Некоторые особенности формирования творческого мышления в процессе военного обучения

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 8/2009, стр. 75-80

Некоторые особенности формирования творческого мышления в процессе военного обучения

Полковник в отставке Н.М. ИЛЬИЧЕВ,

доктор философских наук

СРЕДИ существующих определений творчества следует отдать предпочтение дефиниции, представленной в «Кратком философском словаре», где творчество характеризуется как деятельность общества, социальных групп, отдельных личностей, в ходе которой создается новое, никогда ранее не существовавшее и способствующее социальному прогрессу. Творческое мышление в военном деле направлено на разработку и внедрение новых способов и форм вооруженной борьбы, совершенствование обучения и воспитания личного состава, на эффективную эксплуатацию вооружения и военной техники, поддержание высокой боеготовности войск (сил), позволяющей выполнять ответственные задачи по обеспечению безопасности государства.

Творческая активность является одной из важнейших особенностей деятельности военного руководителя. Исходя из своих потребностей, целей, определенных в конечном счете объективной действительностью, он сначала мысленно, а потом практически преобразует действительность в соответствии с определенными объективными законами. Поэтому познавательный образ есть не механическая копия вещи, а результат субъективной деятельности по воспроизведению ее объективного содержания.

По своему содержанию образ, с одной стороны, беднее отражаемого предмета, а с другой - богаче последнего. Беднее, потому что никогда образ не в состоянии охватить бесконечное количество связей и отношений предмета. Богаче, потому что в образ кроме идеального содержания отраженного объекта входит и нечто новое, представляющее собой продукт творческой активности субъекта. Человек смотрит на окружающий мир не просто как на данное, а как на должное, т. е. он не только видит в окружающих предметах то, каковы они в настоящее время, но и представляет их такими, какими они станут в результате его практической деятельности. Например, оценка обстановки командиром в ходе боевых действий - это сложное отражение действительности, причем в отраженном заключено не только наличное, но и должное. В принятом на основе оценки обстановки решении воспроизводится в мысли объективное и субъективное, которые находятся в противоречии. Разрешается оно в конкретно сложившейся обстановке путем превращения субъективного в объективное в ходе практической военной деятельности.

В творческом процессе выделяют несколько этапов: возникновение проблемы, поиск идеи ее разрешения, доказательство, разработка идеи, ее конкретизация, реализация идеи на практике. В проблеме (задаче, для решения которой нет готовых правил) выражено противоречие между желаемым и действительным, наличным и должным, целью и ограниченными средствами и т. д. Иначе говоря, проблема - это противоречие, возникшее в ходе познания и преобразования действительности (знание о незнании, которое надо знать).

Решающим этапом творческого процесса является установление главной идеи решения проблемы. Выдвижение центральной идеи осуществляется различными путями, при посредстве различных форм и методов познания. Отмечают, например, большую роль интуиции, т. е. своеобразного скачка в процессе познания сущности предмета, который характеризуется непосредственностью, внезапностью. Интуиция проявляется при решении любой мыслительной задачи, не поддающейся алгоритмическим приемам исследования. Научное познание включает интуицию как момент в раскрытии объективной действительности. Интуицию отличает непосредственность в процессе познания. Однако за способностью как бы прямо, непосредственно усматривать истину стоит предварительное знание. Интуиция - это продукт прошлого опыта и напряженной работы интеллекта. В решении, интуитивно принятом командиром в бою, виден только ясный вывод. Однако этому выводу предшествует всесторонняя активизация эмоций и разума, напряженный процесс познания командиром обстановки, что и обусловливает подъем творческого озарения, логическое обоснование вывода.

Важную роль в нахождении главной идеи решения проблемы играют аналогии, т. е. опосредованные умозаключения, в которых от сходства предметов в одних признаках делается вывод о сходстве этих предметов в других признаках.

Выдвинутая идея выступает сначала в форме гипотезы, которая нуждается в доказательстве, подтверждении. Имеется несколько путей подтверждения, доказательства гипотезы. Наиболее распространенный состоит в том, что гипотетическое знание в процессе изучения предмета становится доступным наблюдению. Так, характеризуя подготовку наших войск к летней кампании 1943 года, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков писал, что уже в апреле Ставка имела предположение о наиболее вероятном направлении главного удара немецко-фашистских войск во время летней кампании. Эта гипотеза стала подтверждаться разведкой дислокации войск противника на предполагаемом направлении. Второй путь доказательства гипотезы - разделительное косвенное доказательство - используется тогда, когда известно, что доказываемая гипотеза входит в число положений, которые в своей сумме полностью исчерпывают все возможные положения данной области. Ведется разделительное доказательство так: последовательно исключаются все члены разделительного суждения, кроме одного, который и является доказываемым тезисом. Третий путь доказательства гипотезы состоит в выведении из нее менее общего положения.

Творчество военного руководителя имеет ряд особенностей. Во-первых, оно характеризуется сложностью. Выделяют следующие основные элементы творчества командира: элементы научного творчества (познание закономерностей вооруженной борьбы, боевой обстановки, ее влияние на морально-политическое и психологическое состояние личного состава своих войск и войск противника); элементы оперативно-тактического и стратегического творчества (разработка замыслов и планов боя, операции, форм и способов боевых действий); элементы технического творчества (разработка новых и совершенствование уже имеющихся средств борьбы); элементы педагогического творчества (умение воздействовать на людей, осуществлять боевую подготовку личного состава); элементы организаторского творчества (умение сплачивать людей, направлять их усилия на выполнение боевых задач, способность взять на себя ответственность за принятое решение и др.).

Во-вторых, важно учитывать и такую особенность творческого процесса военного руководителя в ходе боевых действий, как резкая ограниченность времени. Как отмечает генерал армии СИ. Штеменко, на творческий анализ поступивших данных и принятие решения в ходе сражения и боя фактически даются минуты. За этот крайне ограниченный срок надо всесторонне и глубоко проанализировать множество самых различных материалов: запутанные данные о настоящих и предполагающихся действиях противника, острые вопросы снабжения своих войск и т.д. Поэтому в работе полководца «этот естественный мыслительный порог особенно чувствителен. Здесь время действует словно дамоклов меч и заставляет работать всегда стремительно и с крайним напряжением сил».

В-третьих, военный руководитель осуществляет творчество в условиях величайшей ответственности за жизнь многих людей. Образцы такого сочетания ответственности с трезвостью творческой деятельности показали наши выдающиеся полководцы в годы Великой Отечественной войны. Взять хотя бы решение К. К. Рокоссовского нанести упреждающий удар по изготовившимся к наступлению немецко-фашистским войскам на Курской дуге. Отсутствие же этого сочетания оборачивалось тяжелыми последствиями для действий подчиненных войск.

В-четвертых, одной из особенностей творчества военного руководителя в ходе боевых действий является постоянная опасность для его жизни.

В-пятых, в отличие от творческой деятельности ученого, объектом которого являются, как правило, природа или не создающие ему помех общественные силы, полководцу противодействует сила ума и воли противника.

В-шестых, очень важно, чтобы творчество военного руководителя было достаточно свободным. Это вытекает из постоянно меняющейся военной (боевой) обстановки. Всякий внезапный поворот событий обусловливает появление новой проблемы, для решения которой требуется свободный полет мысли. Поэтому при необходимости полководец должен отказаться в интересах победы (и без особого насилия над собой) от ранее принятого решения и разработанного плана действий. Он не может быть связан по рукам и ногам собственным планом, когда последний пришел в противоречие с обстановкой. Отсюда естественно, что нередко у полководца возникает необходимость опровергать самим же им доказанное и защищать иную точку зрения, вытекающую из анализа вновь возникшей обстановки.

Следует подчеркнуть, что необходимость выполнения приказов, многоаспектность применения оружия, опасность и нестандартность боевых ситуаций делают обязательным творчество военного руководителя. Вот как описывает свою деятельность трижды Герой Советского Союза А.М. Покрышкин: «Моя землянка на полевом аэродроме шутливо именовалась конструкторским бюро. Стены были увешаны схемами и чертежами маневров истребителей. Все самое лучшее в тактике, что создавалось летчиками нашей части, находило отражение в этих эскизах и схемах. Разбирая их, летчики изо дня в день улучшали тактику воздушного боя, искали, думали, творили. Всю войну со мной кочевал альбом воздушного маневра. Он пополнялся новым фигурами, идеями и мыслями, возникавшими в процессе боев».

В ходе подготовки в высшем военно-учебном заведении у будущих офицеров формируются и развиваются все виды и уровни творческого мышления. Это должно осуществляться как в процессе каждого учебного занятия, так и в ходе внеучебной работы.

Воспитание у человека способности к творчеству зависит не столько от суммы знаний, сколько от способа их получения, степени активности его при этом. В трудах мыслителей прошлого содержится глубокое теоретическое обоснование необходимости внедрения наиболее активных форм обучения, способствующих в максимальной степени формированию творческого мышления. Так, Сократ учил, что истинное знание нельзя вложить в сознание извне, оно должно вырасти в нем, хотя и при помощи наставника, однако посредством его собственной интеллектуальной деятельности. По утверждению Д. Локка, чтение доставляет уму лишь материал знания, но только мышление превращает читаемое в наше достояние. «Мы принадлежим к породе жвачных, - писал он, - и нам недостаточно нагрузиться обильным материалом: пока мы его не пережуем снова, он не дает нам ни силы, ни питания». Согласно мнению И. Канта, слушателя нужно не вести за руку, а им руководить, чтобы он был способен в будущем идти самостоятельно. Такого способа обучения требует сама природа философии. Г. Гегель также полагал, что обучаемый может многое знать, но не обладать умением самостоятельно применять полученные знания для успешного решения поставленных жизнью вопросов. «Голый результат, - писал он, - есть труп, оставивший позади себя тенденцию». Еще более категорично ставил вопрос А.И. Герцен, характеризуя основную роль высшего учебного заведения: «Университет... не должен оканчивать научное воспитание... его дело - возбудить вопросы, научить спрашивать».

Особенно остро ставит вопрос о переходе к активным методам и формам обучения и воспитания современная революция в военном деле. Она требует, чтобы человек постоянно повышал свой уровень общего образования, профессиональной квалификации, был способен творчески, рационально мыслить, плодотворно и согласованно работать со своими товарищами, нести ответственность как за свой участок работы, так и за результаты части, подразделения. Необходимость самостоятельно и постоянно обновлять свои знания обусловливается стремительно растущим объемом нового, которое должно быть незамедлительно применено для обеспечения обороноспособности страны.

Поэтому требуется постоянно совершенствовать учебные планы и программы, неуклонно повышать значимость фундаментальных наук в теоретической профессиональной подготовке специалистов широкого профиля, более полно отражать в ней новейшие достижения науки и передового опыта. Особенно остро необходимость внедрения новых методов обучения стоит в военных высших учебных заведениях. Следует согласиться с утверждением, что если в школе осуществляется преимущественно учение, то в вузе на первый план выдвигается самоучение, самообразование, самоорганизация, самодисциплина, самоуправление обучающихся.

В формировании творческого мышления у курсантов важнейшую роль играет проблемный метод обучения.

Система обучения по традиционному (репродуктивному) методу стимулирует главным образом воспроизведение материала по известным алгоритмам, что мало способствует формированию творческого мышления. Поэтому посредством данного метода можно воспитать только хороших исполнителей.

Исходной основой проблемного обучения является создание проблемной ситуации как начального момента мыслительного процесса. В отличие от традиционного проблемное обучение обеспечивает выявление противоречия в ходе передачи и усвоения информации, которое создает для обучаемого проблемную ситуацию, выход из которой и представляет решение познавательной задачи. Внутренним источником развития знания обучающегося становится противоречие между поставленной задачей и достигнутым (усвоенным) уровнем знания.

Чтобы проблемная ситуация могла возбудить творческое мышление курсанта, требуется его полная включенность в проблемную ситуацию. Это обеспечивается принципиальной новизной объекта интеллектуальной деятельности и достижением того, чтобы познание объекта стало собственной целью курсанта.

Преимущества проблемного метода обучения выражаются в следующих моментах. Во-первых, проблемный метод приобщает формирующийся ум курсанта не только к готовым истинам, но и к процессу их добывания; положительно мотивирует обучение, придает ему прелесть собственных открытий. Тем самым поддерживается благоприятный эмоциональный тонус обучающегося, он чувствует себя творцом, что способствует рождению у него энергии, направленной на приобретение (создание) новых знаний. Во-вторых, не ограничивая задачу курсантов лишь получением знаний, метод ориентирует их на овладение приемами самостоятельного приобретения знаний. В-третьих, проблемный метод помогает курсанту глубоко осознать практическое значение получаемых знаний, значимость своей будущей военной профессии, а следовательно, воспитывает любовь к ней, формирует стремление приобрести максимум знаний. В-четвертых, добытые знания быстрее становятся убеждениями, мировоззрением курсанта. Д. И. Писарев писал, что готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых людей, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершенствоваться в нашей собственной голове. В-пятых, проблемный метод способствует формированию у курсанта умения самостоятельно анализировать приобретаемые знания, а также явления жизни с прогрессивных позиций, делать правильные выводы. В-шестых, в ходе проблемного обучения происходит осознание курсантом своих возможностей, сил и способностей. В-седьмых, проблемное обучение всемерно способствует развитию творческих возможностей курсанта.

Каковы же основные направления развития творческого мышления курсантов на занятиях? Важнейшими предпосылками развития творческого мышления курсантов в ходе чтения лекций являются глубокое знание преподавателем программного материала, его собственная исследовательская практика, знание новейших достижений науки, свободное изложение фундаментальных проблем.

Особое значение для формирования творческого мышления курсантов имеет показ методологического значения излагаемых вопросов. Сильным стимулятором творческого мышления на занятиях является стремление преподавателя раскрывать на лекции еще не решенные до конца проблемы. Если их подать во всей сложности, в развитии, то они будят мысль, интерес к науке. Еще Л.Н. Толстой подчеркивал, как важно для совершенствования знания молодежи «изучение тех ходов, которыми шли все великие умы человечества для уяснения истины». Преподаватель в данном случае воспроизводит исследовательский процесс. Одновременно здесь происходит понимание курсантами того, что достижение истинного знания - это интересный, но сложный процесс. Как писал Гегель, истина не есть отчеканенная монета, которую остается только положить в карман, она не выскакивает в готовом виде из головы человека, так что остается только пользоваться ею, но является плодом напряженнейшей работы человеческого духа.

Важным средством формирования у курсантов творческого мышления является соблюдение всеми преподавателями в процессе занятий требований диалектической и формальной логики, умелое использование определенности, непротиворечивости, доказательности изложения материала, широкое применение сравнений, аналогий, противопоставлений. Требование логичности изложения материала ничем нельзя заменить (ни наглядностью, ни яркой речью, ни эмоциональностью). Особенно велико значение такого требования правильного мышления как доказательное изложение материала преподавателем и курсантами.

Сильным средством активизации творческого мышления курсантов, рождения у них стремления самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы является насыщенность лекции современным материалом, включение в нее самых новых научно-практических проблем.

На формирование творческого мышления курсантов в ходе занятий влияет и характер изложения материала. Так, умеренный темп лекции дает курсантам возможность осмыслить, записать своими словами содержание лекции, а образность способствует более полному усвоению знаний.

И наконец, в ходе занятий преподавателям надо следить за тем, как курсанты ведут запись лекции, добиваясь, чтобы они зафиксировали основные моменты, причем преимущественно своими словами. В этом случае процесс записи содержания лекции становится одновременно и процессом формирования творческого мышления.

Краткий философский словарь. М., 1998. С. 314.

Серебрянников В.В., Ясюков М.И. Инициатива и творчество в военном деле. М., 1976; Варнавских Е.А. К вопросу воспитания у курсантов военных институтов творческой активности // Военная Мысль. 2004. №9;ЗаборскийВ.В.О некоторых проблемах военного образования // Военная Мысль. 2005. № 2; Герасимов А.Н., Елистратова Н.Н. О формировании информационной культуры курсантов // Военная Мысль. 2007. № 5; Лебедев А.В. Мышление полководца: исторический аспект//Военная Мысль. 2007.№9;БарвиненкоВ.В., Евменчик Е.Г. Развитие оперативно-тактического мышления и профессиональной интуиции офицера // Военная Мысль. 1999. № 3; Потанин СП. О творческих аспектах управленческой деятельности офицера // Военная Мысль. 1998. № 6; Золотое С. О подготовке офицерских кадров Сухопутных войск к управленческой деятельности // Военная Мысль. 1998. № 2.

Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., 1969.

Штеменко СИ. Генеральный штаб в годы войны. М., 1973. С. 477.

Рокоссовский К.К. Солдатский долг. М., 1968.

Штеменко СИ. Генеральный штаб в годы войны. С. 480, 404-465.

Покрышкин A.M. Крылья истребителя. М., 1968.

Нелеп А.Т. Теоретические проблемы методики преподавания марксистско-ленинской философии. Киев, 1973. С. 178.

Локк Д. Педагогическое сочинение. М., 1939. С. 250-251.

Кант И. Соч. Т. 2. М., 1964. С. 280-281.

Гегель. Г.В.Ф. Соч. Т. 4. М., 1959. С. 2.

Герцен А.И. Былое и думы. Т. 1. М., 1969. С. 114.

Толстой Л.Н. Собр. соч. Т. 15. М. 1964. С. 376.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации