ИНФОРМАЦИЯ И СООБЩЕНИЯ

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 07/2011, стр. 72-78

ИНФОРМАЦИЯ И СООБЩЕНИЯ

ФГУП «Концерн «Системпром» - 20 лет плодотворной работы в области автоматизации управления войсками (силами)

Генерал-майор запаса Х.И. САЙФЕТДИНОВ,

доктор военных наук

Полковник запаса В. И. ЕЩЕНКО,

ИНФОРМАЦИЯ И СООБЩЕНИЯ

САЙФЕТДИНОВ Харис Имамович родился 4 сентября 1949 года в городе Кашира Московской области. На военной службе с 1967 года. Окончил с отличием Тульское высшее артиллерийское училище (1970), Военную артиллерийскую академию им М.И. Калинина (1977, с отличием), Военную академию Генерального штаба им К.Г. Ворошилова (1990). Службу проходил в Уральском военном округе. С 1977 по 2008 годы проходил службу в 27 ЦНИИ Минобороны России. С 1993 по 2008 годы начальник 27 ЦНИИ Минобороны России. После увольнения с военной службы в 2008 году - главный научный сотрудник 27 ЦНИИ Минобороны России. Имеет около 200 научных трудов.

Награжден орденами «За военные заслуги», Почета, именным огнестрельным оружием. Доктор военных наук, профессор, Заслуженный деятель науки. Лауреат Государственной премии в области науки и техники РФ (2004). Лауреат премии Академии военных наук им А.В. Суворова (2000). Лауреат премии Академии военных наук им А.А. Свечина (2005).

ИНФОРМАЦИЯ И СООБЩЕНИЯ

ЕЩЕНКО Василий Иванович родился 13 октября 1952 года в городе Кировобад. На военной службе с 1970 года. Окончил с отличием Киевское инженерное зенитно-ракетное училище имени СМ. Кирова (1975). С 1982 года проходил службу в 27 ЦНИИ МО РФ. С 1997 по 2008 годы - начальник отдела 27 ЦНИИ Минобороны России. После увольнения с военной службы в 2008 году - начальник научно-координационного центра ФГУП «Концерн «Системпром». Имеет около 60 научных трудов, награжден государственными наградами, в том числе орденом Почета, ведомственными наградами МО и других силовых министерств.

АННОТАЦИЯ. Проанализирован опыт создания автоматизированных систем управления для ВС РФ, рассмотрены основные проблемы автоматизации управления войсками (силами) и предложены пути их решения. Сделан вывод о целесообразности применения эволюционного подхода к созданию автоматизированных систем управления военного назначения с использованием созданного ранее научно-технического задела.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: автоматизированная система управления, подходы к разработке автоматизированных систем, эволюционный подход, научно-технический задел.

SUMMARY. The authors analyze the experience of automated control systems for the RF Armed Forces, the main problems of automated control of troops (forces) and suggest their solutions. The conclusion about the feasibility of evolutionary approach to the development of automated control systems for military purposes using a previously created the scientific and technical reserves.

KEYWORDS: automated control system, approaches to development of automated systems, evolutionary approach, technological groundwork.

СОСТОЯНИЕ системы управления Вооруженными Силами Российской Федерации (ВС РФ) в 1990-е годы в оперативно-стратегическом, оперативном и тактическом звеньях управления не отвечало тем требованиям, которые предъявлялись к управлению ВС РФ в мирное и военное время. Одной из причин создавшегося положения явилось то, что штабы военных округов (флотов), отдельных армий, главные штабы видов ВС РФ, штабы родов войск оснащались лишь отдельными средствами автоматизации, средствами связи, вычислительными средствами, оргтехникой, аппаратурой передачи цветной графической информации об оперативной обстановке и др средствами, а требуемой автоматизации процессов управления сверху донизу не было.

Недостаточный уровень автоматизации процессов управления войсками (силами) оказал существенное влияние на эффективность боевых действий и в Афганистане и в ходе проведения антитеррористических операций на Северном Кавказе.

Анализ результатов операций (боевых действий) объединений, соединений, частей и подразделений наших войск, в состав которых входили в том числе и воинские формирования других министерств и ведомств, а также процессов управления ими показал, что подготовка и ведение операций (боевых действий) является сложной многокритериальной задачей, на решение которой оказывает влияние большое количество факторов.

Наиболее существенным фактором является дефицит времени на сбор и анализ данных обстановки о противнике, своих войсках, условиях подготовки и ведения операций (боевых действий), уяснение задачи, оценку обстановки, определение замысла, принятие решения, постановку задач войскам, подготовку командующих, командиров, штабов и войск (сил).

Качественное решение этой задачи требовало создания единой автоматизированной системы управления, обладающей новыми свойствами и обеспечивающей: управление войсками (силами) в реальном масштабе времени; требуемую оперативность, непрерывность, устойчивость и скрытность управления и др. Опыт создания таких систем у нас был.

Так, например, в конце 80-х годов прошлого столетия были завершены работы по созданию полевой автоматизированной системы управления войсками «Маневр». Однако она не была принята на вооружение из-за ряда существенных недостатков, таких как:

большое количество командно-штабных и штабных машин на командных пунктах во всех звеньях управления и ограниченное пространство в них для размещения должностных лиц;

большой вес, габариты элементов и средств системы из-за отсутствия требуемой элементной базы;

низкая производительность вычислительных средств;

слабая защита информации, циркулирующей в системе;

недостаточно эффективные средства связи и др.

В связи с этим в середине 1990-х годов были заданы три опытно-конструкторские работы по созданию автоматизированных систем управления войсками (силами) военного округа (фронта): Московского военного округа, Ленинградского военного округа и Северо-Кавказского региона (АСУ СКР).

Военно-научное сопровождение этих трех ОКР было поручено кооперации НИО МО РФ во главе с 27 ЦНИИ Минобороны России. К этому времени институт имел уже определенный опыт военно-научного сопровождения процессов разработки сложных автоматизированных систем высшего звена управления, а также полевой автоматизированной системы управления войсками фронта «Маневр».

Необходимо отметить, что в силу ряда объективных и субъективных причин скоординировать работы этих ОКР не удалось, они проводились неравномерно, отличались по идеологии создания систем, принципам построения и направлениям развития, по решениям системных вопросов, а также построению баз данных и разработке математического, специального программного, лингвистического и информационного обеспечения.

Общие (унаследованные) проблемы исходили из существующих устаревших нормативных документов и структуры ВС РФ, ориентированной на ведение самостоятельных операций, где основу составляет один вид ВС и в меньшей степени на совместные действия, как правило, реализуемые за счет организации взаимодействия.

Антитеррористическая кампания в Чечне подтвердила тот факт, что нужно переходить к новому облику, к новым формам ведения операций (боевых действий). Военные округа были еще не готовы самостоятельно перестроиться в новых условиях, а Генеральный штаб оказался организационно не готов к решению этих задач.

Отсутствие единого координирующего органа (заказчика), новых постановок задач (ОТТ и ТЗ), ограниченное финансирование ставило промышленность в очень сложное положение поиска «нестандартных» решений.

Решение этих вопросов осложнялось существенными финансовыми и технологическими рисками, обусловленными вышеперечисленными обстоятельствами. Найти организацию, готовую взять на себя ответственность за разработку АСУВ в сложившихся условиях, было крайне сложно.

В результате ОКР по разработке автоматизированной системы управления войсками Московского военного округа были прекращены, направленность ОКР по разработке автоматизированной системы управления войсками Ленинградского военного округа была изменена, и встал вопрос о выборе головной организации по созданию единой автоматизированной системы управления войсками (силами) военного округа, которая понимала бы важность, сложность и масштабность подлежащей решению задачи, имела бы коллектив, способный эту задачу решить, высокий уровень научной и технической подготовки специалистов, опыт практической деятельности, наличие соответствующей материально-технической базы.

В марте 1997 года произошла смена головного исполнителя ОКР «Акация». Работы по созданию единой автоматизированной системы управления войсками (силами) военного округа (фронта) в рамках этой ОКР были возложены на ФГУП «Концерн «Системпром».

Его директор Ю.В. Бородакий в последующем был назначен генеральным конструктором АСУ военного округа (региона), фронта ВС РФ.

ФГУП «Концерн «Системпром» в то время являлся относительно молодой организацией, которая специализировалась на создании средств автоматизации в интересах войск ПВО, а в последующем и ВВС (в 1998 году произошло объединение двух видов Вооруженных Сил РФ).

К этому времени ФГУП «Концерн «Системпром» был разработан, принят на вооружение и в 1996 году установлен на командном пункте (КП) Главнокомандующего войсками ПВО комплекс средств отображения информации индивидуального и коллективного пользования.

С учетом сложившейся обстановки главной целью ОКР «Акация» было создание АСУ Северо-Кавказского региона (создание базовых программно-технических средств автоматизации) для обеспечения автоматизированного управления войсками (силами) СКВО, объединениями, соединениями и частями видов Вооруженных Сил РФ, дислоцированных в регионе, а также обеспечение автоматизированного взаимодействия с воинскими формированиями других министерств и ведомств, государственными органами власти субъектов РФ на территории региона.

АСУ СКР должна была состоять из двух частей: стационарной и мобильной.

Предполагалось, что основой АСУ СКР должна была стать стационарная часть, состоящая из унифицированных комплексов средств автоматизации, предназначенных для оснащения штабов повседневных пунктов управления оперативно-стратегического, оперативного и тактического звеньев управления, а также защищенных стационарных пунктов управления оперативно-стратегического и оперативного звеньев.

Мобильная часть должна была наращивать стационарную часть до структуры АСУ СКР в целом и состоять из КСА подвижных пунктов управления объединений, соединений и частей и подразделений всех видов ВС РФ и других ведомств, имеющих войсковые формирования на территории Северо-Кавказского региона.

Однако в ходе работы по результатам выполнения эскизно-технического проекта ОКР «Акация» (ноябрь 1997 года) в связи с ограниченным финансированием было принято решение о создании только стационарной части АСУ СКР. В результате коллективу ФГУП «Концерн «Системпром» за относительно короткое время (три года) удалось разработать опытный образец стационарной части АСУ СКР, включивший в себя:

унифицированные комплексы средств автоматизации (УКСА) штаба военного округа (региона), штаба тыла военного округа, штаба вооружения военного округа, защищенного (запасного) командного пункта (КП) округа (региона), штаба армии (армейского корпуса), штаба (защищенного КП) армии (армейского корпуса), штаба военно-морской базы (ВМБ), штаба флотилии, штаба дивизии (отдельной бригады);

автоматизированное рабочее место удаленного объекта (АРМ-У), предназначенное для установки во взаимодействующих органах управления, в том числе в органах управления других силовых министерств и ведомств для формирования единого контура автоматизированного управления;

автоматизированное рабочее место удаленное переносцое (АРМ-УП), предназначенное для работы должностных лиц оперативного состава вне мест постоянной дислокации (в составе оперативных групп и т. д.).

Для применения в органах управления высшего звена управления Вооруженных Сил Российской Федерации был разработан информационно-коммуникационный программно-технический комплекс (ИКПТК).

Необходимо отметить, что работа коллектива концерна во главе с главным конструктором проходила в тесном взаимодействии с Генеральным штабом ВС РФ, заказчиком ОКР, командованием СКВО, генеральными и главными конструкторами других систем, научно-исследовательскими организациями и военными академиями Министерства обороны Российской Федерации.

За этот период был проведен анализ современных отечественных и зарубежных разработок в области автоматизации деятельности органов военного управления: новых информационных и компьютерных технологий, систем и средств защиты информации, баз данных, систем управления базами данных, систем и средств связи, вычислительных средств, программной продукции и других средств, которые могли быть использованы в АСУ СКР.

Командующий СКВО, штаб СКВО, другие органы военного управления своевременно обеспечили строительную готовность, совместно с 27 ЦНИИ Минобороны России разрабатывали (уточняли) алгоритмы работы командующего и штаба округа при управлении войсками (силами) с применением средств АСУ СКР, уточняли перечень задач, решаемых с помощью их применения, определяли перечень необходимых документов, различного рода донесений и справок, которые должны циркулировать в системе, перечень математических моделей, информационных, расчетных задач и методик, необходимых при выполнении должностными лицами своих функциональных обязанностей.

Все вышеперечисленные исходные данные легли в основу создания стационарной, а в последующем и мобильной части АСУ СКР.

Государственные испытания стационарной части АСУ СКР проходили в 2001 году при проведении на Северном Кавказе контртерорести-ческих операций.

В течение последующих лет доработанная по результатам государственных испытаний стационарная АСУ СКР прошла опытную эксплуатацию.

Специалисты ФГУП «Концерн «Системпром» совместно с сотрудниками 27 ЦНИИ Минобороны России постоянно выезжали для анализа на месте результатов опытной эксплуатации в Северо-Кавказский регион, в том числе и в зону боевых действий. В настоящее время стационарная АСУ «Акация» принята на снабжение (вооружение) ВС РФ.

Все перспективные системные, технические, программные и другие базовые решения, положенные в основу создания стационарной АСУ «Акация», были в последующем развиты и реализованы в разработанной ФГУП «Концерн «Системпром» мобильной части автоматизированной системы управления войсками (силами) региона, которая с положительными результатами прошла государственные испытания.

Были разработаны комплексы средств автоматизации (КСА) для формирования полевых подвижных пунктов управления (ПППУ) фронта, армии (армейского корпуса).

Мобильные комплексы средств автоматизации обеспечивают:

повышение эффективности боевого управления на основе комплексной автоматизации процессов планирования, организации и управления войсками и силами в регионе;

повышение устойчивости, непрерывности, оперативности и скрытности боевого управления;

сокращение продолжительности циклов и основных процессов боевого управления во всех видах деятельности органов управления ПППУ;

комплексную автоматизацию на единых для всех элементов системы управления системотехнических, программных и информационно-лингвистических средствах.

Основой мобильной части автоматизированной системы управления войсками (силами) региона является ряд автоматизированных подвижных единиц (АЛЕ), предназначенных для работы должностных лиц органов управления, позволяющих сформировать в настоящее время комплексы средств автоматизации полевых подвижных пунктов управления объединенного стратегического и оперативных командований любого формата.

В ходе проведения ряда оперативно-стратегических учений разработанные ФГУП «Концерн «Системпром» стационарные и мобильные комплексы средств автоматизации активно использовались для автоматизированного управления войсками (силами) в условиях перехода на новую организационно-штатную структуру ВС РФ.

На базе АПЕ были сформированы экспериментальные полевые подвижные пункты управления различных звеньев управления, которые в ходе проведения учений получили положительную оценку руководства Министерства обороны.

Также в ходе этих учений в рамках созданной автоматизированной системы управления разновидовой группировки войск было обеспечено автоматизированное управление входящими в состав группировки силами и средствами авиации и ПВО.

С переходом на новый облик ВС РФ и новые формы ведения операций (боевых действий) обозначились два подхода к поддержанию и развитию автоматизированных систем управления войсками и оружием:

эволюционный подход, адаптация существующих и находящихся в стадии завершения разработки АСУ и КСА к новым условиям создания единого информационного (адресного) пространства;

создание перспективных АСУ на базе инновационных технологий.

По нашему мнению, наиболее рациональной является поэтапная реализация этих двух подходов с целью формирования в кратчайшие сроки реально функционирующей АСУ войсками (силами) в регионе и последующего наращивания ее функциональных возможностей путем внедрения инновационных технологий при сохранении непрерывности автоматизированного управления.

Какие же выводы можно сделать из опыта выполненного ФГУП «Концерн «Системпром» комплекса опытно-конструкторских работ по созданию стационарно-мобильной региональной АСУ войсками (силами)?

Во-первых, создание в России единой АСУ такого масштаба и в столь сжатые сроки стало возможным только благодаря совместной активной работе коллектива ФГУП «Концерн «Системпром», специалистов Генерального штаба ВС РФ, главных штабов видов ВС РФ, главных и Центральных управлений МО РФ, штабов военных округов (флотов), НИО МО РФ, военно-учебных заведений, организаций промышленности и Российской академии наук.

Во-вторых, созданная АСУ войсками (силами) региона является системой регионального масштаба в защищенном исполнении, организованной с учетом базовых принципов: открытости систем модульности построения; масштабируемости.

В-третьих, в автоматизированной системе управления войсками (силами) региона использованы не только уже известные решения, но и были найдены и реализованы на современном уровне новые, а в некоторых случаях уникальные технологии, аппаратные и программные решения, основными из которых являются: элементы системы поддержки принятия решений с использованием математических моделей единый алгоритм функционирования системы; комплекс программно-технических средств защиты информации; промежуточное сетевое программное обеспечение; защищенная система управления базами данных; средства обработки графической информации средства регламентной обработки документов система сбора формализованных данных и др.

В-четвертых, безусловно, заслуга ФГУП «Концерн «Системпром» состоит в том, что коллективу удалось разработать уникальные технологии создания автоматизированной системы управления такого масштаба, которая обеспечивает автоматизированное решение основных задач управления войсками (силами) в регионе, а также взаимодействие с войсковыми формированиями других министерств и ведомств и с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В ходе проведения комплекса ОКР впервые была разработана реально действующая нормативно-правовая база для организации межведомственного автоматизированного взаимодействия в регионе.

В-пятых, в настоящее время стационарными средствами автоматизированной системы управления войсками (силами) региона в военных округах оснащено большое количество объектов. Для формирования полевых подвижных пунктов управления различного назначения в военные округа поставлено множество автоматизированных подвижных единиц. Идет мониторинг состояния этих средств автоматизации, накапливается опыт их эксплуатации для обобщения и дальнейшей модернизации.

В-шестых, автоматизированная система управления войсками (силами) региона является составной частью автоматизированной системы управления Вооруженными Силами Российской Федерации и в значительной степени влияет на реализацию потенциальных боевых возможностей объединений, соединений, частей и подразделений.

Ее эффективное функционирование является мощным сдерживающим фактором против развязывания любой агрессии, уровень ее развития не определен никакими международными договорами и соглашениями. Поэтому в ходе проведения реформы ВС РФ нельзя допустить финансирование развития системы управления ВС РФ по остаточному принципу.

Поздравляем коллектив ФГУП «Концерн «Системпром» с 20-летним юбилеем и желаем ему новых творческих успехов в трудном, но очень нужном для нашей страны деле - создании автоматизированных систем управления для Вооруженных Сил Российской Федерации.

Бородакий Ю.В. Основные направления создания перспективной автоматизированной системы управления войсками, силами и средствами авиации и ПВО // Военная Мысль. 2009. № 1.

Военный энциклопедический словарь. М.: МО РФ, Институт военной истории, 2002. С. 164.

Бородакий Ю.В. Развитие методологических основ построения информационно-управляющих систем военного назначения // Военная Мысль. 2009. № 6.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации