Об определении экономического ущерба безопасности государства вследствие несанкционированного раскрытия сведений, составляющих государственную тайну в ВС РФ
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6/2009, стр. 21-26
Об определении экономического ущерба безопасности государства вследствие несанкционированного раскрытия сведений, составляющих государственную тайну в ВС РФ
Полковник М.А. КОТОВ,
кандидат технических наук
Капитан 1 ранга А.Ю. КРАВЧЕНКО,
кандидат технических наук
Майор В.Ю. ЧЕРВОНЕНКО
ЗАСЕКРЕЧИВАНИЕ сведений является неотъемлемой сферой деятельности любого государства. Цель засекречивания - сохранение в тайне информации, раскрытие которой нанесет ущерб интересам государства. К объектам защиты относятся не только информация, подлежащая засекречиванию, но и ее носители (материальные объекты, физические поля, информационные процессы), в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, сигналов, технических решений и процессов. К материальным объектам можно отнести: письменные документы, дискеты, диски CD, DVD, образцы вооружения военной и специальной техники (ВВСТ) и иные носители, содержащие информацию, составляющую государственную тайну.
Основу нормативно-правового обеспечения защиты государственной тайны Российской Федерации составляют: Закон Российской Федерации «О безопасности», Закон Российской Федерации «О государственной тайне» и ряд других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.
В соответствии с законом Российской Федерации «О государственной тайне» к государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации.
Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется руководителями органов государственной власти, наделенными соответствующими полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне в соответствии с Перечнем должностных лиц, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Указанные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения сведений к государственной тайне. Кроме того, в интересах единой государственной политики в области засекречивания сведений в Российской Федерации работу по защите информации координирует Межведомственная комиссия по защите государственной тайны.
Межведомственная комиссия по защите государственной тайны по предложениям органов государственной власти формирует перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.
Следует понимать, что главным при решении задачи по отнесению сведений к государственной тайне является правильная оценка возможной угрозы безопасности государства и принятие адекватных мер по ее нейтрализации.
Безопасность государства есть состояние защищенности, обеспечиваемое предписаниями законов РФ соблюдать государственную тайну.
В настоящее время военно-политическая обстановка в мире складывается под воздействием процесса глобализации международных политических и экономических отношений и характеризуется динамичностью, повышенной нестабильностью, ростом напряженности в ряде регионов, обострением существующих и возникновением новых кризисных ситуаций.
Кроме того, совершенствование оперативно-тактических и технических характеристик средств и систем иностранной разведки повышает вероятность несанкционированного раскрытия сведений, составляющих государственную тайну в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - ВС РФ).
Несанкционированное раскрытие сведений может приводить к возникновению и реализации угроз безопасности государства в военно-политической, военно-технической, социально-экономической и других сферах деятельности государства и, соответственно, к нанесению ущерба.
Анализ законодательной базы, нормативного и научно-методического обеспечения защиты государственной тайны позволили выявить ряд проблемных вопросов в области оценки ущерба безопасности государства вследствие несанкционированного раскрытия сведений, составляющих государственную тайну в ВС РФ, к основным из которых следует отнести:
несовершенство законодательной базы РФ в области системы защиты государственной тайны (ЗГТ);
несовершенство нормативно-методической базы по определению количественных и качественных показателей ущерба;
отсутствие единого методического аппарата для определения экономического ущерба безопасности государства.
Раскроем подробнее содержание этих проблемных вопросов.
В статье 8 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» определено, что «степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений». Однако законодательное определение предельных значений ущерба (незначительный, средний, крупный, особо крупный) в области ЗГТ и его выражение в денежном эквиваленте по аналогии ущербов, принятых в различных областях народнохозяйственной деятельности, отсутствует. Решить данную проблему возможно посредством внесения изменений (дополнений) в статьи Закона Российской Федерации «О государственной тайне».
Согласно статье 4 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», «Правительство устанавливает порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну...». При этом правила отнесения сведений к той или иной категории секретности, утвержденные Постановлением Правительства № 870 от 4 сентября 1995 года, устанавливают, что количественные и качественные показатели ущерба безопасности Российской Федерации определяются в соответствии с нормативно-методическими документами, утверждаемыми руководителями органов государственной власти, которые наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.
Таким образом, Правительство Российской Федерации обязывает руководителей вышеуказанных органов государственной власти разработать нормативно-методический документ по определению количественных и качественных показателей ущерба и после его согласования с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны утвердить и ввести в действие. Однако на сегодняшний день ни один методический документ, определяющий порядок расчета ущерба, не введен в действие приказами руководителей органов государственной власти, которые наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.
Исследование существующих научно-методических подходов оценки экономического ущерба в различных областях народнохозяйственной деятельности показали, что расчет экономического ущерба (ущерба, выраженного в денежном эквиваленте) требует множества исходных данных, большинство из которых практически не фиксируется. В качестве примера можно привести оценку ущерба, связанного с гибелью человека. Кроме того, ущерб проявляется не только в материальной, но и в моральной сфере деятельности (имидж, политический вес государства и др.). При этом даже в материальной сфере зачастую не представляется возможным оценить величину ущерба в стоимостном эквиваленте. Тем не менее часть социального, морального, эстетического и прочих ущербов, имеющих некий экономический эквивалент, может быть выражена при помощи стоимостных оценок.
Анализ разработанных на сегодняшний день в министерствах и ведомствах Российской Федерации методических подходов оценки ущерба показал, что практически все они разрабатывались на основе критериев «осведомленность - эффективность», «эффективность - стоимость», и по отношению к особенностям защиты государственной тайны их применение возможно для расчета только отдельных показателей ущерба безопасности государства.
Отсутствие единой методики оценки экономических последствий от несанкционированного раскрытия сведений приводит к тому, что на практике сложившийся порядок определения размеров ущерба построен на выявлении возможности возникновения реальных или потенциальных угроз безопасности государству и последующей оценке связанных с ними прямых убытков. При этом под прямыми убытками понимается сумма, получаемая путем сложения затрат государства на создание и производство объекта, содержащего секретные сведения, и финансовых потерь, необходимых для компенсации последствий несанкционированного распространения этих сведений. Вполне очевидно, что чем больше экономические затраты государства, тем больше степень тяжести ущерба, а, следовательно, выше гриф секретности объекта - носителя подобного сведения.
Однако при определении размеров ущерба необходимо сбалансировано учитывать не только прямой ущерб от несанкционированного распространения секретных сведений, но и косвенный ущерб, связанный с упущенной выгодой и затратами на ликвидацию последствий распространения данных сведений.
В этой связи под экономическим ущербом предлагается понимать величину, характеризующую размер прямых и косвенных потерь (затрат) государства из-за негативных экономических последствий, наступающих вследствие несанкционированного раскрытия сведений, выраженных в денежном эквиваленте как универсальном средстве измерения.
Безусловно, существующие на сегодняшний день методические подходы имеют практическую значимость для получения оценок ущерба в специализированных областях народнохозяйственной деятельности, но их непосредственное применение в интересах системы ЗГТ ВС РФ не представляется возможным в связи с отсутствием нормированных показателей ущерба, исходных данных, закрепленных нормативными документами, статистических данных по всему спектру сведений.
Таким образом, существующие в настоящее время проблемы оценки ущерба определяют необходимость разработки единого («универсального») методического аппарата определения размеров ущерба, который позволит на основе учета особенностей каждого оцениваемого сведения получать адекватную оценку, выраженную в денежном эквиваленте. При этом в основу разработки должен быть положен принцип преемственности, подразумевающий использование всего существующего научно-методического задела в других сферах народнохозяйственной деятельности.
Исходя из представленного выше определения экономического ущерба, в качестве обобщенного показателя предлагается использовать интегральный ущерб, состоящий из двух групп показателей, отражающих прямой и косвенный ущерб.
К основным показателям, характеризующим прямой ущерб, следует отнести:
суммарные затраты на функционирование системы ЗГТ по обеспечению сохранности i-го сведения на момент времени t (с определенной степенью секретности);
суммарные затраты на реализованные мероприятия по локализации последствий распространения i-го сведения на момент времени t;
суммарная стоимость материальных потерь в результате распространения i-го сведения на момент времени t.
В качестве показателей, отражающих косвенный ущерб, примем:
суммарные потенциальные затраты на восстановление целевого предназначения объекта защиты государственной тайны в случае распространения i-го сведения на момент времени t;
суммарные затраты на осуществление мероприятий по ликвидации причин распространения i-го сведения на момент времени t;
суммарные потенциальные потери прибыли (упущенной выгоды) вследствие несанкционированного распространения i-го сведения, относящегося к объекту интеллектуальной собственности, на момент времени t.
Определение ущерба осуществляется на основе поэтапного расчета показателей в следующей последовательности:
оценка рейтингов сведений, составляющих государственную тайну в ВС РФ, на момент их несанкционированного распространения. В рамках данной статьи под рейтингом сведений следует понимать численное значение, отражающее степень секретности сведений, составляющих государственную тайну в ВС РФ, на момент времени его несанкционированного распространения;
расчет прямого ущерба, который определяется, исходя из величины суммарных затрат, направленных на функционирование СЗГТ в ВС РФ, в связи с утратой носителей сведений (разглашением сведений), составляющих государственную тайну, совокупной стоимости объектов, утративших функциональное предназначение в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну в ВС РФ, а также затрат на локализацию последствий, наступивших в результате их распространения (носит калькуляционный характер);
расчет косвенного ущерба, который определяется, исходя из расчета суммарных затрат на восстановление целевого эффекта объекта защиты государственной тайны, затрат на осуществление мероприятий по ликвидации причин распространения сведений, а также потерь потенциальной прибыли в случае принадлежности распространенных сведений к объектам интеллектуальной собственности;
оценка интегрального ущерба безопасности государства, выраженного в стоимостном эквиваленте.
Определение показателей проводится экспертными группами. В состав экспертной группы назначаются специалисты, имеющие высокую квалификацию в предметной области, относящейся к тематическому направлению оцениваемых сведений.
Обобщенную формулу для расчета интегрального показателя ущерба представим в следующем виде:
где: Ri(t) - рейтинг сведения, численно отражающий степень
секретности i-го сведения на момент его раскрытия (t);
N- количество распространенных сведений, содержащихся на носителе;
- стоимостная величина прямых потерь (ущерба) от раскрытия i-го сведения в момент времени t;
- стоимостная величина косвенных потерь (ущерба) от раскрытия i-го сведения в момент времени t.
Рейтинг сведения определяется по формуле:
- первичный рейтинг i-го сведения, численно отражающий актуальную степень его секретности;
- вероятность несанкционированного распространения (утечки) i-го сведения на момент времени t;
- относительная ценность (вероятность использования сведения противником) i-го сведения на момент времени t.
Численное значение первичного рейтинга i-го сведения R0i определяется экспертным путем, на основе вербально-числовой шкалы Харрингтона, описание которой представлено в таблице.
Таблица
Вербалыго-числовая шкала Харриштона для оценки численного значения первичного рейтинга i-го сведения R0i
*При необходимости численные значения могут быть изменены с учетом мнений специалистов.
Поскольку утечка сведений возможна по различным каналам, то вероятность несанкционированного распространения /-го сведения определяется по формуле:
где: k - количество каналов распространения i-го сведения;
- вероятность несанкционированного распространения (утечки) i-го сведения по k-му каналу на момент времени t (показатель оценки важности возможного канала утечки информации).
Показатель оценки важности возможного канала несанкционированного распространения информации и показатель
относительной ценности (вероятность использования противником сведения) для i-го сведения на момент времени t определяются экспертным путем.
Таким образом, предлагаемый методический подход устанавливает общие правила расчета интегрального экономического ущерба безопасности государства, который может быть нанесен вследствие раскрытия сведений, составляющих государственную тайну в ВС РФ.
Решение первоочередных проблемных вопросов, отмеченных в настоящей статье, позволит выполнить требования Постановления Правительства Российской Федерации № 870 в части разработки и утверждения нормативно-методического документа Минобороны России по определению количественных и качественных показателей ущерба безопасности государства и будет способствовать совершенствованию системы защиты государственной тайны в Вооруженных Силах Российской Федерации по следующим основным направлениям:
сократить затраты ресурсов на проведение оценки (расчетов) показателей ущерба безопасности государства, который может быть нанесен вследствие распространения сведений;
проводить расчеты на основе единого методического аппарата, что повысит достоверность проводимых оценок нанесенного ущерба и соответственно приведет к снижению степени неопределенности при принятии решений;
повысить точность оценки стоимости мероприятий по устранению последствий распространения сведений.
Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», в редакции Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 6 октября 1997 г. № 131-ФЗ.
Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», в редакции Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 6 октября 1997 г. № 131-ФЗ, Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ; Решение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны № 58 от 18 января 2000 года «Об основных положениях единой методологии определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну».
Ильичева М.В. Методы оценки экономического ущерба от негативного влияния загрязненной среды. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, 2005.
Буренок В.М., Ляпунов В.М., Мудров В.И. Теория и практика планирования и управления развитием вооружения/ Под ред. A.M. Московского. М.: Издательский дом «Граница», 2005. С. 157
Ильичева М.В. Методы оценки экономического ущерба от негативного влияния загрязненной среды; Экономические механизмы управления рисками чрезвычайных ситуаций. Электронное учебное пособие. М.: МЧС России, www.obzh.ru, 2007. С. 1.