Защита военных интересов государства при экспорте контролируемых технологий

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 5/2009, стр. 18-21

Защита военных интересов государства при экспорте контролируемых технологий

Полковник И.В. БАЛЮТИН,

кандидат технических наук

Полковник О.Л. БОБРЯКОВ,

кандидат технических наук

Полковник Е.А. СОДЫЛЬ

ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ соответствия внешнеэкономической сделки с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники и в отношении которых законодательством Российской Федерации установлен экспортный контроль (далее - контролируемые товары и технологии), международным обязательствам Российской Федерации и государственным интересам проводится государственная экспертиза. Результаты госэкспертизы, проводимой Федеральной службой по техническому и экспортному контролю совместно с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, являются основанием для выдачи (либо отказа в выдаче) лицензии (разрешения) на осуществление внешнеэкономической сделки. «Правила проведения государственной экспертизы...» требуют обеспечения защиты политических, экономических, военных интересов и безопасности государства. Если возможны нанесение ущерба или возникновение угрозы причинения ущерба интересам Российской Федерации, то это является основанием для отказа в выдаче лицензии (разрешения) на осуществление внешнеэкономической сделки.

Наиболее сложной задачей госэкспертизы является оценка (с точки зрения наличия угрозы причинения ущерба интересам государства) условий внешнеэкономических сделок, предусматривающих экспорт (передачу) инозаказчику технологий, а также результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) или других результатов научно-технической деятельности (РНТД) с учетом эффективности вооружений, в которых они могут быть реализованы. При этом под технологией понимается последовательность действий (операций), которая содержит специальную информацию, требующуюся для разработки, производства или применения изделия, что может принимать форму технических данных или технической помощи. Технические данные представляются в виде диаграмм, моделей, планов, руководств и инструкций, таблиц, технических проектов и спецификаций, формул и чертежей. Техническая помощь осуществляется путем инструктажа, консультаций, передачи практических знаний, профессиональной подготовки и обучения. Результаты НИОКР могут иметь различные формы: отчеты, техническая и технологическая документация, компьютерные программы, базы данных, полезные модели, макеты, образцы продукции и др.

Как показывает анализ, доля экспортируемых технологий, результатов НИОКР, других РНТД весьма значительна: по данным Федеральной службы по техническому и экспортному контролю в 2006 году доля лицензий, выданных на экспорт результатов научно-технической деятельности, составила более трети (около 36 %) всех лицензий, выданных на экспорт в ядерной отрасли, а в 2007 году - около 32 %. Для оценки соответствия предусматривающих их экспорт внешнеэкономических сделок интересам государства в Министерстве обороны организуется комплексный анализ с участием соответствующих органов военного управления, специализированных научно-исследовательских учреждений и иных организаций. По его результатам делается вывод о целесообразности этих сделок.

Возможность возникновения угрозы причинения ущерба военным интересам Российской Федерации при экспорте контролируемых технологий, а также результатов НИОКР и других РНТД связана в первую очередь с тем, что их передача может обеспечить иностранным государствам создание высокоэффективных видов вооружения, в том числе принципиально новых. Это может привести к ослаблению международной безопасности, создать дополнительные военные угрозы тем или иным странам, включая государства - участников ЕврАзЭС и. Организации Договора о коллективной безопасности. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечено, что сохраняется стремление ведущих держав сделать качественный рывок в достижении доминирующего военно-технического превосходства. Там же указывается, что увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий.

При оценке соответствия внешнеэкономической сделки, предусматривающей экспорт контролируемых технологий и других РНТД, интересам государства необходимо учитывать отношение поставляемых результатов научно-технической деятельности к критическим технологиям (Перечень критических технологий Российской Федерации утвержден Указом Президента Российской Федерации № ПР-578 от 30.03.2002г.). К критическим технологиям также относят технологии, отсутствие которых не позволяет реализовать макротехнологию. Необходимо также учитывать особую роль «прорывных» технологий, значимых для существенного наращивания военно-промышленного потенциала государства-получателя и позволяющих существенно сократить время и затраты на создание нового вооружения.

Значительное количество пионерных исследований, ведущихся в настоящее время в России, ориентированы на заказы зарубежных компаний. По имеющимся оценкам, финансовая результативность разработок новых технологий, выполняющихся российскими коллективами по зарубежным заказам, в два-три раза выше, чем на Западе, поскольку стартовые ступени работ нередко проводятся (или уже проведены были ранее) за бюджетные средства. Следует подчеркнуть, что заявляемое невоенное назначение заказываемой для разработки предприятиям Российского оборонно-промышленного комплекса продукции не мешает иностранному заказчику применить имеющиеся там технические решения для создания новых видов вооружения и военной техники (ВВТ). Данный риск особенно велик в случае принадлежности конечного пользователя результатов заказанных работ к военным программам. Даже при предоставлении российскому экспортеру права проверки целевого использования иностранным заказчиком полученных технологий выявить на практике возможное их незаявленное использование достаточно проблематично.

В отличие от России США и ведущие европейские государства наращивают усилия по ужесточению мер контроля над экспортными поставками контролируемых товаров и технологий, реализуя прагматичное стремление максимально перекрыть каналы «утечки» передовых технологий и не дать конкурентных преимуществ другим государствам.

Следует подчеркнуть, что при госэкспертизе внешнеэкономических сделок, предусматривающих экспорт контролируемых технологий и других РНТД, наряду с оценкой возможности возникновения угрозы причинения ущерба нашим военным интересам, необходимо оценивать и возможность возникновения угрозы причинения ущерба экономическим интересам государства, связанной с конкуренцией образцов ВВТ на мировом рынке вооружений.

Возникновение угрозы причинения ущерба экономическим интересам государства возможно и в том случае, если передача контролируемых технологий, результатов НИОКР и других РНТД приведет к усилению конкурентных позиций образцов ВВТ или иной продукции иностранного производства на мировом рынке. Концепцией же национальной безопасности Российской Федерации к числу важных отнесена задача обеспечения конкурентоспособности российских предприятий на мировом рынке, а также конкурентоспособности национальной экономики в целом. Согласно экономической теории сильную конкурентную позицию и извлечение максимальной прибыли обеспечивает реализация технологий в материализованном виде, т. е. в виде узлов, оборудования, комплексных объектов и т. п. Анализ международного сотрудничества в области передачи технологий показывает, что наиболее целесообразной является следующая последовательность реализации технологий: на первом этапе жизненного цикла технологии предпочтение отдается продаже готовой продукции, в которой реализованы новые идеи, принципы и т. д.; на втором этапе технология реализуется обычно через прямые инвестиции, и только на третьем этапе практикуется продажа «чистых» лицензий, т. е. уступка прав собственности на использование запатентованной и незапатентованной (ноу-хау) технологий.

В последние годы третий этап часто сопровождается учреждением совместных предприятий, но используемая ими технология не всегда является передовой. Так, средний «возраст» технологий, передаваемых американскими транснациональными корпорациями своим филиалам в развитых странах, составляет около 5 лет, в развивающихся странах - 9 лет, а если речь идет о продаже лицензий независимым компаниям - до 13 лет и более.

Условия внешнеэкономических сделок, характеризующиеся раскрытием контролируемых технологий на ранней стадии сотрудничества и низкой финансово-экономической эффективностью заключаемых контрактов из-за неумения подготовить технологии к коммерциализации по международным стандартам, приводят к слабой конкурентоспособности российских предприятий на международном рынке высокотехнологической продукции. Негативные последствия низкоэффективного технологического обмена для конкурентоспособности национальной экономики ярко проявляются в России в течение последних 10 лет, в течение которых на фоне растущего экспорта РНТД, полученных на начальных стадиях инновационного цикла, высокими темпами растет импорт продукции, работ и услуг, созданных зарубежными партнерами на конечных стадиях.

Экспорт контролируемых технологий и других РНТД может привести к снижению конкурентных позиций и российских образцов ВВТ на мировом рынке. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации подчеркивается, что конверсия оборонного промышленного комплекса должна осуществляться без ущерба для развития новых технологий и научно-технических возможностей, модернизации российских вооружений, военной и специальной техники и укрепления позиций российских производителей на мировом рынке вооружений.

Таким образом, в целях определения соответствия внешнеэкономической сделки с контролируемыми товарами и технологиями, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, в отношении которых законодательством установлен экспортный контроль, международным обязательствам и государственным интересам проводится госэкспертиза, наиболее сложной задачей которой является оценка (с точки зрения возникновения угрозы причинения ущерба интересам государства) условий внешнеэкономических сделок, предусматривающих экспорт (передачу) инозаказчику технологий, а также результатов НИОКР, других результатов научно-технической деятельности, с учетом эффективности вооружений, в которых они могут быть реализованы.

Выше в самом общем виде рассмотрены возможности возникновения угрозы причинения ущерба военным интересам Российской Федерации при экспорте контролируемых технологий, результатов НИОКР и других РНТД, а также экономическим интересам государства, связанной с конкуренцией образцов ВВТ на мировом рынке.

Вывод о соответствии (несоответствии) условий внешнеэкономической сделки, предусматривающей экспорт контролируемых технологий, интересам государства и возможности возникновения угрозы причинения ущерба делается на основе результатов комплексного анализа с привлечением соответствующих органов военного управления, специализированных научно-исследовательских учреждений и иных организаций. Осуществление внешнеэкономической сделки на условиях, при которых наносится ущерб или возникает угроза причинения ущерба интересам Российской Федерации, является основанием для отказа в выдаче лицензии (разрешения) на ее заключение.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации