоритетными направлениями воспитания военнослужащих-женщин являются: четкое разъяснение нормативно-правового положения женщин в военно-профессиональной среде, их прав и должностных обязанностей; активное включение военнослужащих-женщин с первых дней службы во все виды профессиональной подготовки в целях быстрейшего освоения воинской специальности как условия завоевания профессионального авторитета; тактичное предъявление высоких требований к выполнению служебных обязанностей в сочетании с заботой об удовлетворении их материально-бытовых, санитарно-гигиенических и медицинских потребностей; разумный учет психофизиологических особенностей женского организма при оптимальном определении служебных нагрузок; продуманная и педагогически взвешенная дисциплинарная практика в оценке качества выполнения служебных обязанностей; организация регулярных встреч военнослужащих-женщин с руководством части по вопросам их службы, бытового и медицинского обеспечения, семейно-бытовых проблем; формирование здоровых тендерных взаимоотношений и нравственной атмосферы в служебном и неформальном общении военнослужащих-женщин и мужчин в части (подразделении), где определяющее значение принадлежит личному примеру командира.

Исходя из направлений определяются и наиболее целесообразные методы воспитания военнослужащих-женщин. К основным из них относятся следующие методы: убеждения, «контрастной беседы», положительные примеры, «напоминания о недостатках», «сдерживание отрицательных эмоций», «немедленная остановка», материальное и моральное стимулирование профессиональной деятельности военнослужащих-женщин, поощрение, дифференцированный подход к личностным и профессиональным проблемам женщин. Практика воспитательной работы с военнослужащими-женщинами свидетельствует о том, что, осуществляя их воспитание, необходимо вместе с тем стремиться избегать излишнего, неоправданного всепрощенчества.

Первый этап профессионального становления (обучение в военном вузе) состоит в овладении избранным видом деятельности. Он носит преимущественно теоретический характер и состоит из глубокого усвоения базовых общенаучных и профессиональных знаний, содержания профессиональных задач и способов, приемов (средств) их решения, выработки как общепрофессиональных (интеллектуальных, эмоционально-волевых и др.), так и специальных качеств (перцептивных, моторных, сенсорных и др.), овладения первичными военно-профессиональными умениями и навыками. Конечная цель первого этапа ПС - формирование у курсанта целостного представления о будущей ВПД и развитие способностей по ее самостоятельному осуществлению.

Анализ требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, квалификационных требований, разработанных на их основе учебных планов и программ, используемых методических материалов указывает на то, что особенности военнослужащих мужского и женского пола при их подготовке не учитываются, за исключением физической подготовки, а также особенностей проведения воспитательной работы с военнослужащими-женщинами. Физическая подготовка военнослужащих-женщин направлена на повышение общефизической подготовленности, укрепление здоровья и проводится с учетом характера служебной деятельности и особенностей женского организма. Учебные занятия по физической подготовке с военнослужащими-женщинами проводятся по специальным программам и носят преимущественно комплексный характер. Курсанты и слушатели военно-учебных заведений из числа военнослужащих-женщин овладевают на каждом курсе обучения физическими упражнениями из учебной программы, а также совершенствуют теоретические знания и организационно-методические навыки.

Дидактический процесс в военных вузах построен без учета тендерных особенностей курсантов. Равнозначное стремление курсантов мужского и женского пола к профессиональной карьере контрастирует с их ценностными ори-ентациями и профессиональными установками, формируемыми под влиянием транслируемых в обществе и вузе тендерных стереотипов. Это приводит к дезориентации в профессиональной сфере и дестабилизации процесса формирования профессиональной направленности курсантов мужского и женского пола.

Для успешного формирования профессиональной направленности курсантов требуется построение образовательного процесса вуза на основе гендерно-нейтральных личностно ориентированных и интерактивных форм и методов обучения, позволяющих курсантам мужского и женского пола в равной мере развивать способности, формировать профессиональные установки, определять цели обучения и связывать их с собственным профессиональным будущим.

Следующее, что необходимо учитывать при подготовке курсантов женского пола в военном вузе, - это процесс адаптации в новой социальной среде. Факторы, оказывающие влияние на адаптацию к обучению в вузах, объединяют в три блока: социологический (возраст, социальное происхождение, тип образования), психологический (интеллект, направленность, личностный адаптационный потенциал, положение в группе) и педагогический (уровень педагогического мастерства, организация среды, материально-техническая база, ТСО и др.).

Второй этап профессионального становления (адаптация к должности) заключается в практическом освоении конкретной ВПД и носит адаптивный характер. После окончания военного вуза выпускник приспосабливается к новой среде - коллективу, рабочему месту, конкретным функциональным обязанностям, разнообразным ролевым связям и т. п. В первое время, как правило, он затрудняется применить на практике знания, полученные в вузе, и не осознает их как основание для успешной практической деятельности, поэтому она характеризуется чаще всего низкими основными показателями (качество, полнота, интенсивность, стабильность), слабым проявлением инициативы, творчества и самостоятельности.

Наряду с субъективными на продуктивность адаптивного этапа большое влияние оказывают объективные факторы: общая организация деятельности, профессионализм сотрудников (подчиненных), стиль управления руководителя, традиции и морально-психологический климат в коллективе. О завершении адаптивного этапа свидетельствуют значительное улучшение и стабилизация основных характеристик ВПД, стремление к ее самостоятельному творческому выполнению. В рамках исследования, проведенного одним из экспертов, было выявлено, что в период ПС в должности значительная часть военных кадров испытывает различного рода трудности, которые по ряду признаков (степени влияния на личность офицера) могут быть условно объединены в три группы: социально-психологического характера - трудности, возникающие в процессе социального (межличностного, межгруппового) взаимодействия; индивидуально-психологические - трудности, вызванные уровнем развития профессиональных умений и навыков самоорганизации профессиональной деятельности; организационно-управленческие - трудности, возникающие при недостаточно качественной организации трудового процесса.

Третий этап профессионального становления (достижение уровня мастерства в должности) направлен на обеспечение стабильности продуктивных результатов ВПД и их творческое развитие. Он отличается высоким уровнем сформированности ролевых (функциональных) качеств, позволяющих реализовать продуктивные алгоритмы и технологии деятельности. К моменту его достижения складывается активная профессиональная позиция, мотивация к самосовершенствованию. Степень овладения умениями и навыками способствует быстрому освоению современных средств и способов (технологий) деятельности, обеспечивающих стабильность и продуктивность ее результатов как в повседневных условиях, так и в особых (экстремальных) ситуациях. Этим этапом завершается процесс ПС военных кадров, но не заканчивается продвижение в овладении профессией.

Таким образом, учет выявленных особенностей профессионального становления военнослужащих-женщин позволит более продуктивно реализовать их возможности в военно-профессиональной деятельности.

Павлова В.Г. О роли женщин в армии. М., Военный университет МО РФ. www.mil.ru

Зайков Д. Военнослужащие женского пола: с ними трудно, без них - нельзя. Профессиональные статьи: управление, экономика и право, www.institutra.ru

Шерихов А. Женское лицо ВС. http://www.flot2017.com/search/author/239

Павлова В.Г. О роли женщин в армии. М.: Военный университет МО РФ. www.mil.ru

Выступление на пресс-клубе по вопросам состояния системы военного образования (29 июня 2007 г.) статс-секретаря - заместителя министра обороны РФ. www.mil.ru

Слабый пол в сильной армии. Военное обозрение, http://topwar.ru/2974-slabyj-pol-v-silnoj-armii.html.

Шерихов А. Женское лицо ВС. http://www.flot2017.com/search/author/239

Павлова В.Г. О роли женщин в армии. М., Военный университет МО РФ. www.mil.ru

Шерихов А. Женское лицо ВС. http://www.flot2017.com/search/author/239

Парникова В.Н. Половой признак как один из факторов, влияющих на социально-психологическую адаптацию персонала. Ломоносов, 2008. Секция «Психология».

Рыков С.Л. Личностная самореализация военнослужащих-женщин в военно-социальной среде.

Военная дидактика: Учебник 2-е изд., перераб. / под общей ред. В.Г. Михайловского. М.: ИД «Куприянова», 2010.

Там же.

Юсупов В.В., Кузина Р.Х., Евдокимов В.И., Перфилова О.В. Профессиональный психологический отбор женщин, поступающих на военную службу // Вестник психотерапии. Научно-практический журнал. Санкт-Петербург, 2008. № 25(30).

Рыков С.Л. Профессиональная деформация и проблемы профессионализма.

Калюжный А.С. Организация и содержание воспитания различных категорий военнослужащих. Учебное пособие. Н. Новгород: Нижегородский ГТУ, 2004. С. 30-37.

Калюжный А.С. Организация и содержание воспитания различных категорий военнослужащих. Учебное пособие. Н. Новгород: Нижегородский ГТУ, 2004. С. 30-37.

Военная дидактика: Учебник. 2-е изд., перераб. / под общей ред. В.Г. Михайловского. М.: ИД Куприянова, 2010.

Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах РФ (НФП-2001). Введено в действие приказом министра обороны РФ от 31 декабря 2000 года № 631.

Лузан С.С. Формирование профессиональной направленности студентов с учетом тендерной социализации в образовательном процессе вуза. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Новокузнецк: Кузбасская государственная педагогическая академия. 2006.

Адаптация в контексте военного образования - это адаптация непосредственно к учебе, которая характеризуется как текущим (экспертная оценка успешности и текущая успеваемость), так и итоговым контролем успешности в учебной деятельности (успешностью сдачи сессии, количеством задолженностей и т. д.); адаптация к исполнению служебных обязанностей, к служебной деятельности (готовность к подчинению, соблюдению распорядка дня и воинской дисциплины, наличие поощрений и взысканий за исполнение служебных и специальных обязанностей, хорошие или удовлетворительные взаимоотношения с командирами; адаптация в коллективе, характеризуемая социометрическим статусом, позицией в учебной группе, участием (или неучастием) в конфликтах, стилем поведения в конфликтной ситуации.

Адаптация курсантов к условиям военно-учебной деятельности, www.allbest.ru/referat

Военная дидактика: Учебник. 2-е изд., перераб. / под общей ред. В.Г. Михайловского. М.: ИД Куприянова, 2010.

Шевцов B.C. О критериях и динамике профессионального становления офицеров в пограничных образовательных учреждениях. Голицынский пограничный институт. Ломоносов, 2008. Секция «Психология».

Военная дидактика: Учебник. 2-е изд., перераб. / под общей ред. В.Г. Михайловского. М.: ИД Куприянова, 2010.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации