Некоторые научные подходы к разработке программы командирской подготовки профессиональных сержантов

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 12/2011, стр. 34-45

Некоторые научные подходы к разработке программы командирской подготовки профессиональных сержантов

Полковник Г. В. ЛЕОНОВЕЦ,

кандидат военных наук

Некоторые научные подходы к разработке программы командирской подготовки профессиональных сержантов

ЛЕОНОВЕЦ Георгий Владимирович родился 22 августа 1958 года в селе Хочин Ровенской области. Окончил Ростовское ВВКИУ имени главного маршала артиллерии М.И. Неделина (1982), Военную академию РВСН имени Петра Великого (2003).

Службу проходил в Ракетных войсках стратегического назначения на должностях командира отделения, инженера отделения, начальника отделения, заместителя командира группы подготовки и пуска, начальника штаба и командира ракетного дивизиона, заместителя командира, начальника штаба и командира ракетного полка ПГРК «Тополь». С августа 2004 года - заместитель начальника отдела боевой подготовки РВСН.

АННОТАЦИЯ: Излагаются некоторые научные подходы к организации системы командирской подготовки профессиональных сержантов в соединениях и воинских частях, а также методика и последовательность разработки соответствующих учебных программ.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: степень профессиональной квалификации, общевойсковая подготовка, уровень усвоения, степень автоматизации усвоения, учебный элемент.

SUMMARY. The author gives some scientific approaches to organization of commander training of professional sergeants within formations and units, as well as the method and sequence to develop appropriate curricula.

KEYWORDS: degree of professional qualification; combined arms training training; level of mastering; automation degree of mastering; training element.

В СЛЕДУЮЩЕМ году состоится первый выпуск сержантов, прошедших установленным порядком отбор и подготовку в военно-учебных заведения (вузах) Министерства обороны (МО) РФ по программе среднего профессионального образования (СПО), и они отправятся в соединения и воинские части для дальнейшего прохождения службы. В этой связи командирам и органам военного управления предстоит провести ряд исключительно важных мероприятий, направленных на создание из младших командиров надежного связующего звена между офицерским и рядовым составом, повышение их значимости и ответственности за обучение и воспитание подчиненного личного состава, состояние, эксплуатацию и сохранность вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), а также на дальнейшее совершенствование полученных ими в вузах знаний, умений и навыков.

Задачи эти непростые и успешно решить их возможно, на наш взгляд, в ходе системной, хорошо организованной командирской подготовки сержантов, проводимой с учетом постоянно возрастающих требований к их профессионализму, тенденций развития военного искусства, тактики, методик обучения личного состава и поступления на оснащения войск перспективных образцов ВВСТ.

Однако действующая в настоящее время система командирской подготовки сержантов, как показывает практика войск, не соответствует требованиям времени, поскольку рассчитана на младших командиров, проходящих службу по призыву. Требуется поиск новых, научно обоснованных подходов к ее организации и формированию соответствующих учебных программ.

Прежде всего необходимо, на наш взгляд, подразделять сержантский состав, прошедший подготовку в вузах или учебных подразделениях, по трем степеням профессиональной квалификации (рис. 1). Это позволит командирам более рационально использовать их по предназначению, определять им должностные и специальные обязанности исходя из уровня военно-профессиональной подготовки, организовывать их дальнейшее обучение и обеспечивать должностной рост.

Некоторые научные подходы к разработке программы командирской подготовки профессиональных сержантов

Рис. 1. Степени профессиональной квалификации сержантского состава воинских частей в условиях нового облика ВС РФ

Профессиональные сержанты четвертого и пятого уровней подготовки (мастер-сержанты и главные сержанты), которые в соединениях и воинских частях появятся только после 2016 года, должны иметь свою разрядность.

Совершенствование компетенции сержантского состава по занимаемым, смежным и вышестоящим должностям целесообразно, на наш взгляд, организовать по системе, представленной на рисунке 2.

Некоторые научные подходы к разработке программы командирской подготовки профессиональных сержантов

Рис. 2. Система подготовки профессиональных сержантов при прохождении службы в соединениях и воинских частях

В отличие от существующих подходов в предложенной системе учтены особенности обучения сержантов различных уровней подготовки с перспективой их продвижения по службе после профессиональной переподготовки и повышения квалификации, а также прапорщиков, временно находящихся на сержантских должностях до завершения переходного периода.

При формировании учебных групп командирской подготовки сержантов и организации занятий необходимо учитывать их категорию, т. е. относятся ли они к командному составу, имеющему в подчинении личный состав, или к техническим специалистам. Первых, как показывает анализ, в соединении (воинской части) будет около 80 %, а вторых - примерно 20 %.

Важную роль в качественной организации командирской подготовки сержантов играют правильно составленные учебные программы, разработка которых находится в компетенции органов управления видов и родов войск ВС. К сожалению, действующие в настоящее время программы имеют ряд следующих основных недостатков:

отбор включенного в них материала производился, на наш взгляд, не по каким-либо критериям, а в зависимости от точки зрения их составителей, или просто копировался из ранее разработанных аналогичных документов;

отсутствует четкое определение, каким должно быть качество усвоения материала и уровень компетенции, полученной в результате подготовки;

при формировании временных параметров выполнения программ не всегда учитывалось время, требуемое на выработку тех или иных навыков, освоение изучаемых дисциплин, задач, нормативов и т. п.;

последовательность изучения некоторых вопросов и изложения учебного материала в пределах темы или раздела программ не оптимальны, нередко отсутствует структурно-логические связи;

учебный материал часто не согласован с содержанием других предметов подготовки, что приводит к дублированию занятий и ненужным затратам времени (нарушен принцип комбинирования);

тематическая направленность занятий, как показывает опыт войск, не позволяет на современном этапе сделать из младших командиров грамотных методистов, поскольку получаемый объем знаний по основным вопросам практики работы сержантов по воинскому воспитанию и обучению подчиненных явно недостаточен для приобретения навыков уверенной работы с подчиненными.

Данные недостатки программ командирской подготовки особенно явно проявятся с 2012 года, когда в войска начнут поступать специалисты, прошедшие обучение в Рязанском центре подготовки сержантов и на факультетах (курсах, отделениях) вузов по программам СПО. Уровень подготовки сержантов первой степени профессиональной квалификации вступит в острое противоречие с требованиями действующих программ. Особенно скажется отсутствие в ней таких предметов обучения, как военная педагогика и психология и методическая подготовка, без которых вряд ли можно говорить о совершенствовании приобретенных сержантами знаний, умений и навыков.

Поэтому органам управления видов и родов войск ВС до 2012 года необходимо разработать, апробировать и ввести в действие новые программы командирской подготовки, лишенные изложенных выше недостатков и в максимальной степени адаптированные к требованиям внедряемого института профессиональных сержантов. Их разработку следует осуществлять на основе научного подхода и с учетом возросших требований к компетенции младших командиров и оптимизации самого процесса их подготовки.

На современном этапе строительства ВС РФ оптимизация процесса подготовки сержантского состава должна осуществляться по следующим основным направлениям: первое - совершенствование содержания обучения (программ подготовки, учебных пособий и др.), т. е. приведение ее в соответствие с требованиями к уровню подготовки и возможностям различных категорий сержантов; второе - внедрение новых форм и методов обучения, которые позволят в более короткие сроки и с меньшими усилиями достичь максимально возможных результатов подготовки по военно-учетным специальностям (ВУС); третье - научно обоснованное определение объема преподносимой обучаемым информации исходя из того, что они реагируют тем медленнее, чем большее количество информации предстоит освоить.

Основная задача командирской подготовки сержантов - совершенствование компетенции, приобретенной ими в учебных подразделениях или вузах для уверенного выполнения задач по должностному предназначению.

В общей логической структуре свойств личности (рис. 3) конкретная компетенция обучаемого включает такие свойства, как содержательность, степень основательности, степень мастерства и степень освоения. Каждое из данных свойств обладает диагностируемыми качествами и может быть оценено по критериям сформированности, которые и станут в итоге формализованным результатом работы по подготовке сержантов соединений и воинских частей.

Некоторые научные подходы к разработке программы командирской подготовки профессиональных сержантов

Рис. 3. Логическая структура свойств личности обучаемого

Для достижения требуемого уровня компетенции профессиональных сержантов необходимо в программы командирской подготовки заложить конкретное содержание знаний и способов их реализации в тех видах деятельности, которые в дальнейшем позволят им уверенно выполнять должностные и специальные обязанности как в условиях мирного времени, так и при подготовке и ведении боевых действий. В новых качественных программах должно быть правильно определено не только содержание предметов боевой подготовки, соответствующее целям обучения, но и требуемое время на их изучение.

Оценивать качество разработанных программ следует, на наш взгляд, с использованием двух групп критериев: первая - методические, позволяющие оценить комплексность преподаваемого материала и наличие всех стадий формирования компетенции: изложение нового материала, показ, закрепление на конкретном примере и проверка полученных знаний умений и навыков; вторая - технологические, дающие возможность определить простоту и гибкость изложения материала.

Как показывают проведенные исследования и опыт войск, разработку новых программ командирской подготовки целесообразно осуществлять последовательно в шесть этапов.

На первом этапе необходимо правильно сформулировать цели подготовки, что, казалось бы, не должно вызывать каких-либо затруднений. Однако практика повседневной деятельности войск показывает, что невысокая результативность обучения сержантов нередко обусловлена неопределенностью, расплывчатостью и общим характером целей подготовки.

При определении целей важно добиться, чтобы они были реально достижимыми, с указанием конкретных результатов подготовки; технологичными, определяющими конкретные действия по их достижению; точными, с разработанным содержанием методов, средств, форм обучения и порядком осуществления контроля; диагностичными, т. е. поддающимися определению их соответствия результатам подготовки.

Главная цель командирской подготовки профессиональных сержантов заключается, на наш взгляд, в приобретении и совершенствовании их компетенции, позволяющей качественно и грамотно выполнять свои должностные и специальные обязанности. Но ее следует конкретизировать для каждого уровня подготовки сержантского состава (в зависимости от степени профессиональной квалификации) с учетом их категории, т. е. относятся ли они к командному составу или техническим специалистам. Такой дифференцированный подход к определению целей командирской подготовки профессиональных сержантов позволит более обоснованно и рационально отбирать содержание учебного материала, избежать неоправданных затрат времени и других ресурсов на изучение тех вопросов, которые не нужны сержантам в реальной деятельности, а также четко сформировать структуру подготовки, выбрать необходимые формы и способы обучения.

На втором этапе осуществляется научно обоснованный отбор преподаваемых дисциплин и содержания учебного материала, в максимальной степени соответствующего целям обучения. Делать это необходимо, на наш взгляд, с учетом логической взаимосвязи тех предметов боевой подготовки, обучение по которым обеспечит качественное совершенствование компетенции сержантов.

Так, достижение основной цели - подготовить профессиональных сержантов к выполнению задач в ходе ведения боевых действий - обеспечивается проведением комплекса занятий по тактической, огневой, инженерной, военно-медицинской подготовке, радиационной, химической и биологический защите (РХБЗ), военной топографии и др. При этом тактическая подготовка,, являясь основным предметом обучения, опирается на компетенцию, приобретенную сержантами в ходе изучения и отработки вопросов огневой, инженерной подготовки, РХБЗ и др. Установить, достаточно ли полно структура учебных дисциплин отражает суть процесса подготовки, можно экспертным путем, с использованием мнений специалистов в данной области.

Содержание подготовк и целесообразно определять, основываясь на моделях применения подразделений потенциального противника, тактико-технических характеристиках их вооружения, тактике и способах действий, т. е. путем реализации, по сути, принципа- «учить тому, что необходимо на войне». Исходить следует из того, что каждому возможному воздействию противника на наши войска (силы), подразделение обязано оказать адекватное противодействие.

Разрабатываемые и постоянно обновляемые модели действий потенциального противника дают возможность установить перечень задач, к выполнению которых подразделение в соответствии со своим предназначением должно быть подготовлено. А поскольку достижение успеха в бою в значительной степени зависит от умения младшего командира грамотно руководить подчиненным, необходимо провести детальный анализ его деятельности в ходе решения боевых задач и выяснить, какую конкретную компетенцию он должен приобрести для уверенного командования подразделением.

Например, отбор учебного материала для тактической подготовки и связанных с ней предметов обучения командиров противодиверсионных подразделений, подразделений охраны и разведки Ракетных войск стратегического назначения целесообразно осуществлять в следующей последовательности.

Изучив вначале модель воздействия противника на объекты позиционного района ракетного соединения, выясняем, что разведывательно-диверсионные отряды типа «А» сил специальных операций (ССО) ВС США и отряды глубинной разведки ССО ВС Великобритании применяют такой способ действий, как «подсветка» целей для высокоточного оружия и фиксирование (уточнение) характера повреждений цели после его воздействия. Значит, наши подразделения противодиверсионной борьбы, охраны и разведки соединения (воинской части) обязаны не допустить проникновения противника к объекту на определенное расстояние путем организации его охраны, разведки, устройства постов боевого охранения (ПВО), засад, секретов и т. п.

Дальнейшая декомпозиция данной задачи позволяет сформировать конкретный перечень необходимых командиру навыков. В данном случае это прежде всего умение выбирать места для устройства ПВО, засад, секретов, осуществлять их инженерное оборудование и маскировку; развертывать и использовать технические средства сигнализации и обнаружения; скрытно проводить смену военнослужащих на ПВО, в секрете, засаде; пользоваться средствами проводной и радиосвязи, устанавливать сигналы взаимодействия и целеуказания; организовывать наблюдение и огневое поражение противника; определять дальности до целей и др.

В дополнение к комплексу практических занятий по данным вопросам следует добавить изучение организации и тактики действий потенциального противника. По аналогичной схеме отбирается учебный материал для подготовки сержантов по другим дисциплинам.

На третьем этапе работы над программой командирской подготовки необходимо составить таблицу учебных элементов и задать требования к качеству отработки каждого из них по уровню усвоения и степени автоматизации деятельности.

Уровень усвоения (степень, глубина и качество овладения какой-либо деятельностью, достигнутая профессиональным сержантом в результате обучения) - один из основных параметров, характеризующих достижение целей подготовки по предмету обучения. В соответствии с положениями теории обучения уровень усвоения обозначается коэффициентом, который принимает значения от 0 до 4.

Нулевой уровень означает, что обучаемый способен понимать, т. е. осмысленно воспринимать новую для него информацию. Строго говоря, данный уровень даже нельзя называть уровнем усвоения учебного материала по изучаемой теме, поскольку речь фактически идет о предшествующей подготовке обучаемого, которая дает ему возможность понимать новый (или забытый) для него учебный материал. Условно деятельность обучаемого на нулевом уровне называют пониманием.

Первый уровень - это узнавание изучаемых предметов обучения при повторном восприятии ранее усвоенной информации. Условно деятельность первого уровня называют опознанием, а знания, лежащие в ее основе, - знание-знакомство.

Второй уровень - это воспроизведение усвоенных ранее знаний от буквальной копии до применения в типовых ситуациях, например решение типовых задач по усвоенному ранее образцу. Деятельность второго уровня условно называют воспроизведением, а знания, лежащие в ее основе, - знания-копии.

Третий уровень - это такой уровень усвоения информации, при котором обучаемый способен самостоятельно воспроизводить и преобразовывать усвоенную информацию и применять ее в практической деятельности, например решать нетиповые задачи, выбирать подходящий алгоритм (из набора ранее изученных) для решения конкретной задачи. Деятельность данного уровня условно называют применением, а знания, лежащие в ее основе, - знания-умения.

Четвертый уровень-это такой уровень владения учебным материалом темы, при котором обучаемый способен создавать объективно новую информацию (ранее никому не известную). Деятельность четвертого уровня условно называют творческой деятельностью.

Степень автоматизации усвоения - показатель, характеризующий умения как навыки в овладении осваиваемыми способами деятельности, что и требуется в процессе подготовки. Она измеряется коэффициентом Kt, который определяется следующим отношением:

Некоторые научные подходы к разработке программы командирской подготовки профессиональных сержантов

где t1 - время выполнения норматива профессионалом;

t2 - время выполнения норматива обучаемым.

Проблема установления для каждого учебного элемента степени автоматизации деятельности в ходе подготовки профессиональных сержантов упрощается тем, что существуют сборники нормативов по различным предметам боевой подготовки. Считая время выполнения норматива на «отлично» - уровнем профессионала, а время выполнения норматива на «удовлетворительно» - обязательным для всех уровней подготовки сержантов, несложно рассчитать требуемую степень автоматизации усвоения по следующей формуле:

Некоторые научные подходы к разработке программы командирской подготовки профессиональных сержантов

где tуд - время выполнения норматива на «удовлетворительно»;

tотл - время выполнения норматива на «отлично».

Для практических действий, время на которые не определено сборниками нормативов, целесообразно оценивать необходимую степень автоматизации экспертно.

Необходимо отметить, что с точки зрения уровня усвоения профессиональные сержанты воинских частей могут находиться в состоянии α1, α2, α3, α4 что дает им возможность опознавать, воспроизводить, применять получаемую компетенцию и со временем, с появлением сержантов-профессионалов четвертого и пятого уровней подготовки - заниматься творческой деятельностью.

Предложенный порядок отбора всех учебных элементов подготовки сержантов позволяет сгруппировать их по предметам обучения. Процедура определения необходимого уровня усвоения материала, получаемого в ходе подготовки сержантов довольно проста. Можно полагать, что по основной массе учебных элементов сержанты должны достигнуть уровня применения компетенции в типовых ситуациях, а по отдельным навыкам, необходимым для решения нетиповых ситуаций, - уровня творческой деятельности (четвертого).

На основе изложенной методики по каждому предмету подготовки составляется перечень учебных элементов с указанием уровня их усвоения и степени автоматизации. Применительно к огневой подготовке она может выглядеть следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Учебные элементы огневой подготовки, уровень их усвоения и степень автоматизации (вариант)

Некоторые научные подходы к разработке программы командирской подготовки профессиональных сержантов

На четвертом этапе формирования программы рассчитывается время, достаточное на обучение сержанта с учетом объемов и заданных характеристик результатов общевойсковой подготовки. Так, при определении времени, требуемого на индивидуальную подготовку сержанта, следует, на наш взгляд, применять так называемый деятельностный подход. Для этого вначале экспертами составляется таблица учебных элементов или перечень действий (приемов), которые сержанту необходимо будет выполнять в ходе боевых действий. Далее, поскольку речь идет о выработке навыков (приобретении опыта), в зависимости от сложности действия (приема) устанавливается время на его разучивание и требуемое количество его повторений для закрепления соответствующего навыка.

Основные индивидуальные действия военнослужащих при выполнении задач по предназначению оформлены в виде нормативов по различным предметам боевой подготовки. Норматив четко описывает порядок действий, возможные ошибки обучаемых, время, необходимое на его выполнение. Отработка всех отобранных экспертами необходимых индивидуальных нормативов (упражнений) до уровня «удовлетворительно» должна быть обязательной и обеспечит возможность перехода к следующему этапу обучения.

Практика показывает, что автоматизм простых действий при работе с вооружением, военной и специальной техникой, средствами индивидуальной защиты вырабатывается 10-15-кратным повторением, причем методика обучения предполагает первичное разучивание практически всех действий (приемов) по разделениям, разбор действий обучаемого и осмысление сделанных ошибок, что также необходимо учитывать при расчете времени на подготовку сержанта. Алгоритм действий по подготовке сержантов к выполнению конкретной задачи представлен на рисунке 4.

Некоторые научные подходы к разработке программы командирской подготовки профессиональных сержантов

Рис. 4. Алгоритм действий по подготовке профессиональных сержантов к выполнению конкретной задачи

Таким образом, требуемое время на подготовку сержантов будет зависеть от сложности задач, которые им предстоит выполнять, от ВУС каждого конкретного сержанта, количества индивидуальных и групповых нормативов (упражнений), обязательных для отработки (выполнения), а также условий базирования (дислокации) соединения (воинской части), наличия и состояния учебно-материальной базы боевой подготовки.

На пятом этапе формирования программы решается задача оптимального построения последовательности изучения предметов и отдельных учебных элементов в них. Делать это целесообразно путем матричного анализа. Располагая логической структурой учебных дисциплин общевойсковой подготовки сержантов, определенной на втором этапе формирования программы, легко построить для них матрицы, позволяющие достичь оптимального расположения учебных элементов (УЭ) внутри каждого предмета.

Построение модели последовательности подготовки по предмету обучения производят в четыре этапа: первый - формирование матрицы отношений очередности УЭ; второй - обработка матрицы отношений очередности и построение последовательности изучения учебного материала в виде списка УЭ; третий - формирование матрицы логических связей УЭ; четвертый - построение графа логических связей УЭ.

Первый и третий этапы являются неформальными и выполняются на основе анализа учебного материала. Матрицы отношений очередности и логических связей УЭ являются квадратными. Их размер равен количеству УЭ. Рассмотрим порядок построения матрицы отношений очередности УЭ применительно к предмету «огневая подготовка» (рис. 5).

Некоторые научные подходы к разработке программы командирской подготовки профессиональных сержантов

Рис. 5. Матрица отношений очередности изучения учебных элементов огневой подготовки

Вначале строят ячейки матрицы и нумеруют их строки и столбцы в соответствии с перечнем УЭ (табл. 1). Далее построчно заполняют ячейки матриц нулями и единицами. Единицу ставят в ячейку, если УЭ, указанный в номере строки, должен изучаться после УЭ, указанного в номере столбца. Противоположное отношение очередности обозначают нулем или оставляют соответствующую ячейку матрицы пустой. Все ячейки главной диагонали матрицы отношений очередности заполняют единицами. Ячейки матрицы, симметричные относительно главной диагонали, должны иметь противоположные отношения (0 или 1). Поэтому неформальный анализ парных отношений очередности можно проводить лишь для левого нижнего или для правого верхнего треугольника матрицы, заполняя ее оставшуюся часть формально на основе свойства асимметрии.

Вербально строку 7 матрицы можно описать следующим образом. Выполнение требований безопасности при обращении с оружием (УЭ № 7) взаимосвязано с организацией всех видов учебных стрельб и метанием ручных гранат (УЭ № 9, 10, 12, 14), причем изучаться они должны в первую очередь.

На основе данной матрицы можно определить последовательность отработки УЭ огневой подготовки (рис. 6). Аналогичные операции выполняются для каждого из предметов обучения.

Правильное построение последовательности изучения учебных элементов даст возможность рационально использовать время, выделяемое на командирскую подготовку профессиональных сержантов.

На шестом этапе формирования программы сформированные последовательности обучения для каждого предмета боевой подготовки сопоставляются между собой для выявления УЭ, оказывающих влияние на изучение УЭ других дисциплин. Дальнейшее совершенствование программы командирской подготовки заключается в оптимальном включении каждого предмета боевой подготовки в целостную последовательность обучения сержантов.

Некоторые научные подходы к разработке программы командирской подготовки профессиональных сержантов

Рис. 6. Последовательность отработки учебных элементов огневой подготовки

Представленные подходы к разработке программ командирской подготовки сержантов направлены на создание научно-методической основы совершенствования их компетенции при прохождении службы в соединениях и воинских частях, что послужит дальнейшему развитию института профессиональных сержантов ВС РФ.

Ларин С.Н., Батьковский A.M. Модель совершенствования подготовки военных специалистов в условиях изменения принципов комплектования ВС. М.: Российский гуманитарный научный фонд, 2006. С. 85-87.

Военная дидактика. Учебник / под общей ред. Михайловского В.Г. М.: МО РФ, 2005. С. 236.

Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983. С. 234.

Гурьев Л.И. Проектирование педагогических систем. Учебное пособие. Казань: Казанский ГТУ, 2004. С. 212.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации