Теоретические основы отечественной военно-авиационной психологии

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 1/2010, стр. 71-78

Теоретические основы отечественной военно-авиационной психологии

Е.Н. ЛЫСАКОВА,

Теоретические основы отечественной военно-авиационной психологиикандидат психологических наук

ЛЫСАКОВА Елена Николаевна родилась 11 октября 1962 года в городе Касимове Рязанской области. Окончила факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова (1985), в 1997 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности «Педагогическая психология». Научно-педагогический стаж - 19 лет. Преподает в высшей военной школе с 1996 года: Военном университете Министерства Обороны РФ (1996-1999), Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А Гагарина (с 1999 года -по настоящее время).

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются профессионально важные качества летного состава, закономерности развития их психики и личности. Даются рекомендации по развитию личности военного летчика на всех этапах профессионализации в рамках психологического обеспечения безопасности полетов, летного труда и боевых действий.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: военно-авиационная психология, образ полета, тренажерное обучение, творческое мышление, профессиональные качества, закономерности развития, человеческий фактор.

SUMMARY. The professionally important qualities of flight crews, the patterns of development of their psyche and personalities are considered. The recommendations on development of the personality of a military pilot are given at all stages of professionalisation within the psychological provision of flight safety, years of flight work and combat fighting.

KEYWORDS: military-and-aviation psychology, image of flight, simulator training, creative thinking, professional qualities, patterns of development, human factor.

ВОЕННО-АВИАЦИОННАЯ психология изучает закономерности психологии авиаторов, психологические особенности функционирования и развития коллективов эскадрилий, частей, подразделений в условиях военно-авиационной деятельности. Важным этапом в развитии военно-авиационной психологии (60-70-е годы XX века) стал инженерно-психологический подход, представленный теориями: образа полета, активного оператора, совмещенной деятельности, тренажерного обучения.

Концепция образа полета, сформулированная Н.Д. Заваловой, Б.Ф. Ломовым, В.А. Пономаренко, опирается на представление об образе как внутреннем механизме регуляции действий летчика в полете. Образ полета - это целостное представление о пространственном положении самолета и режиме полета. Он формируется на основе опыта визуальных полетов (на неинструментальных сигналах, представляющих собой вид естественных ориентиров в сочетании с физическими воздействиями, возникающими при эволюциях самолета), на теоретических знаниях, на обобщении показаний приборов. Образ полета,соответствующий целям летчика и обеспечивающий надежное выполнение действий в усложненных и нестандартных ситуациях, не может быть сформирован без опыта визуальных полетов. Структура образа полета включает три компонента: образ пространственного положения, приборный аналог - «образ вилки» и чувство самолета. Управление самолетом - это не просто реакция на показания приборов. Действия летчика опосредствуются концептуальной моделью полета.

Авиационные психологи В.А. Попов, Н.Д. Завалова, В.В. Лапа успешно работали над проблемой взаимодействия летчика с системой автоматического управления, теоретически и экспериментально доказали, что за ним остается ведущая роль в резервировании отказавших элементов системы автоматизированного управления или коррекции ее функционирования (концепция активного оператора). Активность летчика необходима для поддержания надежности системы «летчик-самолет» на требуемом уровне. Снижение активности летчика связано с сокращением его участия в непосредственном управлении, что ухудшает чувство самолета, скорость реагирования на какие-либо отказы и отклонения, тогда как их возможность из-за усложнения техники возросла. Получается определенный парадокс: автоматика, предназначенная для облегчения пилотирования, не усиливает, а снижает безопасность полета. Следовательно, необходимо развивать у летчика в системе «человек-машина-среда» профессиональное восприятие, сочетающее пилотирование с активным контролем пространственного положения самолета, когда основная роль отводится овладению динамикой значимых сигналов, умению выделять наиболее важные для каждого участка полета признаки, сочетать инструментальные сигналы с неинструментальными.

Исследования Н.Д. Заваловой, Ф.Д. Горбова, Е.А. Деревянко, В.В. Дудникова, Ю.К. Демьяненко, В.Л. Марищука, В.В. Чебышевой, В.Г. Кузнецова, ВТ. Мыльникова, Е.М. Юганова, В.А. Бодрова, И.Е. Дорошенко привели к обоснованию концепций совмещенной деятельности и тренажерного обучения, главное содержание которых - методическое обеспечение качественного выполнения полетного задания в условиях усложнения деятельности. В итоге была пересмотрена логика тренажерного обучения - акцентировались задачи развития профессионального мышления авиатора в нестандартных ситуациях полета.

В программу обучения летчиков были введены тренажеры, обеспечивающие формирование специальной готовности личности, включающей возможности прогнозирования и конструирования динамики развития полета. Индивидуальный подход позволял полнее учитывать индивидные и личностные качества летчиков и в соответствии с ними определенным образом моделировать различные проблемные ситуации.

Главный принцип подобного моделирования заключается в том, что как на тренажере, так и в полете нужно создавать не только модель аварийной ситуации, но и психологическую помеху основной деятельности. Именно таким способом можно сформировать психологический буфер против появления ложной антиципации и отрицательных эмоциональных реакций личности.

Несмотря на то, что психологическую сущность некоторых опасных ситуаций на тренажерах смоделировать невозможно (например, на тренажере и в полете информативные признаки отказа автопилота различны: на тренажере ведущую роль играют зрительные сигналы, а в полете - акселерационные), методически грамотно организованная тренажерная подготовка летчика (экипажа) к действиям в аварийной ситуации позволяет эффективно формировать специальные навыки и умения, выражающиеся в способности к сокращенным приемам опознания ситуации, к развитию оперативной памяти и творческого мышления.

В результате масштабных теоретических и эмпирических исследований определены структура и состав профессионально важных качеств (ПВК) летчика (А.А. Ворона, Д.В. Гандер, В.А. Пономаренко, С.Г. Мельник, Б.Л. Покровский).

Профессионально важные качества - это качества человека, влияющие на эффективность осуществления его труда по основным характеристикам (производительность, надежность и др.). ПВК, с одной стороны, являются предпосылкой профессиональной деятельности, а с другой стороны, они сами совершенствуются в ходе деятельности, являясь ее новообразованием. Эти качества объединены в группы: личностные, интеллектуальные, психофизиологические, физиологические, физические.

Личностные ПВК: долговременная мотивация на профессию военного летчика; способность к правильной самооценке; способность психической адаптации к различным условиям; устойчивость личности к неблагоприятным воздействиям; черты характера: целеустремленность, настойчивость, сильная воля, решительность, смелость; нравственные качества: чувство долга, честность, порядочность, товарищество; социальные качества: склонность к лидерству, коммуникабельность, правильные ценностные ориентации, стремление к профессиональному совершенству.

Интеллектуальные ПВК: развитость ощущений и восприятий (летное чувство); яркость, четкость и контролируемость пространственных представлений; продуктивность и помехоустойчивость мышления; быстрота, точность и прочность памяти; большой объем, быстрое переключение и устойчивость внимания; способность к ориентировке в сложном пространственном окружении и непредвиденных ситуациях; способность к действиям в условиях дефицита времени и навязанного темпа работы; развитость эвристического, системного и образного типов мышления.

Психофизиологические ПВК: нервно-эмоциональная устойчивость; устойчивость к утомлению; способность к произвольной регуляции своего эмоционального состояния.

Физиологические ПВК: устойчивость организма к укачиванию; устойчивость психических процессов к вестибулярным раздражителям.

Физические ПВК: сила; быстрота; выносливость; координированность; физическая подготовленность к неблагоприятным факторам летной деятельности.

В военно-авиационной психологии также во второй половине XX века сложились теории, имеющие тесные межпредметные связи с общей, педагогической, медицинской, возрастной психологией и психологией развития.

К.К. Платонов провел структурный анализ личности летчика, выделил детерминанты ее психологического развития в онтогенезе, закономерности этого развития. Автором разработано понятие летных способностей, их состав и методы исследования. Концепция личности названа К.К. Платоновым «концепцией динамической функциональной структуры личности». Следовательно, и личность в целом, и составляющие ее взаимосвязанные элементы не являются константными, а изменяются в течение жизни человека.

Данная концепция, реализуя как идеи структурного подхода к пониманию личности человека, так и принцип психологического развития в онтогенезе, подтверждает по крайней мере три закономерности возрастного развития психики и личности: первая - качественное своеобразие развития на каждом возрастном этапе в результате созревания и формирования; вторая - многонаправленность развития, что означает не только рост (приобретения, новые адаптивные возможности и т. п.), но и упадок, деградацию (биологическую и социальную) в течение жизни индивида; третья - пластичность, компенсаторность развития.

По мнению К.К. Платонова, каждое психологическое качество личности летчика и курсанта должно изучаться с учетом уровня развития этого качества и его особенностей проявления в данное время, изменений его по сравнению с прошлым, тенденций к дальнейшему развитию, устойчивости его при проявлении в усложненных и неблагоприятных условиях, компенсации его недостатков другими качествами и компенсации им недостатков других качеств личности.

Благодаря высоким компенсаторным возможностям личности курсанты и летчики, хорошо осваивающие летную деятельность, могут быть весьма различными по своим индивидуально-психологическим качествам. Как считал К.К. Платонов, они могут иметь отдельные неблагоприятные для летной деятельности качества, компенсируемые другими, благоприятными. Благоприятными индивидуально-психологическими качествами, различные сочетания которых в структуре личности образуют летные способности, являются: особенности темперамента, в которых проявляются черты силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов; интерес к летной деятельности, стремление совершенствовать свое мастерство; настойчивость, решительность, смелость; возможность произвольно значительно улучшить продуктивность своей деятельности, хотя бы кратковременно; эмоциональная устойчивость, в частности эмоционально-моторная и эмоционально-сенсорная устойчивость; инициативность, сообразительность, самокритичность; широкое распределение, быстрое переключение и устойчивость внимания; скорость и точность сложных видов двигательных реакций, а главное - сенсомоторной координации; хорошая координация движений, ловкость; легкость образования и переделки двигательных навыков.

Гуманитарные основы летной профессии определены В.А. Пономаренко. Категории духовность и нравственность рассматриваются как неотъемлемые черты психологии специалиста опасной профессии. Определяя понятие человеческого фактора в авиации, В. А. Пономаренко указывает, что ядром его психологической составляющей является личность человека летающего. Кроме того, раскрывая гуманитарную основу летной профессии, В.А. Пономаренко указывает на следующие фундаментальные проблемы, требующие серьезной проработки в целях многосторонней поддержки военного летчика:

первая - проблема профессионального риска, диктуемая самой сутью опасной профессии. Управление профессиональными рисками - гвоздь кадровой и воспитательной работы. С позиции человеческого фактора относительно летных экипажей и эксплуатантов авиационной техники риск выступает как механизм роста профессиональной зрелости и их пригодности к работе в опасных условиях;

вторая - проблема профессионального, физического, соматического и психического здоровья всех авиаторов. Их здоровье в любом узле обеспечения полета и его управления - природная основа профилактики аварийности;

третья - проблема социальной защиты как универсальное средство стабильности в работе профессионалов, их самочувствия, настроений, мотивированности на достижение высшего результата труда. Психологическая суть социальной защиты в ее ориентации на пополняющую рабочую силу, на ее уверенность в завтрашнем дне;

четвертая - проблема специфичности условий труда в оценке ущерба и вины летных экипажей. Летным трудом занимается психология опасных профессий, одной из центральных задач которой является формирование человеческой и профессиональной надежности. Она выше у социально активной личности, у которой глубже нравственные основания поступков: взять ответственность на себя, проявить личное мужество на благо других. Поэтому психологическое обеспечение подготовки летчиков выступает как условие развития, формирования и воспитания человека в профессии;

пятая - проблема психофизиологических возможностей и ограничения человека. Человеческий фактор в его психофизиологической, социально-биологической составляющей имеет прямое отношение к созданию техники, подготовке экипажа и управлению полетом. Он выступает как совокупное интегральное качество не только объединяющее все элементы транспортной системы, но и осуществляет регуляторную функцию содействия всем элементам в достижении полезного результата. Никакая автоматика, никакое управление с земли не могут придать системе «летчик - летательный аппарат» свойство целеустремленности, кроме экипажа. Поэтому обеспечение человеческого фактора идет в основном по двум направлениям. Первое - учет и минимизация ограниченных возможностей человека при создании авиационной техники и летного обучения; второе - создание социально-психологических, гигиенических условий для расширения возможностей экипажа использовать свои знания и способности в летной работе.

Учет психологических и педагогических закономерностей в совершенствовании всех видов военно-авиационной деятельности в интересах профилактики авиационной аварийности (предотвращении летных происшествий) осуществлен в работах В.Т. Юсова. В результате психолого-педагогическое обеспечение полетов и их безаварийное выполнение представлено как специфический, относительно самостоятельный вид военно-авиационной деятельности. Суть данной концепции: это теоретическое обоснование и раскрытие с точки зрения военно-авиационной психологии и педагогики совокупности взглядов на системный и комплексный учет психологических и педагогических закономерностей в совершенствовании всех видов военно-авиационной деятельности, особенно прямо и непосредственно связанных с летной деятельностью (подготовкой, выполнением, обеспечением конкретных полетов и руководством ими) в интересах профилактики авиационной аварийности (предотвращения авиационных происшествий) по психологическим причинам.

По своему содержанию данная концепция прежде всего охватывает: обоснование объективной необходимости для ВВС психолого-педагогического обеспечения деятельности по предотвращению авиационных происшествий; раскрытие его методологических основ; раскрытие теоретических основ такого обеспечения и определение места настоящей концепции в военно-авиационной психологии и педагогике; определение и обоснование понятия психолого-педагогического обеспечения деятельности по предотвращению авиационных происшествий; определение и обоснование психологических причин авиационной аварийности; раскрытие теоретического и практического уровней концепции психолого-педагогического обеспечения полетов и их безаварийного выполнения; раскрытие характеристики психолого-педагогического обеспечения безаварийности полетов как специфического, относительно самостоятельного вида военно-авиационной деятельности, обладающего присущими ему психологическими особенностями; выявление зависимости авиационной аварийности от уровня психолого-педагогического обеспечения полетов и их безаварийного выполнения; определение места психолого-педагогического обеспечения безаварийности полетов в структуре психологической службы в ВВС; разработку и обоснование системы психолого-педагогического обеспечения безаварийного выполнения полетов в авиационных частях.

В основе психологической подготовки к боевым действиям, как считает П.А. Корчемный, лежит совершенствование личностных и развитие профессионально важных для боя качеств, приобретение опыта успешных действий в моделируемых экстремальных условиях полета. Автор определяет психологическую готовность как состояние личности, психологическую устойчивость как свойство личности. Механизм психологической подготовки летного состава к ведению боевых действий представляет собой взаимодействие понятийной и образной форм модели боевого полета, которые неразрывны, тесно взаимосвязаны и образуют определенную целостность. Условием формирования понятийной формы отражения полета является вербальное, речевое воздействие на психику летного состава, а формирования образной и моторной форм - организация практических действий авиаторов в ходе тренажерной подготовки, проведения полетов, стрельб, пусков ракет и учений в моделируемых боевых ситуациях.

В содержательном плане определены четыре вида психологической подготовки: обшая психологическая подготовка - обеспечивает формирование мотивационной основы боевой деятельности; специальная - ориентирует на модель действий и профессионально важные качества; целевая - закрепляет определенную структуру образной модели полета в боевой обстановке; послеполетная - осуществляет коррекцию дальнейших действий с учетом достигнутых результатов.

В ходе психологической подготовки летного состава решаются следующие задачи: активизация и закрепление мотивационных установок; определение, развитие и поддержание на должном уровне необходимых для боя летных качеств; адаптация психики к условиям боя; снижение факторов неожиданности, неизвестности; накопление опыта самосовершенствования необходимых качеств, особенно, эмоционально-волевой устойчивости и волевой саморегуляции при действиях в боевых условиях; создание у летчиков положительного психического настроя на полеты, состояния боевого возбуждения, порыва, азарта, уверенности в своем оружии, технике, своих силах и силах товарищей; обеспечение благоприятного климата в коллективах.

Центральная проблема исследований Д.В.Гандера - развитие личности профессионала в условиях летного обучения. Автором разработаны общие дидактические принципы летного обучения, дано теоретическое и практическое обоснование положения о функциях и задачах психологической службы в авиации, получено теоретическое обоснование и эмпирическое подтверждение личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании летного состава. Он же разработал положения о функциях и задачах психологической службы в авиации и вошел в историю военно-авиационной психологии как первый руководитель первой штатной психологической службы в ВВС (1975 год, авиация Северо-Кавказского военного округа).

Психологическая служба - иерархическая система с вертикальными связями управления и подчинения и горизонтальными связями взаимодействия, которая должна быть включена в административные структуры авиации на всех уровнях. Основные ее функции: организационно-методическая, исследовательско-методическая и учебно-методическая.

Организационно-методическая функция психологической службы состоит в проведении работы, создающей организационные и методические предпосылки обеспечения летной деятельности, т. е. речь идет о формировании управляющих психологических воздействий как на отдельных авиаторов, так и на коллективы летных подразделений и создании условий их успешной реализации.

Организационно-методическая функция включает помощь руководителям всех административных уровней в формировании решений и указаний по вопросам психологического обеспечения летного труда. разработку рекомендаций для летчиков и организаторов летной работы, программ психологических тренировок, подбор наиболее целесообразных и эффективных методик их реализации.

Исследовательско-методическая функция психологической службы состоит в сборе фактологического материала, необходимого в практике, его осмыслении и методически правильном применении. Речь идет о тех данных, которые необходимы для учета индивидуальных особенностей летчиков, профотбора, анализа ошибочных действий, комплектования экипажей и в других случаях. Исследовательская работа психологической службы является составной частью системы мероприятий летно-методического характера и позволяет получить конкретные данные для решения вполне определенной методической задачи.

Учебно-методическая функция психологической службы заключается, во-первых, в пропаганде самой идеи психологического обеспечения летного труда, а во-вторых, в распространении психологических знаний среди летчиков, в обучении их психологическим методикам, в разработке концепции и создании учебно-материальной базы психологического обеспечения.

Н.Д. Лысаков провел психологический анализ особенностей развития личности военного летчика на всех этапах профессионализации в рамках психологического обеспечения безопасности полетов, летного труда и боевых действий; определил новообразования личности воспитанников общеобразовательных школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой, курсантов, строевых летчиков, летчиков-испытателей и ветеранов ВВС. Он же сформулировал концепцию психологического обеспечения формирования и развития личности военного летчика, сущность которой заключается в обосновании системы психолого-педагогических воздействий, развивающих личность военного летчика во взаимосвязи с возрастными закономерностями психологического становления и индивидуально-психологическими особенностями функционирования в процессе профессионализации. Содержание концепции включает: первое - восстановление преемственности патриотического воспитания в детском и юношеском возрасте; второе - создание и укрепление социальных институтов наставничества, способных решать задачи ранней профессиональной ориентации и подготовки и, одновременно, быть центрами активной постпрофессионализации ветеранов и пенсионеров ВВС; третье - введение инновационных методов обучения и воспитания в военно-авиационных учебных заведениях, что означает: введение в практику летного обучения курсантов психологических методик по формированию способности к саморазвитию, целеполаганию; организация совместных полетов слушателей Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина с летчиками-испытателями; проведение для слушателей регулярного психологического консультирования и профессионально-рефлексивного практикума; внедрение в практику жизнедеятельности боевых полков курсов военно-авиационной психологии, ориентированных на выполнение конкретных боевых и учебно-боевых задач; создание центров реабилитации и релаксации всех категорий авиаторов.

Развитие личности военного летчика осуществляется на этапах профессиональной ориентации, ранней профессионализации и психологического отбора, начальной летной и основной профессионализации, постпрофессионализации в рамках психологического обеспечения: безопасности полетов, летного труда, боевых действий.

Итак, в результате масштабных исследований на протяжении XX века сложился категориальный строй военно-авиационной психологии, сформировались ее прикладные аспекты, развиваются научные школы и направления. Теоретические основы отечественной военно-авиационной психологии представляют собой целостную систему конкретно-научной методологии, раскрывающую психологические закономерности летного труда, воспитания и обучения авиаторов.

Пономаренко В.А., Завалова Н.Д. Авиационная психология. М., 1992.

Гандер Д.В. Профессиональная психопедагогика. М.: Воентехиниздат, 2007.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации