Сущность эргономики при создании кораблей

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 12/2010, стр. 38-42

Сущность эргономики при создании кораблей

Капитан 1 ранга в отставке В.В. КОБЗЕВ,

доктор технических наук

Капитан 1 ранга в отставке А. В. НЕФЕДОВИЧ,

доктор технических наук

БОЛЕЕ 30 лет назад в результате выполнения научно-исследовательскими организациями Минобороны и промышленности комплексных программ «Авангард» были разработаны теоретические и практические основы военной эргономики. С тех пор ученым и специалистам, работающим в данной области, не приходится определяться, в чем предмет их труда, формированию каких объектов и средств труда в образах военной техники необходимо прежде всего эргономическое обеспечение. Не вызывает сомнений также, что изделия боевой техники с экипажем на борту (например, корабли) для их эффективного использования должны создаваться с учетом эргономических требований (ЭТ). Причем требования данного аспекта к образцам боевой техники не менее значимы, чем все остальные тактико-технические требования. Это подтверждается обязательностью включения ЭТ (согласно ГОСТ 1900-002-2006) именно в этот раздел требований тактико-технического задания (ТТЗ) на создание корабля.

В статье, опубликованной в журнале в 2001 году, авторами рассмотрен системный подход к реализации таких требований в проекте корабля, обозначенный термином «эргономическое обеспечение». При этом они исходили из того, что эргономика есть наука, изучающая деятельность человека в системах человек - машина (СЧМ) в его взаимодействии с техническими средствами и рабочей средой в интересах разработки теоретических и методических основ создания высокоэффективных СЧМ.

Вместе с тем, в настоящее время в среде военной научной общественности появилось стремление вновь вернуться к сущности эргономики вообще и военной в частности. Появились «альтернативные взгляды» на ключевые положения эргономического обеспечения создания военной техники. Беспокоят вопросы: не идеологизирована ли предметная область эргономики, в чем социальная польза от результатов эргономических знаний и их приложения?

С учетом военно-теоретического характера журнала, нам хочется остановиться именно на сущности (сути) задач, решаемых совместно военными и гражданскими специалистами в данной области знаний при создании военных кораблей. Мы не ставим целью защищать существование эргономической науки в целом (да это и не нужно), а хотим высказаться по существу значимости своего труда на благо военного кораблестроения. По нашему мнению, это является актуальным и своевременным.

Экипаж военного корабля обязан выполнять предписанные ему функции, каковыми являются: управление боевыми и техническими средствами (Б и ТС) корабля в типовых тактических эпизодах его боевых действий, обслуживание Б и ТС согласно регламенту и борьба за живучесть в аварийных ситуациях и при боевых повреждениях. Выполнение этих функций совокупно определяется как деятельность личного состава. Заказчику в ТТЗ на создание образца изделия боевой техники для организации деятельности при его «использовании» предопределяется разработка групп ЭТ в отношении:

организации системы «экипаж - корабль» (функциональная организация - содержательный, организационно-пространственный и временной аспекты труда корабельных специалистов; требования к определению их профессионально важных качеств);

организации деятельности корабельных специалистов по управлению (служебные помещения командных пунктов управления, индивидуальные автоматизированные рабочие места (АРМ) операторов, рабочая среда; интерфейс «человек - машина», тренажеры для подготовки личного состава);

организации деятельности корабельных специалистов по обслуживанию боевых и технических средств корабля, борьбе за живучесть (организация местных постов, интерфейса «человек - техника»);

технических средств деятельности операторов (средств отображения информации, органов управления, средств связи и оргтехники);

технической эстетики служебных помещений и АРМ.

С соответствующей спецификой сформулированное относится и к тренажерам.

Таким образом, в военной (корабельной) эргономике уже давно четко определены объекты и предмет ее научного изучения и практического приложения. Объектами являются корабли, корабельные функциональные комплексы (КФК) Б и ТС, автоматизированные системы управления (АСУ), тренажеры. Предметом - деятельность личного состава. При этом необходимо отметить, что перечисленные объекты при их конкретном создании с позиции эргономики декомпозируются в определенные корабельные образования: служебные помещения, расположенные в них командные пункты (КП), боевые посты (БП), отдельные АРМ, - рабочие места обучаемых и обучающих.

Перечисленные образования должны создаваться под конкретную деятельность корабельных специалистов, регламентируемую ее функциональной, пространственной, структурной, и временной организацией. Это, в свою очередь, требует эргономического обеспечения - согласования разработки вышеназванных объектов с антропометрическими характеристиками военного контингента, сенсомоторными, биомеханическими, психофизиологическими показателями человека. При этом следует отметить очень важный для кораблей и непосредственно связанный с эргономикой аспект технической эстетики служебных помещений и расположенных в них командных пунктов. Корабли ВМФ, выполняя представительские функции за рубежом и принимая на борту государственных руководителей, общественных деятелей и иностранных специалистов, должны являть образец эргономических и технико-эстетических показателей постов и командных пунктов управления. Но главным, конечно, при оборудовании кораблей остается обеспечение надежности деятельности корабельных специалистов и удобства выполнения предписанных им функций.

В настоящее время деятельность абсолютного большинства личного состава по управлению Б и ТС на командных пунктах и боевых постах кораблей осуществляется с АРМ операторов, разработанных в составе тех или иных корабельных функциональных комплексов и автоматизированных систем управления. Если считать, что конструкция АРМ (т. е. пульта и кресла) выполнена с учетом антропометрических показателей военно-морского контингента и требований ВМФ к вибро- и ударозащите АРМ как функционально связанной человеко-машинной системе, то успешность решения оператором задач управления на АРМ практически полностью зависит от эргономических показателей человеко-машинного интерфейса (ЧМИ).

В современных и перспективных корабельных АСУ человеко-машинный интерфейс, как правило, реализуется системой видеокадров (мнемокадров) управляемых объектов, режимов и параметров их функционирования, параметров внешней и внутренней по отношению к кораблю среды его использования на экранных компьютерных средствах отображения информации, а также ограниченной совокупностью технических средств взаимодействия оператора с АСУ. В связи с этим организация ЧМИ (т. е. согласование его информационно-технических характеристик с характеристиками человека) становится важнейшей составляющей эргономического обеспечения (ЭО) надежной работы операторов на АРМ.

Несколько обособленным и несвойственным на первый взгляд для разработчиков корабельных функциональных комплексов и АСУ направлением ЭО является определение профессионально важных качеств (ПВК), которыми должны обладать корабельные специалисты для успешной работы на созданных ими образцах. Естественно, это касается наиболее важных для корабля КП и БП. ПВК определяются на основании вербального, алгоритмического и операционального описания предписанных человеку действий для надежного решения задач управления с помощью созданного ЧМИ. Эти отраженные в проектах КФК и АСУ сведения являются базой для обоснования табеля комплектации корабля и последующих процедур отбора и подготовки экипажа. Из-за отсутствия таких данных в современных проектах КФК и АСУ наметилась тенденция назначать операторами важнейших корабельных АРМ управления ТС лиц старшинского состава в угоду экономии на офицерах, специально подготавливаемых для выполнения обязанностей оператора с глубоким пониманием физической сущности последствий их действий.

Теперь, определившись с объектами и предметом корабельной эргономики, разберемся в сущности деятельности самих специалистов, работающих в данной области в научно-исследовательских учреждениях Минобороны и проектных организациях промышленности. Суть деятельности первых состоит в выполнении двух связанных видов труда: исследований в рассматриваемой предметной области с целью их реализации прежде всего в ТТЗ на создание новых кораблей, КФК и тренажеров, а также военно-научного сопровождения заказов ВМФ в части реализации ЭТ. Суть деятельности вторых - выполнение проектных работ в части реализации ЭТ, а при необходимости - соответствующих НИОКР. С этой целью, согласно нормативным документам, должна формироваться специальная программа. Совокупная же деятельность специалистов Минобороны и промышленности по учету «человеческого фактора» в процессе создания образца военной техники включает в себя эргономическое обеспечение его создания, а также оценку реализации ЭТ- эргономическую экспертизу.

Все рассмотренные выше положения можно проиллюстрировать рисунком, изображающим иерархические уровни формирования эргономических свойств КП и БП корабля, обусловливающих надежность деятельности личного состава по управлению Б и ТС.

Итак, для их формирования в процессе проектирования корабля, разработки КФК, АСУ и тренажеров осуществляется эргономическое обеспечение (ЭО). По своим функциям ЭО есть совокупность работ, выполнение которых требует соответствующей методической базы. Авторы альтернативных взглядов, утверждая, что «с момента введения в научно-практический оборот слова «эргономика» учеными-теоретиками так и не найдено своего предмета и объекта познания...», естественно подразумевают и отсутствие своего методического аппарата.

Сущность эргономики при создании кораблей

Рис. Иерархические уровни формирования эргономических свойств корабля в обеспечении деятельности экипажа

Не будем опять же говорить за всю эргономическую науку, но методическая база ЭО заказов ВМФ, на наш взгляд, отработана. Естественно, в ее фундаменте лежат государственные военные стандарты и отраслевые руководящие документы, в своей сущности реализующие результаты выполненных ранее научных исследований. Такие стандарты введены в отношении задания ЭТ к созданию корабля, его КФК и АСУ, тренажеров, организации взаимодействия оператора с вычислительными средствами КАСУ (человеко-машинный интерфейс). Для научно обоснованной разработки программ эргономического обеспечения выполнения проектных работ по кораблям, КФК и АСУ в судостроительной промышленности введен отраслевой руководящий документ, а со стороны заказчика с этой целью выпущены методические указания. На основе ГОСТ РВ 29.08.001 отработана также организация проведения эргономических экспертиз (приказ, программа, методики). По нашему мнению, военная эргономика уже прошла тот этап развития, когда участники работ по созданию образцов боевой техники в своем взаимодействии находились в «творческой дискуссии на терминологические темы» и проводили «демаркационные линии». В настоящее время реальная сторона беспокойства находится в плоскости обязательного, четкого формулирования заказывающими органами и выполнения подрядчиками установленных законом требований рассматриваемого аспекта, что в первую очередь связано с практическим отсутствием в учреждениях и на предприятиях специалистов для такой работы (хотя их готовят технические вузы России, например Санкт-Петербургский электротехнический университет ЛЭТИ) и выделением на эти цели в договорах на ОКР необходимых средств.

Что касается методического аппарата эргономических исследований при выполнении НИОКР в интересах создания образцов КФК и корабельных АСУ, то целям их проведения могут соответствовать различные методы, каждый из которых в практической эргономике достаточно отработан. Для получения новых знаний о надежности решения личным составом оперативных задач управления на опытном образце с использованием в пультах различных современных компьютерных средств взаимодействия с вычислительной техникой и отработке эргономических показателей АРМ и ЧМИ во главу угла ставятся экспериментальные методы.

В заключение отметим, что все же «реально осязаемым, социально значимым продуктом» профессиональной деятельности военных специалистов, работающих в научно-исследовательских учреждениях заказчиков Минобороны, подготавливающих проекты ТТЗ для органов военного управления, осуществляющих военно-научное сопровождение (ВНС) заказов в промышленности, участвующих в испытаниях, являются образцы боевой техники. При их создании военные эргономисты свою основную работу выполняют на основе систематизированных научных знаний в определенной предметной области, как и другие военные специалисты. Совершенствуя эргономические и технико-эстетические показатели боевой техники, военные специалисты через ВНС создают «рационально организованные эргатические комплексы», а не «специфическую информацию» для их создания.

ГОСТ РВ 51540-2006 Военная техника. Термины и определения. М., Госстандарт.

ГОСТ 1900-002-2006 Корабли и суда ВМФ. ТТЗ на создание корабля. Порядок разработки, согласования и утверждения. М., Госстандарт.

Военная Мысль. 2001. № 1. С. 40-43.

Альтернативные взгляды на сущность эргономики: теоретический труд. Тверь, 2008.

ГОСТ РВ 29.08.002-96 ССЭТО. Показатели качества деятельности оператора. Номенклатура. М., Госстандарт.

ГОСТ РВ 29.08.001 ССЭТО. Эргономическая экспертиза, основные положения, программы и методики. М., Госстандарт.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации