Проблемы правовой охраны секретных изобретений

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 8/2008, стр. 30-35

Проблемы правовой охраны секретных изобретений

Полковник Ю.Л. ФИЛИМОНОВ

Л.Н. ХИТРОВА,

кандидат технических наук

С ЯНВАРЯ 2004 года в нашей стране восстановлена существовавшая до 1992 года правовая охрана секретных изобретений. В результате появился юридический механизм, регулирующий отношения, связанные с защитой прав участников процесса создания и использования технических решений, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну. Необходимо отметить, что длительное отсутствие такой охраны изобретений (с 1992 по 2004 год) привело к накоплению нерешенных проблем в данной области. Многие результаты интеллектуальной деятельности, определяющие технический облик продукции военного назначения, не могли быть защищены охранными документами, что влекло за собой утрату приоритета и экономических выгод от введения секретных изобретений в хозяйственный и гражданско-правовой оборот. В частности, организации-разработчики и государство в целом несли убытки от реализации за рубежом рассекреченной военно-технической продукции, содержащей оригинальные решения, которые своевременно не патентовались и не защищались охранными документами.

В настоящее время особенности правовой охраны и использования секретных изобретений определены частью четвертой Гражданского кодекса (ГК) Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 1401 ГК РФ «заявки на секретные изобретения, для которых установлена степень секретности «особой важности» или «совершенно секретно», а также на секретные изобретения, которые относятся к средствам вооружения и военной техники и к методам и средствам в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности и для которых установлена степень секретности «секретно», подаются в зависимости от их тематической принадлежности в уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти... Заявки на иные секретные изобретения подаются в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности».

Одним из федеральных органов исполнительной власти, на который возложены функции, связанные с выдачей патентов на секретные изобретения, является Министерство обороны Российской Федерации. Порядок приема и рассмотрения заявок на выдачу патентов на секретные изобретения определен временной инструкцией по рассмотрению в Министерстве обороны РФ заявок на выдачу патентов на секретные изобретения, согласно которой в процесс рассмотрения заявок вовлечены многие органы военного управления и научно-исследовательские учреждения (НИУ) МО РФ. Перед ними стоят задачи не только по выдаче патентов на секретные изобретения, но и другие, предусмотренные частью четвертой ГК РФ, а именно: рассмотрение возражений на решения экспертизы, регистрация лицензионных договоров на использование запатентованного секретного изобретения, изменение степени секретности и рассекречивание изобретений. Практическая реализация этих задач выявила ряд проблем, требующих всестороннего анализа и поиска оптимальных решений.

Одной из самых острых, на наш взгляд, является проблема информационного обеспечения правовой охраны и использования секретных изобретений. Как известно, сведения о заявках и патентах на секретные изобретения, а также об изменениях в Государственном реестре, относящихся к секретным изобретениям, не публикуются (п. 2 ст. 1402 ГК РФ). Вместе с тем для нормального функционирования всей системы правовой охраны информация о секретных изобретениях должна быть доступна тем, кто в ней нуждается и имеет право на работу со сведениями, составляющими государственную тайну. К ним относятся лица, профессиональная деятельность которых непосредственно связана с созданием и правовой охраной секретных изобретений, а именно:

авторы, творческим трудом которых создаются научно-технические достижения, превосходящие мировой уровень;

патентные поверенные, привлекаемые к делопроизводству по заявкам на секретные изобретения;

эксперты, в обязанность которых входит проведение сопоставительного анализа заявляемых технических решений с секретными изобретениями, запатентованными в Российской Федерации или еще в СССР (п. 5 ст. 1401 ГК РФ);

заявители, которые желают ознакомиться с материалами, противопоставленными их заявке при проведении экспертизы.

Информация о секретных изобретениях необходима и для вовлечения их в хозяйственный оборот (например, в рамках государственного оборонного заказа), а также для реализации исключительного права на лицензионной основе согласно ст. 1405 ГК РФ. Это значит, что в состав заинтересованных пользователей информации о секретных изобретениях должны быть включены, во-первых, лица, желающие использовать сведения о сущности секретных изобретений в своей научно-технической деятельности, в частности для разработки новых или усовершенствования существующих изделий вооружения и военной техники (ВВТ); во-вторых, организации, занимающиеся производством ВВТ с использованием секретных изобретений, и, в-третьих, организации и эксперты, реализующие военную продукцию за рубежом.

Для активизации изобретательской деятельности в МО РФ и практического использования секретных изобретений необходимо организовать доступ перечисленных категорий пользователей к закрытой информации об этих объектах промышленной собственности. Сам по себе организационный механизм допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, и их передачи предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам достаточно четко регламентирован действующим законодательством и в корректировке не нуждается. Сложность заключается в разрозненности информационных фондов, содержащих сведения о заявках и секретных изобретениях СССР и Российской Федерации. По данным проведенного оперативного обследования патентные фонды органов военно-научной информации Министерства обороны содержат от 3 до 17 % грифованных патентных документов, сведения о которых фактически недоступны, так как в настоящее время отсутствует единая база данных МО РФ о заявках на секретные изобретения и выданных охранных документах (авторских свидетельствах СССР и патентах Российской Федерации). Формирование такой базы позволило бы решить многие проблемы информационного обеспечения, в том числе облегчило бы поиск необходимой информации всем заинтересованным пользователям, а также существенно повысило бы качество экспертизы заявок на секретные изобретения по существу. Кроме того, такая база данных необходима для проведения статистического анализа изобретательской деятельности в Министерстве обороны, где значительная часть новых технических решений охраняется законодательством о государственной тайне.

Подчеркнем, что речь идет о формировании адресно-библиографической базы данных секретных изобретений, содержащей сведения о заявителе, номере заявки или охранного документа, условном названии секретного изобретения, дате приоритета и индексе Международной патентной классификации. Такой ограниченный объем информации, с одной стороны, снижает вероятность утечки сведений, составляющих государственную тайну, а с другой - позволяет заинтересованным лицам по дополнительному запросу получить более полную информацию о секретном изобретении у заявителя или правообладателя.

Аналогичные проблемы возникают и в других ведомствах, наделенных полномочиями по рассмотрению заявок на секретные изобретения постановлением Правительства Российской Федерации № 514. Чтобы обеспечить выполнение нормы, предусмотренной п. 5 ст. 1401 ГК РФ, каждое ведомство, проводящее экспертизу секретных заявок по своей тематике, должно предоставить возможность экспертам ознакомиться с ведомственным фондом информации соответствующего уровня доступа.

Помимо сведений о заявках, патентах и авторских свидетельствах на секретные изобретения авторам, заявителям и экспертам необходимо обращаться к широкому кругу несекретных патентных документов и иных источников научно-технической информации. В частности", согласно требованиям патентного законодательства для оценки охраноспособности нового технического решения поиск патентных документов России и других стран мира должен осуществляться начиная с 1920 года, а иных источников информации - на глубину не менее пяти лет.

Комплектование же фондов патентных документов в большинстве НИУ МО РФ происходило с середины 50 и до начала 90-х годов прошлого столетия (когда централизованное обеспечение патентной информацией было прекращено, а динамика их пополнения за счет собственных средств учреждений резко пошла на убыль). Отсутствие полноценных патентных фондов и фондов научно-технической литературы (в том числе зарубежной) лишает военных ученых и специалистов возможности оперативного ознакомления с последними достижениями науки и техники и, по существу, тормозит технический прогресс, поскольку существующий дефицит достоверных сведений о принципах построения и функционирования современных образцов ВВТ сдерживает своевременное решение актуальных задач по разработке новой техники.

Основной причиной низкой эффективности информационного обеспечения правовой охраны и патентно-лицензионной работы в Министерстве обороны в целом и секретных изобретений в частности является дефицит материальных средств. Проблема недостаточности финансового обеспечения поднималась неоднократно, в том числе, на заседаниях Координационного научного совета по научно-информационной деятельности в ВС РФ, однако реально денег на ее осуществление, в том числе на заказ и приобретение необходимых информационных материалов, выделяется крайне недостаточно. В результате качество многих выполняемых и завершенных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также заявок на секретные и несекретные изобретения, оформляемых по их окончании, в большинстве НИУ МО РФ, как правило, бывает невысоким. Из-за недостаточного финансирования затруднено и выполнение таких мероприятий, как обучение экспертов основам патентоведения, участие военных ученых и специалистов в научных семинарах и конференциях, командирование их во Всероссийскую патентно-техническую библиотеку и другие информационные фонды (в первую очередь сотрудников Управления интеллектуальной собственности и Центра военно-научной информации МО РФ), приобретение нормативно-правовой и методической литературы по вопросам экспертизы заявок на изобретения и т. п.

Подобные трудности возникают не только у организаций, осуществляющих экспертизу заявок на секретные изобретения, но и у НИУ, желающих получить патент. Основной экономической проблемой организации-заявителя, возникающей в процессе подачи заявки и ведения делопроизводства по секретным изобретениям, является уплата патентных пошлин. Действующее законодательство предусматривает патентные пошлины за каждое юридически значимое действие, связанное с получением патента, а именно:

за подачу заявки на выдачу патента;

за внесение изменений в документы заявки на изобретение;

за продление срока ответа на запрос экспертизы;

за восстановление пропущенного заявителем срока представления документов или дополнительных материалов по запросу экспертизы;

за проведение экспертизы заявки на изобретение по существу;

за продление срока представления ходатайства о проведении экспертизы заявки на изобретение по существу;

за рассмотрение возражения на решение о выдаче либо об отказе в выдаче патента на изобретение или о признании заявки на изобретение отозванной;

за регистрацию изобретения;

за поддержание в силе патента Российской Федерации на изобретение;

за восстановление действия патента на изобретение.

В совокупности на оплату патентных пошлин «набегает» внушительная сумма, которой в большинстве НИУ МО РФ, находящихся на бюджетном финансировании, попросту нет.

Таким образом, для выполнения только основных функций по подаче и рассмотрению заявок на секретные изобретения, установленных действующим законодательством Российской Федерации и временной инструкцией по рассмотрению в Министерстве обороны Российской Федерации заявок на выдачу патентов на секретные изобретения, требуются значительные бюджетные средства. Для решения финансовых проблем следовало бы внести соответствующие коррективы в статьи расходов бюджетной классификации, предусматривающие финансирование патентно-лицензионной деятельности научно-исследовательских учреждений.

К разряду финансовых относится и проблема выплаты вознаграждения авторам секретных изобретений и других объектов интеллектуальной собственности. Она возникает в следующих случаях:

при получении патента на секретное изобретение работодателем, Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик;

при передаче работодателем права на получение патента другому лицу;

при неполучении патента по поданной работодателем заявке по причинам, зависящим от работодателя;

при принятии работодателем решения об отказе в подаче заявки и получении патента на секретное изобретение (сохранении информации об изобретении в тайне).

Автору служебного секретного изобретения принадлежит также право на компенсацию, если работодатель использует его изобретение в собственном производстве. Размер и условия выплаты определяются договором автора с работодателем, а в случае спора - судом. Если изобретение доведено до промышленного применения, то авторское вознаграждение должно выплачиваться патентообладателем в срок не позднее трех месяцев после истечения каждого года, в котором использовалось изобретение, или поступления выручки от продажи лицензии, но не более срока действия патента. Однако на практике эти сроки соблюдаются редко, а чаще всего об авторах просто забывают.

Положение осложняется тем, что в настоящее время недостаточно отработан механизм выплаты авторского вознаграждения, когда патентообладателем секретного изобретения является либо Российская Федерация, от имени которой выступает государственный заказчик, либо Российская Федерация совместно с организацией-исполнителем научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы, выполненной по заказам Министерства обороны, либо организация, получившая патент на правах уступки (отчуждения). В этих случаях автор оказывается в уязвимом положении. Он не в состоянии проконтролировать реализацию исключительных прав на свое изобретение, поскольку не связан трудовыми отношениями с государственным заказчиком или другим правообладателем патента. Все это существенно снижает заинтересованность авторов в своевременном выявлении патентоспособных технических решений, оформлении и подаче заявок на секретные изобретения.

Таким образом, актуальной представляется разработка ведомственного нормативного документа, определяющего порядок выплаты авторского вознаграждения за создание и использование секретного изобретения с указанием конкретных источников финансирования для предусмотренных законодательством вариантов закрепления исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности условиями государственного контракта.

Еще одной проблемой, часто упоминаемой специалистами различных НИУ МО РФ, является кадровое обеспечение проведения экспертизы заявок на секретные изобретения. К экспертам предъявляются весьма высокие требования, поскольку от их профессионализма зависит очень многое. Это и качество патентно-информационного поиска, и правильная оценка охраноспособности заявленного технического решения, и грамотное ведение делопроизводства, и юридически выверенное общение с заявителем, и др. Помимо допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, лица, занимающиеся рассмотрением заявок на такие изобретения в МО РФ, должны обладать необходимым уровнем знаний по определенному тематическому направлению военного дела, иметь специальную подготовку в области правовой охраны интеллектуальной собственности и соответствующий практический опыт патентно-лицензионной работы. Однако на сегодняшний день специалистов, удовлетворяющих подобным требованиям по проведению патентной экспертизы, явно не хватает. В связи с этим существует острая потребность в подготовке и переподготовке кадров. В настоящее время многие сотрудники НИУ МО РФ по направлению Управления интеллектуальной собственности МО РФ обучаются в Российском институте интеллектуальной собственности, и есть надежда, что со временем кадровая проблема правовой охраны секретных изобретений в Минобороны России будет решена.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что решение выявленных проблем информационного, финансового и кадрового обеспечения правовой охраны секретных изобретений в МО РФ требует определенных усилий со стороны органов военного управления. Особое внимание следует уделить развитию ведомственной нормативно-методической базы формирования подсистемы патентной информации и финансирования изобретательской работы в Министерстве обороны. Разработка новых организационно-правовых механизмов, регламентирующих финансовые и патентно-информационные вопросы изобретательской деятельности, позволит повысить творческую активность авторов и заинтересованность НИУ МО РФ в подаче заявок и получении патентов на новые технические решения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

Постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2004 года № 514 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных рассматривать заявки на выдачу патента на изобретения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну».

Временная инструкция по рассмотрению в Министерстве обороны Российской Федерации заявок на выдачу патентов на секретные изобретения согласована с заместителем руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам А. Корчагиным 8 декабря 2006 года и утверждена начальником вооружения ВС РФ - заместителем министра обороны Российской Федерации 28 декабря 2006 года.

Постановление Совета министров Российской Федерации от 12 августа 1993 года № 793 «Об утверждении Положения о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров и Положения о регистрационных сборах за официальную регистрацию программ для электронных вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем» с последующими изменениями.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая // Патенты и лицензии, 2007. № 2. С. 3-104.

Евстафьев В.Ф., Потемкин О.А., Хитрова Л.Н. Правовое регулирование в области охраны секретных изобретений. М.: ПАТЕНТ, 2006.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации