Активизация познавательной деятельности курсантов военного вуза

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 9/2011, стр. 31-36

Активизация познавательной деятельности курсантов военного вуза

Полковник в отставке А.А. КЛЕМИН,

кандидат технических наук

Активизация познавательной деятельности курсантов военного вузаКЛЕМИН Александр Александрович родился в деревне Очкасово Тульской области. Закончил Горьковское зенитно-ракетное училище ПВО с отличием (1972), Харьковскую Военную инженерную радиотехническую академию ПВО с отличием (1980) и адъюнктуру при этой академии с защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук (1984). Проходил службу на технических должностях в одной из войсковых частей 1-й армии ПВО и на педагогических должностях. С 1987 года - начальник кафедры Ярославского высшего зенитного ракетного командного училища ПВО. После увольнения в запас в 2002 году продолжает педагогическую работу в этом училище. Награжден орденом Почета и нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются два направления активизации познавательной деятельности курсантов военного вуза через методы, приемы, средства, применяемые преподавателем с целью стимулирования активной работы обучающихся. Рассмотренные направления носят наддисциплинарный характер и могут рассматриваться как системообразующие.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональная деятельность, познавательный интерес, активизация познавательной деятельности, стимулирование активной работы, мотивообразующий фактор, модульно-рейтинговая технология обучения, войсковая практика, стажировка.

SUMMARY. The author considers two areas of activation of cognitive activity of students of higher military school through methods, techniques, tools used to be promoted by teachers for active work of learners. The above directions are of above-discipline nature and can be considered as systemically important.

KEYWORDS: professional occupation, educational interest, activation of cognitive activity, stimulation of active work, motive-forming factor module-rating technology of education, troop practice, training course.

ПЕРЕХОД от количественных показателей в строительстве Вооруженных Сил Российской Федерации к качественным требует в первую очередь существенного повышения уровня подготовки офицерских кадров. Имеющийся опыт использования современных вооружений в локальных войнах и вооруженных конфликтах свидетельствует, что недостаточная подготовка лиц в составе боевых расчетов приводит к неэффективному его применению.

Определяющая роль в подготовке офицера принадлежит военному вузу, в котором закладывается умение мыслить категориями достижения победы и формируются черты, отражающие особый характер будущего труда защитника Родины. Вместе с тем излишняя регламентация жизни и быта курсанта может приводить к снижению его личной активности и самостоятельности в усвоении учебных дисциплин. То есть в ходе обучения прослеживаются две противоречивые тенденции: с одной стороны, невозможно подготовить офицера без моделирования в вузе его будущей профессиональной деятельности, а с другой - такое моделирование, прежде всего в плане формирования высочайшей дисциплинированности и исполнительности, может снижать личную активность и инициативность отдельных обучающихся. Разрешение этого противоречия может быть достигнуто реализацией в учебном процессе процедур, обеспечивающих активизацию познавательной деятельности курсантов.

К сожалению, у большинства выпускников современной средней школы слабо сформировано такое качество, как проявление интереса к познанию нового. Решение этих задач оказалось возложенным на высшую школу. Отметим, что непременным условием формирования у курсантов познавательной активности является активизация их познавательной деятельности, которая рассматривается как побуждение к стимулированию активной работы через формы, методы, приемы и средства обучения. При этом необходимо использовать те из них, в том числе инновационные, которые направлены на формирование и развитие познавательного интереса к осваиваемой специальности с учетом специфики будущей профессиональной деятельности.

Активизировать познавательную деятельность возможно при изменении концептуального подхода к обучению, суть которого заключается в том, чтобы обучаемого (вчерашнего школьника) трансформировать в обучающегося, заинтересованного в высоких результатах усвоения знаний, необходимых для овладения профессией офицера. Для формирования и тем более развития профессионального познавательного интереса необходима комплексная программа, мотивирующая «интересное» учение, реализующая новые методы обучения с применением современных информационно-коммуникационных средств и организацией всех видов практик в соответствии с профессиональными задачами.

Образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы мотивация курсанта была как можно более глубокой и разносторонней, формируемой и актуализируемой в ходе обучения не только предоставлением новой информации, но также и обучением действиям. При этом условия, в которых осуществляется учебная деятельность курсанта, сами могут являться мотивообразующими факторами. В дальнейшем мотивы постепенно преобразуются в более сложную структуру с централизованной сознательно-волевой системой управления поведением. Благодаря возникающему определенному соподчинению мотивов обучающиеся начинают действовать исходя из нравственно более высоких и значимых из них, сопротивляясь сиюминутным желаниям, противоречащим основным целям обучения.

В педагогической литературе рекомендациям по активизации познавательной деятельности обучающихся уделяется достаточно большое внимание, но они, будучи правильными по сути, носят, как правило, локальный характер. Так, например, применение приемов проблемного обучения в ходе лекционных занятий, безусловно, дает положительный эффект. Однако все известные приемы и методы, на наш взгляд, должны быть объединены в одну систему, обеспечивающую непрерывное осознание каждым курсантом достигнутого им уровня подготовки. Такими системообразующими воздействиями могут служить диагностирование качества образования курсантов и ориентация всего учебного процесса на решение конкретной практической задачи. Приобретаемые в ходе обучения знания, умения и навыки в сознании обучающегося должны быть подчинены не только некоторой общей абстракции в виде будущей работы, но и направлены на решение конкретной задачи уже в ходе обучения.

Качество образования является обязательным компонентом любой образовательной системы. Отметим, что при оценке качества образования необходимо также учитывать условия, при которых оно будет обеспечиваться и совершенствоваться. В этом случае диагностирование образовательного процесса позволит определить истинное состояние объектов (процессов, результатов), выявить причины этого состояния, определить средства и условия, способствующие преобразованию педагогической действительности и выведению ее на новый, более высокий уровень.

Элементом стимулирования учебной работы является текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся. Существующая система оценки качества подготовки курсантов абсолютизирует результаты экзаменов. Это объективно ведет к работе над учебными дисциплинами по методу «штурма» в сессию и делает текущую работу между экзаменационными сессиями второстепенным и менее значимым элементом обучения.

Активизация познавательной деятельности может быть достигнута разработкой таких процедур контроля, которые побуждали бы обучающихся к систематической работе не только в период сессии, но и на протяжении всего семестра. Для реализации этого необходима система контроля, которая позволяет иметь количественную оценку степени усвоения учебного материала каждым курсантом в любой момент времени. При этом результаты работы курсанта в течение семестра должны влиять на оценку по дисциплине в целом. Данное положение позволит обеспечить оперативную реакцию не только преподавателей, но и каждого обучающегося в случае низких результатов при текущем контроле успеваемости.

В настоящее время в ряде вузов предпринимаются попытки изменить существующее положение. В частности, введением в процесс обучения модульно-рейтинговой технологии обучения (МРТО). С точки зрения активизации познавательной деятельности обучающихся, технологии присущ ряд положительных моментов: дифференциация при оценке уровня знаний; запрет на допуск к сдаче экзамена в результате низкой успеваемости; учет текущей успеваемости при формировании итоговой оценки по дисциплине.

Однако эта технология наряду с достоинствами, на наш взгляд, имеет ряд существенных недостатков, одним из которых является ее громоздкость. Как следствие она непонятна не только для обучающихся, но и для преподавателей. Например, трудно понять ситуацию, когда сегодня оценка в 10 баллов свидетельствует об отличном усвоении материала, а через неделю эти баллы по той же дисциплине, но расчитанные по другому модулю могут свидетельствовать о противоположном. Ситуация еще более усложняется при большем числе разнотипных дисциплин.

Значительное число нареканий вызывает недостаточная информативность существующей 4-балльной шкалы оценок. Эта шкала практически позволяет выделить только неудовлетворительно успевающих курсантов. Но любой преподаватель и командир курсантского подразделения знает, что «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно» имеет множество оттенков, без учета которых невозможно правильно строить индивидуальную работу по повышению качества усвоения учебных дисциплин. В связи с этим предлагается ввести, например, 100-балльную шкалу оценок.

Исходя из вышеизложенного назрела необходимость разработки и использования методики оценки качества усвоения учебного материала, свободной от недостатков, присущих традиционной системе контроля и оценки и понятной всем участникам образовательного процесса.

В рамках современной организации образовательного процесса в военном вузе разработка такой методики возможна на основе теории вероятностного прогнозирования в психологии.

Согласно этой теории под вероятностным прогнозированием понимается предвосхищение человеком будущего, основанное на вероятностной структуре его прошлого опыта и информации о наличной ситуации. Прошлый опыт и наличная ситуация дают основание для создания гипотез о предстоящем будущем, причем каждой из них приписывается определенная вероятность. В соответствии с таким прогнозом осуществляется перенастройка - подготовка к действиям в предстоящей ситуации, приводящим с наибольшей вероятностью к достижению некоторой цели.

Отсюда следует: для более полной информации необходимо обеспечить частоту текущего контроля не ниже заданной вероятности. Тогда минимальное количество оценок N, которые должен получить курсант при изучении каждой учебной дисциплины (при условии, что вероятность опроса Р должна быть не ниже заданной), определяется по формуле

Активизация познавательной деятельности курсантов военного вуза

где Z- количество занятий в дисциплине.

Минимальное количество оценок, номера и виды занятий, по которым обязательно получение положительных оценок, должно быть доведено до курсантов в начале семестра.

Исходя из особенностей вероятностного прогнозирования, каждый отдельный результат текущего контроля (в том числе и неудовлетворительный) воспринимается как случайное событие, которое не отражает действительного состояния уровня подготовки. Поэтому в качестве показателя успешного усвоения учебной дисциплины целесообразно принять среднее арифметическое (средний балл) полученных результатов контроля как характеристику математического ожидания случайной величины. Средний балл результатов текущего контроля успеваемости может использоваться в качестве рейтинга курсанта по учебной дисциплине. При этом каждому курсанту предоставляется право на повышение результата текущего контроля, тогда текущий рейтинг будет не только носить констатирующий характер, но и отражать личную активность курсанта в повышении качества подготовки по учебной дисциплине.

Для принятия достоверного решения о качестве усвоения материала дисциплины в целом должны учитываться результаты как экзамена, так и текущего контроля (средний балл) в конце ее изучения, причем последние - на уровне не ниже заданной величины.

Таким образом, с целью активизации познавательной деятельности обучающихся предлагается следующая методика организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

Первое. По каждой дисциплине устанавливается минимальное количество оценок для каждого обучающегося при текущем контроле в ходе семестра. Из них определяются количество и виды занятий, по которым обязательна положительная оценка.

Второе. По результатам текущего контроля рассчитывается средний балл оценок, который является рейтингом обучающегося по дисциплине и может использоваться для оперативного управления учебным процессом.

Третье. Заданное количество оценок по результатам текущего контроля успеваемости и значение среднего балла являются условиями допуска курсанта к экзамену по дисциплине.

Четвертое. Экзамен сдается установленным порядком. Ответы на экзамене оцениваются в баллах от 0 до 5. Допускаются дробные величины, например, 3,1; 4,5 и другие. Балл за экзамен в целом определяется как среднее арифметическое баллов, полученных за ответы на вопросы.

Пятое. Итоговый балл по дисциплине рассчитывается как среднее арифметическое между текущим и экзаменационным баллами.

Шестое. На основе итогового балла определяется оценка по 4-балльной шкале, которая является показателем степени достижения курсантом учебных целей по дисциплине.

На кафедре зенитных ракетных комплексов Ярославского филиала ВУНЦ ВВС в рамках научно-исследовательской работы «Активизация познавательной деятельности обучающихся за счет совершенствования методики оценки качества усвоения учебного материала» по ряду учебных дисциплин экспериментально используется предлагаемая методика. Проводимые исследования показывают, что залогом успешной реализации методики является доведение до курсантов всех ее особенностей перед началом изучения дисциплины и периодическое напоминание об их текущем среднем балле. По результатам эксперимента установлены следующие тенденции.

Первая. Сокращается число обучающихся, отсутствующих на различных видах занятий (семинарах, лабораторных и контрольных работах и т.п.), как в целом, так и по каждому курсу и дисциплине.

Вторая. Увеличение количества оценок у обучающихся в ходе текущих занятий, свидетельствующее об активной работе курсантов. А это значит, что достоверность результатов текущего контроля успеваемости возросла.

Предлагаемая методика оценки знаний позволяет снизить традиционное психологическое перенапряжение обучающихся в период экзаменационных сессий и создает более ровный психологический климат в течение всего учебного года.

Таким образом, диагностирование качества образования курсантов не только позволяет оперативно выявить соответствие ожидаемых результатов поставленным целям, но и выступает одним из компонентов управления качеством подготовки офицерских кадров.

Немаловажным аспектом активизации познавательной деятельности курсантов, особенно на старших курсах, является практическая, профессиональная направленность обучения, значительная роль в которой отводится войсковой практике и стажировке.

Эффективность работы курсанта в ходе практики в войсках в значительной мере определяется целевыми установками, которые он ставит перед собой. Необходимость отчета о выполнении программы практики является некоторым внешним побудительным мотивом, который при определенных условиях возможно трансформировать в личное стремление провести практику с наибольшей эффективностью. Такая трансформация может произойти, если обучающийся будет рассматривать практику не только как один из элементов обучения, но и как непосредственную подготовку к выполнению в ходе обучения ответственной профессиональной задачи.

Одним из наиболее важных элементов такой трансформации в Ярославском филиале ВУНЦ ВВС стало выполнение курсантами на заключительном этапе обучения боевых стрельб на государственном полигоне. Курсант, готовящийся в составе расчета к выполнению боевой стрельбы, с точки зрения активизации познавательной деятельности имеет совершенно иную внутреннюю мотивацию по сравнению с курсантом, работающим только для успешной сдачи отчета о практике. Подготовку к выполнению боевой стрельбы в условиях военного вуза не следует рассматривать в качестве всего лишь одного из элементов освоения конкретного образца вооружения. Существенное значение имеют и такие аспекты будущей профессиональной деятельности выпускника, как формирование боевых расчетов и их слаживание. Курсант выпускного курса оказывается непосредственным участником этих процессов. На его глазах учебная группа превращается в воинский коллектив, который объединен общей задачей и в котором успех возможен только при грамотной работе каждого и слаженной работе всех. В условиях военного вуза подготовка боевого расчета из курсантского подразделения оказывается не менее важной, чем собственно пуск ракеты и поражение мишени.

Реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации должно вызвать к жизни и другие подходы к активизации познавательной деятельности курсантов военных вузов. Следующим шагом в этом направлении может стать установление более тесных связей учебных заведений с войсками. Этот аспект неизбежно приобретет особое значение в ходе поступления в войска новых образцов вооружения и освоения приемов их эксплуатации.

Руководство по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации. Утверждено приказом министра обороны Российской Федерации от 12 марта 2003 года.

Вероятностное прогнозирование в деятельности человека /под ред. И.М.Фейгенберга, Г.Е. Журавлева. М: Наука, 1977.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации