ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/2011, стр. 38-47

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Информационные и коммуникационные технологии в деятельности военно-медицинской службы ВС РФ

Полковник в отставке А.И. ГРИГОРЬЕВ,

доктор технических наук

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

ГРИГОРЬЕВ Александр Иванович родился 21 сентября 1944 года в Москве. В 1968 году закончил Московское высшее техническое училище имени Баумана.

С 1968 по 1999 год проходил службу в Вооруженных Силах на должностях научного сотрудника, начальника лаборатории 27 ЦНИИ МО, начальника информационно-вычислительного центра Главного военного клинического госпиталя имени Бурденко, начальника группы АСУ научно-технического комитета Главного военно-медицинского управления МО РФ. Занимался разработками и внедрением информационных технологий в лечебно профилактических учреждениях МО РФ.

Является автором более 60 трудов. Действительный член Академии военных наук, Академии медико-технических наук, Академии проблем качества.

После увольнения из Вооруженных Сил в 1999 году продолжает работать над решением задач по созданию системы комплексов программно-технических средств автоматизации деятельности военно-медицинской службы ВС РФ в должности заместителя генерального директора компании «ЭВРИКА». Является научным руководителем опытно-конструкторских работ, выполняемых по заказу Главного военно-медицинского управления МО РФ.

АННОТАЦИЯ. Рассмотрены результаты разработки медицинских информационных систем и их внедрения в деятельность учреждений и воинских частей военно-медицинской службы ВС РФ, представлены направления развития ее информатизации, сформулированы перспективные направления информатизации деятельности военного здравоохранения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: военная медицина, здоровье военнослужащих, автоматизация, информационные и коммуникационные технологии, лечебно-профилактические учреждения, автоматизированные информационные системы, лечебно-диагностический процесс, мобильный телемедицинский комплекс, фактографическая медицинская книжка.

SUMMARY. The results of development of medical information systems and their implementation in the activities of agencies and military units of the medical service of the RF Armed Forces, the main directions of development of its information processing, promising directions of informatization of the military health care.

KEYWORDS: military medicine, health of military personnel, automation, information and communications technologies, medioprophylactic facilities, automated information systems, medical diagnostic process, mobile telemedicine complex, factual medical book.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ военная медицина, являясь ветвью государственной системы здравоохранения, на протяжении своей истории развивалась как важнейшая составляющая армии и флота. В различные периоды возрастала или снижалась значимость того или иного направления деятельности военных медиков, но неизменным оставалась нацеленность ее на предупреждение болезней и травм, сохранение и восстановление здоровья военнослужащих как существенного фактора поддержания и повышения высокой боевой готовности войск.

Автоматизация медицинских учреждений и органов управления силами и средствами военно-медицинской службы является одним из основополагающих путей повышения эффективности ее работы.

В процессе внедрения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в деятельность лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и военно-медицинской службы в целом можно выделить шесть основных этапов, характеризующихся появлением в практике службы новых ИКТ и соответствующими целями их использования.

На первых этапах (середина 70-х - середина 90-х годов) работы были в основном направлены на автоматизацию статистического учета и отчетности деятельности военно-лечебных учреждений, выполнения расчетных задач при проведении диагностических исследований, а также создание первых автоматизированных рабочих мест (АРМ) медицинских специалистов.

В период 1982 -1994 годов предпринимались попытки в рамках опытно-конструкторских работ (ОКР) создать автоматизированные системы управления лечебным учреждением и медицинской службой в целом.

В период 1994 - 1998 годов в рамках ОКР были исследованы вопросы автоматизации профессиональной деятельности медицинских специалистов в военно-лечебных учреждениях и разработаны типовые автоматизированные рабочие места основных их категорий.

На первых трех этапах основной упор делался на обработку документооборота и статистических (ретроспективных) сведений, а также на автоматизацию рутинной работы медицинского персонала (подразделений, учреждения). Безусловно, применение созданных для этих целей функциональных подсистем (ФПС) и автоматизированных рабочих мест позволило быстро получить практический эффект: существенно повысить качество медицинских документов, сократить сроки на подготовку, обработку и выдачу лечащему врачу результатов диагностических исследований, оптимизировать учет и контроль за движением больных, использованием коечного фонда, расходованием лекарственных и материальных средств и пр.

Функциональные подсистемы просты в исполнении, так как данные «объекты автоматизации» легко поддаются формализации, а результаты быстро воспринимаются пользователями и без труда внедряются в практику.

Их использование в деятельности ЛПУ повлияло на сокращение сроков диагностического обследования и лечения больных, а также улучшило организацию труда управленческого и медицинского персонала.

Наряду с этим, разработанные на этих этапах изделия не обеспечивали оптимизацию и контроль лечебно-диагностического процесса, т.е. непосредственно не оказывали влияния на правильность клинического ведения больного и исходы его лечения. Они работали на медицинский персонал, но не на больного. Их разработка проводилась «на поводу» у врачей-пользователей, ориентируя на автоматизацию нужных и удобных для них процессов без предъявления определенных требований к медицинскому персоналу по полноте проводимых мероприятий, обоснованию решений при формулировании диагнозов, выборе схем обследования и лечения, оценке состояния больных и т.д.

В конце 90-х годов на основе анализа проблем клинической практики и целей медицинской помощи, появившихся возможностей бурно развивающихся информационных и коммуникационных технологий специалистами Главного военно-медицинского управления МО РФ была предложена методология автоматизации деятельности медицинской службы.

Ее научную основу составляет анализ соответствия цели (сохранение и укрепление здоровья военнослужащих) и слагаемых процесса управления, учитывающий социальные и медицинские аспекты здравоохранения, его цели и задачи, возможности современных программно-технических средств (рис.1).

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Рис. 1. Методологические основы автоматизации деятельности медицинской

службы МО РФ

Данный подход к автоматизации деятельности медицинской службы предполагает прежде всего автоматизацию технологических процессов медицинских учреждений и процесса управления силами и средствами с целью обеспечения оптимальной работы объектов управления (госпиталей, поликлиник, санаториев, медицинских складов и т.д.). Внедрение информационных технологий в деятельность военной медицины должно быть направлено на решение медицинских проблем, на автоматизацию управленческого, лечебно-диагностического, учебного, научно-методического, снабженческого и других процессов с целью повышения их качества и оперативности, а также снижения экономических затрат при решении задач по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих. А работы по созданию автоматизированных информационных систем (АИС) лечебно-профилактических учреждений должны быть ориентированы прежде всего на автоматизацию технологических процессов диагностики, лечения и восстановления больного.

На четвертом этапе данные методологические основы были использованы в работах по созданию и внедрению новых информационных технологий в деятельность органа военного управления МС и медицинских воинских частей, учреждений и подразделений МО РФ.

В соответствии с Государственной программой вооружения и планом НИОКР на 1998 год по заказу ГВМУ МО РФ в 1998 - 2005 годах была выполнена ОКР «Разработка базовых программно-технических средств автоматизации (БПТСА) технологических процессов в военно-медицинских учреждениях Министерства обороны Российской Федерации» (шифр ОКР «Базикмед»). Разработка БПТСА была ориентирована на обеспечение преемственности обследования и лечения пациентов в звене «поликлиника-госпиталь-санаторий», стандартизации схем диагностики и лечения больных, исключению дублирования диагностических исследований на основе оперативного обмена диагностическими данными.

Особенность опытного образца, созданного в ОКР «Базикмед» состоит в том, что его основой является создание программного продукта, ориентированного на автоматизацию всего профилактического и лечебно-диагностического процесса ЛПУ, на использование опыта и знаний коллектива ведущих медицинских специалистов, а не на профессиональную деятельность отдельных специалистов. Это дает возможность обеспечить полноценное и своевременное выполнение каждым врачом всех этапов технологического процесса клинической работы.

Следует отметить, что поскольку АИС медицинского учреждения является человеко-машинной системой, то главным ее элементом является человек (врач), на которого возложены основные функции по оценке состояния больного, по принятию решений в процессе диагностики и лечения на основе полученных от информационной системы рекомендаций и справочных данных.

В процессе выполнения этой работы создано более 1000 АРМов медицинских специалистов, объединенных локально-вычислительными сетями (ЛВС) в 15 военно-медицинских учреждениях. В настоящее время по распоряжению руководства МО РФ разработанные изделия вводятся в эксплуатацию.

Внедрение разработанных информационных и коммуникационных технологий в деятельность военно-медицинских учреждений является в настоящее время необходимым условием повышения уровня организаторской, административной и лечебно-диагностической работы. Использование компьютеров преображают технологию и результаты выполнения информационно-аналитических функций в их деятельности. Информационные технологии позволяют придать работе целенаправленность, научную обоснованность и согласованность, но в то же время не могут компенсировать имеющиеся в работе учреждений принципиальные недостатки.

Поэтому каждому руководителю при внедрении разработанной информационной системы в деятельность своего учреждения приходится преодолевать трудности, связанные с отсутствием мотивации большинства медицинских специалистов в ее применении, повышением уровня их компьютерной грамотности и, что особенно важно, более четкой организацией труда и высокой степенью дисциплинированности каждого. Кроме того, процесс внедрения информационных технологий в военно-медицинских учреждениях затрудняется из-за отсутствия финансирования работ по обеспечению технического и авторского сопровождения разработанных систем, а также в связи с тем, что в учреждениях нет специалистов по техническому обслуживанию внедряемых информационных систем.

Вступив в XXI век, высокоразвитые страны столкнулись с необходимостью решения важной экономической проблемы - установления приоритетов в разработке наукоемких технологий. Многие из них ориентированы на сохранение и укрепление здоровья человека и нации в целом. В этих условиях важнейшей задачей здравоохранения цивилизованного государства, способствующей стабильности общества, является обеспечение прав граждан на медицинское обслуживание, независимо от их социального положения и места жительства.

Одним из основных направлений успешного решения этой задачи является применение современных информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий. Получают распространение спутниковая связь, ЖК-мониторы и ЖК-панели, программно-технические средства проведения телеконференции, электронная почта. Их быстрый прогресс создал базу для принципиально нового направления в организации и доступности медицинской помощи населению - телемедицины (ТМ).

Одна из основных задач телемедицины - обеспечение возможности доступа пациента и/или лечащего врача со своими проблемами к крупнейшим и авторитетнейшим медицинским учреждениям или экспертам как России, так и любой мировой державы, на базе современных достижений в области связи и информационных технологий. При использовании средств ТМ даже в сложных условиях может полностью отпасть необходимость дорогостоящей транспортировки больного на большие расстояния.

Телемедицина особенно нужна медицинским учреждениям в отдаленных гарнизонах в условиях ограниченных ресурсов. Благодаря телемедицине они могут обеспечить своим пациентам эффективную медицинскую помощь в случаях, выходящих за пределы компетенции местного медицинского персонала. В перспективе такую возможность могут иметь и медицинские пункты воинских частей.

Для решения этих задач в 2002 - 2006 годах в рамках ОКР «Телемед» был разработан опытный образец системы программно-технических средств военной телемедицины медицинской службы ВС РФ. Система военной телемедицины (СВТМ) включает диспетчерский центр, консультативные центры (4) и телеабонентские пункты (20). Схема опытного образца СВТМ представлена на рисунке 2.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Рис. 2. Состав опытного образца системы военной телемедицины

Новизна подхода к реализации телемедицинских технологий в рамках данной работы заключается в том, что в основу разработки информационного и специального программного обеспечения (основы телемедицины) были положены формализованные описания всех блоков информации, обрабатываемой в системе. Это потребовало большой совместной работы инженеров и медицинских специалистов. В результате были специфицированы виды и структура всех логических блоков данных системы (электронная история болезни, заявка на телемедицинскую консультацию, диагностические протоколы, формы и содержание экранов и т.п.).

Эта работа велась параллельно с созданием формальных описаний всех процессов (последовательность действий при подготовке теле-медицинской консультации, порядок взаимодействия консультанта и консультируемого и т.п.), лежащих в основе телемедицинских консультаций. Совместно с Военно-медицинской академией была разработана система классификаторов и статистических отчетов.

По своей структуре телемедицинская сеть представляет собой звезду с ярко выраженным центром - телемедицинским диспетчерским пунктом.

Уже в период проведения предварительных и государственных испытаний опытного образца медицинские специалисты военно-медицинских учреждений применяли разработанные изделия для проведения телемедицинских консультаций как в качестве абонентского пункта, так и в качестве консультативного центра. Использование технологии формирования заявки на телемедицинские консультации (ТМК) проводилось на базе реальных историй болезни больных различного профиля, получавших лечение в различных ЛПУ МО. Общее количество консультаций составило 360. Из них более 30 реальных пациентов. Для проведения консультаций были отобраны наиболее неясные в клиническом отношении случаи и привлечены ведущие специалисты ВМедА и ЛПУ МО РФ.

Реальный опыт применения ТМК в ходе проведения государственных испытаний системы военной телемедицины позволил сделать вывод о значительном положительном влиянии телемедицинских технологий на лечебно-диагностический процесс в ЛПУ в сфере диагностики и лечения заболеваний, военно-медицинского образования, а также организации медицинского обеспечения ВС РФ. Но отсутствие финансирования на аренду надежных каналов связи и выполнение работ по авторскому и техническому надзору, а также сложности выполнения организационно-штатных мероприятий по обеспечению эксплуатации системы пока не позволяют использовать разработанные изделия СВТМ в клинической практике.

Современное состояние российского здравоохранения требует использования современных ресурсосберегающих технологий оказания медицинской помощи, в том числе и использования средств информационно-коммуникационных технологий. Особенно актуально их применение в решении проблемы дистанционного контроля клинико-физиологических параметров организма пациента во внегос-питальных условиях.

Данная проблема связана с решением задач по снижению затрат на лечение и повышения качества медицинской помощи, а также снижению риска заболевания пациентов, находящихся в значительном удалении от клиник. Снижение затрат связано с своевременным распознаванием преморбидных состояний и заболеваний пациентов, а также возможным сокращением длительности их пребывания в стационаре за счет их перевода в период долечивания и реабилитации в домашних условиях. Именно для решения перечисленных выше задач и применяются технологии дистанционного мониторинга и комплексной оценки состояния клинико-физиологических параметров организма пациента во внегоспитальных условиях.

В 2005 - 2008 годы в соответствии с Решением Минэкономразвития России в рамках ОКР «Кладезь» проводилась разработка информационной системы оперативного и непрерывного наблюдения (мониторинга) за состоянием здоровья прикрепленного контингента. Информационная система предназначена для автоматизации процесса своевременного распознавания преморбидных состояний и заболеваний прикрепленного контингента 2 ЦВКГ им. Мандрыка, а также деятельности семейного врача. Разработанный опытный образец системы прошел государственные и межведомственные испытания в составе: информационно-аналитическая подсистема обеспечения качества медицинского обслуживания прикрепленного контингента; мобильные телемедицинские комплексы пациентов и врачей; носимые АРМы врачей; фактографическая медицинская книжка; носимый комплекс мониторинга кардиологического больного; центр хранения результатов диагностических исследований; программно-технические средства сопряжения с медицинским оборудованием.

Мобильные телемедицинские комплексы пациентов и носимый комплекс мониторинга кардиологического больного зарегистрированы и лицензированы в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ.

Мобильные телемедицинские диагностические комплексы пациентов (МТМДКП) предназначены для получения, обработки, хранения и передачи по каналу связи объективных клинических показателей удаленных пациентов (военнослужащих и членов их семей), ввода и вывода аудио-и видеоинформации, оперативного дистанционного взаимодействия с мобильным телемедицинским комплексом врача (МТМКВ) и стационарным телемедицинским комплексом медицинских специалистов.

Пациент с помощью своего мобильного комплекса имеет возможность: получать информацию о своем функциональном состоянии (исходя из методик, входящих в комплекс); связаться с семейным врачом (консультантом) для решения вопросов в возникшей ситуации, уточнения ранее данных рекомендаций; по рекомендации врача (консультанта) провести исследования с использованием встроенной аппаратуры; получать указания по выполнению плана профилактических и лечебных мероприятий.

Носимые АРМы врачей (НАРМ ЛВ) представляют собой переносной (карманный) компьютер с соответствующим программным обеспечением, с помощью которого врач, беседующий с пациентом, получает данные о больном из базы данных, корректирует его схему лечения и план обследования, заносит в базу данных результаты своего анализа текущего состояния больного и назначения по дальнейшим лечебно-диагностическим процедурам.

НАРМ ЛВ обеспечивает беспроводный доступ к локальной БД ЛВС в оговариваемых зонах в помещениях ЛПУ, а также на его территории.

Для осуществления непрерывного круглосуточного наблюдения за пациентами с нестабильным состоянием в остром периоде заболевания представляет интерес разработка носимого комплекса мониторинга кардиологических больных (НКМКБ). Комплекс НКМКБ с помощью наклеиваемого на поверхность грудной клетки пациента датчика надежно вырабатывает сигнал тревоги при существенных отклонениях от нормы показателей сердечной деятельности. Данное устройство позволяет надежнее контролировать жизненно важные функции больного (частоту и ритмичность сердечных сокращений, частоту дыхания) в условиях изменения режима больного.

Главное назначение такого варианта НКМКБ - выдавать постовой медицинской сестре на экран ее АРМа, а лечащему врачу на его НАРМ ЛВ данные о критических изменениях в состоянии больного, о местонахождении пациента для принятия (при необходимости) срочных мер по оказанию помощи.

Разработанная фактографическая медицинская книжка (ФМК) является устройством, расширяющим возможности медицинского персонала по изучению, хранению или передаче информации о пациенте, предоставляющим врачу возможности нового, основанного на современных информационных технологиях взгляда на динамику показателей состояния здоровья и течение заболеваний. В ФМК хранится не только информация, записанная медицинскими специалистами во всех медицинских книжках пациента, но и результаты диагностических исследований (лабораторных, рентгенологических, функционально-диагностических, ультразвуковых и др.) в любой форме представления. Объем флэш-памяти позволяет хранить даже аудио- и видеоданные результатов исследований (рис. 3).

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Рис. 3. Фактографическая медицинская книжка на индивидуальном носителе информации

Применение разработанной информационной системы оперативного и непрерывного наблюдения (мониторинга) за состоянием здоровья прикрепленного контингента является эффективным средством в работе по своевременному распознаванию преморбидных состояний и заболеваний и коррекции самых ранних нарушений, по восстановлению функционального состояния организма и работоспособности пациента. Ее внедрение в медицинскую практику позволит повысить качество профилактической и лечебно-диагностической работы в лечебно-профилактических учреждениях: заблаговременно обнаружить медицинские проблемы в состоянии здоровья прикрепленного контингента, оказать своевременную медицинскую помощь, передать врачу по каналам связи информацию о пациенте, дать возможность пациенту получить своевременные рекомендации. Это снизит трудовые и экономические потери, обусловленные преждевременной смертностью лиц трудоспособного возраста, инвалидностью, временной и стойкой нетрудоспособностью от болезней системы кровообращения.

К настоящему времени работа по созданию данной системы успешно завершена, но положительный итог ее внедрения в деятельность 2 ЦВКГ имени Мандрыка возможен только при финансировании работ по техническому и авторскому надзору.

В заключение следует отметить, что в настоящее время разработано огромное число информационных систем для здравоохранения, но их практическое применение в деятельности лечебно-профилактических учреждений нашли лишь единицы. Это связано прежде всего с большими финансовыми затратами на этапе как их разработки, так и внедрения и эксплуатации в ЛПУ. Кроме того, для эффективного применения такого рода информационных систем необходимо выполнение целого ряда организационно-штатных мероприятий в ЛПУ, решение вопросов мотивации медицинского персонала и организации его обучения работе с установленными комплексами средств автоматизации (КСА) и др.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что в настоящее время процесс разработки, внедрения и эксплуатации больших и универсальных информационных систем, ориентированных на глобальную автоматизацию административной и лечебно-диагностической работы ЛПУ, трудоемок, дорог и малоэффективен. Поэтому применение разработанных информационных и коммуникационных технологий в целях своевременного и качественного оказания медицинской помощи военнослужащим на современном этапе целесообразно ориентировать на решение следующих основных проблем медицинской практики: контроль качества медицинской помощи в лечебно-профилактическом учреждении; прогнозирование течения заболевания пациента в лечебном отделении госпиталя; мониторинг кардиологических больных в процессе реабилитации; диспансеризация военнослужащих (особенно в удаленных гарнизонах); динамическое наблюдение за больными на дому; организация скорой помощи в поликлиниках с использованием мобильных (носимых) телемедицинских диагностических комплексов.

Их внедрение в медицинскую практику военно-медицинских учреждений позволит достичь нового уровня лечебно-диагностической работы в целях профилактики нарушений здоровья, поддержания и восстановления работоспособности военнослужащих как существенного фактора поддержания и повышения высокой боевой готовности войск.

Григорьев А.И. Использование электронно-вычислительной техники в военно-лечебных учреждениях // Военно-медицинский журнал. 1985, № 2.; Крылов Н.Л., Григорьев А.И. Внедрение компьютерной технологии в многопрофильных военных лечебных учреждениях // Военно-медицинский журнал. 1991. № 2.; Крылов Н.Л., Григорьев А.И. Вопросы организации компьютерной технологии в работе многопрофильного лечебного учреждения//кн. Москва. 1993.

Чиж И.М., Григорьев А.И., Ивлев А.С., Ильичев В.В., Ларьков А.А., Погодин Ю.И. Методологические основы автоматизации деятельности медицинской службы и их реализация // кн. Москва. 2000.

Крылов Н.Л..Григорьев А. И. Вопросы организации компьютерной технологии в работе многопрофильного лечебного учреждения.

Погодин Ю.И., Григорьев А.И. Методологические основы применения компьютерных технологий в деятельности медицинской службы Вооруженных Сил // Военно-медицинский журнал 1997. Т..318,№4. С. 4-10. Чиж И.М., Григорьев А.И., Ивлев А.С, Ильичев В.В., Ларьков А.А., Погодин Ю.И. Методологические основы автоматизации деятельности медицинской службы и их реализация // кн. - Москва, 2000. С. 53. Григорьев А.И. Методологические основы применения современных информационных технологий в деятельности лечебно-профилактических учреждений // Национальный медицинский каталог, выпуск № 1 (2). Москва. 2003.

Гуляев В.А., Григорьев А.И., Николаев А.Ю., Устюхин Н.В. Методологические основы разработки базовых программно-технических средств автоматизации деятельности военно-медицинских учреждений // Военно-медицинский журнал. 2002, Т.323, № 3. С. 10-17; Гуляев В.А., Григорьев А.И., Ивлев А.С. Внедрение компьютерной техники в деятельность военного здравоохранения // Федеральный справочник. Москва. 2003. С. 137- 146; Григорьев А.И. Методологические основы применения современных информационных технологий в деятельности лечебно-профилактических учреждений // Национальный медицинский каталог, выпуск № 1 (2) - Москва. 2003; Гуляев В.А., Григорьев А.И. Медицинские аспекты применения информационных технологий в деятельности медицинской службы ВС РФ // «Здравоохранение России - Социальная сфера России», специальный выпуск 5 - Москва, 2004. С. 567 - 572.

Гуляев В.А., Григорьев А.И., Ивлев А.С. Медицинские аспекты создания программно-технического комплекса «Телемедицина» // Военно-медицинский журнал. 2002.Т.323, №1. С. 4-7.

Гуляев В.А., Григорьев А.И., Николаев А.Ю., Устюхин Н.В. Методологические основы создания системы военной телемедицины Вооруженных сил Российской Федерации // Военно-медицинский журнал. 2004. Т.323, № 3. С. 10-17. Чиж И.М., Григорьев А.И., Николаев А.Ю., Ларьков А.А., Развитие телемедицины в военном здравоохранении // «Здравоохранение России - Социальная сфера России», специальный выпуск 5. Москва. 2004 .С. 28 - 29. Григорьев А.И. Методологические основы создания телемедицинских систем в интересах охраны здоровья населения Российской Федерации // Национальный медицинский каталог, выпуск № 3. Москва. 2004.

Симоненко В.Б., Григорьев А.И., Загаров СВ., Дубинин И.В. Перспективы применения современных информационных технологий в медицине // журнал «Информационные и телекоммуникационные технологии». Москва. 2006. № 1. С. 94 - 99.

Бояринцев В.В., Григорьев А.И., Загаров СВ., Дубынин И.В. Обеспечение мониторинга состояния здоровья военнослужащих руководящего состава // «Здравоохранение России - Социальная сфера России», специализированный выпуск 9. Москва..2008. С. 433 - 437; Симоненко В.Б., Григорьев А.И., Загаров СВ., Дубынин И.В., Ковригин Д.А. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в процессе поддержания и восстановления здоровья военнослужащих // Военно-медицинский журнал. 2009. Т.ЗЗО, № 5. С. 18-25.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации