Создание информационной обучающей среды в военном вузе

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 3/2009, стр.59-63

Создание информационной обучающей среды в военном вузе

Полковник В.И. ХОЛОДОВ, кандидат военных наук

Полковник А.А. РЕНСКОВ, кандидат технических наук

Полковник в запасе А.Ю. ЧИЖОВ, кандидат технических наук

К ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ тенденциям развития современного образования можно отнести формирование информационной обучающей среды. Чаще всего это понятие ограничивается перечислением необходимого методического, технологического и технического обеспечения, используемого в обучении. На наш взгляд, такой подход недостаточно полно отражает суть среды обучения. Ведь обучение предполагает наличие не только содержания и инструментов, но и объекта и субъекта обучения.

Известно, что продуктом информационной технологии является информация. Сегодня в большинстве случаев информационные технологические процессы можно формализовать и, соответственно, создавать на этой базе методическое и техническое обеспечение. Простой перенос такого подхода в сферу образования пока не привел к ожидаемым результатам.

Уже создано большое количество электронных учебников и методических материалов, учебных видеофильмов, различных обучающих и тестирующих программ, но за этим не последовало заметного повышения качества обучения. Причина в том, что продуктом в образовательном процессе являются знания, навыки и умения, механизм формирования которых отличен от механизма простого информационного обмена. Носителем знания является человек, процессы мышления которого полностью не изучены и тем более не имеют формального описания.

Развитие и совершенствование образовательного процесса не перестанут быть основной задачей, тем более сегодня, в условиях развивающейся информатизации в военном вузе. Искусством обучения юношества человечество пыталось овладеть на протяжении многих веков. Древнегреческий теолог и писатель Григорий Назианзин (ок. 330-390 гг. до н. э.) сформулировал до сих пор не потерявшее актуальности утверждение: «Образовывать человека, существо самое непостоянное и самое сложное из всех, есть искусство из искусств». Однако в настоящее время мы все больше пытаемся перевести образование из разряда искусств в формализованную, контролируемую и управляемую технологию специфической деятельности. Создается и развивается технологическая основа информационной обучающей среды. На кафедрах имеются тексты лекций и методические рекомендации к ним, планы проведения занятий. Достаточно взять имеющееся методическое обеспечение и можно проводить занятие. Это просто информационная технология, в которой все формализовано и определено. Преподаватель в глазах обучаемого перестает быть носителем знаний, в этом качестве начинают выступать современные технические средства обучения. Такой подход способствует появлению мнения о том, что преподавателем стать просто - нужно только овладеть необходимыми технологическим приемами, что преподавание - это не искусство и от преподавателя не требуется каких-либо особых качеств, позволяющих заниматься эффективным обучением. Но так ли это на самом деле?

Комплектование военных вузов преподавательским составом становится и проблемой и предметом обсуждения. В качестве возможного решения предлагается, например, трехуровневая система комплектования военных вузов преподавательским составом с высокой степенью информатизации. Действительно, предлагаемая система охватывает все вопросы государственной регламентации вузов РФ и представляется хорошо формализованной. Но в огромном перечне задач и документов сложной информационной системы потерялась сама основа отбора, подготовки и формирования военного преподавателя как активного и творческого, а не формального носителя знаний. Ведь сначала надо подготовить преподавателя, а потом решать проблему комплектации вузов преподавателями. Конечно, мы не снимаем саму проблему комплектования вузов преподавательским составом и необходимость ее информатизации, а только акцентируем внимание на проблеме подготовки преподавателя, способного качественно осваивать и реализовывать современные информационно-образовательные технологии.

В бурных процессах информатизации и навязываемых при этом формализации и регламентации многие преподаватели потеряли себя, свою индивидуальность и, как следствие, у них снижается мотивация к совершенствованию своего педагогического мастерства, а в ряде случаев вообще пропадает желание преподавать. Известны случаи, когда лектор просто озвучивает многочисленные слайды, появляющиеся на экране, т. е. формально выполняет свои обязанности. Формализм в обучении нужен, но он не должен быть абсолютным и играть определяющую роль. Значительный рост информационных объемов учебных дисциплин, при одновременном возрастании сложности и разнообразии учебного материала, ставит преподавателя перед необходимостью увеличить количество времени не только для подготовки к каждому занятию, но и для своего самообразования. Многие же руководящие документы по организации образовательного процесса в военном вузе основываются на старых временных нормативах и не учитывают сегодняшних реалий. Но ведь если преподавателю некогда обучаться самому, то вряд ли он сможет качественно учить других. Нельзя не учитывать и специфику военного вуза, где преподаватель вынужден участвовать в различных мероприятиях, не связанных непосредственно с преподаванием.

Попытки повысить требовательность и путем многочисленных декларативных указаний, способствующих, по мнению руководящих органов, росту педагогического мастерства, вряд ли можно признать удачными. Почему-то никто до сих пор не поинтересовался, так что же нужно самому преподавателю, чего ему не хватает для полноценного выполнения своих профессиональных обязанностей. Нельзя отрицать того, что решение любой задачи, в том числе и педагогической, требует наличия необходимых ресурсов, формирование которых не может быть только личной проблемой преподавателя. Казалось бы, в индивидуальных планах преподавателя все предусмотрено. Но вот что интересно - по ряду пунктов нынешние нормативы на временные затраты снижены по сравнению с нормативами предыдущих лет. А ведь вопросы информатизации образования не стояли тогда так остро, как сегодня.

Квалификационные требования (КТ) повышаются и расширяются, но никогда не разъясняется, за счет каких ресурсов осуществлять предлагаемые изменения. Задачи по разработке квалификационных требований, как правило, перепоручаются кафедрам, которые зачастую подгоняют их под существующие учебные планы и программы. Очевидно, что трудности есть и будут всегда, но необходимо искать пути их преодоления. Один из них - информатизация сферы образования, всех связанных с ней видов деятельности.

Нельзя обойти молчанием и вопросы содержания образования. В системе вузов Министерства обороны реализованы положения Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО). Достоинства и недостатки ориентации на применение в военном вузе ГОС ВПО достаточно подробно рассмотрены в статье В.Я. Булыгина. Можно согласиться с автором, что объем предъявляемых в них требований трудно эффективно реализовать в установленные сроки обучения и в условиях функционирования военного вуза. Некоторые дидактические единицы потеряли свою актуальность. В частности, дидактические единицы дисциплины «Информатика» давно устарели, не соответствуют изменившемуся содержанию предмета. Значительное расширение учебных вопросов требует либо пересмотра состава дидактических единиц, либо введения новых учебных дисциплин, что в условиях жесткой регламентации военного вуза и нежелании руководящих органов что-либо менять сделать чрезвычайно сложно. Наверное, нужно согласиться с мнением многих педагогов высшей школы, на которое указывал В.Я. Булыгин, что в вузы должны направляться только квалификационные требования по специальностям и специализациям, а не подробный перечень дидактических единиц с указанием точного количества часов. Нужно поднять роль и ответственность кафедр и преподавателей, предоставив им большую самостоятельность в выборе и принятии решений по содержанию учебных дисциплин и определению времени, отводимого на изучение отдельных разделов и тем.

В принципе и эта проблема может решаться в рамках информатизации системы высшего военного образования. Информационные технологии предоставляют большие возможности для решения формальных вопросов организации образовательной среды.

Мы рассмотрели кратко вопросы: кто чему и как учит. Теперь обратимся к тем, кто учится, или кого мы учим. Во все времена считалось, что каждое новое поколение хуже предыдущего. В подтверждение сказанному приведем известную фразу Цицерона: «Какой больший и лучший дар мы можем предложить государству, как не тот, чтобы учить и образовывать юношество, особенно при настоящих правах и в наше время, когда юношество так испорчено, что его нужно обуздывать и сдерживать общими силами». На «испорченность» юношества ссылались всегда, да и сегодня часто недостатки образовательного процесса списываются на этот счет. Тем не менее «испорченное» юношество, прошедшее стадию образования, с успехом развивало нашу цивилизацию. Юношество - это будущее поколение, восприятие и понимание мира у которого может быть отличным от нашего. Оно уже может формировать для себя понимание того, что ему нужно и чего не надо. Преподаватель иногда не может понять, почему его усилия безрезультатны. А все просто - юноша убежден в том, что материал, даваемый преподавателем, ему в жизни не пригодится, а преподаватель не смог его убедить в обратном. Сегодня молодежь активна, она формирует свое мнение, линию поведения и отношение к процессу образования и самообразования, используя доступные ей информационные источники и технологии. Можно сетовать по поводу снижения образованности абитуриентов, но проблему обучения это не решит.

Интересен результат информатизации общества, заключающийся в увеличении разрыва по уровням подготовленности и психологическим характеристикам молодых людей. Сегодня среди курсантов первого курса можно встретить тех, кто в совершенстве владеет компьютером и имеет навыки программирования, и тех, кто совсем не знает, как обращаться с компьютером. Естественно, что способность воспринимать и осваивать учебный материал у них будет разной, разной будет и мотивация к обучению при одинаковой педагогической ситуации. Такие разрывы в уровнях подготовленности курсантов вызывают у преподавателя большие проблемы в выборе учебного материала и методики преподавания, так как он ограничен обязательными для исполнения формальными требованиями.

Приведенные выше далеко не полные и не окончательные рассуждения позволяют несколько иначе взглянуть на проблему информатизации обучающей среды в вузе. Сейчас, видимо, приходит время смещения акцента с рассмотрения глобальных вопросов создания единой информационной инфраструктуры военного вуза на конкретные вопросы создания электронных учебно-методических комплексов по отдельным дисциплинам (ЭУМК). На наш взгляд, именно в них пересекаются или совмещаются преподаватель, курсант, учебный материал и технологии обучения, если их рассматривать как взаимосвязанные объекты и субъекты образовательного процесса. В ЭУМК проявляется специфика обучающей среды, основанной на компьютерных технологиях и понимании того, что технологическим продуктом являются знания, а активным носителем их - человек. Именно здесь в полной мере могут и должны быть реализованы возможности, предоставляемые современными инструментами образовательных информационных и коммуникационных технологий.

По существу ЭУМК должен позволить получить гарантированный результат обучения конкретного курсанта по конкретному учебному предмету. Гарантии предусматривают освоение базового уровня обучения любым курсантом. Для достижения гарантированного результата необходимо реализовать индивидуальный процесс деятельностного обучения с помощью ЭУМК при активном участии всех взаимодействующих объектов и субъектов обучения.

Перед кафедрами Новочеркасского высшего военного командного училища связи командованием училища была поставлена задача создания и внедрения в образовательный процесс ЭУМК по всем дисциплинам. Как и предполагалось, далеко не все кафедры были готовы к ее выполнению. Однако необходимость ее решения заставила многих преподавателей овладеть необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области образовательных информационных технологий, что уже положительно.

За основу были взяты макеты ЭУМК, разработанные экспертами Национального фонда подготовки кадров в рамках проекта «Информатизация системы образования». Особое внимание обращалось на наличие рекомендаций по использованию информационных технологий и инновационных методов при изучении отдельных тем или проведения разных видов учебных занятий по дисциплине с учетом имеющегося на кафедре технического, программного и информационного обеспечения учебного процесса.

На рисунке как пример представлена структурная схема ЭУМК кафедры автоматизированных систем управления войсками и связи.

Создание информационной обучающей среды в военном вузе

Рис. Пример структуры учебно-методического комплекса

Много внимания было уделено организации удобного индивидуального человеко-машинного интерфейса взаимодействия обучающегося и преподавателя с ЭУМК. Состав и структура реализации ЭУМК позволяют командованию училища в режиме реального времени контролировать образовательное и методическое содержание, а также эффективность использования ЭУМК. У каждого блока учебного содержания или методического обеспечения есть конкретный автор, и результат его труда доступен для обозрения каждого желающего. В принципе возможна и система анонимных оценок, а также анализ количества обращений к тем или иным образовательным блокам. Авторизация и открытость учебных блоков повышают ответственность преподавателя за их содержание и своевременное обновление, а следовательно, усиливается мотивация к самообразованию и творческому развитию. Создаются условия не только для адаптивного индивидуального обучения курсанта, выбора индивидуальных траекторий обучения, но и для контроля усвоения знаний и формирования рекомендаций по совершенствованию процесса обучения.

В целом опыт создания в военном вузе ЭУМК по каждой дисциплине можно признать удачным, а сам ЭУМК может стать основным элементом информационной обучающей среды.

Цит. по: Педагогическое наследие: Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1988. С. 13.

Дробот Н. И., Попов Н.А. О направлениях информатизации системы комплектования военных вузов преподавательским составом // Военная Мысль. 2007. № 9. С. 19-22.

Булыгин В.Я. Государственный образовательный стандарт: плюсы и минусы // Военная Мысль. 2007. № 9. С. 48-51.

Цит. по: Педагогическое наследие: Я.А Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песта-лоцци / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. С. 13.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации