Подготовка обучающихся в военных вузах к организации морально-психологического обеспечения войск

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2/2009, стр. 52-57

Подготовка обучающихся в военных вузах к организации морально-психологического обеспечения войск

Полковник в отставке Г.А. ЛИСИЦЫН,

кандидат исторических наук

Полковник А. Р. МОИСЕЕВ

В СОВРЕМЕННЫХ условиях морально-психологическое обеспечение (МПО) повседневной жизни и боевой деятельности Вооруженных Сил России может быть эффективным и действенным лишь при наличии в войсках стройной системы органов и должностных лиц, организующих и проводящих работу по формированию у личного состава высоких морально-психологических и боевых качеств, необходимых для выполнения задач по защите Отечества и несущих ответственность за состояние этой работы.

В то же время никогда не следует забывать, что сегодня сила армии, ее высокий моральный и боевой дух, как и в годы Великой Отечественной войны, в огромной степени зависят от поддержки ее народом, от тесной и неразрывной связи с обществом, ибо одна военная организация сама по себе не может обеспечить Вооруженным Силам надлежащее морально-психологическое и боевое состояние без постоянной опоры на высокий духовно-патриотической настрой всего общества.

К указанному следует добавить, что главной целью строительства и подготовки Вооруженных Сил РФ в настоящее время является система военного образования. Последняя ориентируется на дальнейшее интегрирование высших военных учебных заведений в систему общегосударственного многоуровнего образования, повышение уровня общенаучной и военно-профессиональной подготовки военных кадров. При этом содержание подготовки слушателей и курсантов постоянно обогащается передовыми идеями, практикой деятельности войск, в том числе опытом выполнения боевых задач в локальных войнах и военных конфликтах.

Одним из важнейших направлений этой деятельности является усиление внимания к подготовке военных кадров, которые должны обладать глубокими знаниями, прочными навыками и умениями в области теории и практики МПО деятельности войск.

Здесь следует подчеркнуть, что морально-психологическое обеспечение как часть учебных дисциплин «Социологические и психолого-педагогические аспекты военного управления», «Психология и педагогика» введено в систему высшей военной школы сравнительно недавно и в настоящее время является неотъемлемым элементом подготовки высококвалифицированных офицеров.

При этом основными целями подготовки обучающихся к организации и проведения МПО являются: формирование углубленного и системного понимания роли и места морального фактора в современной войне, МПО как одного из основных видов обеспечения учебно-боевой деятельности войск; приобретение слушателями и курсантами необходимых знаний, умений и навыков в области данного вида обеспечения в современных условиях; совершенствование и систематизация знаний, умений и навыков по организации и проведению МПО.

Основными же задачами по изучению проблем МПО выступают:

обучение слушателей и курсантов теории и практике укрепления морально-психологического состояния личного состава, поддержание психологической устойчивости и снижение психогенных потерь, осуществление эффективного информационно-воспитательного воздействия на военнослужащих в интересах выполнения подразделением, воинской частью задач в сложной, резко меняющейся боевой обстановке;

подготовка обучающихся к практической деятельности по организации МПО в подразделениях и частях в мирное время, в угрожаемый период и в ходе боевых действий;

вооружение их знаниями приоритетных направлений деятельности органов военного управления по МПО войск на тактическом и оперативном уровнях;

формирование у слушателей и курсантов профессиональных умений и навыков по развитию у различных категорий военнослужащих морально-психологических качеств, необходимых для выполнения боевых и учебных задач;

подготовка обучающихся к организации защиты войск от информационно-психологического воздействия противника.

Имеющийся опыт и интересы дальнейшего совершенствования преподавания МПО обусловливают необходимость исследования научных оснований его методики.

Так, методика преподавания представляет собой систему научно обоснованных методов, правил и приемов, обеспечивающих высокую эффективность изучения слушателями и курсантами теории и практики использования морально-психологического фактора в интересах успешного решения задач, стоящих перед войсками в боевых условиях и в мирное время. Ее назначение состоит в том, чтобы дать в системном виде четкие и ясные ответы на вопрос: как и какие формы (методы) целесообразно использовать для высокого качества подготовки обучаемых?

Усвоение проблем МПО является по сути познавательным процессом и осуществляется на основе общих закономерностей теории познания.

Закономерности морально-психологического обеспечения выражают собой наиболее существенные, прочные, неоднократно повторяющиеся связи между явлениями и процессами, присущими содержанию и методике МПО. По своей природе закономерности повседневной служебной, учебной и боевой деятельности войск имеют общественный характер, в их основе лежат наиболее общие законы и закономерности развития и деятельности общества, человеческого сознания. Вместе с тем в них отражаются устойчивые, повторяющиеся, существенные связи, характерные для организации повседневной служебной, учебной и боевой деятельности войск. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что имеющиеся закономерности МПО носят объективный характер. Но, на наш взгляд, они должны быть конкретизированы. Приведем их ниже.

Первая. Зависимость организации и содержания МПО деятельности войск от общественно-политической обстановки в стране и уровня ее экономического развития.

Вторая. Зависимость организации, содержания, форм и методов МПО от проводимой внутренней и внешней политики, от степени ее поддержки широкими слоями населения.

Третья. Зависимость организации, содержания, форм и методов МПО от спектра духовных ценностей, принятых в обществе, состояния идеологии в стране и в Вооруженных Силах.

Четвертая. Зависимость организации, содержания, форм и методов МПО от военно-политической обстановки и морально-психологического состояния личного состава Вооруженных Сил.

Пятая. Зависимость организации, содержания, форм и методов МПО от материального и финансового обеспечения военнослужащих, оснащения Вооруженных Сил современным вооружением и боевой техникой, а также социальной заботы народа и государства о них.

Шестая. Зависимость организации, содержания, форм и методов МПО от профессиональных, организаторских, деловых и морально-психологических качеств руководящего состава Вооруженных Сил.

Всесторонний учет этих закономерностей представляет важнейшее условие для активизации восприятия учебного материала, логической переработки обучающимися получаемой информации, выработки у них способности практического освоения форм и методов морально-психологического обеспечения деятельности подразделений и частей, оценки протекающих в них явлений и событий.

Подготовка офицера предполагает не только вооружение его систематизированными знаниями, научными методами познания, но и методами решения практических задач МПО. Такое сочетание целевых установок позволяет формировать личность профессионально подготовленного офицера, способного проявлять творческий подход к решению задач МПО, анализировать морально-психологическую обстановку, делать на основе этого правильные выводы и принимать научно обоснованные практические решения в различных условиях жизнедеятельности подразделений и частей.

Учебная программа подготовки офицеров в военных вузах предусматривает последовательное изучение разделов и тем, начиная с уяснения сущности и научных основ МПО в мирное время и заканчивая организацией МПО в различных видах боевых действий, при проведении различных учений. Традиционные лекции, семинары по мере прохождения курсов дополняются групповыми упражнениями, практическими занятиями, тактико-специальными и командно-штабными учениями с отработкой комплексных задач. Так, например, кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи за период обучения слушателей и курсантов принимает участие в целом ряде учений по разным специальностям. Все это обеспечивает, с одной стороны, постепенное вовлечение обучаемых в сущность проблем МПО, а с другой - наращивание объема их знаний в данной области. В ходе преподавания МПО происходит непрерывный процесс добывания новых, более глубоких знаний о его содержании, организации и практическом применении.

Однако на фоне высоких требований, предъявляемых к преподаванию МПО, время, отводимое на его изучение, постоянно уменьшается. По нашему мнению, его недостаточно для профессиональной подготовки офицеров.

Эффективность методики преподавания МПО определяется неуклонным соблюдением определенных требований, которые побуждают рассматривать МПО как целостное явление в единстве всех его составляющих, с учетом его многосторонних связей и взаимозависимостей, для которого характерно постоянное развитие содержания, форм, методов и средств реализации.

Концепция учебной программы МПО предусматривает наряду с освещением теории широкое использование в преподавании практических форм обучения слушателей и курсантов. При этом, как свидетельствует педагогический опыт, достижение единства теории и практики обеспечивается в основном тремя способами: информационно-объяснительным, моделирования ситуации и личного участия.

Первый способ реализуется в ходе лекционных и семинарских занятий. Содержание этих видов обучения определяется преподавателями таким образом, чтобы каждая тема учебного курса включала в себя как фундаментальные теоретические положения, так и практический опыт воплощения их в жизнь командирами, штабами, органами воспитательной работы. Разумеется, речь идет не об отдельных разрозненных примерах и фактах, иллюстрирующих те или иные теоретические суждения, а о целостной системе практической деятельности со всеми ее плюсами и минусами, о сущности и тенденциях развития передового опыта в области МПО, способах его выявления и внедрения.

Второй способ обеспечения единства теории и практики в преподавании МПО находит свое выражение в процессе подготовки и проведения тактико-специальных и командно-штабных учений со слушателями и курсантами. В этот период имитируются практические ситуации, максимально приближенные к реальным боевым условиям, что позволяет осуществить обучение слушателей и курсантов на базе практического решения задач МПО. В динамике занятий обучаемые в роли конкретных должностных лиц органов военного управления имеют возможность самостоятельно с учетом накопленных теоретических знаний моделировать практическую работу по МПО боевых действий подразделений и частей в конкретно складывающейся обстановке. Здесь они могут свободно экспериментировать, применять различные подходы к выработке и реализации управленческих решений по организации морально-психологического обеспечения. Эффективность формирования у обучаемых практических навыков и умений во многом обеспечивается тем, что их самостоятельные действия направляются и контролируются преподавателями на всех этапах тактико-специальных и командно-штабных учений или отработки комплексных тактических задач. Как правило, в целях выработки согласованной методики проведения учений проводятся совместные семинары, комплексные занятия преподавателей военных кафедр вузов и преподавателей МПО Военной академии связи.

Третий способ - это непосредственная практика обучающихся в войсках в период стажировки. Это метод живого обучения в конкретной воинской среде. Цель его состоит в приобретении практического опыта при исполнении функциональных обязанностей по должностному предназначению. В процессе войсковой стажировки обучающийся непосредственно включается в систему деятельности командиров, в том числе и по решению задач МПО. Обучающимся предоставляется возможность не только наблюдать функционирование этой системы, но и попробовать себя в роли одного из ее субъектов.

Придавая большое значение практической составляющей учебного процесса, не следует забывать, что курс МПО не может дать готовые рецепты на все случаи жизни и деятельности войск. Было бы неверным полагать, что учебные программы, тематические планы должны быть привязаны к тем или иным конкретным ситуациям. Методика преподавания МПО исходит из того, что слушателей и курсантов необходимо вооружить прежде всего общей методологией решения практических задач, принципами, формами и методами, прочными умениями для дальнейшего их применения в практической деятельности. Усвоение общеметодологических подходов к МПО, подкрепленное практикой его организации и проведения, придает учебному процессу фундаментальность, обеспечивает его творческий, целенаправленный характер.

Методика преподавания МПО должна обеспечивать всемерную активизацию познавательной деятельности слушателей и курсантов и представлять собой целенаправленный, планомерный процесс. Характер этого процесса определяется не только применением тех или иных организационных форм занятий, но и выбором его теоретических оснований. Установка на запоминание новой информации о содержании, формах, методах, средствах МПО сопряжена, как правило, с использованием объяснительно-иллюстративных методов, которые в высшем военно-учебном заведении по большей мере применяются на занятиях с курсантами младших курсов. Дальнейшее развитие познания, формирования способностей обучаемых творчески подходить к решению задач МПО связано, безусловно, с применением проблемно-поисковых методов.

Следует отметить, что организация собственного познавательного процесса в области МПО в разной мере важна для обучаемых, так как здесь имеются определенные различия. Познавательный процесс курсантов и слушателей начинается, как правило, с незнания или недостаточного знания предмета, и, следовательно, направлен на овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями организации и проведения МПО. Качество этого процесса в решающей мере зависит от эрудиции и профессионализма преподавателя, степени продуктивности использования обучающимися учебного времени и часов самостоятельной подготовки для повышения уровня своего профессионального образования. В этом плане высокую значимость имеют внимательное и заинтересованное отношение к учебному материалу, излагаемому преподавателем в ходе лекций и других форм занятий; глубокое изучение источников и литературы, рекомендованных к той или иной теме МПО; самостоятельная проверка теоретических положений в ходе практических, групповых занятий, войсковой стажировки; участие в работе военно-научного общества слушателей и курсантов по проблемам МПО.

Важно иметь в виду, что МПО деятельности войск представляет собой динамичное явление, поскольку сама эта деятельность отличается высокой степенью подвижности, изменчивости в зависимости от характера и условий решаемых задач. Очевидно, что эта динамичность должна адекватно отражаться в содержании и методике преподавания соответствующего учебного курса, который не может выступать неизменным, с заранее разработанными вариантами. Напротив, и содержание, и тем более методика преподавания МПО являются подвижными системами, способными к определенным изменениям и постоянному развитию.

Источником совершенствования процесса формирования у обучаемых морально-боевых, психологических качеств, устранения просчетов, недостатков в его содержании и организации является своевременное выявление и разрешение объективно присущих этому процессу противоречий, которые выражают специфику МПО. К ним, на наш взгляд, относятся противоречия, присущие внутреннему содержанию самого процесса морально-психологического обеспечения.

Особенно ярко эти противоречия дают о себе знать в современных условиях. Снижение уровня воинской дисциплины, уклонение от военной службы, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, хищения оружия, боеприпасов и другого военного имущества, финансовые махинации, материально-бытовая неустроенность личного состава, втягивание армии в разрешение национальных и социально-политических конфликтов, снижение авторитета военного руководства, падение престижа военной службы, сомнение части военнослужащих в правильности государственной политики - таковы наиболее характерные последствия этих противоречий в армейской действительности, отрицательно сказывающиеся на духовном состоянии обучаемых.

Таким образом, система подготовки обучающихся в ввузе к организации морально-психологического обеспечения войск должна базироваться на требованиях военной науки, современной парадигме воспитания с учетом требований военной педагогики, военной психологии, философии. На наш взгляд, наиболее глубоко она должна быть связана с историей государственного и военного строительства России и такими науками, как международное и государственное право, политология, история религий, экология и этика.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации