Переход Сухопутных войск на бригадную структуру как этап повышения их маневроспособности

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2/2010, стр. 18-24

Переход Сухопутных войск на бригадную структуру как этап повышения их маневроспособности

Генерал-майор в отставке И.Н. ВОРОБЬЕВ,

доктор военных наук

Полковник В.А. КИСЕЛЕВ,

доктор военных наук

Переход Сухопутных войск на бригадную структуру как этап повышения их маневроспособностиВОРОБЬЕВ Иван Николаевич родился 22 июня 1922 года. В Вооруженных Силах СССР с 1940 года. Участник Великой Отечественной войны - с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года. В годы войны прошел боевой путь от курсанта до майора - командира стрелкового батальона. За отличия в боях

награжден тремя орденами, в том числе орденом Красного Знамени.

В 1950 году окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе с отличием и золотой медалью; в 1955 году - адъюнктуру академии. Проходил службу на преподавательской работе на кафедре тактики Военной академии имени М.В. Фрунзе и в научном подразделении Генерального штаба ВС СССР 16 лет. В войсках занимал должность заместителя командира дивизии.

В настоящее время - профессор Общевойсковой академии ВС РФ. Автор более двухсот научных работ по тактике и оперативному искусству. Ряд его статей удостоен Первой премии министра обороны РФ. За цикл работ о тактике И.Н. Воробьеву в 2000 году присуждена премия Академии военных наук имени А. А. Свечина.

Заслуженный деятель науки РФ, доктор военных наук, профессор, почетный профессор Военной академии имени М.В. Фрунзе, действительный член Международной академии информатизации и Академии военных наук.

Переход Сухопутных войск на бригадную структуру как этап повышения их маневроспособностиКИСЕЛЕВ Валерий Александрович родился 22 апреля 1952 года в городе Рыбное Рязанской области. Окончил Калининское суворовское военноеучилище (1970), Московское высшее командное училище имени Верховного Совета РСФСР (1974), Военную

академию имени М.В. Фрунзе (1985), адъюнктуру Военной академии имени Фрунзе (1992).

Службу проходил в войсках Киевского, Дальневосточного и Московского военных округов на командных должностях командира мотострелкового взвода, мотострелковой роты, заместителя начальника штаба мотострелкового полка, командира мотострелкового батальона, начальника штаба мотострелкового полка, командира мотострелкового полка.

С 1992 года - начальник курса, с 1994 года - старший помощник начальника учебного отдела, с 1998 года заместитель начальника учебного отдела, с 2000 - года профессор кафедры тактики Военной академии имени М.В. Фрунзе. В 2003 году назначен начальником учебно-методического центра Общевойсковой академии ВС РФ.

АННОТАЦИЯ. Обоснована целесообразность совершенствования организационно-штатных структур соединений и воинских частей Сухопутных войск и создания бригад нового поколения, а также предложен модульный принцип построения структуры бригад в зависимости от театра военных действий.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: организационно-штатная структура, модуль, маневроспо-собность, реформирование, оперативная группировка.

SUMMARY Expediency of improving the organizational structure of formations and military units is substantiated of the Land Force and creation of a new generation's brigades, as well as the modular approach to building the structures of brigades is proposed depending on the theater of operations.

KEYWORDS: organizational-and-staff structure, module, manoeuvrability, reforming, operational group.

К НАСТОЯЩЕМУ времени в армиях развитых государств мира сухопутные войска (СВ) занимают значительное место. К примеру, в армии США их доля составляет 46%, в Великобритании - 48 %, Германии - 69 %, Китае - 70 %, в отечественных Вооруженных Силах - 30 %. Однако, общепризнано, что по своему боевому предназначению Сухопутные войска ВС РФ в большинстве своем не в полной мере соответствуют условиям современной войны и требуют кардинального реформирования. Так, в США процесс модернизации СВ начался в 1999 году, что нашло отражение, в частности, в концепции «Армейская перспектива - 2010», «Указаниях по стратегическому планированию сухопутных войск», «Плане реформирования СВ США» (2000).

О предполагаемых масштабах и этапах реформирования сухопутных войск США на период до 2032 года можно судить по проекту документа «Дорожная карта трансформации» сухопутных войск (рис.).

Переход Сухопутных войск на бригадную структуру как этап повышения их маневроспособности

«Дорожная карта трансформации» сухопутных войск США

Как видно из рисунка, процесс строительства американских СВ нового типа предполагает параллельные реорганизационные мероприятия в существующих соединениях и создание формирований переходного типа - механизированных бригад «Страйкер». На основе разработанной концепции было принято решение к концу 2008 года сформировать шесть таких бригад. Впервые бригады «Страйкер» были применены в ходе войны в Ираке в 2003 году. Эти бригады, по оценке военных экспертов США, стали своего рода эквивалентом подразделений морской пехоты, воздушно-десантных и воздушно-штурмовых частей ВС США. С созданием бригад «Страйкер» командование рассчитывает решить задачу по оперативной переброске формирований сухопутных войск воздушным и морским путем в любую точку земного шара.

В отечественных Вооруженных Силах бригады как оперативно-тактические формирования нашли применение во время Великой Отечественной войны. Это были танковые и механизированные бригады, которые действовали как в составе танковых и механизированных корпусов и армий, так и самостоятельно. Кроме того, были воздушно-десантные бригады и бригады морской пехоты. В отличие от громоздкой по боевому составу дивизии бригады имели более гибкую, облегченную структуру и обладали большей подвижностью и маневренностью. Именно стремление придать Сухопутным войскам более высокую маневроспособность и вызывает необходимость их перехода на бригадную основу. Но это только один из факторов. Пожалуй, определяющими являются геостратегический и экономический факторы. Российская Федерация, как континентальная держава, обладает самой обширной в мире территорией, простирающейся с запада на восток более чем на 10 тысяч, а с севера на юг - более чем на 3 тысячи километров. Общая протяженность ее границ составляет свыше 60 тысяч километров, из них свыше 30 тысяч - сухопутные. К тому же в инфраструктуре государства насчитывается свыше 45 тысяч важных экономических объектов, охрана и оборона которых (а также государственной границы) в системе территориальной обороны в военное время возлагается на Сухопутные войска совместно с внутренними войсками МВД и Пограничной службой ФСБ.

Существовавший в советский период принцип, предполагающий обеспечение военной безопасности страны Вооруженными Силами, насчитывающими более двухсот общевойсковых дивизий, располагавшихся по всему периметру страны, ныне утратил свое значение по экономическим и политическим причинам. Это потребовало выработки новой концепции гибкого реагирования на возможные военные угрозы, в том числе путем рационального использования Сухопутных войск, содержащих ограниченные по составу, но высоко боеспособные мобильные общевойсковые бригады различного оперативно-тактического предназначения.

Проблема совершенствования организационной структуры Сухопутных войск не впервые обсуждается на страницах журнала. По этому вопросу, в частности, выступал со своими предложениями бывший главнокомандующий Сухопутными войсками генерал армии Н.В. Кормильцев. Касаясь перспектив строительства и развития СВ, он отмечал, что цель «реорганизации - создание обладающих достаточным потенциалом сдерживания, боеготовых и способных к развертыванию в установленные сроки объединений, соединений, воинских частей и организаций Сухопутных войск рациональной структуры, состава и численности, обеспечивающих выполнение задач по разрешению вооруженных конфликтов группировками мирного времени, разгром противника в локальной войне после частичного мобилизационного развертывания, а также отражение крупномасштабной агрессии после полномасштабного стратегического развертывания».

По нашему мнению, данный тезис выражает сущность происходящих ныне преобразований в Сухопутных войсках. Безусловно, их переход на бригадную структуру - процесс сложный и болезненный. В офицерской среде он воспринимается неоднозначно, во многом, наверное, из-за недостаточной информированности. Если обратиться опять-таки к публикациям журнала «Военная мысль», то в них неоднократно отмечалось, что тяжеловесная трехзвенная дивизионно-полковая и батальонная структура, оправдавшая себя в двух мировых войнах в условиях позиционного противоборства, себя изжила и что в современных условиях нужны более гибкие мобильные формирования. История учит, что устаревшая, не отвечающая требованиям войны оргштатная структура соединений и воинских частей из-за неповоротливости может явиться одной из причин их поражения. Так, в самый тяжелый для нашей армии начальный период Великой Отечественной войны советское Верховное Главнокомандование вынуждено было в течение полугода пять раз менять штаты стрелковых дивизий, а ошибки, допущенные в формировании танковых объединений и соединений, а также ВВС и ПВО, удалось исправить только к 1943 году. Это ли не назидательный урок для современности?

Локальные войны последних десятилетий свидетельствуют, что наступает новая эпоха в развитии военного дела, характеризующаяся новыми, порой неожиданными, технологическими прорывами в области информатики, космоса, электроники, робототехники, искусственного интеллекта, а ныне и в инновации. С нарастающим темпом совершенствуются высокоточное оружие, ударно-огневые комплексы, компьютерная система управления войсками, зарождаются и получают развитие новые виды операций - электронно-огневые, информационно-ударные, наземно-воздушно-космические, роботизированные и другие, требующие нового подхода к строительству армии и флота.

Сухопутные войска отнюдь не утратили своей роли в войне среди других видов вооруженных сил, но организационная структура их общевойсковых формирований стала архаичной. Бригадная система, безусловно, не является панацеей, но все же введение ее в действие делает новый шаг в нужном направлении. Однако все будет зависеть от того, насколько оптимальной окажется сама структура этих бригад и выработаны способы их боевого применения.

Бригада должна обладать высокой огневой и ударной мощью. В ВС США, например, каждая бригада имеет унифицированное вооружение. Основу ее огневой и маневренной мощи составляет семейство легкобронированных машин LAV с 25-мм автоматической пушкой, самоходные ПТРК LAV-AT, самоходные 81-мм минометы, самоходные зенитно-артиллерийские комплексы LAV-АД, комплексы радиоэлектронной борьбы, командно-штабные машины, машины тылового обеспечения, ремонтно-эвакуационные машины.

По поводу оргструктуры бригад наших Сухопутных войск высказано немало мнений.

Выскажем некоторые свои предложения по затронутым вопросам.

При наличии обширной территории страны, различии физико-географических условий на каждом ее стратегическом направлении врядли целесообразно иметь единую, универсальную структуру для всех создаваемых бригад нового типа. Если обратиться к истории, то в составе отечественных вооруженных сил как в Первую, так и во Вторую мировые войны, а также в послевоенный период существовали облегченные специализированные дивизии для северных и южных районов, а для главного западного стратегического направления создавались полнокровные, боеготовые соединения, адекватные соединениям вероятного противника. Подобная оперативная целесообразность, видимо, должна сохраняться и впредь на бригадной основе. Но тут возникает противоречие. Главное преимущество Сухопутных войск состоит в их маневренности, в возможности быстрых перегруппировок в случае возникновения критических ситуаций с одного стратегического направления на другие. Но окажутся ли в таком случае способны бригады облегченной структуры действовать против сильного противника, скажем, на Западе.

Выход из этого положения, по нашему мнению, может быть найден, если формировать бригады по мобильному принципу, то есть из самостоятельных тактических блоков - автономных батальонов, (танковых, мотострелковых на БМП (БТР), стрелковых, горно-стрелковых, воздушно-десантных, парашютно-десантных) исходя из сложившейся обстановки. В этом случае, в зависимости от комплектования, бригады могут быть по своему предназначению либо тяжелыми, если в их состав будут входить преимущественно танковые батальоны, либо средними, включающими в основном мотострелковые батальоны на БМП (БТР), либо легкими, состоящими из горно-стрелковых и стрелковых батальонов. При необходимости это позволит довольно быстро и, что очень важно, без особой перестройки варьировать боевым составом той или иной бригады.

Представляется, что подобный модульный принцип может быть применим и оперативным командованием при создании оперативной группировки на конкретном стратегическом направлении, назовем это условно оперативной группой бригад (термин новый).

В качестве примера возьмем Западное стратегическое направление. Исходя из его важности, здесь состав оперативной группы бригад должен быть разнотипным, то есть включать все три типа бригад (тяжелые, средние, легкие). Это позволит создавать оперативное построение, состоящее из нескольких эшелонов: эшелона оперативного прикрытия, куда могут входить, главным образом, более маневренные бригады легкого типа; эшелона сдерживания, включающего преимущественно тяжелые и средние бригады, способные в случае агрессии противника создать главный оборонительный рубеж сопротивления; резервного эшелона, включающего воздушно-десантные, воздушно-штурмовые и мотострелковые батальоны.

Представляется, что при таком оперативном построении командование группировки получит возможность при поддержке других войск (авиации, ракетных войск и артиллерии и специальных войск) отразить (сдержать) внезапное вторжение противника, по крайней мере, до прибытия резервов из глубины.

На стратегических направлениях с преобладанием горной, горно-лесистой, лесисто-болотистой или таежной местности оперативная группировка, вероятнее всего, будет состоять из формирований легкого типа, имея в резерве бригады тяжелого типа. На их основе в вооруженном конфликте могут создаваться эшелоны: сдерживания и локализации очага конфликта; блокирования; рейдово-ударных действий; охраны и обороны коммуникаций; борьбы с диверсионно-террористическими отрядами противника и др.

Бригады, входящие в состав стратегического резерва и предназначенные для выдвижения на любое стратегическое направление, в том числе на Среднеазиатское, Забайкальское и Дальневосточное, предположительно, могут рассредоточено дислоцироваться в Приуралье и Поволжье. Их маневренные возможности будут ограничиваться необходимостью перевозки железнодорожным транспортом, который весьма уязвим от ударов авиации, ракет, а также диверсий.

По предварительным расчетам, при благоприятных условиях (отсутствии воздействия противника) для усиления группировки оперативного командования на Северо-Западном стратегическом направлении перевозка бригад железнодорожным транспортом из центрального района страны займет около недели. Так, предположительно, в район Выборга из Самары (расстояние 2400 км), и в район Мурманска из Нижнего Новгорода (3000 км), а также в район Великие Луки из Волгограда (1900 км) потребуется 6-8 суток. Это значит, что создаваемая на этом направлении первоначальная оперативная группировка войск должна быть способна вести самостоятельную операцию по отражению вторжения противника довольно длительное время. Для этого, безусловно, она должна быть усилена авиацией, ракетными войсками и артиллерией, инженерными и другими специальными войсками.

Аналогичная оперативная обстановка может сложиться на Западном стратегическом направлении. Для усиления группировки войск при отражении вторжения противника на Смоленском, Орловском, Воронежском операционных направлениях может возникнуть необходимость привлечения бригад из резерва ВГК. При этом для выдвижения бригады по железной дороге в район Смоленска, например, из Тоцкое (1700 км) и из Нижнего Новгорода на это же направление (1000 км), из Екатеринбурга в район Смоленска (1400 км) потребуется не менее 5-7 суток, а маршем - 15-16 суток.

На Юго-Западном стратегическом направлении группировка оперативного командования может быть усилена также за счет выдвижения бригад из состава резерва ВГК, на что ориентировочно потребуется 6-7 суток: по расчетам в район Махачкалы из Тоцкое (2000 км), в Ростов-на-Дону из Нижнего Новгорода (2200 км), в район Краснодара из Екатеринбурга. Этот расчет, конечно, сделан при благоприятно складывающейся обстановке.

Еще более сложные условия могут сложиться при выдвижении резервных бригад из центра на Центрально-Азиатское и особенно Забайкальское и Дальневосточное стратегические направления из-за ограниченных возможностей железнодорожного и автомобильного транспорта.

В отличие от дивизий время на перевозку бригад по железной дороге уменьшается в 1,5-2 раза. Сокращаются также сроки выдвижения их в район боевых действий после выгрузки, если в районе оперативного предназначения развита дорожная сеть. При отсутствии железнодорожного транспорта (что характерно для северных и восточных районов) или выводе его из строя для перевозки бригад может использоваться автомобильный транспорт. Однако организация такой перевозки может быть значительно осложнена отсутствием достаточного количества автомобильного транспорта и слабым развитием дорожной сети.

Марши наиболее целесообразно планировать в пределах двух-трех суточных переходов (400-600 км), так как имеющиеся запасы соединений обеспечивают их самостоятельное выдвижение именно на такое расстояние.

Одним из возможных направлений повышения маршевых возможностей войск может стать совершенствование организации этих маршей. Так, например, применение различных способов совершения маршей (форсированных и непрерывных) позволяет увеличить величину суточных переходов в 1,5-2 раза.

Важными способами повышения оперативной мобильности войск могут быть: применение поездов-складов для хранения ВВТ и запасов МТС; введение в состав оперативных групп бригад двойной дислокации и ограниченного передового присутствия.

Подводя итоги рассмотренного, зададимся вопросом: какие же преимущества и, вместе с тем, какие слабые стороны имеет предлагаемая оперативная группа бригад? По сравнению с существующими формированиями типа армейский корпус и, тем более, общевойсковая армия, боевые возможности группы бригад, безусловно, несравнимо меньше. Но они могут быть в какой-то мере компенсированы за счет повышения качества боевого состава бригад, усиления их силами и средствами ВГК, других силовых структур. Преимуществом бригад является их более высокая маневроспособность. Обладая большой разнородностью и автономностью боевого состава, бригады имеют возможность в более короткие сроки осуществлять перестроения боевого порядка, перегруппировку внутри операционного направления по фронту и глубине.

Оперативно-тактическая самостоятельность бригад позволяет им довольно длительное время действовать в значительном отрыве от главных сил на разобщенных направлениях. Их модульная система дает возможность действовать отдельными тактическими блоками, повышает способность к выполнению задач в сложных физико-географических условиях.

Обладая менее громоздкой структурой управления из-за сокращения количества командных инстанций, оперативная группа бригад получает возможность повысить мобильность доведения распоряжений до нижестоящих звеньев, появляются благоприятные условия для создания в масштабе группы единой информационной системы и системы взаимной информации, что, в свою очередь, упрощает всю систему взаимодействия. Более оперативной становится система технического и тылового обеспечения.

Модульный принцип штатной структуры бригад дает возможность создания при необходимости батальонных тактических групп по целевому назначению, например, для создания рейдовых, обходящих, блокирующих, разведывательно-ударных, штурмовых отрядов. Такая практика широко применялась во время проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе. Однако тогда это было связано с ломкой полковой, а нередко, и дивизионной структуры. К тому же наскоро созданные сводные формирования имели слабую слаженность, систему управления, обеспечения и взаимодействия.

Нельзя не отметить и такое важное качество: бригады легкого типа обладают повышенной авиатранспортабельностью, что позволяет в короткие сроки перебрасывать их на удаленные стратегические направления.

Тем не менее, необходимо отметить, что облегченная структура Сухопутных войск сама по себе еще не решает задачи кардинального повышения их маневроспособности. Многое будет зависеть от технической оснащенности, качества и боевой эффективности вооружения и военной техники, укомплектованности бригад личным составом, его выучки, морально-психологических и боевых качеств, обеспеченности материальными средствами и, в первую очередь, от профессиональной подготовленности офицерского состава, которую нельзя повысить в одночасье. Применение бригад будет тогда эффективным, когда они будут обучены упреждать противника, наносить внезапные удары, совершать стремительные маневры, а также иметь высокую защищенность и живучесть.

Переход Сухопутных войск на бригадную структуру - процесс трудоемкий и сложный. Необходимо с особым вниманием подойти к переработке боевых уставов, определению оперативно-тактических нормативов применения бригад в операции, бою. Здесь важную роль должны сыграть оперативно-тактические учения, КШУ, проведение всесторонних исследований.

В заключение хотелось бы отметить следующее. Важно, чтобы в обсуждении затронутой в статье проблемы принял активное участие офицерский корпус, и прежде всего из войск.

Военная Мысль. 2004. № 1. С. 7.

Независимое военное обозрение. 2009. № 17, 22. 28 мая.

Военная Мысль. 2003. № 5. С. 2-16.

Военная Мысль. 2003. № 5. С. 2.

Военная Мысль. 2004. № 1. С. 50.

Военная Мысль. 2004. № 1. С. 48.

Независимое военное обозрение. 2009. № 17, 22. 28 мая.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации