ПО МНЕНИЮ АВТОРА

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/2011, стр. 72-77

ПО МНЕНИЮ АВТОРА

Какой будет «Армия нового мирового порядка»?*

Полковник В. В. КАРПОВ,

доктор военных наук

Генерал-майор запаса В. В. КРУ ШОВ,

доктор военных наук

* Рецензия на книгу В.В. Штоль «Армия нового мирового порядка». М.: ОГИ, 2010

ПО МНЕНИЮ АВТОРА

КАРПОВ Владимир Владимирович родился 10 ноября 1970 году в городе Вольске Саратовской области. Окончил ВИККИ имени А.Ф. Можайского (1992), Военную академию РВСН имени Петра Великого (2001), адъюнктуру Военной академии РВСН имени Петра Великого (2002). Службу проходил на командно-инженерных должностях в Дальневосточном военном округе. В настоящее время - профессор кафедры оперативного искусства Военной академии РВСН имени Петра Великого. Действительный член Академии военных наук.

ПО МНЕНИЮ АВТОРА

КРУГЛОВ Вячеслав Викторович родился 6 января 1954 года в городе Муроме Владимирской области. Окончил: Московское СВУ (1971), инженерный факультет (1976) и факультет руководящего инженерного состава (1987) Военной академии имени Ф.Э. Дзержинского, Государственный институт промышленной собственности и инноватики (1994), высшие академические курсы Военной академии ГШ ВС РФ (1995) и докторантуру Военной академии РВСН имени Петра Великого (1997).

С 1984 года занимается научной и преподавательской работой в Военной академии ГШ ВС РФ и Военной академии РВСН имени Петра Великого. В настоящее время - старший научный сотрудник Военной академии РВСН имени Петра Великого.

Автор более ста научных работ и изобретений, заслуженный работник высшей школы РФ.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается значение книги в объективном и аргументированном раскрытии процесса трансформации Североатлантического альянса (НАТО) в универсальный механизм глобального военно-политического регулирования, игнорирующего мнение России.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: международные отношения, мировая политика, стратегическая концепция, европейская (международная) безопасность, стратегические непрямые действия, силы реагирования НАТО, миротворческая концепция ООН.

SUMMARY. The article discusses the importance of the book for objective and reasoned disclosure of the transformation process of the North Atlantic Treaty Organization (NATO) into a universal mechanism for the global military-political regulation, which ignores the opinion of Russia.

KEYWORDS: international relations, world politics, strategic concept, European (international) security, strategic indirect actions, NATO Response Force, UN peacekeeping concept.

КНИГА, авторитетного российского специалиста в области международных отношений доктора политических наук профессора В.В. Штоля, вышедшая в 2010 году, рассматривает проблемы трансформации Североатлантического альянса в системе международных институтов, активно формирующих так называемый «новый мировой порядок». Автор известен многими трудами по «натовской» тематике. Это исследование продолжает ряд таких трудов и является наиболее полным и глубоким.

Используя терминологию дипломатов, данную монографию можно назвать «дорожной картой» комплексного изучения роли и места НАТО в системе мировой политики с учетом взаимодействия альянса с Европейским союзом, Российской Федерацией, со странами и межгосударственными структурами на постсоветском пространстве. Это первый в нашей стране фундаментальный труд, в котором объективно и аргументированно исследуется процесс превращения НАТО в универсальный механизм глобального военно-политического регулирования.

НАТО с момента своего основания считал СССР главным стратегическим противником. К России отношение было таким же. Хотя в принятой в ноябре 2010 года в Лиссабоне на саммите НАТО новой Стратегической концепции сказано, что блок не считает Россию военным противником, но и не признает ее в качестве равноправного партнера. Свидетельством этого являются, во-первых, вся политика блока в поссоветский период, когда полностью игнорировалось мнение России, и, во-вторых, его нежелание строить новую, справедливую систему безопасности в Европе, которую предложил Президент Российской Федерации Д.А. Медведев.

После распада Советского Союза и окончания холодной войны США и их союзники по Североатлантическому альянсу стали создавать так называемый «новый мировой порядок», который практически исключал участие в нем России. Но сейчас Западу срочно необходимо содействие Москвы по целому ряду ключевых вопросов: противоракетной обороне, нераспространению оружия массового уничтожения (ОМУ), борьбе с терроризмом и наркотрафиком, содействие Афганистану. И без участия России здесь никак не обойтись. В этих условиях по мере преодоления глобального финансово-экономического кризиса Россия получает уникальный шанс существенно усилить свои позиции в глобальной расстановке сил. Однако у этих надежд имеются как союзники, так и противники.

В рецензируемой книге автор на основе аналитических выкладок и прогнозных оценок дает ответы на многие злободневные вопросы европейской и международной безопасности в целом.

Книга содержит четыре раздела (15 глав); четыре приложения, в том числе Доклад группы экспертов альянса «НАТО-2020: обеспеченная безопасность, динамичное вмешательство», который был положен в основу принятой 20 ноября 2010 года на саммите в Лиссабоне Стратегической концепции Североатлантического альянса, а также другие ценные справочные материалы.

Первый раздел - «НАТО - ключевой инструмент сохранения и укрепления западного лидерства» посвящен определению роли и места НАТО в системе институтов, ответственных за формирование «нового мирового порядка».

Автор открывает работу анализом проектной задачи западной цивилизации, возможностей активно множащихся международных институтов современного Запада и делает важный вывод, что идеология и геополитика НАТО формируется вне организационных рамок блока, позволяя рассматривать его не как самостоятельный центр силы, а как «приводной ремень» реализации глобальных по масштабам, но корпоративных и эгоистичных по своей сущности интересов достаточно узких кругов западных элит. Этим и обусловлены роль и место Североатлантического альянса в общей структуре западных институтов.

Можно согласиться с автором: основной причиной столь долгого существования военного блока можно считать тот факт, что НАТО удалось денационализировать оборонную доктрину Европы, создать общую командную, штабную и коммуникационную структуры военного управления.

Хотя Североатлантический блок представляет собой альянс, преследующий заявленные уставные цели коллективной безопасности, его военная мощь обеспечивается почти исключительно Соединенными Штатами, и данное положение в ближайшее время не изменится. Подлинная сила НАТО состоит в том, что эта организация объединяет военные возможности и экономическую мощь США с коллективным политико-экономическим весом Европы (и ее ограниченными вооруженными силами). Такое сочетание делает НАТО важным игроком на мировой арене и единственным военно-политическим институтом, способным обеспечить вооруженное сопровождение построения «нового мирового порядка».

Автор показывает, что смысл всех этих положений нетрудно понять, вспомнив слова известного американского ученого Сэмюеля Хантингтона: «С окончанием холодной войны у НАТО появилась одна главная и четкая цель: обеспечить свое существование, не допустив возвращения политического влияния России в Центральную Европу».

Особый интерес представляет анализ легитимизации новой роли НАТО по двум основным направлениям: усиление натоцентричности новой системы европейской безопасности и создание успешных прецедентов решения Североатлантическим Советом ее ключевых проблем.

В работе показано, что изменения военно-политической картины мира произошли быстрее, чем альянс успел к ним адаптироваться. Поэтому основу новой стратегии НАТО составит закрепление военного присутствия альянса в Центрально-Азиатском регионе, гибкая политика в отношении России, новые принципы применения силы в так называемых «условиях отсутствия войны».

Отмечается также, что НАТО, являясь коллективными вооруженными силами западного глобального проекта, призван гарантировать полицейскими, а при необходимости и чисто военными средствами незыблемость западных ценностей, а также распространение их в мировом масштабе посредством экспансии - мягкой (через вовлечение) или жесткой (ведение войны). Сделанные автором выводы представляют несомненный интерес для специалистов в области международных отношений.

Второй раздел - «Особенности трансформации НАТО в современных условиях» содержит богатый исследовательский материал по пространственному расширению блока, увеличению его зоны действия через партнерство, а также по совершенствованию оперативного потенциала альянса с учетом предложений по новой Стратегической концеп-ции-2010.

Автор доказывает, что подводить итоги пространственного расширения НАТО на Восток еще рано. Пока оно лишь приторможено. Сложившееся в настоящее время равновесие является во многом заложником развивающегося глобального финансово-экономического кризиса, и, как показывает исторический опыт, маятник в такой ситуации может легко качнуться в любую из сторон.

Детально рассмотрены содержание и последствия для России программы «Партнерство ради мира». На протяжении более 15 лет существования программы к ней в общей сложности присоединились 34 государства. Сделан вывод, что за счет развития партнерских отношений идет расширение НАТО преимущественно в восточном направлении. При этом автором были выявлены основные тенденции изменения стратегической линии НАТО в отношении данной программы:

партнерство становится более индивидуальным и политизированным;

направления развития партнерства диктуются в первую очередь оперативными потребностями блока;

происходит дальнейшая концентрация ресурсов и программ сотрудничества в странах Кавказа и Центральной Азии;

идет активное вовлечение стран-партнеров в операции, проводимые под эгидой НАТО.

На основе анализа выявленных тенденций автор сделал фундаментальный вывод-прогноз: их реализация приведет к вовлечению в сферу влияния альянса крупнейших исламских государств, что позволит замкнуть «дугу нестабильности» вокруг территории бывшего СССР с юга.

В работе проведен глубокий анализ стратегий и концепций применения военной силы альянса в изменившихся геополитических условиях. Отмечено, что завершение эпохи «однополярного мира» и выход на международную арену новых глобальных игроков, в том числе России и Китая, диктует изменение принципов применения вооруженных сил НАТО. Возрастающее соперничество ведущих держав мира выводит на первый план разработку новых методов ведения войны. Поэтому составным элементом новой доктрины Североатлантического альянса становится «стратегия непрямых действий».

Реализация такой стратегии осуществляется через технологию управления кризисами, составной частью которой является проведение операций в так называемых «условиях отсутствия войны».

Автор подчеркивает, что в результате трансформации военного потенциала у НАТО не появилось своих самостоятельных вооруженных сил, кроме тех, которые выделяются государствами - членами блока для проведения военных операций. Эти силы могут также дополняться воинскими контингентами государств, не входящих в НАТО, таких как страны - участницы программы «Партнерство ради мира» и Средиземноморского диалога. При этом новым элементом трансформации военного потенциала НАТО является создание Сил реагирования НАТО.

Таким образом, в распоряжении альянса появились силы, готовые к выполнению задач в любой точке мира. НАТО на деле становится глобальным военным блоком. В качестве поводов для применения сил реагирования НАТО могут быть использованы вспышки военных конфликтов - как естественные, так и искусственно созданные, а также стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации, требующие помощи извне для урегулирования и преодоления их последствий.

Причем приоритетной задачей является закрепление альянса в зонах перспективных месторождений энергоресурсов и маршрутов их транспортировки, а также приобретение выгодных стратегических позиций по отношению к державам, обладающим потенциальной возможностью помешать реализации этих целей, в первую очередь Китаю и России.

Для обеспечения данного приоритета предполагается повышение военных возможностей блока по ведению боевых действий на стратегическом удалении. Это подразумевает создание высокоманевренных и мобильных воинских контингентов, а также сети военных баз на территориях новых стран - участниц альянса.

В третьем разделе - «НАТО в миротворческом процессе» - автор дает оценку фактов участия НАТО в последних миротворческих операциях (Югославия - Республика Босния и Герцеговина, край Косово; Афганистан; Ирак, а также локальные операции блока в Македонии и Дарфуре - впервые в Африке) и убедительно доказывает, что во всех рассмотренных случаях миротворчества существует подмена общегуманных целей, а миротворческие силы превратились в инструмент глобальной политики США.

В ходе проведенных автором исследований было выявлено, что идущая реорганизация военной структуры НАТО не ставит своей целью подготовку к проведению миротворческих операций. Это лишь благовидный предлог. Скорее, наоборот: военный механизм НАТО стал еще более приспособленным к проведению крупномасштабных операций по всему миру.

Придерживаясь заявленной исследовательской линии, В.В. Штоль приходит к важному выводу: НАТО, стремясь играть ключевую роль в системе европейской безопасности, пытается изменить суть миротворческой концепции ООН, узаконить самостоятельную роль в разрешении любых возникающих в мире конфликтов, осуществить переход к применению силы для наказания непослушной или несговорчивой стороны конфликта. Опасность данной тенденции заключается в том, что возможность использования военных мер на определенном этапе разрешения конфликтов или навязывания своего видения внутренней ситуации в той или иной стране становится нормой европейской политики, а указанные миротворческие операции являются «генеральной репетицией» более масштабного военного и полицейского участия в мировых делах.

Особый интерес представляет технология проникновения НАТО в систему международных миротворческих организаций и закрепление за блоком самостоятельной роли. Автор рассматривает, как это происходит: сначала блок НАТО появился как элемент миротворческих операций, затем стал действовать как самостоятельный фактор под флагом миротворчества, а потом стал готов действовать без этого флага и без одобрения ООН.

В четвертом разделе - « НАТО в системе европейской безопасности» - проанализированы военно-политические условия закрепления главенствующего положения альянса в системе европейской безопасности, в первую очередь в вопросах взаимодействия с Европейским союзом, Российской Федерацией, со странами и межгосударственными структурами на постсоветском пространстве на длительную перспективу.

Отмечено, что за последние 20 лет мир кардинально изменился. Это не могло не повлиять на систему европейской безопасности, поставив в международную повестку дня вопрос о ее трансформации. Если сравнить ситуацию начала 90-х годов XX века и ситуацию начала XXI века, то можно увидеть, что европейская безопасность расшаталась по всем параметрам. Это касается и размывания режима контроля над вооружением, и деградации ОБСЕ, и нераспространения ядерного оружия, и роста числа так называемых несостоявшихся государств. Это касается и общего падения управляемости мировой политики и мировой экономики, что подтвердил мировой экономический кризис 2008-2009 годов.

В.В. Штоль подчеркивает, что после 1991 года НАТО в строгом смысле уже не оборонительный союз. Обороняться ему стало не от кого. В этом плане альянс и в самом деле «обречен» на трансформацию в принципиально иную международную организацию. По существу сейчас именно НАТО превращается в военную составляющую формирующейся системы евроатлантической безопасности.

Анализируя характер взаимодействия России и НАТО, автор отмечает, что оно имело успех чаще всего там, где Россия шла навстречу пожеланиям Североатлантического альянса. Если же Москва не соглашалась на уступки, то дело стопорилось. И причина здесь одна: военно-политический эгоизм и высокомерие «победителей в холодной войне».

Отсюда делается еще один вывод: в новой архитектуре европейской безопасности самый серьезный вопрос - отношение России к Западу и Запада к России. Ведь в переломные моменты мировой истории Запад всегда решал свои проблемы не только без учета интересов России, но и за счет России.

Наиболее дальновидные политические деятели Запада сегодня понимают, что главная проблема евроатлантической безопасности не вовлечение в нее стран Центральной и Восточной Европы, Балтии, Грузии или даже Украины, а участие в ней России. Ибо построить такую безопасность без них можно, а без России нельзя. Поэтому сейчас вновь появился шанс на реальное партнерство с Россией. Этот шанс может быть реализован только если Запад и впредь не будет стремиться решить свои проблемы за счет нее.

Автор убедительно доказывает, что мнение России и ее национальные интересы для США и НАТО всегда были и будут оставаться второстепенными ввиду последовательной реализации блоком НАТО планов по осуществлению экспансии на постсоветском пространстве. Современная приостановка этих планов носит вынужденный, а главное, временный характер. Неминуемое возобновление этой экспансии вопрос времени.

Вместе с тем это вовсе не означает, что Россия должна сворачивать разработанные с НАТО проекты и не будет развивать взаимовыгодное сотрудничество. С альянсом нужно сотрудничать в том объеме и по тем вопросам, которые важны для России с точки зрения национальных интересов. Одновременно следует оказывать решительное противодействие любым попыткам навязать России как чуждую стратегию, так и невыгодные политические решения.

Хочется надеяться, что выход в свет данной книги, в которой содержатся научно обоснованные рекомендации по выстраиванию стратегии сотрудничества России с НАТО, поможет избежать на этом пути многих ошибок.

В заключительной части этого труда подводятся итоги анализа основных аспектов и особенностей трансформации НАТО и делается основополагающий вывод: рассматриваемый процесс неразрывно связан и является неотъемлемой частью глобализации, в ходе которой трансформации подвергается как вся структура международных отношений, так и все основные глобальные, транснациональные, а также государственные и межгосударственные институты. При этом Североатлантический альянс превращается во всеобъемлющее военно-политическое сообщество в области обороны и безопасности планетарного масштаба.

Рецензируемая работа содержит четко систематизированный материал из рассматриваемой предметной области и свежие выводы, список источников и литературы полностью охватывает исследуемую автором научную проблематику. Положения и выводы, приведенные в работе, являются обоснованными и доказанными, могут и должны быть использованы как в дальнейших теоретических исследованиях, так и в практике международных отношений.

Наконец, нельзя не признать и своевременность выхода в свет этой книги, поскольку отношения Россия - НАТО вышли на новый качественный уровень и подошли к своего рода «точке бифуркации», когда нужно честно и однозначно определяться с будущим европейской безопасности: или Европа будет строить безопасность для всех стран, или только для избранных (т. е. для НАТО) в ущерб другим странам. Рецензируемая книга доказывает это очень убедительно.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации