Социологические аспекты морально-психологического обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 11/2009, стр. 39-46

Социологические аспекты морально-психологического обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации

Полковник И.В. КАРЕВ

АННОТАЦИЯ: Рассмотрено современное состояние морально-психологического обеспечения в Вооруженных Силах РФ и даны рекомендации по его совершенствованию на основе использования методов социологического сопровождения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: морально-психологическое обеспечение, социологический анализ, социологическое сопровождение, принципы социологии.

В ХОДЕ придания Вооруженным Силам Российской Федерации нового современного облика в число важнейших вопросов, требующих первостепенного внимания, входит всестороннее обеспечение войск (сил), в том числе их морально-психологическое обеспечение (МПО).

Актуальность практических задач по организации МПО войск определяется общетеоретическими, социальными, прикладными интересами и потребностями общества, государства и армии, которые оказывают свое доминирующее воздействие на развитие исследований, посвященных системе МПО войск, а также практике и технологии принятия соответствующих управленческих решений.

На основании проводимых исследований, подтверждающих, что повышению эффективности организации МПО способствует ее социологическое сопровождение, становится актуальной научная проблема, заключающаяся в противоречии между объективной потребностью управленческой практики в системе и технологии социологического сопровождения процессов организации МПО войск с целью повышения его эффективности в условиях информационного общества и неразработанностью концептуальных основ и научно-теоретического обоснования их реализации. Это обусловливает необходимость исследования процессов организации МПО войск, требует разработки новых научных подходов помимо уже имеющихся, основанных на опыте и интуиции руководителей, принимающих в данном виде обеспечения войск управленческие решения.

Рассмотрение организации МПО как одного из важнейших социальных процессов, проходящих в войсках, и ее социологической анализ служит отправным моментом в решении задачи приложения социологии к проблемам МПО Вооруженных Сил Российской Федерации.

На сегодняшний день в соответствии с руководящими уставными документами морально-психологическое обеспечение, как самостоятельный вид обеспечения ВС РФ, представляет собой комплекс согласованных по целям, задачам, направлениям, месту, времени, последовательности, привлекаемым силам и средствам действий, осуществляемых органами военного управления и должностными лицами по формированию, поддержанию и восстановлению у личного состава высокого морально-психологического состояния и других качеств, обеспечивающих безусловное выполнение поставленных задач в любых условиях обстановки. Представляется, что такое определение МПО является необходимым, но оно недостаточно для понимания его сущности и требует детализации с точки зрения социологического подхода. При этом можно опираться на базовые постулаты теории систем и положения, разработанные в рамках социологии организаций и социологии управления в той их классической и системной версии, которая изложена в работах А.И. Пригожина, В.Г. Подмаркова, Ю.В. Мамонтова, А.С. Скока и др. Социологический анализ процесса организации МПО в ВС РФ позволяет:

раскрыть и проанализировать механизм социального взаимодействия его участников;

определить основные проблемы системы МПО в современных условиях и противоречия, их порождающие;

выработать систему рекомендаций, направленных на оптимизацию процесса МПО и его организации в ВС РФ на современном этапе развития;

определить место и роль социологического сопровождения как специфической деятельности органов военно-социального управления, направленной на повышение эффективности МПО.

Для повышения эффективности МПО в ВС РФ, оптимизации управления процессом МПО совершенно необходимым является полное и достоверное знание его характеристик: состояния, тенденций изменения, факторов, влияющих на него в данный момент, и пр. Отсюда и возникает потребность обращения к социологической науке как способу изучения, интеграции и обобщения данных конкретного социального познания о МПО. Необходимость привлечения социологической науки, сочетающей в себе системность и социальную направленность, с одной стороны, и конструктивно-практическую технологию, с другой, обусловлено также тем, что МПО - это социальный процесс, а исследование социальных процессов - одна из задач социологического знания. Кроме того, логично предположить, что социология поможет отыскать наиболее общие свойства и закономерности явления, так как социологический подход предполагает рассмотрение МПО с двух сторон - как часть целого и как целое, состоящее из частей, что повышает вероятность получения полной и цельной характеристики этого социального процесса. И наконец, организация МПО в ВС РФ изучается с целью оптимизации управления им, а проблемы социального управления также исследуются социологией.

Вместе с тем результаты социологического анализа и проводимых исследований показывают, что состояния системы и содержания организации МПО во многом не соответствуют современным условиям и требуют значительных преобразований (рис. 1).

Социологические аспекты морально-психологического обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации

Рис. 1. Диаграмма оценивания экспертами современного состояния системы и содержания МПО войск

Все это обусловливает необходимость поиска новых путей, способов и приемов, позволяющих эффективно организовывать МПО в условиях значительно возросшего числа воздействующих факторов в целях оптимизации его проведения.

Таким образом, социологический анализ организации МПО в ВС РФ, отражающий формализованный взгляд на существующую систему этого обеспечения, позволяет отыскать возможные точки приложения социологической теории и соответствующего опыта для ее оптимизации.

Представляется необходимым провести уточнение и эмпирическую интерпретацию основного понятия - «социологическое сопровождение организации МПО».

По данным Института научной информации по общественным наукам, с 1980 года зарегистрировано более 283 тысяч работ по социологии и только некоторые из них имеют отношение к использованию словосочетания «социологическое сопровождение» в следующих аспектах: в идеологической работе, интенсификации экономики, социальных преобразованиях, законотворчестве, выборе народных депутатов, нововведениях в вопросах социальной защиты и образования, организации воспитательной работы и др. Все они в основном посвящены идее о необходимости применения результатов социологических исследований при решении конкретных задач, что, в свою очередь, подтверждает актуальность проводимого исследования. Вместе с тем установлено, что попыток решения задач априорного принятия управленческих (в системе МПО войск) решений на основе социологического сопровождения не было. Под социологическим сопровождением организации МПО, по нашему мнению, понимается более широкое понятие, чем только результаты социологических исследований.

Социологическое сопровождение организации МПО предлагается рассматривать как деятельность органов военного управления, а также непосредственных субъектов организации МПО, связанную с отслеживанием и регулированием процесса организации МПО войск, в целях его оптимизации посредством применения социологических знаний и соответствующей практики в ходе принятия и реализации управленческих решений.

В основу сформулированного определения положено предположение о том, что организация МПО будет более эффективной, если она будет социологически сопровождаться. При выполнении данного условия организация МПО претерпит качественные изменения, станет обоснованной и результативной. В соответствии с выдвинутым тезисом данная гипотеза нуждается в переводе в операциональные термины следующих понятий: социологическое сопровождение; операции, фиксирующие его наличие или отсутствие, частота его обновления; оценка содержания совокупности данных; использование имеющихся данных при организации МПО; выбор конкретного решения на МПО войск; определение критериев при оценке эффективности организации МПО войск.

Правила соотнесения эмпирического и теоретического уровней знания с точки зрения классического позитивизма позволяют сформулировать следующее утверждение: «поиск эмпирических значений понятий называют эмпирической интерпретацией, а определение этого понятия через указания правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков - операциональным определением». Таким образом, эмпирическая интерпретация достигается путем редукции (сведения) значения теоретических понятий к их эмпирическим признакам. Следовательно, эмпирическая интерпретация понятия по необходимости лишь частична. Так, операциональное определение раскрывает только некоторое содержание термина и предлагает частичное пояснение его значения.

Прежде чем приступить к рассмотрению структуры и содержания методологии социологического сопровождения организации МПО, необходимо определиться с содержательной частью применяемых терминов. В дефиниции понятия «методология» отмечается большой разброс мнений. Одни считают, что это наука о методах, другие - последовательность проведения исследований, третьи - совокупность методов. Последняя точка зрения представляется наиболее корректной и конкретной, а следовательно, предпочтительной, поэтому под методологией предлагается понимать совокупность требований, принципов, методов, средств и моделей, предназначенных для проведения исследований в той или иной области науки.

Для систематизации научно-методического аппарата предлагается структура методологии социологического сопровождения организации МПО, представленная на рисунке 2. К внешнему методологическому обеспечению относится социология управления, методология кадрового менеджмента, акмеология и синергетика. Именно на основе перечисленной совокупности знаний возможна разработка методологии социологического сопровождения организации МПО. В качестве методологической основы разработки элементов теории выступают современные положения социологии и психологии управления, теорий управления персоналом, социологии и психологии личности; требования руководящих документов в предметной области; современный опыт формирования и реализации системы МПО; мировые тенденции развития средств, систем поддержки принятия решений, визуализации данных и обработки социальной информации; закономерности в развитии отечественных и иностранных систем управления организациями и способах их применения.

Математическое обеспечение элементов теории опирается на прикладные аспекты математической логики, математической статистики; теорию графов; аппарат формальных грамматик (языков), распознания образов; теорию прогнозирования и принятия решений.

Социологические аспекты морально-психологического обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации

Рис. 2. Структура методологии социологического сопровождения организации морально-психологического обеспечения

Социологическое сопровождение организации МПО должно отвечать следующим требованиям:

обладать полнотой информации (способностью системы социологического сопровождения предоставить лицу, принимающему решение, не только социальные, психологические и физиологические данные, но и информацию об обосновании тех или иных выводов о развитии сценариев и итогов принятия решения на МПО войск);

располагать точными и достоверными результатами социологического сопровождения (подразумевается предполагаемая циркуляция данных, адекватно отражающих сложившуюся морально-психологическую обстановку, в противном случае не имеет смысла вести речь о повышении эффективности организации МПО войск);

иметь непротиворечивую информацию по вопросам социологического сопровождения организации МПО (позволяющую однозначно оценивать морально-психологическую обстановку для вырабатывания обоснованного решения на МПО войск);

обладать доступной информацией, обеспечивающей возможность получения исходных данных не только лицам, принимающим решение на МПО войск, но и линейным руководителям, готовящим предложения в соответствующее решение;

иметь возможность для актуализации (обновления) информации по вопросам социологического сопровождения организации МПО, указывающий на негативный эффект, который может возникнуть при решении вопросов МПО с опорой на устаревшие (не обновляемые) данные.

Перечисленные требования могут выполняться только при условии динамического обновления данных, служащих основой создания социологического сопровождения организации МПО.

При построении систем управления различного назначения производится учет особенностей конкретных объектов управления, возможных условий функционирования системы, целей и требований к ней. Разнообразие этих факторов приводит к тому, что принципы построения и алгоритмы функционирования систем управления являются, по существу, уникальными, ориентированными на конкретное применение. Социологическое сопровождение организации МПО в этом ключе не является исключением. Выделим и обобщим ряд принципов, применяемых в нем.

Следует отметить, что на создаваемую систему в полной мере распространяют свое действие требования надсистемы и следующие принципы социологии управления: органическая взаимообусловленность и целостность субъекта и объекта управления, государственная законность, обеспечение внутренней правовой регламентации, единство специализации и унификации, многовариантность управленческих решений, обеспечение устойчивости системы по отношению к внешней среде, мобильность процессов управления, единство руководства, автоматизация управления.

Выделяя основные принципы социологического сопровождения организации МПО войск, необходимо отметить, что важнейший из них - это принцип системного подхода, который означает, что решение вопросов, связанных с организацией МПО и его последующего осуществления, является частью мероприятий по качественному совершенствованию МПО войск, т. е. цели и назначение социологического сопровождения должны быть подчинены целям и задачам системы в целом.

Важным является принцип соответствия содержания социологического сопровождения организации МПО целям его внедрения как абсолютный приоритет конечной цели.

Принцип соответствия между сложностью и размерностью данных социологического сопровождения организации МПО и точностью результатов позволяет добиться точности результатов моделирования и обоснованности того или иного решения на МПО войск.

Помимо указанных выше необходимо также выделить принцип коллективности наполнения данными для формирования социологического сопровождения организации МПО, предполагающий участие линейных руководителей структур МПО различного уровня, специалистов оперативного, технического, тылового обеспечения, медицинской службы и т. д. Реализация этого принципа позволит обеспечить выполнение требований актуализации и полноты социологического сопровождения.

Принципы модульности построения и сервисности (т. е. удобства пользования) являются важными, но носят явно технологический характер реализации социологического сопровождения организации МПО войск.

Основными методами, положенными в основу формирования социологического сопровождения организации МПО, являются социологические исследования, системный анализ, математическая статистика, метод распознания образов, извлечение знаний, качественное и экспертное оценивание и др. Реализация описанных методов позволяет сформировать набор прикладных моделей для достижения целей системы.

Средствами осуществления социологического сопровождения организации морально-психологического обеспечения являются современные информационные технологии обработки и визуализации данных, к числу которых относятся пакеты CASE-моделирования BPwin, Cog-nos, SPSS, Statistica, а также новое активно развивающееся направление обнаружения нового знания в хранилищах - knowledge discovery in databases (KDD, дословно - «обнаружение знаний в базах данных») и основной этап этого процесса - data mining (исследование данных, или дословно - «разработка данных»).

Перспективным направлением развития системы социологического сопровождения организации МПО является применение методов и технологий Executive Support Systems (ESS) - системы поддержки принятия решений для высшего управленческого персонала и синергетики.

Реализация концепции социологического сопровождения организации МПО имеет определенные этапы. Первым является разработка теоретических конструкций социологического сопровождения. Второй - это создание технологий сбора, анализа, агрегирования разрозненных данных с целью получения сравнительных социологических оценок при принятии решения на МПО. Очередными этапами являются проектирование и формирование системы социологического сопровождения, тестирования подсистемы социологического сопровождения и далее внедрение ее в деятельность органа военного управления.

В заключение отметим, что за необходимость в той или иной форме внедрять в войска систему социологического сопровождения организации МПО выступает около 84 % участников экспертного опроса по указанной проблеме (рис. 3).

Таким образом, решение задач по социологическому сопровождению организации МПО с позиций социологии управления должно идти по двум направлениям - теоретическому и практическому. В качестве исходных посылок элементов теории социологического сопровождения организации МПО выступают научные результаты, полученные при исследовании вопросов его организации в ходе повседневной учебно-боевой деятельности войск с учетом специфики предметной области. Социологическое сопровождение организации МПО позволит осуществлять мониторинг характеристик системы с необходимой периодичностью. Реализация этой модели позволит регулярно проводить исследования, наблюдать за динамикой изменений морально-психологического климата в войсках, использовать возможности социологической науки в целях объективности принимаемых решений на МПО войск, оценивать действия линейных руководителей и органов военного управления по результатам МПО и корректировать соответствующие мероприятия.

Социологические аспекты морально-психологического обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации

Рис. 3. Диаграмма оценивания экспертами необходимости и методов внедрения системы социологического сопровождения организации морально-психологического обеспечения войск

Приведенные принципы и методы социологического сопровождения организации МПО позволяют аргументировать важный, по нашему мнению, вывод: в настоящее время в области социологического сопровождения организации МПО действует устаревшая парадигма, изменение ее - это путь повышения эффективности организации МПО войск на основе включения в данные процессы социологического аспекта. Подтверждением этому является накопившийся ряд проблем, разрешение которых в рамках существующей описательной формы знаний, на наш взгляд, не представляется возможным. Отсутствие теоретической формы знаний в предметной области является главной причиной, вследствие которой организация МПО осуществляется формально и по шаблону. Попытки решения частных вопросов социологического сопровождения в рамках других существующих теоретических конструкций к явному успеху не приводят. В этом плане предлагаемые принципы и методы социологического сопровождения организации МПО выступают в качестве необходимого и первоочередного условия совершенствования управления и повышения результативности деятельности органов военного управления.

Пригожий А.И. Социология организаций. М., 1980; ПодмарковВ.Г. Введение в промышленную социологию. М., 1973; Мамонтов Ю.В. Армия: целостность, система, организация. М.: ВПА, 1986; Скок А.С. Социальные технологии в системе управления военной организацией. М.: ВУ, 1997.

См.: Полосин В.А. Социологическое обеспечение воспитательного процесса в Вооруженных Силах. Дис.... канд. социол. наук. М.: ГАВС, 1993; Ведерников В.Н. Военная социология: вопросы теории, методологии, истории и практики. М.: ГАВС, 1994; Соловьев С.С. Основы практической военной социологии. М.: Изд. центр «Анкил-ВОИН», 1996; Бондаренко В.Ф. Социологическое сопровождение воспитательного процесса в железнодорожных войсках ВС РФ. Дис. ... канд. социол. наук. М., 1998; Максимов М.С. Опыт социологического сопровождения избирательных компаний // Социология, политология, выборы. 1998. № 2; Крутий И.А. Социологическое сопровождение как фактор управления процессом дистанционного обучения в вузе. Дис. ... канд. социол. наук. М., 2001; Иванов СЮ. Социологическое сопровождение профсоюзной работы // Труд и социальные отношения. 2004. № 4; Козачок В.И. Социологическое обеспечение процессов формирования аппарата управления в федеральных органах исполнительной власти. Монография. Орел, Академия ФСО России, 2006. С. 319; Майкова Э.Ю., Блохина М.В., Григорьев Л.Г. Студенческая социологическая служба в вузе // Социологические исследования. 2007. № 5.

Швырев B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М.: Наука, 1978. С. 330.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 2001. С. 84-86.

Новиков А.М. Докторская диссертация. Пособие для докторантов и соискателей ученой степени доктора наук. М.: Эгвес, 1999. С. 19.

Основы теории управления войсками. Под ред. П.К. Алтухова. М.: Воениздат, 1984. С. 167.

Рудометкин А.П., Золотов А.Н., Кузиванов A.M. Единое понимание терминов - ключ к единству взглядов // Военная Мысль. 1995. № 5. С. 58.

Под требованием понимается условие, положение, предписание, отражающее какие-либо соотношения характеристик свойств системы и их граничных значений, определяемых, как правило, суперсистемой.

Варатанов М.О. Нужно воспитывать поколение людей, которые бы прошли обучение. Управление персоналом. 2001. № 4. С. 28 - 31.

Автоматизированные информационные технологии в экономике. Учебник, под ред. проф. ГА. Титоренко. М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1999. С. 381 - 392.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации