ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6/2011, стр. 34-41

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Эволюция системы вооружения авиации военно-воздушных сил

Полковник в отставке А. С. БОНИН,

доктор технических наук

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКАБОНИН Александр Сергеевич родился в 1941 году в поселке Городищи Владимирской области. Окончил Московский авиационный институт (1965). Военную службу проходил в 30 ЦНИИ МО РФ и ЦОТИ ГШ ВВС (1967 -1994). После увольнения в запас с 1995 года - старший научный сотрудник, с 2003 года - ведущий научный сотрудник ФГУ «30 ЦНИИ Минобороны России». В настоящее время - ведущий научный сотрудник НИЦ АТиВ 4 ЦНИИ МО РФ. Автор более 200 научных трудов. Подготовил шесть кандидатов и двух докторов наук. Доктор технических наук, профессор, действительный член (академик) Академии военных наук.

АННОТАЦИЯ. Проведен анализ поэтапного развития основных систем вооружения авиации ВВС более чем за столетний период ее истории, рассмотрены направления развития и совершенствования системы вооружения до 2020 года.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: система вооружения, этапы развития системы вооружения, аэропланы, летательные аппараты, авиационные комплексы (перспективные, многофункциональные, многоцелевые, модернизированные, модифицированные).

SUMMARY. The author presents the analysis of phased development of major weapons systems of the Air Force's aviation for more than a hundred years of its history, the directions of development and improvement of weapons systems by 2020.

KEYWORDS: weapons system, stages of development of weapons systems, airplanes, aircraft, aircraft systems (perspective, versatile, multipurpose, upgraded, modified).

РОЛЬ Военно-воздушных сил в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации в настоящее время и в ближайшей перспективе будет только повышаться. Исходя из оценки угроз военной безопасности РФ за Военно-воздушными силами будет сохраняться ведущая роль в решении задач Вооруженных Сил в мирное и военное время.

Авиация России более чем за вековую историю развития и становления прошла путь, на котором можно выделить несколько этапов.

Первый этап (1900 - 1920) - становление авиации в России. Его можно охарактеризовать как этап «стихийного развития», которому свойственна постройка летательных аппаратов (аэропланов) отдельными умельцами, некоторые из которых впоследствии стали знаменитыми авиаконструкторами.

Из всего многообразия созданных в этот период аэропланов особое место занимает «Илья Муромец», который был сконструирован в 1913 году группой инженеров, возглавляемых И.И. Сикорским. Это был первый в мире тяжелый бомбардировщик, много лет не имевший себе равных. Всего было построено 80 таких самолетов, которые принимали участие в Первой мировой и Гражданской войнах.

Конструктор Д.П. Григорович в 1915 году создал первый гидросамолет М-5, который также участвовал в военных действиях. Серийная постройка летающей лодки М-5 продолжалась до 1923 года, было выпущено около 300 машин.

Количественное и качественное развитие авиационной техники и вооружения (АТиВ), совершенствование организационных структур авиационных формирований способствовали появлению родов военной авиации. В начале Первой мировой войны имелся только один род - разведывательная авиация, в конце 1914 года была создана бомбардировочная авиация, а в 1915 году оформилась истребительная авиация.

Следует отметить, что Первая мировая и Гражданская войны внесли определенные коррективы в развитие военной авиации, но отсутствие в то время единого идеологического центра, который направлял бы деятельность отдельных конструкторов в нужном для государства направлении, не позволило сформировать необходимый для ведения военных действий типаж и парк летательных аппаратов (сформировать рациональную систему вооружения).

Второму этапу (1920 - 1940) свойственно развитие авиации под лозунгом «летать дальше всех, выше всех, быстрее всех». Летательные аппараты этого периода стали создаваться уже не стихийно, а под требования, разрабатываемые соответствующими заказывающими организациями.

Таким образом, развитие военной авиационной техники отошло от принципа «то, что можно, то и нужно» (имеется ввиду, что можно создать, то и принималось на вооружение) и перешло к принципу «что нужно» (что нужно для обороны страны).

Именно поэтому в 1920 году была создана комиссия по тяжелой авиации (КОМТА), в которую вошли видные ученые и инженеры Н.Е. Жуковский, В.П. Ветчинкин, Б.Н. Юрьев, В.А. Архангельский, В.Л. Моисеенко, А.М. Черемухин, А.Н. Туполев. Но до современного понимания и реализации системы вооружения как упорядоченного множества образцов вооружения и военной техники, предназначенных для оснащения войск (сил) и обеспечивающих выполнение определенных боевых задач, в то время дело еще не дошло. Вместе с тем до 1930 года были созданы такие самолеты как У-2, И-3, И-4, И-5, Р-5, ТБ-3.

Вслед за военной авиацией в этот период быстро развивался и гражданский воздушный флот. Были созданы несколько типов больших и средних пассажирских самолетов - АНТ-9, АНТ-14, К-5, «Сталь-2», «Сталь-3».

В 1930-1940 гг. отечественные конструкторы разработали, построили и предъявили на испытания ряд опытных образцов боевых самолетов, их модифицированных и модернизированных вариантов, а также новые типы двигателей и вооружения. Лучшие из них - штурмовик Ил-2, истребители И-16, ЛаГГ-1, И-26 (Як-1), МиГ-3, бомбардировщики СБ, ДБ-3, Ар-2, Ер-2, Пе-2.

Третий этап (1940 - 1960). Великая Отечественная война внесла кардинальные изменения в планы развития авиации, которые проводились под лозунгом «Все для фронта, все для победы». В напряженные годы войны было создано и освоено в серийном производстве 25 новых и модернизированных типов самолетов, большое количество новых двигателей, различного бортового вооружения и оборудования.

В первые послевоенные годы государство не жалело средств для разработки и строительства новой авиационной техники, не уступающей (и даже превосходящей) по своим летным характеристикам зарубежные аналоги. В эти годы было создано несколько новых типов опытных, а затем и серийных самолетов, в числе которых реактивные истребители МиГ-9 и Як-15, а затем истребители Ла-15, МиГ-15, фронтовой реактивный бомбардировщик Ил-28, дальний бомбардировщик Ту-4.

Четвертый этап (1960 - 1991) - период самого бурного развития авиации в нашей стране, который отличался от остальных не только уровнем финансирования, осуществляемого по принципу «сколько необходимо - столько и выделено» (т. е. финансирование по потребностям), но и по количеству и качеству принятых на вооружение авиации ВВС и поставленных в строевые части авиационной техники и вооружения (АТиВ). В начале этого этапа была научно доказана и практически реализована система вооружения авиации ВВС в целом как сложная система, включающая в себя системы вооружения составных частей и родов авиации.

Большая заслуга в развитии военной авиации ВВС принадлежит 30 ЦНИИ МО РФ, образованному в 1961 году, который, несмотря на то, что с января 2011 г. переведен в статус Научно-исследовательского центра Авиационной техники и вооружения (НИЦ АТиВ) 4 ЦНИИ МО РФ, по настоящий день является головной научной организацией по обоснованию направлений совершенствования технической оснащенности авиации ВВС. Основные усилия института направлены на обоснование перспектив развития авиационной техники и вооружения, разработку проектов тактико-технических требований к новым авиационным комплексам (АК), оценку боевой эффективности АК, выработку предложений по составу системы вооружения ВВС, формирование программных документов долгосрочного и среднесрочного планирования развития системы вооружения авиации ВВС.

В 60-е годы прошлого столетия сложилось четкое представление о структуре системы вооружения авиации ВВС, включавшей дальнюю, военно-транспортную и фронтовую авиацию. Кроме того, в разные годы этого периода в состав авиации ВВС входила армейская авиация.

В дальней авиации (ДА) была обоснована и реализована система вооружения, включающая два класса самолетов: стратегические и дальние ракетоносцы-бомбардировщики. Кэтому периоду навооружении ДА состояли стратегический бомбардировщик Ту-95К, являющийся носителем ракеты Х-20, и стратегический бомбардировщик ЗМ разработки ОКБ В.М. Мясищева.

Данные самолеты прошли большой путь модификации, на их базе были созданы дальние разведчики, топливозаправщики, самолет РЛДН Ту-126, дальний противолодочный самолет Ту-142.

В классе дальних ракетоносцев-бомбардировщиков в систему вооружения ДА входили: бомбардировщик Ту-16 К-10 - носитель управляемой ракеты К- ЮС, Ту-16 К-11 с управляемой ракетой КСР-2, самолеты радиоэлектронной борьбы Ту-16 РЭБ, топливозаправщик Ту-163. В этот же период были приняты на вооружение ДА ракетоносец-бомбардировщик Ту-22К, самолеты радиоэлектронной борьбы Ту-22РЭБ, самолет-разведчик Ту-22Р.

Фронтовая авиация включала три рода авиации: бомбардировочную, истребительно-бомбардировочную и истребительную.

В систему вооружения бомбардировочной авиации на этом этапе входили три типа фронтовых бомбардировщиков: Ил-28, Як-28, Су-24 и их модификации: самолеты-разведчики, постановщики помех. Данные самолеты прошли несколько этапов модернизации.

В систему вооружения истребительно-бомбардировочной авиации также входили три типа самолетов различной модификации: Су-7Б, Су-17, МиГ-27. Следует отметить, что если самолет Су-7Б относился к комплексам первого поколения, то Су-17 и МиГ-27 первого выпуска - к комплексам второго поколения, а модернизированные их варианты Су-17М2, Су-17МЗ, Су-17М4, МиГ-27К, МиГ-27МЛ - к комплексам третьего поколения.

В период 1975 - 1985 годов истребительно-бомбардировочная авиация была самым массовым родом ФА (составляла более 50 % ее парка), принимала участие во многих войнах и вооруженных конфликтах. Истребители-бомбардировщики были самыми продаваемыми самолетами.

В этот период была доказана необходимость иметь в системе вооружения истребительной авиации два класса истребителей: тяжелые истребители - перехватчики, имеющие большие радиусы действия, продолжительность полетов и самостоятельно выполняющие задания, и легкие истребители, работающие во внешнем радиолокационном поле.

К первому классу относятся истребители: МиГ-25, МиГ-31, Су-27. На базе МиГ-25 было разработано несколько модификаций: учебный, разведчик, разведчик-бомбардировщик.

В класс легких истребителей входили МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29. Данные истребители принимали активное участие в боевых действиях и были востребованы на рынках продажи авиационной техники.

В 1979 году с принятием на вооружение самолетов Су-25 возродилась штурмовая авиация как род ФА. Самолет-штурмовик Су-25 принимал участие во многих вооруженных конфликтах и войнах, зарекомендовал себя как комплекс, обладающий высокой выживаемостью в боевых условиях, имеющий отличные взлетно-посадочные характеристики. Кроме того, он успешно поставлялся во многие страны.

Система вооружения военно-транспортной авиации включает четыре класса самолетов: дальние тяжелые военно-транспортные самолеты (ВТС), тяжелые, средние и легкие самолеты. В классе дальних тяжелых ВТС в данный период находились на вооружении Ан-22 и Ан-124; в классе тяжелых - Ил-76, Ил-76М, Ил-76МД; в классе средних - Ан-12; в классе легких - Ил-14, Ан-8, Ан-24, Ан-26.

Армейская авиация в этот период неоднократно передавалась из состава ВВС в Сухопутные войска и обратно. В системе вооружения армейской авиации находились: боевые вертолеты Ми-24 различных модификаций (Ми-24А,Д,В,П); средний транспортно-десантный вертолет Ми-8 различных модификаций (Ми-8П,Т,МТ); тяжелые транспортные вертолеты Ми-6, Ми-26; разведывательный вертолет Ми-24Р; специальные вертолеты на базе Ми-2, Ка-26, Ка-126,Ка-226, а также вертолетов Ми-24, Ми-8, Ми-26.

Пятый этап (с 1991 года по настоящее время) - современное состояние авиации ВВС и перспективы ее развития.

Изменившиеся экономические условия в стране потребовали выработки новых подходов к определению мероприятий по строительству ВВС и дальнейшему совершенствованию методологии системных исследований. Помимо традиционных направлений, связанных с определением перспектив развития взаимосвязанных компонентов («триады») системы вооружения - системы боевых средств, системы управления и системы обеспечения, особую остроту и значимость приобрели оперативно-стратегические и военно-экономические исследования, призванные увязать стратегические потребности в AT и В для войн различного масштаба с экономическими возможностями государства по поддержанию парка авиационной техники, его технической оснащенности, содержанию личного состава, а также совершенствованию систем управления и обеспечения.

Военно-техническая политика в области развития вооружения и военной техники (ВВТ) ВВС в настоящее время основываются на следующих принципах:

поддержание исправности АТиВ строя, обеспечение их дополнительным ресурсом, сроками службы и запасными частями;

рациональное сочетание модернизации самолетов строя и создания перспективных образцов AT и В;

создание перспективных образцов AT и В на основе единых базовых технологий;

планирование возможностей по последовательному (поэтапному) наращиванию боевых возможностей перспективных образцов AT и В при их создании (реализация принципа поэтапной модернизации);

реализация поэтапной разработки перспективных образцов AT и В;

широкое привлечение научно-технического задела и финансовых средств по экспортной технике для создания отечественных образцов AT и В.

В настоящее время и на ближайшую перспективу система вооружения авиации ВВС будет включать авиационные комплексы четвертого поколения, модернизируемые АК поколения 4+ и 4++, а также АК пятого поколения. Доля АК четвертого поколения в составе парка авиации ВВС в этот период составит 70 %, модернизируемой - 20 %, новой - 10 %.

Основными направлениями модернизации АК четвертого поколения являются: расширение боевых возможностей по круглосуточности и всепогодности боевого применения; увеличение тактического радиуса действия; расширение номенклатуры применяемых средств поражения; продление ресурсов и сроков службы AT и В строя; обеспечение возможности решения разнохарактерных задач в вылете; интеллектуализация информационных процессов боевого применения АК в целом.

Наличие у Российской Федерации ВВС, способных выполнять задачи сдерживания и при необходимости нейтрализовать любую воздушно-космическую угрозу, обусловлено особой геополитической ролью России, выполнение которой в обозримой перспективе требует соответствующего уровня технической оснащенности авиации ВВС и поддержания боеготовности авиационных формирований.

ВВС России должны обеспечить возможность решения боевых задач практически во всем известном диапазоне физико-географических и климатических условий, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Такой широкий диапазон применения предопределил необходимость создания уникальной сложной системы вооружения авиации ВВС, включающей системы вооружения дальней, фронтовой, военно-транспортной и армейской авиации.

Система вооружения дальней авиации. Дальняя авиация, на вооружении которой находятся ударные авиационные комплексы - стратегические ракетоносцы Ту-95МС, Ту-160, дальние ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22МЗ и самолеты-заправщики Ил-78 - вносит основной вклад в решение задачи глобального сдерживания.

Стратегический ракетоносец Ту-95МС - это высокоэкономичный самолет межконтинентальной дальности полета с крылатыми ракетами большой дальности полета на борту, оснащенный интеллектуальной системой навигационного и информационного обеспечения их полета.

Стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160 является дальнейшим развитием военно-технической концепции комплекса Ту-95МС. Его уникальность определяется возможностью использования не только дозвуковых маловысотных, но и сверхзвуковых режимов полета для повышения гибкости применения и боевой устойчивости в широком диапазоне условий решения боевых задач в ходе ядерной войны.

Дальний самолет Ту-22МЗ не имеет аналогов в мире. Он разработан в интересах реализации концепции сдерживания угрозы возникновения войн и конфликтов в региональном масштабе. Высокий уровень летно-технических характеристик (ЛТХ) позволяет реализовать разнообразные способы и тактические приемы при действиях по наземным и надводным объектам в широком диапазоне режимов полета.

Самолеты-заправщики обеспечивают глобальную досягаемость стратегическим самолетам для выполнения задач в любом регионе мира.

Дальнейшее развитие системы вооружения ДА будет связано с разработкой перспективного комплекса дальней авиации - ПАК ДА, технический облик которого в настоящее время прорабатывается.

Система вооружения фронтовой авиации. Основным компонентом авиации ВВС, обеспечивающим региональное сдерживание, является фронтовая авиация с ее боевыми самолетами: истребителями МиГ-31, Су-27, МиГ-29, ударными самолетами Су-34, Су-24М, Су-25, каждый из которых обладает свойствами, выгодно отличающими их от их зарубежных аналогов.

Так, истребитель-перехватчик МиГ-31, на котором реализован целый ряд уникальных технологий, до настоящего времени является основным самолетом истребительной авиации ПВО. Унаследовав в полном объеме уникальные летно-технические характеристики своего предшественника -МиГ-25, дальний истребитель-перехватчик МиГ-31 обладает существенно расширенным диапазоном высот и скоростей полета. Однако основным шагом вперед является его повышенная дальность действий и расширенные возможности бортовой радиолокационной станции (БРЛС), позволяющие создавать собственное радиолокационное поле при действиях в условиях отсутствия информационной поддержки наземных и воздушных пунктов управления.

Расширенный диапазон высот и скоростей полета является основой для дальнейшего наращивания его боевых возможностей, прежде всего в направлении обеспечения его многофункциональности. Уникальные летные свойства самолета и его БРЛС могут быть с успехом использованы для обеспечения эффективного поражения радиоизлучающих и радиоконтрастных наземных (надводных) целей, ведения воздушной разведки.

ВВС России обладают оптимальным парком фронтовых истребителей Су-27 и МиГ-29, решение о типаже самолетов которого принималось исходя из условия минимизации затрат на решение задач истребительной авиацией в операциях и вполне оправдало себя в российских условиях. А с возрастанием роли экспортных поставок наличие в России истребителей двух классов позволило существенно расширить географию продаж истребителей российского производства за рубеж.

Оригинальная конструктивно-аэродинамическая схема этих истребителей, тяговые характеристики их силовых установок позволили достичь уровня маневренности в ближнем воздушном бою, которым не располагают их зарубежные аналоги. Об этом свидетельствуют отзывы не только российских, но и иностранных летчиков. Бортовое оборудование и вооружение этих самолетов позволяет им решать боевые задачи днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.

Создание истребителей Су-27 и МиГ-29 можно рассматривать как высочайшее достижение российского авиастроения. Заложенные в них технические решения обеспечили самолетам уникальный модернизационный потенциал, позволивший повысить их ресурсные характеристики. Так, срок службы МиГ-29 доведен до 40 лет, а ресурс - до 6000 часов. Сочетание высоких ЛТХ, не уступающих аналогичным характеристикам истребителей нового поколения, и возможность существенного (почти в два раза) повышения ресурсных характеристик делает модернизацию этих АК сравнимой по критерию «эффективность - стоимость» с разработкой новых самолетов. Основными ее направлениями являются обеспечение многофункциональности и повышение эксплуатационных характеристик.

Основу ударной мощи ФА составит многофункциональный ударный АК Су-34, который станет достойной сменой всепогодному круглосуточному фронтовому бомбардировщику Су-24М. Принятие его на вооружение позволит существенно расширить область досягаемости при действиях по наземным объектам. Исключительной особенностью самолета является возможность применения широкой номенклатуры вооружения, включая высокоточные средства поражения. О его многофункциональности свидетельствует способность применения практически всей номенклатуры управляемых ракет (УР) класса «воздух-воздух». Это свойство делает применение Су-34 менее зависимым от обеспечения его действий истребительной авиацией.

Не исчерпал свой боевой потенциал и штурмовик Су-25. Его вариант модернизации - Су-25СМ2 - будет обладать способностью высокоточного многоканального применения управляемого оружия. Включение в состав его БРЭО РЛС и размещение УР класса «воздух - воздух» еще больше повысит его выживаемость в боевых условиях.

Боевые свойства самолетов ФА только тогда будут реализованы в полной мере, когда будет подготовлен соответствующим образом летный состав. Для решения этой задачи в России разработаны два учебно-тренировочных самолета (УТС) - Як-130 и МиГ-АТ. Каждый из этих самолетов по-своему хорош, поскольку при их создании разработчиками реализованы две существенно отличающиеся концепции: Як-130 разрабатывался по концепции максимальной приближенности к боевому самолету; МиГ-AT - из условия обеспечения минимума затрат на подготовку летчика.

При их создании реализованы перспективные информационные технологии, которые позволяют проводить обучение использованию всех режимов боевых самолетов, применению всех имеющихся на боевом самолете средств поражения методами имитации без выполнения их реальных пусков.

Дальнейшее развитие системы вооружения фронтовой авиации будет связано с разработкой и принятием на вооружение перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) - комплекса пятого поколения.

Система вооружения военно-транспортной авиации. Военно-транспортная авиация, предназначена для обеспечения мобильности Вооруженных Сил Российской Федерации, десантирования воздушных десантов, решения транспортно-десантных и специальных задач, обеспечения повседневной жизнедеятельности объединений ВС РФ.

Самолетный парк ВТА имеет в своем составе дальние тяжелые военно-транспортные самолеты Ан-124, Ан-22, тяжелые - Ил-76, легкие - Ан-26. По своим ЛТХ эти самолеты находятся на уровне мировых достижений, а Ан-124 «Руслан» является самым большим военно-транспортным самолетом в мире. Уникальные размеры грузовой кабины позволяют ему перевозить практически 100 % боевой техники и вооружения всех видов Вооруженных Сил.

В период 2015 - 2020 годов основу парка самолетов ВТА как по численности, так и по боевым возможностям (около 70 %) будут составлять самолеты Ил-76 различных модификаций. Использование турбореактивных двигателей позволило расширить диапазон скоростей полета Ил-76 до 825 км/ч, многоколесное шасси обеспечивает возможность его эксплуатации с грунтовых и заснеженных аэродромов.

Для удовлетворения потребностей ВВС по перевооружению ВТА на новую авиационную технику планируется завершить разработку и начать закупки легкого военно-транспортного самолета нового поколения, который по сравнению со своим предшественником будет обладать расширенными возможностями по перевозке и десантированию легких образцов вооружения и военной техники, повышенной топливной экономичностью и более низкой стоимостью жизненного цикла. Для замены самолетов Ан-12 ведутся проработки перспективного среднего военно-транспортного самолета Ил-214, интерес к разработке которого проявила Индия.

Выполнение указанных мероприятий по совершенствованию технической оснащенности позволит поддерживать численность самолетного парка и оперативные возможности ВТА ВВС на потребном уровне для решения возлагаемых задач в современных военных конфликтах.

Система вооружения армейской авиации. Основу военной вертолетной авиации составляет армейская авиация. В настоящее время задачи авиационной поддержки общевойсковых формирований решаются в основном вертолетами Ми-24В(П). В интересах повышения боевых возможностей АА принятое на вооружение круглосуточные и всепогодные боевые вертолеты Ми-28Н и Ка-52.

Военная вертолетная авиация в настоящее время применяется во всех видах и родах Вооруженных Сил России и решает при этом широкий спектр задач, в том числе по перевозке личного состава войск и материально-технических средств. Для этих целей используются средние транспортно-десантные вертолеты семейства Ми-8, а также тяжелые вертолеты Ми-26, не имеющие аналогов в мировом вертолетостроении. На их базе созданы и разрабатываются новые вертолетные комплексы различного целевого назначения (постановщики помех, воздушные пункты управления, топливозаправщики, разведывательные вертолеты в интересах решения задач инженерных и химических войск, поисково-спасательные вертолеты и др.).

Большое значение в последнее время придается созданию вертолетов легкого класса грузоподъемностью порядка 1000 кг (легкий многоцелевой вертолет). Эти вертолеты будут являться базой для создания на их основе комплексов специального назначения в интересах видов и родов ВС РФ (учебно-тренировочных, аппаратурной разведки, медицинских и др.). Новыми разработками в этом плане являются учебно-тренировочные вертолеты АНСАТ-У и Ка-бОУ.

Вертолетная авиация сегодня и в будущем будет применяться не только в интересах Министерства обороны, но и в интересах других силовых структур РФ (ФСБ, МВД, МЧС). При этом вертолетные формирования этих ведомств тесно взаимодействуют с частями и подразделениями МО РФ, обеспечивая тем самым успешное решение задач при ведении боевых действий и в чрезвычайных ситуациях. С учетом возможности двойного применения вертолетов для решения задач гражданских ведомств и поставок на экспорт их роль постоянно повышается. Это обстоятельство положительно сказывается на потенциальных возможностях совершенствования парка военных вертолетов.

В заключение следует отметить, что динамика развития систем вооружения авиации ВВС в ближайшей и среднесрочной перспективе будет определяться конкретными военно-политическими и экономическими условиями в мире и стране, результатами реформирования Вооруженных Сил РФ и авиастроительной промышленности.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации