Конфликтные ситуации в воинских коллективах и способы их разрешения

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 9/2011, стр. 37-45

Конфликтные ситуации в воинских коллективах и способы их разрешения

Генерал-майор в отставке А. К. КРОТОВ,

кандидат педагогических наук

Полковник в отставке А. А. МОВЧАН

Конфликтные ситуации в воинских коллективах и способы их разрешения

КРОТОВ Александр Константинович родился 17 апреля 1945 года в городе Коломне Московской области.

Окончил Опочецкое радиотехническое училище войск ПВО страны с отличием (1966), Военную командную академию ПВО страны имени Г.К. Жукова (1977), Военную академию Генерального штаба ВС СССР (1991).

С 1966 по 1992 год проходил службу в войсках ПВО страны в должностях от командира взвода до командира соединения ПВО.

С 1992 по 2005 год - начальник Ярославского высшего зенитного ракетного училища ПВО.

С 2005 года по настоящее время - профессор кафедры тактики и общевойсковых дисциплин Ярославского высшего зенитного ракетного училища ПВО. Заслуженный военный специалист, почетный работник Высшей школы, академик Российской академии естественных наук, автор более 30 научных трудов.

Конфликтные ситуации в воинских коллективах и способы их разрешенияМОВЧАН Александр Андреевич родился 12 сентября 1946 года в Молдавской ССР. Окончил Ярославское радиотехническое училище с отличием (1969), Военную командную академию ПВО страны имени Г.К. Жукова (1977).

С 1969 по 1984 год служил на должностях от офицера наведения до начальника штаба - заместителя командира зенитного ракетного полка С-75.

С 1984 года проходил службу в Ярославском высшем зенитном ракетном училища ПВО от преподавателя до начальника кафедры тактики и общевойсковых дисциплин.

С 1998 года по настоящее время - доцент кафедры тактики и общевойсковых дисциплин. Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, автор более 40 научных трудов.

АННОТАЦИЯ. Раскрыта зависимость поддержания уставных взаимоотношений в воинских коллективах от уровня профессиональной подготовки и компетентности офицеров в вопросах педагогики и психологии, их умения использовать разнообразные формы и методы воспитательной работы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: межличностные конфликты, неуставные взаимоотношения, культура общения, предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций, конфликтология, конфликт, конфликтная ситуация, стиль руководства (авторитарный, демократичный, либеральный).

SUMMARY. The article reveals dependence of maintaining statutory interrelations in military units on the level of professional training and competence of officers in matters of pedagogy and psychology, their ability to use a variety of forms and methods of educational work.

KEYWORDS: interpersonal conflicts, unstatutory interrelations, culture of dialogue, conflict prevention and solution of conflict situations, conflict solution studies, conflict, conflict situation, leadership style (authoritarian, democratic, liberal).

ПРОВОДИМАЯ в Вооруженных Силах РФ реформа затронула все стороны жизни армейских коллективов.

Принятие на вооружение новейших систем боевой техники и вооружения требует от военнослужащих коллективного участия в их боевом применении. Значительно возрастает роль и ответственность каждого члена боевого расчета и подразделения за выполнение поставленных боевых задач.

Одной из наиболее значимых проблем, определяющих способность подразделения решать поставленные задачи, является создание здоровой социально-психологической обстановки в подразделении.

Особенности взаимоотношений в воинском коллективе определяются видами деятельности, а также индивидуально-психологическими характеристиками военнослужащих.

Строгая регламентация жизни и деятельности военнослужащих, возрастные особенности солдат, напряженный ритм службы и длительность пребывания членов воинского коллектива в условиях совместной деятельности обусловливают возникновение неуставных взаимоотношений и обострение проблемы межличностных конфликтов в армии.

Вызванная известными причинами социальная напряженность в обществе самым негативном образом отражается на армии, обостряя социально-психологическую обстановку в воинских коллективах, провоцируя развитие деструктивных конфликтов как по вертикальному, так и по горизонтальному срезам. На страницах журнала «Военная Мысль» авторы неоднократно поднимали эту важную для жизни армии тему.

В связи с объективными издержками поэтапного реформирования Вооруженных Сил наблюдается устойчивая тенденция повышения физических и психологических нагрузок по службе. Это связано прежде всего с некомплектом всех категорий военнослужащих, а также с трудностями в материально-техническом обеспечении повседневной жизнедеятельности частей и подразделений. Положение усугубляется тем, что командному составу порой ставится такой объем задач, который не соответствует его физическим и временным возможностям. Отсюда, морально-психологическая напряженность в воинских коллективах, семейные конфликты, создание почвы для правонарушений и психических заболеваний.

Появляются факты расслоения личного состава по социальному положению, уровню материального достатка. При определенном стечении обстоятельств субъектами конфликтов становятся солдаты и сержанты, призванные из семей беженцев и вынужденных переселенцев. Бедственное положение родственников и близких им людей, боль и переживания за них часто являются основными факторами, определяющими морально-психологическое состояние военнослужащих. Исследования показывают, что в подразделениях, насчитывающих 50-70 военнослужащих, ежедневно происходит до 10 конфликтов. Из них более 30 % кратковременные, около 40 % продолжаются несколько недель. Каждый четвертый конфликт может длиться в течение месяца и дальше.

Наиболее частыми в воинских коллективах являются конфликты между начальниками и подчиненными - на них приходится до 70 % всех межличностных конфликтов. Их объекты: качество воинской деятельности, определенная роль в коллективе, честь и достоинство военнослужащего, справедливая оценка результатов деятельности и внедрение новшества в подразделении. Так, попытки некоторых командиров действовать по принципу «пусть меня не уважают - лишь бы боялись» приводят к тому, что у подчиненных возникает озлобление, а затем и желание организованно противодействовать любым действиям руководителя. К сожалению, результаты исследований показывают, что 20-25 % военнослужащих не удовлетворены общением со своим командиром. Недостаточная культура общения части офицеров является серьезным фактором зарождения и обострения конфликтных ситуаций.

Процесс демократизации в обществе и армии потребовал пересмотра доминирующих задач педагогической деятельности, отказа от педагогической авторитарности, от чрезмерно жесткого педагогического воздействия на военнослужащих. В этих условиях возросла роль педагогического образования офицера, адекватного новым для нашей страны социальным отношениям.

Вместе с тем в теории и практике педагогики вообще и военной в частности имеет место противоречие между потребностью в подготовке офицера-педагога, ориентированного на оптимизацию отношений в коллективе, на помощь каждому воспитуемому в самореализации и самоопределении, и неготовностью педагогической науки и практики к реализации такой подготовки в высших военных учебных заведениях. Это в полной мере относится и к проблеме разрешения конфликтных ситуаций. Между тем ее актуальность и значимость не вызывают сомнения.

Анализ практики показывает, что многие офицеры затрудняются в педагогическом воздействии на подчиненных с целью создания благоприятной эмоциональной атмосферы в их среде. Они не могут правильно оценить причины как самой конфликтной ситуации, так и причин неадекватного поведения ее участников и не видят различий в типах конфликтных ситуаций, расценивая их только как нежелательные явления армейской жизни. При этом предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций, как правило, происходят без достаточного их осмысления и анализа. Постоянная угроза возникновения конфликта в воинском коллективе вызывает у части командиров состояние перманентного нервного напряжения. Такое положение мешает офицеру сосредоточиться на личности подчиненного, его индивидуальных особенностях.

Таким образом, подготовленность офицера к разрешению конфликтных ситуаций в подразделении можно определить как один из компонентов профессионального мастерства. В то же время в высших военных училищах и институтах изучению проблем конфликтологии уделяется явно недостаточное внимание. Еще хуже обстоит дело в системе занятий по командирской подготовке офицеров, где данная проблематика в прямой постановке практически отсутствует.

Такое положение дел, несомненно, требует, с одной стороны, внесения изменений в учебные планы и программы соответствующих дисциплин, а с другой - разработки специальных пособий для оказания помощи курсантам и офицерам в самостоятельном приобретении знаний по одной из важнейших проблем взаимоотношений военнослужащих.

Для определения содержания подготовки офицеров к разрешению конфликтных ситуаций необходимо выяснить сущность конфликтной ситуации.

«Конфликт» (от лат. - столкновение) - столкновение противоположных интересов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.

Существуют различные характеристики понятия - «конфликт». Некоторые авторы рассматривают его как острую форму противоречия, выполняющего не только негативную и разрушительную функцию, но и позитивную, открывающую возможность для развития отношений, опыта участников, выхода на новый уровень взаимодействия. Другие под конфликтом понимают одновременное действие примерно равной силы, но противоположных, несовместимых в данной ситуаций тенденции, мотивов, интересов, типов поведения.

Следует различать категории «конфликт» и «конфликтная ситуация». Конфликтная ситуация характеризуется определенными периодами или стадиями протекания: предконфликтный период (латентный конфликт), за время которого возникает острое разногласие на почве расхождения интересов сторон; собственно конфликт, когда первоначальное соперничество сменяется взаимным противоборством участников; разрешение конфликтной ситуации, включающее достижение цели одной или обеими сторонами.

Методологической основой разрешения конфликтных ситуаций является понимание целостности педагогического процесса, вне ее ни один конфликт не может быть разрешен эффективно. Офицеру следует всегда учитывать, как разрешение конфликта отразится на других сторонах воспитания, обучения и развития военнослужащего. Основы разрешения конфликта - это единство воспитания и самовоспитания, единство целей воспитания, обучения и развития военнослужащих и целей каждого военнослужащего; организация жизни и деятельности, обеспечивающая многогранность отношений и общения; профессионально-педагогическое мастерство офицера, знания теории и методики разрешения конфликтных ситуаций в подразделении, творческий подход к их разрешению.

Анализ философских, социологических и психолого-педагогических исследований показал, что многое зависит от характера конфликтной ситуации, от целей конфликтующих сторон, характера их взаимоотношений, от источников конфликта и от типов конфликтных ситуаций. Отсюда вытекают разнообразные методы разрешения конфликтных ситуаций, которые опираются на личностные качества офицера, характеризуют его отношения с подчиненными.

Анализ результатов опроса офицеров и курсантов, конфликтных ситуаций приводит к выводу, что большинство воспитателей и командиров стремятся избежать конфликта, не замечают его, игнорируют конфликтные ситуации. Главную причину этого называют сами офицеры: нет готовности, нет умения, у некоторых (особенно молодых, со стажем менее 5 лет) нет желания вступать в конфликты, пытаться их разрешить. Молодые офицеры объясняют свое поведение отсутствием опыта, боязнью конфликтов с подчиненными, так как они могут вызвать отрицательные последствия во взаимоотношениях, создать препятствие для обучения и воспитания.

Многие офицеры (более 20 %) стремятся найти причину конфликтной ситуации и наказать виновных, но при этом никогда не связывают причину ее возникновения с собственным поведением или личностными качествами военнослужащих, с их воспитанием в семье, отношением к окружающим, к учебе.

Из 8,5 % офицеров, признающих конфликтную ситуацию как нормальное явление жизни подразделения, только 4,0 % стремятся использовать ее в воспитательных целях, но далеко не все они уверены в правильности принятого решения.

Следовательно, большинство офицеров не подготовлено теоретически к определению четкой позиции по отношению к конфликтной ситуации, не видят объективных причин ее возникновения и не понимают ее важности в процессе воспитания подчиненных.

Сложившееся положение дел требует поиска и обоснования эффективных путей организации подготовки офицера, для того чтобы приблизить содержание и методику его практической подготовки к реальным условиям войск, целенаправленно формировать у него подготовленность к оптимизации отношений в армейской среде.

Существует два основных способа разрешения конфликтных ситуаций. Первый способ - предупреждение, стремление избежать конфликтной ситуации, а если она возникла, то разрешать ее в самом начале развития. Второй способ - обострение конфликта и его разрешение путем устранения (полного или частичного) одной из сторон противоречия, либо устранение условий, нарушающих гармонию отношений.

Военная педагогика и психология рассматривают определенные пути и формы подготовки офицера-воспитателя к разрешению конфликтных ситуаций в подразделении, созданию здоровой морально-нравственной обстановки в коллективе. Рассмотрим основные из них.

Формирование культуры взаимоотношений военнослужащих.

Деятельность командира имеет ярко выраженный коммуникативный характер, т. е. связана с определенными отношениями и зависимостями между людьми, с организацией совместной деятельности командира с подчиненными. Эффективность этой многообразной деятельности во многом зависит от того, насколько формы ее организации и само содержание предполагают общение между собой участников деятельности. Именно характер и единство целей, предметного содержания деятельности и общения участников определяют то, какие отношения складываются между ними, каков их характер, каково их воспитательное влияние на коллектив и личность, насколько эффективно это влияние. Особое значение при этом приобретает культура взаимоотношений командира с подчиненными. Установление гармоничных, доброжелательных отношений, должного взаимопонимания и взаимодействия, координация и регулирование командирами своей многогранной деятельности обеспечивают тот контакт между ними и подчиненными, без которого значительно затрудняется реализация целей подготовки военнослужащих для защиты Родины.

Качества личности руководителя определяют индивидуальный стиль взаимоотношений. Рассмотрим три основных стиля руководства, обращая внимание на взаимодействие.

Авторитарный стиль. Руководитель единолично определяет направление деятельности военнослужащего (коллектива), пресекает всякую инициативу. Основные формы взаимодействия - приказ, указание, инструктаж, замечание и т. п. Даже редкое поощрение звучит то как команда, а то как и оскорбление: «Вы, товарищ рядовой, сегодня отличились. Не ожидал от Вас такого». Обнаружив ошибку, такой руководитель высмеивает подчиненного, чаще всего не объясняя, как ее можно исправить. В его отсутствие деятельность замедляется, а то и вовсе прекращается. Руководитель лаконичен, у него преобладает начальственный тон, нетерпение к возражениям.

Демократичный стиль. Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива. Руководитель старается донести цель деятельности до каждого, подключает всех к активному участию в обсуждении хода работы, видит свою задачу не только в контроле и координации, но и в воспитании; каждый воин, если достоин, поощряется. Демократичный руководитель старается наиболее оптимально распределить нагрузку, учитывая индивидуальные склонности и способности каждого; поощряет активность, развивает инициативу. Основные способы общения такого руководителя - совет, информация.

Либеральный стиль. Попустительский: руководитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет инициативу, активность; распоряжения рассматривает формально, легко попадает под другие, подчас противоречивые влияния; фактически самоустраняется от ответственности за происходящее.

Авторитарный стиль руководства может обеспечить кажущуюся эффективность групповой деятельности, но создает крайне неблагоприятный психологический климат. При таком стиле задерживается становление коллективистских качеств. По данным социологов, именно в таких коллективах у военнослужащих возникает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми. Авторитарность во взаимоотношении многолика, часто искусно маскируется, оставаясь, в сущности, бездушно-бюрократическим администрированием; может быть скрытой, опосредованной, порождающей насилие изнутри.

Наихудшим стилем руководства является либеральный стиль. При нем деятельность, как правило, менее интенсивна и качество ее хуже.

Лучший стиль руководства - демократичный. Хотя количественные показатели здесь могут быть и ниже, чем при авторитарном, но желание служить, повышать профессионализм и в отсутствие руководителя у подчиненных не иссякает. Повышается творческий тонус, развивается чувство ответственности, гордость за свой коллектив.

Результативность усилий, направленных на формирование и совершенствование культуры взаимоотношений военнослужащих, в решающей степени определяется конкретной организаторской деятельностью, стремлением реально обеспечить успех дела. Можно выделить ряд направлений воспитательной работы по формированию культуры взаимоотношений между военнослужащими:

патриотическое, нравственное, правовое воспитание личного состава, формирование качеств и привычек уставного поведения;

изучение состояния межличностного общения воинов и создание условий, способствующих адаптации их к коллективу и друг к другу;

воспитание культуры межнационального общения. В этом деле важное место занимает выявление и учет национальных интересов военнослужащих, знание нравов, обычаев, традиций наций и народностей того региона страны, откуда призваны воины, где проходят службу;

воспитание воспитателей, привитие им нравственных и педагогических качеств, всемерное повышение примерности и авторитета командиров является важным направлением работы по формированию и укреплению здоровых взаимоотношений между воинами;

работа по изжитию фактов неуставных взаимоотношений. Здесь важно прежде всего знать причины, порождающие неуставные взаимоотношения, владеть методикой диагностики, что обеспечивается достаточным уровнем педагогической компетентности руководителей воинских коллективов, наличием достоверной информации о реальном состоянии взаимоотношений;

формированием культуры речи военнослужащих;

внедрение в практику поведения этикета вообще и воинского в частности.

Богатство форм и методов повышения культуры взаимоотношений военнослужащих зависит от возможностей воинской части, условий, способностей и методического мастерства воспитателей. Повышение культуры взаимоотношений военнослужащих - одна из важнейших задач воспитательной работы. Ее уровень в значительной степени предопределяет возможность предотвращения или конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в воинских коллективах.

Формирование уставных служебных взаимоотношений. Процесс формирования взаимоотношений характеризуется большой динамичностью, поэтому необходимым условием эффективной деятельности и оптимизации отношений являются полнота, надежность и своевременность информации о состоянии и развитии отношений в коллективе. Источниками информации могут быть социальные факты, анализ реальных действий членов коллектива, их поведения в различных ситуациях, общественное мнение, субъективные оценки и самооценки военнослужащих по различным вопросам.

Изучить взаимоотношения непросто. Многое во взаимоотношениях между воинами не лежит на поверхности. Изучение будет более успешным, если использовать методы, разработанные в психологии: наблюдение, опрос, изучение документов, анализ результатов деятельности, эксперимент и др.

Не все из основных методов изучения социально-психологических явлений в воинском коллективе имеют одинаковую эффективность при оценке взаимоотношений. Наиболее информативными являются опрос и наблюдение.

Метод опроса основан на непосредственном или опосредованном взаимодействии между командиром и опрашиваемым. Его сущность заключается в том, что воинам задаются заранее подготовленные вопросы, на которые они отвечают устно ( в случае беседы, интервью) или письменно (при анкетировании). При этом содержание вопросов раскрывает ту проблему взаимоотношений, которая интересует офицера.

Для выявления картины группирования военнослужащих подразделения на основе землячества, национальности, срока службы или по какому-либо иному признаку можно использовать метод групповой беседы.

Делается это так. Командир подразделения совместно с другими офицерами подбирает для участия в собеседовании 7-12 солдат и сержантов разных периодов службы, национальностей, представляющих все расчеты, экипажи, отделения. Для получения желаемого результата важно, чтобы эти военнослужащие отличались в лучшую сторону, были честными и дисциплинированными. В ходе разговора командир должен расположить к себе подчиненных и создать доверительную обстановку. В начале беседы сообщается, что целью совещания является поиск путей в налаживании нормальной морально-психологической атмосферы в коллективе. Непринужденность поведения офицеров, четкость их позиций, озабоченность нуждами личного состава, проявление доверия способствуют установлению взаимопонимания.

Успех сопутствует тем офицерам, которые терпеливо выслушивают высказывания подчиненных, не навязывают своих суждений, а умеют на равных поделиться своими мыслями, стараются вести диалог в свободной, непринужденной манере. Опытные воспитатели не делают в ходе разговора каких-либо записей. Чтобы беседа приобрела конкретную направленность, целесообразно накануне наметить порядок обсуждения интересующих вопросов. Как правило, в ходе разговора необходимо выявить микрогруппы, их лидеров, главный объединяющий признак (общность языка, время службы, сходство образа жизни и поведения до призыва в армию и др.), направленность каждой микрогруппы, уровень ее активности и авторитетности, характер связей. Особое значение имеет выяснение точек зрения по поводу наиболее влиятельных лиц в каждой микрогруппе. Продуктивен и метод индивидуальной беседы.

Наблюдение - это метод сбора информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия всех обстоятельств, касающихся изучаемого объекта, значимых с точки зрения целей изучения.

Характер взаимоотношений в коллективе можно оценить, наблюдая содержание и формы общения военнослужащих между собой. Уже по характеру разговоров, которые ведут офицеры, сержанты, солдаты, можно определить, как они относятся друг к другу. Дружелюбный тон беседы, готовность оказать товарищу посильную помощь, сопереживание тем проблемам, которые беспокоят собеседника, свидетельствуют о хороших отношениях воинов. Замечания, высказываемые в категорической форме, стремление в разговоре задеть собеседника, показать свое превосходство, нежелание помочь друг другу в чем бы то ни было говорят о напряженных взаимоотношениях.

Офицеру-руководителю часто бывает необходимо без больших затрат времени количественно оценить общее состояние взаимоотношений в воинском коллективе. Такая потребность возникает, во-первых, при вступлении в должность и, во-вторых, при определении эффективности работы по совершенствованию социально-психологического климата в коллективе. Хотя бы один-два раза в течение года такую оценку следует проводить.

Следующим этапом является этап претворения решения в жизнь, оценки результатов работы и обобщения полученного опыта.

Последовательность работы командира по формированию уставных взаимоотношений военнослужащих в воинском коллективе можно представить следующим образом:

оценка состояния взаимоотношений, позитивных и негативных моментов, тенденций их развития;

определение причин существующего состояния взаимоотношений, выделение среди них главных и второстепенных;

прогноз возможных вариантов развития взаимоотношений в будущем;

определение ближайших и перспективных целей в совершенствовании взаимоотношений;

определение содержания и способов работы командиров и начальников по формированию культуры взаимоотношений;

деятельность командиров и начальников по управлению взаимоотношениями в воинском коллективе, коррекция первоначально намеченного плана работы;

оценка результатов работы, обобщение полученного опыта.

Не существует двух одинаковых воинских коллективов, так же как не бывает совершенно похожих социально-психологических ситуаций в коллективе. Поэтому в каждом конкретном подразделении, в каждой конкретной ситуации работа офицера обязательно будет иметь определенные особенности.

Военная педагогика предоставляет в распоряжение офицера-воспитателя различные педагогические средства, применяемые для разрешения конфликтных ситуаций, в частности тренинговые методики, максимально приближающие процесс обучения к практической деятельности.

Вместе с тем необходимо учитывать, что в деле формирования правильных взаимоотношений существуют некоторые общие требования, выполнение которых способствует достижению высоких результатов с минимально возможными затратами сил и времени.

Первым среди этих требований является необходимость хорошей организации жизнедеятельности воинов. Оно основано на важнейшем положении, сформулированном социальной психологией. Суть его заключается в том, что совместная деятельность членов коллектива в конечном счете является основным фактором, влияющим на характер их межличностных взаимоотношений.

Немаловажным фактором, влияющим на характер взаимоотношений, является стиль руководства. Каждый руководитель обладает своим индивидуальным стилем деятельности. Очевидно, что в зависимости от стиля руководства меняется и характер взаимоотношений в воинском коллективе, особенно между начальниками и подчиненными.

Заметное влияние на взаимоотношения оказывает кадровая политика. Формированию здоровых взаимоотношений способствует высокая оценка результатов деятельности, продвижение по службе порядочных, профессионально подготовленных, добросовестно работающих военнослужащих.

Таким образом, можно констатировать, что формирование уставных взаимоотношений - сложный, длительный, внутренне противоречивый педагогический процесс достижения единства взаимосвязей, складывающихся в общении и взаимодействии личного состава в процессе воинской деятельности, основанных на внутренних потребностях и убеждениях, ценностном отношении к требованиям воинских уставов, способностях и умении строить взаимоотношения исходя из высокой ответственности за выполнение общественно значимых целей защиты Отечества.

Успешное решение задач по формированию и поддержанию уставных взаимоотношений между военнослужащими находится в прямой зависимости от уровня профессиональной подготовки офицеров, их компетентности в вопросах психологии и педагогики, умения использовать в практической деятельности разнообразные формы и методы воспитательной работы.

Военная Мысль. 2007. № 8. С. 54; 2009. № 2. С. 52; 2010. № 10. С. 47; 2011. № 1. С. 56.

Барабанщиков А.В., Дерюгин П.П. Военно-педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1995.

Кротов А.К., Надежкин Е.Г. Военно-педагогический процесс: анализ, опыт, проблемы: монография. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2002. С. 34.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации